Выпасть из Тюмени и впасть в волшебство
Впервые на просторах бывшего СНГ «семейку» в прошлом году поставили литовцы, на Украине. Тюменский большой драматический решил адаптировать (по словам критиков, а не по словам деятелей ТБДТ) мюзикл к российским духу, русской актерской школе, тюменскому менталитету и прочим совершенно ничего не значащим регалиям и шаблонам, как и само слово «адаптация». Ибо язык искусства – интернационален, универсален, а тема мюзикла – стара и вечна, как мир: главное в жизни – любовь. Второй по важности посыл произведения – семья – неимоверная ценность, за которую стоит держаться (это уже не только идеал и оплот американского образа жизни. Всему миру сегодня не помешает об этом вспомнить и задуматься, ибо институт семьи изрядно порушен и потрепан. Ну, об этом порассуждаем позже).
Итак, Тюмень, ТБДТ, всероссийская премьера. Изрядная подготовка с суперспецами из Московии, долгое и томительное зрительское ожидание. Лично я трепетно ловила каждый фрагмент выложенных в интернете репетиционных моментов – прекрасных танцевальных па; облизывалась, глядя на образы актерских фотосессий, предвкушая, что однажды всю эту стильность, красоту и качественность увижу воочию. Немного волновалась за вокал тюменских актеров, ибо в тех же «Мирандолине» и «8-ми женщинах» он не всегда был на высоте. Совершенно спокойна была за декорации и пластику – наши в этом деле преуспели и поднаторели, и потенциал грандиозен. Ещё удивят, и ни раз.
Больше всего волновалась, как тюменские актеры – потянут ли – жанр бродвейского мюзикла, да и мюзикла вообще. И потянет ли его наш зритель. Сколько себя помню, носилась со всеми этими «Юноной и Авось», «Звездой и смертью Хоакина Мурьеты», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свиданья», «Шервудскими зонтиками», «Иисус Христос суперстар», «Мэри Поппинс возвращается», «Моя прекрасная леди» – никто меня в этом городе понимать не хотел напрочь!: «Что за бред: сюжеты примитивны, долго поют, машут ногами – скукотища!» Только однажды с одним меломаном на одной из работ самозабвенно мурлыкали партии из парижской восхитительной рок-оперы «Моцарт», за что получали нагоняи от коллег, но были счастливы нашему маргинальному союзу…
Но – время пришло! В Тюмени зритель для мюзикла созрел (прозрел, понасмотрелся, поднатаскался). И тип женщины-вамп типа Мортиши здесь давно в тренде (лет 30 дамы местного высшего света так же носят прямые черные волосы, красятся, одеваются и змейски жеманничают – вот этому я объяснения не нахожу). И давно никого не шокируют готическая тема и черный юмор – всё усвоено, переварено и адекватно воспринято. Даже не буду заикаться об антигуманизме и прочих фанатических изысках типа «вас приучают любить ад, страх, смерть и пытки, делая этих героев милыми и обаятельными». Давно поется эта унылая песня. Так сделайте сами так же ярко и блистательно что-то благостное и светлое, без занудства и назидательности! Ну, фанатики редко бывают людьми талантливыми – потому и беснуются, от собственной неполноценности…
Что-то я все обо всем, кроме тюменского драматического. Таки о нем. Когда спросила у дочери, чья актерская игра ей больше всего понравилась, она ответила – Пагсли. И правда, Василий Цивинский просто покорил своим детско-маньячным обаянием. Он был хорош и особо выделен мной и подругами в пантомимическом варианте в «Новеченто», здесь, в "Семейке" юное дарование поднялось ещё на одну довольно высокую ступень. Второе место, благодаря неизменному его мягкому флеру, мы с дочерью дали Константину Антипину, игравшему Фестера. Антипин так тонко и мило пел!!! Пожалуй, не менее душевно, изысканно интонируя, пел ещё и Александр Кудрин, игравший комично, трогательно, страстно, человечно, тепло... Когда он в дуэте с дочерью (обладавшей самым сильным профессиональным вокалом Дарьей Терешиной) играл отеческую всепринимающую любовь… ох, разрывались родительские сердца!!!
И вообще актеры - все без исключения - были прекрасны. Анастасию Писареву я впервые видела в главной роли. Я удивилась – как же такую роль да не дали Софье Илюшиной?! Она же в «Тартюфе» выдала на-гора нечто подобное умопомрачительно! Пришла домой, смотрю сайт – а Илюшина-то в первом составе! А я смотрела второй. Ну, дорогие, Писарева сыграла по-своему отменно: пластика кошки - почти Мэрлин Монро, пышные формы, отточенные движения в танцах. Молодец девочка! Я до этого видела её только в массовке в «Молодости» и ещё где-то, а здесь – ух! Думаю, мужская половина зала была сражена наповал. Бабушка Елены Махневой – ну, что тут скажешь! Больше в этой роли я никого и не представляла. Органичнейше! Тихонов-Ларч, Лукас-Медведев, Мэл-Канаев – все стопроцентно попали в роли. А Жанна Сырникова, играющая с нескрываемым удовольствием свою Элис, клушу в желтеньком, после испития чаши задавшую трагического жару всем и вся, была, пожалуй, органичнее всех: прекрасна, непосредственна, трогательна, сиятельна, искрення, женственна, ранима! И поет, как и все, отменно… Да я ещё, просматривая фотосессию, поняла, что роль Элис именно для Жанны. А её дамская стильнейшая сумочка – мммм… мечта!!!
Ну и вышедшие из склепов родственники все держали марку. Илюшкин, само собой, был со своей умопомрачительной пластикой зомбарь из зомбарей. Карцева, как всегда, наповал убила мимикой заядлого паяца. А Куклев, сыгравший луну! А девочки-цыплятки-лунные нимфочки, попискивая тянувшие ручки к Фестеру-Антипину… ах!
Вы хотите, чтобы я описала грим, костюмы, постановку танцев, антураж, световые эффекты? Попробую: "Рука художника Аддамса рисует на полотне экрана силуэты, потом «наполнитель» героев комиксов - отменная заставка"… нет, что толку описывать всё это словами! Неописуемо прекрасно! Ну, очень всё мистично-атмосферно, стильно, эффектно, роскошно, остроумно и отлаженно, как часовой механизм. Кстати, найдите в интернете постановку литовцев – там меньше ярких пятен, больше серости и мрачности. Тюмень без ярких – неа. У нас всегда феерия, и кровавые, и пчелинно-желтые вкрапления – ярче яркого))) Все превзошли себя – и актеры, и декораторы-костюмеры, и всяческий технический персонал! Именно так надо работать, господа, всем нам, тогда и будут всеобщая феерия и волшебство…
Надо быть по-аддамсовски идеально честными друг с другом, тогда и будут в семьях лад, тепло и надежность родного плеча.
Надо принимать другого таким, как есть (а это возможно только при условии безусловной любви) – и будет нам любовь до гроба без страха смерти… Утопия, скажете? Ну, да - перевертыш в духе баек из склепа... нечто запредельное, нереальное, мистическое и инфернальное. Для нашего реального мира - параллельное, непонятное инаковое. К огромному сожалению...
Как ещё раскатать губу, позволить себе помечтать о нереальном? Ещё б в постановке живой оркестр в оркестровой яме. Ещё б побольше и подольше танцев, я сто лет не видела живьем таких великолепных танцев (на "Европу" не ходила ни разу - увы)! Ну, молчу-молчу… ибо и так – полное выпадание из города, реальности, впадание в восторг и чувство гордости за наш великолепный ТБДТ, в волшебство…
Кофейная ложечка дегтя: помните споры вокруг «Нотр Дам де Пари»? Когда знаменитый Юрий Ким сделал не самый удачный, но таки прижившийся перевод текста для русской версии мюзикла? Так вот – считаю перевод для «Семейки Аддамс» куда как менее удачным. Текст разговорный от Дарьи Борисовой – куда ни шло (и то местами у меня есть вопросы), но тексты песен от Юлии Дякиной при всем моем уважении к ней как к актрисе мюзиклов и оперетт… я очень надеюсь, что когда-нибудь у русской версии будет более литературный и менее, простите, корявый текст. Хочется, чтобы наши актеры произносили со сцены достойные их уровня реплики, а уж тем более пели то, что достойно пения... ну, это уже не в компетенции ТБДТ - понятно: по словам директора, "мы не имеем права ни слова ни смысла менять в музыке в прозаическом тексте и в стихах. У нас есть право только на собственную хореографию, декорации и костюмы, при этом в костюмах мы должны придерживаться узнаваемости персонажей". Капитализм диктует свои коммерческие законы... ай, всё равно суперпремьера и суперпрофессионализм!!!
Чем ещё удивит ТБДТ? У меня есть в голове варианты, но они почему-то очень вызывающие и экстравагантные. Не буду озвучивать. Потому что Вселенная как-то уж слишком хорошо слышит мои эстетические и духовные запросы (в отличие от материальных), выполняет их блестяще. Даже мюзикл бродвейский в Тюмени - нате вам...
Свидетельство о публикации №221061200274