Теодицея номер раз

Вопрос об оправдании Бога, с одной стороны, являющегося воплощением Абсолюта бытия или, иначе говоря, живым, сенсорным и интеллектуальным, воплощением Бесконечности Мироздания во всех её проявлениях, а с другой стороны, допустившим не просто наличие разного рода зла в любом конечном мире, но преобладание зла над добром в конечном мире - этот вопрос существует столько, сколько существуют представления людей о божественной природе всего сущего. Правда, концепция Бога как воплощения Бесконечного Мироздания во всех его проявлениях характерна лишь для моей философии пантеизма личного Бога, но и политеистические, и, прежде всего, монотеистические религии, и различные философские учения почти всегда с недоумением относились к тому, как всемогущий и благой Бог (боги) устроил сотворённый им мир. Юдоль скорбей, пристанище зла во всевозможных его формах, прежде всего, в виде страданий естественных и искуственных, причиняемых людьми друг другу и самим себе - и главнейшее, неизбывное страдание нашей конечной природы - неизбежный кошмарный страх неминуемой, всепобеждающей смерти! Если Бог есть безмерное благо и безусловное всемогущество, то как же он допустил торжество, по сути, ада земного? Слабым утешением за доблестные муки на этом свете служит награда, гипотетическая, в которую ещё надо поверить, в качестве вечного блаженства на том, посмертном свете. Зачем, вообще, Богу, представляющему собой абсолютное и притом всемогущее добро, причинять столько мук и животным, и людям? И тот факт, что Бог есть добро, следует из его метафизической сути - ведь Бог есть, имеет место быть, самим своим наличием он обеспечивает жизнь как таковую, а вот если бы его не было, то в мире, точнее, в безмирье, царила бы абсолютная смерть, то бишь небытиё.

О да, жить, как говорится, хорошо, как совершенно верно сказал Леонид Гайдай, и хотя хорошо жить - ещё лучше, как продолжил он же, всё-таки самое наличие жизни, бытия - уже счастье несказанное! И вот, значит, он, Господь Бог, за каким-то рожном вечно держит в бочке мёда жизни ложку дёгтя всевозможных мучений. По этому случаю древнегреческий философ Эпикур высказался следующим образом. Жизнь насыщена страданиями потому, что Бог:
1. Может, но не хочет их устранить.
2. Хочет, но не может сделать это.
3. И не может, и не хочет, злыдень такой, избавить смертных тварей своих от мучений.
4. И может, и хочет установить, понимаете ли, рай земной, но - неисповедимы помыслы Божии - почему-то не устанавливает, сохраняя юдоль скорбей в жизни смертных.
Ну что же, Эпикур был и остаётся чрез пару с лишним тысяч лет вполне логичным. Однако, что же следует из этой не устаревшей античной логики? А следуют весьма простые вещи: что Бог либо не всемогущ, либо не всеблаг, либо ни то, ни другое. В лучшем случае, выходит, что у Бога есть какие-то свои, нам принципиально не понятные резоны выбрать более жёсткий, даже жестокий способ бытия смертных. Вот может он организовать нам не жизнь, а малину, и к тому же хочет этого, но - надо думать, ради нашего же блага - не организовывает. Словно бы выбирает из двух вариантов: один - хороший, а другой - ещё лучше! Хотя, сдаётся мне, здесь господин Эпикур несколько перемудрил - почему бы не сделать Богу то, что и можется, и хочется, если нет непреодолимых препятствий для этого? А уж коль не делает, значит, препятствия имеются.
Получается, что Бог - существо ограниченное или недоброе, или и то, и другое одновременно. Что категорически противоречит нашим о нём представлениям. Хотя, как я уже говорил выше, доброта его очевидна - Бог даёт жизнь как таковую. Остаётся только одно, что вызывает в уме и сердце человека абсолютное несогласие - Бог не всемогущ!

Как-то привыкли мы считать Бога, реального ли, воображаемого, проявлением Абсолюта, значит, существом, беспредельным во всём. Вот не может быть ему ни в чём ограничений, не должно. Ведь что такое этот самый Абсолют с большой буквы - не иначе, как выражение, воплощение Бесконечности, ну а коли так, то о каких же тут лимитах в чём бы то ни было толковать? И подавляющее большинство людей скажет: вот если Бог существует, то он должен быть беспредельно могущественным, абсолютно свободным, бесконечно добрым (а злым он быть не может в принципе, по указанной мной выше причине). Мы понимаем принципиальную разницу между конечным и бесконечным как что-то совершенно невероятное, неосуществимо сказочное и при этом вполне реальное. По крайней мере, реально возможное. То бишь, здесь, в конечном мире всё или понятно, или поддаётся пониманию, а там, в Мире Бесконечном, ваще ничего не понятно и фиг когда поймёшь! Никак эти два мира в нашем сознании не соединяются, их синтез, в том или ином виде, представляется нам невозможным. Тот факт, что конечный мир является частью Бесконечного, а значит, в основах своих конечный мир подобен Бесконечному Миру, большинство людей, подавляющее большинство, не воспринимает всерьёз. Да и сама тема-то к серьёзу не располагает, ей же ей! Какие-то, блин, заочные умствования о том, что к нашей насущности видимого отношения не имеет! Хрен ли нам эта Бесконечность и этот Бог, даже если он взаправду существует!? Знать мы Бога не знали никогда, видеть не видели, не говоря уже про Бесконечность, жили без них - не тужили, и дальше жить будем, а что потом ещё будет, поглядим. Бог-то, он зачем, главным образом, нужен? Обеспечить нам загробный комфорт, чтоб, значится, во-первых, никакого после смерти небытия, а чтоб бытиё какое ни то, ну и, во-вторых, чтоб бытиё после смерти выпало послаще. Реальность Бога - вещь тёмная, непонятная, куда более имеющая отношения к вере, нежели к знанию. А поверить человек способен во что угодно - столь могуча наша ЦНС! Поэтому всерьёз говорить о Бесконечности и Боге как о фактах Бытия Мироздания люди отнюдь не склонны. Люди верят, в большей или меньшей степени, то бишь, в той или иной мере сомневаясь, в то, что есть некое высшее существо, которое обеспечивает жизнь и контролирует мир  и которое является воплощением Бесконечности, существо, не познаваемое конечным разумом в принципе и волшебным образом совмещающее в себе несовместимое - всемогущество, абсолютную свободу, абсолютное благо. Абсолютно свободный не испытывает желаний - каким образом тогда проявится его всемогущество? Абсолютное благо означает постоянное чувство счастья, но если постоянно испытывать удовольствие, то оно вскоре перестанет быть таковым. Таким образом, чтобы понять, ощутить, что такое удовольствие, надо прежде испытать какое бы то ни было страдание. Эти противоречия людей не смущают, потому что Бог - запредельное чудо и может совместить в себе несовместимое, и потому что тема эта не насущно актуальна для жизни земной, а для жизни загробной надо лишь по мере душевных сил верить в Бога по установленному той или иной религией образцу, и что из себя представляет Бог на самом деле - не нашего тленного ума это вопрос!
Итак, во-первых, для людей Бог - не знание, а вера, то бишь, познать его в принципе нельзя, и, во-вторых, Бог есть воплощение вещей совершенно чудесных и абсолютно невозможных, с точки зрения ограниченных смертых тварей. Вот отсюда и берут начало все более или менее неудачные теодицеи - а таковыми они являются доселе все! Потому как до тех пор, пока мы не откажемся от мнения о принципиальной невозможности познать Господа Бога и не познаем его хоть в какой-то степени, нам не удастся объяснить, почему в сотворённом Богом мире существует зло, и что такое это так называемое зло по сути. Помните четыре тезиса Эпикура? Какое-то из допущений античного философа следует принять, иначе никогда не удастся оправдать Господа Бога - притом, что все четыре тезиса категорически противоречат общепринятым воззрениям о Боге. Ну что это, в самом деле, понимаете, такое: выходит, Бог то ли не хочет, чтобы нам жилось хорошо, то ли не может нам устроить царствие небесное на земле, то ли и не может, и не хочет, то ли, вообще, и хочет, и может, но зловредно упрямится!
И хотя Эпикур использовал свою логику с богоборческой, атеистической целью, никакого противоречия факту существования Бога эта логика не содержит. Просто надо рассмотреть, как следует, аргументы давно почившего в бозе любителя мудрости. И по итогам верного рассмотрения оправдать, наконец, Господа Бога. Потому как, в противном случае, Бога или вовсе нет, или он какой-то абсолютный злодей, эдакий всеобъемлющий редиска. Но, во-первых, Бог всё-таки есть, а во-вторых, Бог не может быть воплощением зла, ибо абсолютным злом является отсутствие чего бы то ни было, абсолютная пустота, вакуум, не бытиё как таковое, меж тем как Мир представляет собой абсолютное Бытиё, бесконечное множество материи, вечной, безначальной и бесконечной. Мир по своей природе есть абсолютное добро, ибо он абсолютно противоположен абсолютном злу пустоты. Мысль о том, что Бог воплощает собой зло в абсолютно добром мире, несколько противоречива, вы не находите? (Данную идею, кстати, я использую уже  в третий раз в этом небольшом по объёму тексте) Самый феномен Жизни (она же - Добро) не содержит в себе никакого диалектического двуединства, просто потому, что жизнь есть всегда, а вернее, даже так: феномен Жизни, Бытия в качестве безграничных категорий не содержит в себе такого диалектического двуединства, которое может быть хоть когда-то непоправимо нарушено.
Просто потому, что материю - основу Бытия - нельзя уничтожить, материя дробима беспредельно, и на какие бы мелкие частицы ни разложить вещество, эти частицы тоже из чего-то состоят. Превратить материю в ничто невозможно. В том или ином виде Жизнь, Бытиё, а значит, и Добро, ибо эти понятия синонимичны, будет иметь место всегда. В Бесконечном Мироздании, которое персонифицировано в виде Господа Бога, Жизнь, Бытиё, Добро - абсолютные категории, а диалектически противостоящие им смерть, небытиё и зло - категории относительные. Диалектическое единство жизнь - смерть не для Бога, ведь он не может умереть, оно для смертных его тварей, для нас, людей, в том числе. Это мы должны жить и умирать, причём, наша жизнь представляет собой аренду щепотки чувственности и разума Господа Бога и нам наша жизнь не принадлежит, таким образом. И смерть наша - всего лишь прекращение срока очередной аренды - с немедленным началом нового арендного срока. Ага, что-то вроде переселения душ, только Душа-то одна - Господь Бог. От которой в каждое "новое рождение" смертный присваивает себе частичку.
Бог являет собой абсолютное Добро потому, что он есть в мире и обеспечивает, по сути, бессмертием каждого из нас - метафизическим бессмертием. Но почему же Бог делает наше счастье столь мучительно-неочевидным? Как бы мы ни верили и в него, а главное, в жизнь после смерти, всё равно этот ужас - танатофобия - каждому портит жизнь капитально! Не говоря уже про многочисленные прочие душевные и физические страдания! Несть им числа, мукам, и каждый почерпнёт, никуда не денется!
Это моё эссе или не знаю, как ещё можно назвать, является следствием предыдущей работы "Пантеизм личного Бога". Там всё расписано подробно. А вкратце, пожалуй, можно следующим образом.
Из всех версий Эпикура, почему Бог столь немилосерден к смертным тварям, наиболее логична та, которая утверждает: Бог хочет сделать жизнь смертных сплошным кайфом, но не может. Да-да, Бог, увы, не всемогущ. И не свободен. Был бы всемогущ и абсолютно свободен, давно бы совершил самоубийство - и вот это бы называлось Абсолютным Злом, ибо ничего бы тогда в Мире не было, самого Мира бы не было.
Ограничено могущество Бога ещё и потому, что безмерная сила его нивелируется его же бесконечно огромным организмом.
Кроме того, следует понимать, что часть всегда в чём-то главном является подобием целого. Человек - часть, а Бог - целое. И коль скоро наша жизнь насыщена страданиями, то и жизнь Бога такова. Да и не может чувственное существование быть устроено иначе, о чём выше я уже говорил. Если наслаждение будет постоянным сенсорным фоном бытия, то вскоре оно перестанет восприниматься таковым, перстанет быть наслаждением - и жизнь превратится в невыносимую скуку, ибо мощная нервная система (а у Бога ЦНС беспредельно мощна) постоянно нуждается в сильных ощущениях, и только чередование страданий и наслаждений, каковыми являются уже прекращения страданий, доставляет в ЦНС должные ощущения. Ни постоянная боль, ни постоянное удовольствие не могут быть фоном бытия, что известно нам хотя бы из опыта своей собственной жизни.
Мы нуждаемся в страданиях даже для того только, чтобы не скучать. Не говоря уже про регуляторную функцию страданий, ибо как же живое существо узнает, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать, а что - низ-зя? Только посредством страданий и избавлений от них, дарящих наслаждение.
И страдания наши, хотя и постоянны, но отнюдь не беспредельны. Об этом как раз известная богооправдательная формула: "Бог посылает каждому лишь столько страданий, сколько тот в состоянии выдержать". Действительно, если мучения становятся невыносимыми, то возникает эффект болевого шока, то есть потеря сознания или смерть из-за сильной боли. Несть числа мучениям, но есть мера их степени. Жестокость Бога в этом вопросе оказывается очень даже милосердной. Приведу вполне конкретный жизненный пример данного милосердия. Когда мать моей жены умирала от рака, она почти всегда в последние несколько дней находилась в бессознательном состоянии, притом, что обезболивающее ей делали не регулярно, в недостаточном количестве. Болевой шок отключал чувствительность и спасал женщину от адских мук.
Что же касается главного человеческого страдания - кошмарного страха неизбежной смерти, или танатофобии, то, как я полагаю, если кто-то и скончался от этой беды в цветущем возрасте, да и в каком угодно, то подобных личностей было чрезвычайно мало. Как ни отравляет нам танатофобия существования, мы прекрасно доживаем с ней до весьма преклонных лет.
Вообще, что касается нашего отношения к жизни, как к юдоли скорбей, то выходит интересный парадокс. С одной стороны, жизнь есть страдание, но при этом, с другой стороны, подавляющее большинство людей цепляются за свою жизнь до последнего. Значит, не столь она мучительна, жизнь наша жисьтянка, зато наши требования к её качеству явно завышены. Мы желаем, чтоб страдания были малюсенькими, а наслаждения огромными и пеняем Богу за то, что он устроил всё совсем наоброт. А Бог-то по-другому и не может, нет у него, при всей его, казалось бы, беспредельной силе-власти абсолютного могущества, все-могущества. Здесь проявляется тот закон Бытия, которому подчиняется сам Бог. Ведь наслаждение после прекращения мучения тем значительней, чем сильней было мучение. Понятно, что это далеко не всегда так, данная закономерность универсальна лишь при одном условии - что мучение не выходит за пределы, наносящие непоправимый вред жизни и здоровью, физическому и психическому, личности. Если человек после тяжкого испытания помешался или потерял ногу, например, то большого удовольствия, а то и никакого удовольствия после завершения испытания он не ощутит. Но, в целом, закономерность действует: больше страдание - больше, в качестве компенсации, наслаждение. А нервная система человека нуждается в сильных переживаниях, поскольку обладает исключительной энергетикой, потому-то обойтись без серьёзных мучений, только и позволяющих ощутить потом адекватную радость, нам невозможно. И никакой Бог тут ничего поделать не может.
Тем паче, что и он устроен точно так же, ибо подчинён Господь Бог универсальному закону Мироздания - без страданий не бывает наслаждений. В чём мы, смертные твари, как уже говорилось, всего лишь подобны ему, бессмертному Богу, абсолютному воплощению Бесконечности. Если устранить из жизни человека минимально необходимые именно этому человеку страдания, то жизнь этого человека перестанет удовлетворять, как следует. И тогда он либо затеет для себя какое-нибудь мученьице, либо, если ничего не поменяет в жизни, будет страдать ни с чего, без видимой причины. Так или иначе, а без отрицательных ощущений нам не обойтись. Без каких именно, тут, разумеется, каждому своё - кто жизнью постоянно рискует, а кто с женой-мужем ругается, кто вкалывает от зари до зари, а кто посуду станет за собой мыть и мусор выносить, мученик. И всё же человек по своей природе обладает мощной нервной системой, и большинство людей нуждаются в сильных ощущениях. Конечно, хотят-то все удовольствиев всяких и, стремясь к ним сознательно, неосознанно, по наитию находят для себя те или иные мучения. Причём, весьма ощутимые мучения.
Что же получается? Страдания совершенно необходимы для обеспечения правильного поведения, позволяющего выживать и, вообще, нормально существовать. И страдания совершенно необходимы для обеспечения нормальной эмоциональной, сенсорной жизни. Но, поскольку ёмкость ЦНС и сила ощущений человека огромны, человек нуждается в сильных страданиях. Вот мы сами себе их и обеспечиваем всю дорогу, в смысле, всю свою историю. Мало нам болезней и смерти, а также совершенно необходимой для выживания в первобытном обществе войны, так мы ещё устраиваем себе и другим всевозможные измывательства - в погоне за совершенно чрезмерными богатством, славой, властью, вернее, за чрезмерным самоутверждением, достигаемым благодаря богатству, славе и власти.
При первобытно-общинном строе война была самым важным, самым нужным занятием, а воины - самыми уважаемыми людьми, ибо земля тогда, при той, с позволения сказать, производительности труда не могла прокормить всех людей, и, чтобы выжить, одни люди вынуждены были уничтожать других. Умелый военачальник тогда был сродни доброму и могущественному языческому богу - ибо он обеспечивал жизнь всему племени. Потом постепенно человечество достигло такого уровня прогресса, который позволял не бояться голодной смерти никому. И что же, перестали после этого люди воевать? Не только не перестали, но, наоборот, всячески продолжали совершенствовать и оружие, производя его в немалых количествах, и способы ведения войны. Вот уж до такой степени кто-то над кем-то жаждал доминировать, что без массового взаимного убийства специально для этой цели вооружённых, организованных и обученных людей обойтись было нельзя. Логическим завершением, полным и абсурдным, данного человеческого экстремизма явилась Первая Мировая Война, 1914-1918гг, смысл которой до сих пор непонятен большинству исследователей, когда самые высокоразвитые народы мира поистребляли друг друга миллионами с применением самых современных средств уничтожения. Лично мне представляется логичной только одна причина этой нисколько не прагматичной бойни: уж очень хотелось затеять эту войну тем людям - руководителям национально-государственных систем - которые её и затеяли. Хотя и подчинённые руководителям народы в 1914г. были отнюдь не против поубивать в некотором числе друг друга. Против они стали немного погодя.
Да и вообще, едва ли за последние лет, скажем, триста представителями "белой" цивилизации была начата хоть одна война по объективной нобходимости, исключительно с целью выживания. Просто Первая Мировая по своим чудовищным последствиям являет собой апофеоз абсурда в организованном массовом взаимном истреблении людей.
Но войны - это лишь верхушка айсберга в чисто человеческом стремлении помучить и себя, и ближних своих. А и в повседневной жизни, без всяких войн люди порой добровольно терпят такие страдания, которых даже по принуждению сами же не захотели бы терпеть. А если посмотреть в среднем, то люди готовы на немалое самопожертвование для приобретения объективно излишнего. Сплошь и рядом рвут жилы, губят здоровье, сокращают жизнь, ссорятся с ближним и дальним для того, чтобы стать ещё богаче и высокопоставленней. Или знаменитей, или добиться благосклонности избранника, или установить рекорд, про который никто даже и не узнает - и такое бывает. Словом, чтобы совершить нечто, без чего можно прекрасно жить, что не является насущно необходимым. Помимо мучений естественных, люди создают себе истязания сами. Ибо такова наша природа. Но такова же и природа Господа Бога, поскольку мы являемся его частью, а часть, если не во всём, то во многом подобна целому. Только ЦНС Бога несоразмерно более сильна, по сравнению с человеческой, и ему потребны куда более мощные ощущения. Про страдания Господа Бога поговорим потом, а сейчас констатируем: бо'льший, сравнительно с животными, уровень страданий человека есть часть человеческой (и Божественной) природы. В той или иной мере страдать - это наше естественное состояние. А едва ли нормальное положение может быть чересчур мучительным, чрезмерная постоянная боль - признак серьёзной патологии. Вот и получается, что воспринимать свою жизнь как юдоль скорбей - это, с нашей стороны, самообман. Сверхизбыточная нервная система превращает нас в парадоксальных экстремистов: мы стремимся к дополнительным страданиям и одновременно к полному избавлению от них.
Исходя же из опыта собственной жизни, могу сказать одно: бытиё своё в качестве перманентной трагедии я не воспринимаю. Но не всем же так везёт! Ага, но те, кому очень не повезло, мучились чем сильнее, тем короче. И смерть прибирала их милосердно - хотя едва ли они были рады подобному милосердию - довольно скоро. Сильные, о-очень сильные чувства эфемерны. И рай, и ад в наших ощущениях быстро преходящи. Они моментально сменяются чем-то умеренным, фоновым, терпимым, если речь идёт о боли, легко приятным, если это наслаждение. В худшем случае сильная боль убивает, но это всё равно гораздо лучше того, что мы называем словом "ад". И притом никому из нас не удастся избежать в своей жизни этого самого пресловутого ада. Потому что умирать предстоит каждому, и в процессе умирания энное количество мгновений невыносимых мучений испытает каждый из нас. Ведь страдания за гранью болевого шока приводят к смерти. Сильнейшая боль - признак того, что в организме происходят несовместимые с жизнью изменения. Так что каждому при умирании гарантированы запредельные мучения, в том или ином виде, при любом способе умирания, при любом состоянии, в котором будет находиться умирающий. Радует только то, что эти гомерические страдания будут очень непродолжительными. Да, но как же быть со всевозможными изощрёнными способами казней, вроде сажания на кол и всяких прочих ужастей, в которых мы, люди, дьявольски изобретательны? В этих случаях страшные мучения длятся долго. Страшные - да, долго, но невыносимые страдания неспроста же так называются, а именно потому, что вынести их, находясь в сознании, невозможно. Получается, что при любом мучении, если живое существо терпит и не лишается тем или иным способом сознания, то страдания его не запредельны, терпимы, не в преисподней это существо пока находится. Перспективка, конечно, кошмарная - быть посаженным на кол или, например, оказаться с содранной кожей или быть заживо похороненным. Но при умирании от вполне естественной мучительной болезни многие из нас испытывают оченно похожие ощущения. Всё одно природа, которая на самом деле Бог со своим лицом, не затянет кошмар ни в каком случае умирания.

Резюмируя всё вышесказанное, можно смело констатировать: утверждение, что наша жизнь является страданием, несколько преувеличенно, эта мысль, объективно говоря, не соответствует действительности. Корректнее сформулировать так: по субъективным нашим, человеческим, ощущениям, страдания в нашей жизни преобладают по временно'й их доле, то есть, бо'льшую часть своей жизни мы испытываем некий, и сравнительно редко - ещё какой дискомфорт. Слишком мощной центральной нервной системой мы, люди, обладаем, вечно наша ЦНС норовит выйти из берегов, и вечно из-за этого мы чем-то недовольны, вечно нам чего-то не хватает и как-то так не вполне хорошо, вроде - живи и радуйся, а вот как-то плоховато, что-то бы надо изменить - и тогда станет здорово! Ну, изменяем - и да, становится замечательно великолепно! Но проходит, если не пять минут, то пять дней - и опять нам чего-то не достаёт, и опять - хорошо, вроде, а счастья почему-то нет, опять чего-то нужно совершать, добиваться, менять, короче говоря. Для человека очень даже подходящ перефраз известной чёрной шутки, как и сама эта шутка: жить мы будем хорошо, но не долго. Ага, это плохо, в той или иной мере, как нам ощущается, бывает почти всегда, а хорошо долго не бывает. Тут я подумал, кстати уж, что у этого высказывания есть и другой смысл - действительно, слишком хорошая жизнь, бытиё с излишествами всякими нехорошими, тоже долгой не бывает.

В общем, жизнь человеческая - штука вполне сносная, а недовольны мы ею, в основном, в силу своей природной сущности. Вот так мы, люди, устроены - по подобию Божьему - что  предъявляем к жизни завышенные требования, оттого и воспринимаем свою жизнь как страдание. И какие, спрашивается, тут могут быть претензии к Господу Богу, тем паче, что он и сам такой и не властен с этим ничего поделать?
Есть и ещё кое-что, превращающее так называемую вину Господа Бога перед людьми в его благодеяние по отношению к этим бедным людям.
В силу большей ёмкости, мощи своей ЦНС люди обладают куда большим диапазоном сенсорных возможностей, чем животные, и, главным образом, благодаря высокоразвитому интеллекту, который и является оформлением, реализацией части избытка ЦНС человека. Ведь благодаря разуму чувственная жизнь (довольно бессмысленное выражение, поскольку жизнь всегда и только чувственна, но пусть будет) человека приобретает сверхкалейдоскопическое разнообразие! Что категорически нам необходимо! Можно упомянуть всякие "мелочи", типа создания наркотических эффектов, вроде кулинарии, алкоголя, искусства и тд и тп, можно сказать, что часто отвлечённые мысли служат для нас источником сильных и нужных ощущений, можно ещё о чём-то сказать, но разум обеспечивает нас и куда бо'льшим кайфом!
Благодаря высокоразвитому разуму со способностью к отвлечённому, абстрактному мышлению люди в состоянии познавать мир, открывать его законы и использовать эти законы для приобретения большего могущества в мире, то бишь для самоутверждения на более высоком уровне, что является имманентной потребностью любой живой твари. Благодаря своему особенному интеллекту - первоэлементу Божественного разума - побуждаемому сверхизбыточно чрезмерной психикой постоянно менять окружающий мир, люди в состоянии додуматься бог знает до каких вещей и создать бог знает какие сказочные, воистину волшебные чудеса! Стоит только посмотреть на достижения нашей современной цивилизации не замыленным взглядом, стоит только отказаться - не чувственно, всего лишь мысленно! - от привычки воспринимать эти достижения как обыденность - да ум за разум заходит аж до сумасшествия! Да тысячу лет назад на всей Земле нашлось бы, может, три-четыре, но уж не больше десяти-двенадцати человек, которые бы всерьёз поверили в возможность существования через тысячу лет т а к о й цивилизации! Притом созданной без помощи свыше, людьми, потомками тогдашнего человечества. "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!" - вот что сказало бы подавляющее большинство людей, живших в 10-м веке от рождества Христова, если бы им рассказали о достижениях их потомков в 21-м веке!
И вот это чудо, которое нами как чудо не воспринимается, существует наяву! И то ли ещё будет?! Во всяком случае, вполне может быть. Человечество способно превращать сказку в быль, причём, вовсе не сверхъестественными способами, а с помощью своего исключительно совершенного, по сравнению с животными, интеллекта, порождённого чрезмерно, неравновесно ёмкой, т.е. способной к гораздо бо'льшим по силе и продолжительности возбуждениям, чем у животных, ЦНС.
Более того, с помощью этого своего парадоксально изощрённого разума человечество способно додуматься до непременности существования того, что не укладывается в человеческом сознании - Бесконечности Мироздания. Благодаря своей сверхизбыточной психике люди способны к такому феномену, как вера в чудо, прежде всего имеется в виду, конечно,  вера в загробную жизнь. При категорическом несмирении с необходимостью собственной смерти, человек в состоянии убедить себя, что после смерти его мироощущение, его "я" продолжит существование в каком-нибудь ином виде. Никаких вещественных доказательств этого нет, жизнь опровергает эту столь желанную идею, но человек - несмотря ни на что и вопреки всему - верит в истинность того, чего ему страстно хочется. И вера, кстати, в некоторой степени помогает человеку преодолеть ужас танатофобии.
А поскольку волшебство сохранения жизни после смерти как-то же надо объяснить самим себе, то люди создали в своём воображении неких нематериального происхождения, духовных, существ, бессмертных, незримых, олицетворяющих собой силы природы, т.е. богов, по подобию которых устроена и бессмертная часть человеческого существа - душа, отличающаяся от божественных сущностей только куда более скромными возможностями.
Потом, по мере развития цивилизации, большинству народов перестало нравиться многобожие - какое-то оно бардачное, анархическое, а главное, ужасно напоминает обыденную смертную жизнь. Слишком много власти у всяких второстепенных богов и, соответственно, маловато полномочий у богов главных. Существо, создавшее мир, управляющее им и обеспечивающее жизнь в нём, а также бессмертие человеческих душ, по идее, должно быть всемогущим. Но таковым можно стать, только будучи в единственном числе. Иначе волей-неволей придётся делиться властью, что умаляет её, а это недопустимо. Бог, обладающий абсолютными возможностями, способный на любое чудо, Бог, природа которого не материальна и совершенно непонятна людям, может быть только один. В общем, многобожие, не у всех, правда, народов, но сменилось единобожием. Далее появились разные религии уже на основе единобожия, монотеизма, в противовес религиям политеистическим, языческим. Любая религия возникает из человеческой потребности в вере в Бога, обеспечивающего людей метафизическим бессмертием и самим своим наличием объясняющего происхождение жизни и само её существование. Функции религии таковы: хоть как-то объяснять устройство мироздания, пусть на уровне веры, также обеспечивать человеческое общество неписанным этическим законом, кодексом поведения в дополнение к правилам писаным, юридическим, и ещё способствовать сплачиванию, объединению людей в большие группы для совершения более масштабных действий, для обретения большего могущества в мире. Поэтому религии людям категорически потребны. Но загвоздка в том, что человеку мало только верить в Бога, человек непременно хочет знать наверняка, как оно там, в Бесконечном Мироздании всё на самом деле устроено. Ибо вера - штука иррациональная и эмоциональная, безусловно полезная для существа абсолютно подчинённого и слабого, каковым, собственно, человек и является - по отношению к Бесконечному Мирозданию и Господу Богу, но удовлетвориться подобным положением в Мироздании человек не хочет и не может. Сверхизбыточная ЦНС человека рождает ненасыщаемую потребность в самоутверждении, то бишь в значительности, во власти. Отсюда следует только одно: сколь бы многого люди ни добились, какую бы супер-пупер цивилизацию ни создали, успокоиться они смогут только тогда, когда достигнут абсолютного предела самоутверждения. В идеале же, идеале, совершенно невозможном, абсолютно недосягаемом, как существам конечным представляется, но тем не менее желанном для этих существ, всякое смертное, конечное создание жаждет стать бессмертным, бесконечным и всесильным! То бишь идеальное желание каждого человека (о котором далеко не каждый догадывается), как и прочих нам подобных тварей, коим в Мироздании нет числа, состоит в том, чтобы стать Богом, воплощением Бесконечного Мироздания во всех его проявлениях! Можно, конечно, сколько угодно недоумевать и издеваться над этим высказыванием, но никуда жажда стать Богом из наших душ не денется. Ага, все понимают, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, но в глубине души, где-то уж совсем глубоко, каждый из нас вот именно этого и хочет! Ну, а коли мы этого хотим - а, строго говоря, окромя этого, мы, вообще, ничего не хотим - значит, к этому мы и будем, по мере сил и возможностей, всячески стремиться! Достаточно посмотреть, какова основная тенденция развития человечества за последние восемь тысяч лет, то бишь, приблизительно или даже точно - за послепотопный период существования людей. Именно восемь тысяч лет назад, как утверждают некоторые учёные, вода так называемого Великого потопа, или Всемирного, погубившего бо'льшую часть тогдашнего рода людского, наконец-то "вернулась вновь в границы берегов", как сказал и написал Владимир Высоцкий. С тех пор человечество достигло, по имеющейся сейчас информации, грандиозных, воистину сказочных высот научно-технического прогресса. Т.е., если посмотреть, что мы как система могли  тогда, 8 тысяч лет назад, и что мы можем теперь - получаются две о-очень большие разницы. Теперешние возможности, теперешняя власть человечества над миром существенно возросла. То бишь мы всячески совершенствовали себя, в основном, свои знания и умения, а не свою психофизическую природу, благодаря чему наше системное могущество и достигло беспрецедентного в ведомой истории Земли уровня. Совершенствоваться, совершенствоваться и совершенствоваться - вот чего мы хотим, к чему стремимся и чего реально добиваемся - и на системном, и на индивидуальном уровне. Собственно, если посмотреть, чего надо в жизни каждому из нас, то, как минимум, быть не хуже других, а желательно - лучше многих, а как максимум - лучше всех! А без самосовершенствования подобное невозможно. Вот каждый и старается, в силу своих способностей, занять в обществе как можно более высокое положение. Всё один к одному: устремлениям каждой монады соответствует смысл существования системной совокупности всех монад - общества.
Естественным пределом системного самосовершенствования для людей лично мне видится - создание людьми из неорганических материалов сенсорных существ, обладающих несоизмеримо более развитым, чем человеческий, интеллектом, не говоря уже о физических возможностях. Эти сверх-люди создадут, соответственно, уже свою цивилизацию, с которой наша не сможет ужиться. Уж слишком мы, "родители", будем завидовать им, "детям"! О дальнейшей судьбе человечества, которое окажется во власти сотворённого им сверхчеловечества, я предоставляю вам возможность  подумать самостоятельно. Ну а сверхчеловечество станет заниматься, в принципе, тем же самым, чем и его изобретатели - совершенствованием своих знаний и умений, но уже на гораздо более высоком научно-техническом уровне.
Далее сверхчеловечество когда-нибудь создаст кого-то ещё более "сверх", а те - ещё. Само собой возникает вопрос: и доколе этот прогрессивный процесс будет продолжаться? Может, он не закончится никогда, ибо Мир бесконечен во всех проявлениях, и нет в Мироздании самой совершенной конечной формы. А может, когда-нибудь, неким невообразимым, абсолютно нам непонятным способом принципиальная пропасть между конечным и бесконечным будет преодолена - и некая конечная форма станет бесконечной во всех проявлениях, то бишь достигнет уровня Господа Бога и, тем самым, превратится в него. И вековечная мечта человечества (и всякой сверхизбыточной конечной формы, каковым нет числа) претворится в жизнь. Богу нужны наши чувства, он может их считывать, переживать, в первую очередь, те, которые мы испытываем, стремясь к совершенству.
Сколь грандиозно будет чувство восторга конечного существа, ставшего бесконечным, сколь велики будут его страдания в процессе сотворения своего подвига - Господу Богу это очень даже интересно, желанно. Из чего следует, что Бог станет всячески помогать своим тварям в решении данной абсолютно, вроде бы, нерешаемой задачи. Впрочем, Богу мы, созданные им, и нужны-то, похоже, только для того, чтобы посредством наших нервных систем испытывать дополнительные ощущения. И всегда и везде он помогает смертным своим тварям двигаться к совершенству, в том или ином виде. Вот скажем, органическая жизнь на Земле, как вычислили учёные, должна была бы, точнее, могла бы появиться только в течение срока, в 400 раз превышающего реальный срок возникновения жизни на Земле. Из чего (помимо прочих фактов) Михаил Веллер, один из самых грандиозных истинных философов, т.е, по сути, учёных в истории человечества вывел Закон Всемирной Структуризации - в противовес Закону Всемирной Энтропии. Закон Всемирной Энтропии - это, когда любая вещь, если её не трогать, со временем обязательно разрушится. А Закон Всемирной Структуризации - это нечто противоположное: когда из простых образований в неподходящих или очень мало подходящих для этого условиях начинают вдруг формироваться куда более сложные и совершенные структуры. Михаил Веллер гениально сформулировал этот доселе неизвестный людям закон, но движущая сила данного закона ему не ведома. А ведь вполне логично предположить, исходя из того, о чём я говорил выше, что именно Господь Бог и есть осуществитель Закона Всемирной Структуризации.
Это только кажется, терпеливый мой читатель, что меня занесло далеко от темы данного эссе. Просто я хочу всесторонне, абсолютно оправдать Господа Бога, единственную сущность Бесконечного Мироздания, в глазах созданных и создаваемых им смертных элементов его организма - за то, что этим самым элементам живётся, по их мнению, не сладко. Значится, в результате всех выше приведённых рассуждений следуют такие выводы об абсолютной невиновности Бога по отношению к людям.
1. Преобладание страданий над наслаждениями заключается в ведущей роли страданий в жизнедеятельности любого организма при сохранении сенсорного равновесия, при котором жизнь не может превратиться в чрезмерную и постоянную муку. То бишь человеческая жизнь вовсе не так плоха, как нам кажется, просто мы слишком многого хотим, в силу сверхизбыточности человеческой ЦНС.
2. Господь Бог вовсе не всемогущ и не в состоянии умалить наши страдания до приемлемого для нас уровня, ибо он и сам устроен принципиально так же, как мы, поскольку чувственное существование только и возможно при ведущей роли страданий.
3. Господь Бог наделил нас такими способностями - благодаря сверхизбыточной чрезмерности человеческой ЦНС - что наша сенсорная жизнь приобрела невероятные  разнообразие и богатство, вполне достаточные для компенсации необходимых страданий нашей природы.
Перед нашим мысленным взором открыта дорога в Бесконечность. Мы в состоянии понять, что можем объять необъятное - при абсолютной неосуществимости этой мечты, в соответствии с сегодняшними представлениям о законах Мироздания. Дерзновенная мечта человека - быть равным Богу (что означает - стать Богом, слиться с ним в единое целое, ибо двух Богов не существует), не выглядит абсолютным абсурдом. Да есть ли большее счастье для ничтожного, конечного существа в Бесконечном Мире, в теле Господа Бога, существа, по сути, не живущего, ибо что такое жизнь человеческая, по сравнению с Жизнью Бога - небытиё, есть ли большая радость для никого, чем стать всем?

А ради такого счастья кое-чем таки придётся поступиться. Или вы хотите, господа-товарищи-граждане, чтобы у нас всё было, а нам за это ничего не было? Я тоже этого хочу, но не судьба - ни то что нам, а и самому Господу Богу! Но даже абсолютный ужас, абсолютное страдание нашей смертной природы - кошмар неминуемой смерти - не представляется неприемлемой компенсацией за счастье абсолютной надежды, в смысле - надежды на достижение абсолютного положения в Мироздании. Смерти-то мы боимся инстинктом самосохранения, производящим страх, зато верой кое-как смиряем свой ужас, а знание, пусть и умозрительное, но железно логичное, вселяет в душу дополнительный оптимизм. И притом, как я уже говорил, от танатофобии если кто и умирал, то исключения только для того и нужны, чтобы подтверждать правило. Танатофобия, при всей её адскости, тем не менее, побуждает людей лишь крепче цепляться за жизнь, что, кстати, более, чем справедливо. Действительно, жить-то хочется, а если даже и не слишком хочется - из-за болезней всяких пытательных - то уж подыхать не хочется нисколько! И самоубийство, в подавляющем большинстве случаев - ничто иное, как акт субъективного самоутверждения. Причём, максимального субъективного самоутверждения. Убивают себя, даже мучащиеся безнадёжно больные, не благодаря желанию умереть, избавиться от мук, а вопреки своему желанию жить - поди попробуй преодолеть этот безмерный страх даже на пороге могилы! Субъективно это подвиг силы беспримерной.
В общем, танатофобия, в какой-то мере смиряемая верой и умозрительным знанием о метафизическом бессмертии - не слишком высокая плата за захватывающие перспективы превращения человека в Бога, а если это всё-таки невозможно, то за стремление к этой самой для нас желанной цели.
Вот и выходит, что Господь Бог ничуть не сплоховал по отношению к нам, когда не обеспечил нас вечным кайфом, в принципе не существующим. И жизнь, в основном, в общем и в целом - прекрасна. Ну а для вящей наглядности данного безапеляционного утверждения предлагаю следующий тест. Вот мне, например, сейчас, в 2021г., 58 лет. Жить осталось сравнительно недолго. Не то, что я явно гублю своё здоровье, но уж и не шибко берегу. Ну, сколько я протяну ещё? Кое-кто мне сказал, что уж до 75-ти всяко доживу. Хорошо бы. Но если доживу, захочу, ясен перец, добавки. Однако, сколько ни добавляй, да хоть до максимума, который, по оценке одного очень оптимистичного ученого, не превышает 115 лет, всё равно эти годы пролетят моментально, гораздо быстрей, чем первая половина моей жизни (в смысле, 58 как раз половина от 115-ти). А в реальности, в самом расчудесном случае проскриплю я лет 85, уж никак не больше. Которые уже не пролетят, а сгорят, извиняюсь за банальность, как порох. И вот, значит, представим себе, что некто, обладающий каким-то невероятным волшебством (читателю этого сочинения представить подобное не составит труда), посланный, естественно, Господом Богом, предлагает мне следующий вариант дальнейшего моего бытия. Вот прямо сейчас он превращает меня в собаку (или в любое из самых высокоразвитых животных на земле), и в виде собаки, с её собачьими способностями, с её нервной системой, потеряв, значит, свою человеческую суть и какую бы то ни было память о предыдущей жизни, я отныне буду жить вечно, бесконечно, ну, или сколько пожелаю. Понятно, что как человек я отдам концы немедленно после перевоплощения в собачку. Короче, этот самый волшебник без голубого вертолёта предлагает мне чертовски выгодную сделку! И я понимаю своим высокоразвитым мозгом всю эту выгоду! Но почему-то не хочу соглашаться на сделку категорически! И кому я этот гипотетический выбор ни предлагал, никто в собаку или дельфина, вечно молодых и вечно живых, превращаться не желал. Наверно - наверно - если человек с часу на час помрёт и сам это знает, то он и согласится на подобное бессмертие, но если он чувствует себя сравнительно хорошо, пусть и лет ему многовато, и здоровье пошаливает, и жить ему осталось считанные годы, которые, к тому же, в старости имеют свойство идти быстрее, чем в молодости, то он с негодованием отвергнет вечное спасение в виде недоразвитой зверушки.
Вот вам, господа, и жизнь-страдание, и юдоль скорбей, и танатофобия со всеми её прелестями, и все претензии к Господу Богу жестокосердному! Человек-то, выходит, более живое существо, чем горилла. Быть человеком - значит, быть в большей степени живым, чем быть любым самым близким по способностям к человеку животным. Диапазон сенсорности куда шире, богаче. Чувства, переживания куда разнообразней и значительней. Вот потому-то и не согласны мы поступиться даже крохой своего жизненного человеческого срока - ради вечной недожизни в ментальной сущности животного. Это, приблизительно, то же самое, что сойти с ума, только ещё хуже. У сумасшедшего какие-то проблески сознания и интеллекта могут быть, а у животного откуда ж?
У животных зато есть перед нами то преимущество, что танатофобией они едва ли страдают, а если всё же, то уж в гораздо более лёгкой форме, чем мы. Но и это ничего не значит - для человека всяко лучше быть человеком, чем животным. И те страдания человеческой природы, которых животная природа лишена, оказываются не такими и страдательными, гораздо меньшими страданиями являются они, по сравнению с невозможностью жить во всей полноте человеческих чувств и интеллекта.
Вот такая получилась у меня теодицея. Надеюсь, что теперь Господь Бог оправдан окончательно и вопросов к нему больше не возникнет.


Рецензии