Эвелина, 21 глава

ПИСЬМО XXI
ЭВЕЛИНА В ПРОДОЛЖЕНИЕ У меня есть томик о вчерашних приключениях. После полудня-в Берри-Хилле, я бы сказал, вечером, потому что было почти шесть часов, - когда мы с мисс Мирван одевались для оперы и были в приподнятом настроении от ожидания большого развлечения и удовольствия, мы услышали, как у дверей остановился экипаж, и пришли к выводу, что сэр Клемент Уиллоуби со своим обычным усердием приехал проводить нас на Хеймаркет; но каково же было наше удивление, когда через несколько минут дверь нашей комнаты распахнулась и в комнату вошли две мисс Брэнгтон! Они подошли ко мне с большой фамильярностью, говоря: "Как поживаете, кузен?-значит, мы поймали тебя у стакана!-ну, я твердо решил, что расскажу об этом брату!"
Мисс Mirvan, кто никогда прежде не видел их, и не мог сначала вообразить, кем они были, выглядели настолько потрясены, что я готов был смеяться, пока старший сказал: "Мы пришли, чтобы забрать тебя в оперу, Мисс, папа и мой брат несколько ниже, и мы, чтобы к вам на Гранд-мама, как мы идем вместе."
-Мне очень жаль, - отвечал я, - что вы взяли на себя столько хлопот, так как я уже занят.
- Помолвлена! Господи, мисс, не обращайте на это внимания, - воскликнула младшая, - эта юная леди, смею сказать, извинится перед вами; это всего лишь поступок, как поступили бы, знаете ли."
-В самом деле, сударыня, - сказала мисс Мирван, - мне очень жаль, что я лишусь общества мисс Анвилл сегодня вечером.
"Ну, Мисс, что это не так очень добродушные в вас", - сказала Мисс Branghton, "учитывая, что мы приходим, чтобы дать двоюродного брата с удовольствием; это не хорошо для нас; все на нее внимание, потому что мы пришли, я не знаю, как много вокруг, чтобы взять ее."
- Я чрезвычайно вам благодарен, - сказал я, - и очень сожалею, что вы потеряли так много времени; но я ничего не могу поделать, так как нанялся, не зная, что вы зайдете."
- Господи, что это значит? - спросила мисс Полли. - вы не старая дева, и поэтому вам незачем так церемониться; кроме того, я осмелюсь сказать, что те, с кем вы помолвлены, и вполовину не так близки вам, как мы.
- Прошу вас, не давите на меня больше, потому что, уверяю вас, я не в силах вас сопровождать.
- Да ведь мы нарочно все из города приехали; кроме того, вас ждет ваша бабушка,-и скажите на милость, что мы ей скажем?
-Скажите ей, пожалуйста, что я очень беспокоюсь, но я уже занят.
-А кому?- резко спросила мисс Брэнгтон.
- За миссис Мирван...и за большую компанию."
- И скажите на милость, что вы все собираетесь делать, если для вас так важно отправиться с нами?
-Мы все едем ... в оперу.
- О, дорогая, если это все, то почему мы не можем уйти совсем?"
Я был чрезвычайно смущен этим дерзким и невежественным поведением, и все же их грубость очень уменьшила мое беспокойство по поводу отказа им. В самом деле, они были одеты так, что их план сопровождать нашу компанию оказался бы неосуществимым, даже если бы я этого и желал; и так как они сами этого не знали, я был вынужден, в наименее унизительных выражениях, какие только мог придумать, сказать им об этом.
Они были очень огорчены и спросили, где мне сесть.
-В яме, - ответил я.
- В яме, - повторила мисс Брэнгтон, - ну, право же, должна признаться, я никогда бы не подумала, что мое платье недостаточно хорошо для ямы; но пойдем, Полли, пойдем; если мисс считает, что мы недостаточно хороши для нее, то, конечно, она может выбрать."
Удивляясь этому невежеству, я хотел было объяснить им, что в оперной яме требуется такое же платье, как и в ложах, но они были так оскорблены, что не захотели меня слушать, и с великим неудовольствием вышли из комнаты, сказав, что не стали бы меня беспокоить, если бы не думали, что я не должен гордиться своими родственниками и что они имеют по крайней мере такое же право на мое общество, как и чужие.
Я попыталась извиниться и хотела послать длинное послание мадам Дюваль, но они поспешили прочь, не слушая меня, а я не могла спуститься за ними вниз, потому что была не одета. Последние слова, которые я слышал от них, были: "Ну, ее бабушка будет в прекрасном настроении, это хорошо".
Хотя я был чрезвычайно взбешен этим визитом, все же я так искренне радовался их отъезду, что не позволял себе серьезно думать об этом.
Миссис Мирван заказала чай, и мы были заняты очень оживленной беседой, когда слуга доложил о приходе мадам Дюваль, которая тотчас же последовала за ним в комнату.
Ее лицо было алого цвета, а глаза сверкали яростью. Она торопливо подошла ко мне и сказала: "Итак, мисс, вы отказываетесь прийти ко мне, не так ли? И скажи на милость, кто ты такой, чтобы осмелиться ослушаться меня?
Я очень испугался,-я ничего не отвечал,-я даже попытался встать и не мог, а сидел неподвижно, безмолвный.
Все, кроме мисс Мирван, казалось, были в крайнем изумлении, а Капитан встал и, подойдя к мадам Дюваль, властным голосом спросил:
- Для вас это ничего не значит, - ответила она, - так что можете держать язык за зубами, потому что вы меня ни в чем не обвините, уверяю вас.
- Вот вам и выход, мадам Фьюри, - ответил он, - ибо вы должны знать, что я никогда не позволяю никому быть в страсти в моем доме, кроме себя."
-Но вы это сделаете, - воскликнула она в сильном гневе, - потому что я буду в такой сильной страсти, в какой только захочу, не спрашивая вашего позволения, так что не вздумайте больше так важничать. А что касается вас, мисс, - снова приблизившись ко мне, - то я приказываю вам следовать за мной сию же минуту, иначе я заставлю вас раскаиваться в этом всю вашу жизнь." И с этими словами она выскочила из комнаты.
Я был в таком ужасе от того, что ко мне обращались и угрожали таким образом, к которому я совершенно не привык, что чуть не потерял сознание.
-Не волнуйся, любовь моя, - воскликнула миссис Мирван, - оставайся на месте, а я пойду за мадам Дюваль и постараюсь образумить ее."
Мисс Мирван взяла меня за руку и очень любезно попыталась поднять мне настроение. Сэр Клемент, тоже подошел ко мне, с воздуха так заинтересован в моей беде, что я не мог не чувствовать себя обязанным ему; и, принимая другой рукой, сказал: "Ради Бога, Сударыня, успокойтесь: конечно, насилие такого негодяя надо просто переместить ваше презрение; она может не имеете права, я представляю, чтобы уложить ее команды на вас, и я только хочу, что вы позволите мне с ней поговорить."
- О нет! ни за что на свете!-действительно, я думаю,-боюсь,-что мне лучше последовать за ней."
- Следуйте за ней! Боже милостивый, дорогая мисс Энвилл, неужели вы доверитесь сумасшедшей? ибо как еще можно назвать существо, чьи страсти столь дерзки? Нет, нет, немедленно пошлите ей сказать, чтобы она покинула дом, и скажите ей, что вы хотите, чтобы она никогда больше вас не видела.
- О, сэр! ты не знаешь, о ком говоришь!-мне не подобает посылать мадам Дюваль такое послание.
-Но почему, - воскликнул он с любопытством, - почему вы должны стесняться обращаться с ней так, как она того заслуживает?"
Тогда я понял, что его целью было выяснить природу ее связи со мной; но мне было так стыдно за свое близкое родство с ней, что я не мог заставить себя ответить ему и только подумал, что он оставит ее миссис Мирван, которая как раз вошла в комнату.
Прежде чем она успела заговорить со мной, капитан крикнул: "Ну, Гуди, что ты сделала с мадам Френч? она немного остыла? потому что если она этого не сделает, я только что придумал самое замечательное устройство, чтобы привести ее сюда."
"Моя дорогая Эвелина," сказала миссис Mirvan, "я тщетно пытался успокоить ее, я молил твоей помолвке, и обещал свое будущее посещаемость: но я с сожалением должен сказать, любовь моя, что я боюсь ее гнева закончится в общей нарушение (что, я думаю, вам лучше избегать), если она находится дальше против".
-Тогда я пойду к ней, сударыня, - воскликнул я, - и, право же, теперь это не имеет значения, потому что я не смогу прийти в себя настолько, чтобы наслаждаться этим вечером где бы то ни было."
Сэр Клемент принялся горячо упрекать меня и уговаривать, что я не поеду, но я умоляла его не ехать и честно сказала, что, если моя уступчивость не будет так уж необходима, мне не потребуется никаких уговоров, чтобы остаться. Затем он взял меня за руку, чтобы повести вниз, но Капитан попросил его помолчать, сказав, что "сам меня отпустит", потому что, - прибавил он (радостно потирая руки), - У меня есть салфетка для старой леди, которую она может жевать на ходу."
Мы нашли ее в гостиной: "О, наконец-то вы пришли, мисс, не так ли?-ну и напускаешь же ты на себя такой вид!-ma foi, если бы вы не пришли, то, уверяю вас, могли бы остаться и стать нищим, несмотря на все ваши старания."
-Расцвет, сударыня, - воскликнул Капитан (гарцуя вперед с выражением величайшего ликования), - как, неужели вы еще не избавились от этой страсти? тогда я скажу тебе, что нужно сделать, чтобы остыть; Зайди к своему старому другу, монсеньору Скользки, который был с тобой в Ранелахе, и окажи ему мою услугу, и скажи ему, что, если он будет дорожить твоим здоровьем, я хочу, чтобы он дал тебе еще один су, как прежде; он поймет, что я имею в виду, и я ручаюсь, что он не сделает этого ради меня."
-Пусть, если осмелится!-воскликнула мадам Дюваль. - Но я больше не останусь, чтобы отвечать вам; вы вульгарный человек, и поэтому, дитя мое, оставим его в покое.
-Послушайте, сударыня, - воскликнул капитан, - вам лучше не называть имен, потому что, видите ли, если вы это сделаете, я осмелюсь открыть вам дверь.
Она покраснела и, сказав: "Парди, я сама могу это показать",-поспешила выйти из комнаты, а я последовал за ней в экипаж. Но прежде чем мы тронулись в путь, капитан, выглянув из окна гостиной, крикнул: "Слышите, сударыня, не забудьте мое послание Монсье."
Вы поверите, что наша поездка была не самой приятной в мире; в самом деле, трудно сказать, кто был менее доволен, мадам Дюваль или я, хотя причины нашего недовольства были столь различны; однако мадам Дюваль вскоре опередила меня, потому что едва мы свернули с Куин-Энн-стрит, как какой-то человек, бежавший во весь опор, остановил карету. Он подошел к окну, и я увидел, что это слуга капитана. Он широко улыбался и тяжело дышал. -Сударыня,-отвечал он, - мой господин желает передать вам свое почтение и ... и ... и он говорит, что желает, чтобы с вами все было кончено. Он! он! он!-"
Мадам Дюваль тотчас же бросилась вперед и сильно ударила его по лицу. - Возьмите свои слова обратно, сэр, - воскликнула она, - и научитесь в другой раз не улыбаться тем, кто лучше вас. Кучер, поезжай!
Слуга был в сильном гневе и страшно ругался, но вскоре мы уже ничего не слышали.
Ярость мадам Дюваль была больше, чем когда-либо; и она inveighed против капитана с такой яростью, что я даже опасался, что она бы вернулась к нему в дом, нарочно, чтобы упрекнуть его, что она неоднократно грозилась сделать; да и не будет она, как мне кажется, немного поколебался, но, несмотря на свою жестокость, он был на самом деле она боялась его.
Когда мы подошли к ее квартире, то обнаружили всех Брэнгтонов в коридоре, нетерпеливо ожидавших нас с открытой дверью.
-Смотрите только, вот мисс! - воскликнул брат.
- Ну, признаюсь, я так и думала, - сказала младшая сестра.
-Ну, мисс, - сказал мистер Брэнгтон, - я думаю, что вы могли бы сразу же поехать со своими кузенами; это все равно что швырять деньги в грязь, чтобы заплатить двум каретам за одного пассажира.
-Господи, отец, - воскликнул сын, - не говорите ни слова, я заплачу за карету, которая была у мисс.
-О, я прекрасно знаю, - ответил мистер Брэнгтон, - что вы всегда больше готовы тратить, чем зарабатывать.
Тогда я вмешался и попросил, чтобы мне позволили самому оплатить проезд, так как расходы были понесены за мой счет; все они сказали " нет " и предложили, чтобы тот же экипаж отвез нас в оперу.
Пока это происходило, мисс Брэнгтон осматривали мое платье, которое, впрочем, было весьма неприлично для моего общества, и так как мне крайне не хотелось выделяться среди них, я попросила мадам Дюваль одолжить мне шляпку или шляпку у обитателей дома. Но сама она никогда не носит ни того, ни другого и считает их очень английскими и варварскими; поэтому она настояла, чтобы я шел полностью одетым, так как я приготовился к яме, хотя я много возражал.
Тогда мы все набились в один экипаж; но когда мы приехали в оперу, я ухитрился расплатиться с кучером. Они произнесли много речей, но размышления мистера Брэнгтона убедили меня не быть перед ним в долгу.
Если бы я не был слишком огорчен, чтобы смеяться, я был бы чрезвычайно удивлен их незнанием того, что относится к опере. Во-первых, они не могли сказать, в какую дверь нам следует войти, и мы некоторое время бродили, не зная, в какую сторону повернуть; они не захотели обратиться ко мне, хотя я был единственным человеком из всей компании, когда-либо бывавшим в опере, потому что не хотели допустить, чтобы их сельский советник, как они с удовольствием меня называли, был лучше знаком с лондонским общественным местом, чем они сами. Я был очень равнодушен и небрежен к этому предмету, но не без некоторого беспокойства обнаружил, что мое платье, столь отличающееся от одежды общества, к которому я принадлежал, привлекло всеобщее внимание и внимание.
Вскоре, однако, мы подошли к одному из баров привратника. Мистер Брэнгтон спросил, за какую часть дома они взяли деньги? Они ответили: яма, и посмотрели на всех нас с величайшей серьезностью. Тогда сын подошел ближе и сказал: "Сэр, если вы позволите, я попрошу вас угостить мисс".
-Это мы уладим в другой раз, - ответил мистер Брэнгтон и положил гинею.
Два билета на вход были выданы him.Mr Брэнгтон, в свою очередь, уставился на привратника и спросил, что тот имел в виду, давая ему только два билета за гинею.
-Только два, сэр,-сказал слуга. - разве вы не знаете, что билеты стоят по полгинеи?
-По полгинеи каждому!-повторил мистер Брэнгтон. - да я в жизни не слыхал ничего подобного! И скажите, сэр, скольких они примут?
-Как обычно, сэр, по одному человеку.
- Но один человек за полгинеи!-да ведь я хочу только сидеть в яме, друг.
- Не лучше ли дамам посидеть на галерее, сэр, потому что они вряд ли захотят идти в яму в шляпах?"
-О, что касается этого, - воскликнула мисс Брэнгтон, - если наши шляпы слишком высоки, мы снимем их, когда войдем. Я не буду возражать, потому что я нарочно сделала прическу.
Когда подошла другая компания, привратник уже не мог уследить за мистером Брэнгтоном, который, взяв гинею, сказал ему, что пройдет достаточно времени, прежде чем он увидит ее снова, и ушел.
Барышни в некотором замешательстве выражали удивление, что их папенька не знает цен на оперу, о которых они тысячу раз читали в газетах.
- Цены на акции, - сказал он, - мне вполне достаточно, и я считал само собой разумеющимся, что здесь то же самое, что и в театре.
-Я достаточно хорошо знал цену, - сказал сын, - но не стал говорить, потому что думал, что, может быть, они возьмут меньше, раз у нас такой большой отряд.
Обе сестры презрительно рассмеялись над этой мыслью и спросили его, слышал ли он когда-нибудь, чтобы в общественном месте что-нибудь убавляли? - Не знаю, так ли это или нет, - ответил он, - но я уверен, что если бы они это сделали, вам бы это понравилось еще больше."
-Совершенно верно, Том, - воскликнул мистер Брэнгтон, - скажи женщине, что все разумно, и она непременно возненавидит это.
-Что ж, - сказала мисс Полли, - надеюсь, тетя и мисс будут на нашей стороне, потому что папа всегда принимает участие вместе с Томом.
-Ну-ну, - воскликнула мадам Дюваль, - если вы будете стоять здесь и разговаривать, мы вообще ничего не добьемся.
Затем мистер Брэнгтон спросил, как пройти в галерею, и, когда мы подошли к привратнику, потребовал плату.
-Обычная цена, сэр,- сказал мужчина.
- Тогда дайте мне сдачу, - воскликнул мистер Брэнгтон, снова откладывая гинею.
-На сколько, сэр?
-Почему-давайте посмотрим,-за шесть."
-За шесть, сэр? ведь мне дают только гинею.
- Но гинея! а сколько бы вы хотели? Полагаю, здесь тоже не пол-гинеи?
- Нет, сэр, всего пять шиллингов."
Мистер Брэнгтон снова взял свою несчастную гинею и запротестовал, заявив, что не потерпит такого навязывания. Тогда я предложил вернуться домой, но мадам Дюваль не согласилась, и женщина, торгующая книгами из оперы, проводила нас до дверей другой галереи, где после некоторого спора мистер Брэнтон наконец расплатился, и мы все поднялись наверх.
Мадам Дюваль очень жаловалась на то, что ей приходится подниматься так высоко, но мистер Брэнгтон просил ее не считать это место слишком дешевым, - потому что, что бы вы ни думали, - воскликнул он, - уверяю вас, я заплатил слишком высокую цену, так что не думайте, что я пришел сюда экономить свои деньги.
-Ну, конечно,-сказала мисс Брэнгтон, - нельзя судить о месте по внешнему виду, иначе, я должна сказать, в лестничной клетке нет ничего особенного."
Но когда мы вошли в галерею, их изумление и разочарование стали всеобщими. Несколько мгновений они молча смотрели друг на друга, а потом разом нарушили молчание.
-Господи, папа,-воскликнула мисс Полли, - да ведь ты привел нас в галерею за один шиллинг!
-Но я с радостью дам вам два шиллинга, - ответил он, - чтобы заплатить. Никогда еще меня так не обманывали с деньгами, со времен моего рождения. Либо привратник-лжец, либо это величайшее оскорбление, когда-либо наложенное на публику."
- Ma foi,-воскликнула г-жа Дюваль, - я никогда в жизни не сидела в таком скверном месте, да ведь оно так высоко, что мы ничего не увидим.
-В то время я думал,-сказал мистер Брэнгтон,-что три шиллинга-непомерная цена за место в галерее; но так как у нас так много спрашивали у других дверей, почему я заплатил без лишних слов; но тогда, конечно, думаю я, это никогда не будет похоже ни на одну другую галерею, мы увидим какой-нибудь кринкум-кранкум или еще что-нибудь за наши деньги; но я нахожу, что это такой же дерзкий захват, как когда-либо."
-Да ведь это так похоже на галерею двенадцати пенсов на Друри-лейн, - воскликнул сын,- как две капли воды. Я никогда раньше не видела отца таким.
-Господи,-сказала мисс Брэнгтон,-я думала, что это было бы очень красивое место, не знаю, что именно, и сделано со вкусом.
Таким образом, они продолжали выражать свое недовольство до тех пор, пока занавес не поднялся, после чего их наблюдения были очень любопытны.
Они не обращали внимания ни на обычаи, ни даже на язык другой страны, но все свои замечания строили на сравнениях с английским театром.
Несмотря на мою досаду оттого, что меня вынудили принять участие в столь неприятной вечеринке, а также от того, что один из них так много-совсем наоборот,-все же, если бы они позволили мне слушать, я забыл бы все неприятное и не испытывал бы ничего, кроме удовольствия, слушая сладкий голос синьора Миллико, первого певца; но они мучили меня непрерывными разговорами.
-Что они там болтают! - воскликнул мистер Брэнгтон. - они не знают ни слова. Скажите, пожалуйста, почему они не могут петь по-английски?-но я полагаю, что благородным людям это не понравилось бы, если бы они могли это понять."
-Как неестественно их поведение! - воскликнул сын. - Кто же видел, чтобы англичанин принимал такие странные позы?
-Что касается меня, - сказала мисс Полли, - то я думаю, что это очень красиво, только я не знаю, что это значит.
- Господи, что это значит? - воскликнула ее сестра. - Разве можно любить что-нибудь, не будучи столь разборчивым?-Вы можете видеть, что мисс это нравится, и я не думаю, что она знает об этом больше, чем мы."
Вскоре после этого один джентльмен был так любезен, что освободил место в первом ряду для мисс Брэнгтон и меня. Не успели мы сесть, как мисс Брэнгтон воскликнула: только смотри!-но, Полли, все люди в яме без шляп, одеты как попало!
-Господи, так оно и есть! - воскликнула мисс Полли. - Я никогда не видела ничего подобного!-стоит прийти в оперу, если больше ничего не видел."
Тогда я смог различить счастливую компанию, которую покинул, и увидел, что лорд Орвилл сел рядом с миссис Мирван. Сэр Клемент беспрестанно поглядывал на галерею за пять шиллингов, где, как я полагаю, он решил, что мы сидим; однако еще до того, как опера закончилась, у меня есть основания полагать, что он обнаружил меня, несмотря на то, что я был высоко и далеко от него. Вероятно, он узнал меня по головному убору.
В конце первого акта, когда зеленый занавес опустился, готовясь к танцу, они вообразили, что опера закончена, и мистер Брэнгтон выразил большое возмущение тем, что его так легко обманом лишили денег. -Ну, если бы какой-нибудь англичанин сделал такую дерзость, как эта, - сказал он, - его бы забросали камнями; но здесь один из этих чужеземных дворян может делать все, что ему заблагорассудится, и прийти, и пропищать песенку-другую, а потом без дальнейших церемоний прикарманить ваши деньги."
Однако он был так решительно настроен быть недовольным, что еще до окончания третьего акта нашел еще больше недостатков в том, что опера слишком длинная, и спросил себя, считают ли они, что их пение достаточно хорошо, чтобы служить нам к ужину.
Во время симфонии песни синьора Миллико, во втором акте, молодой мистер Брэнгтон сказал: "Я уверен, что этот парень споет еще одну песню!-да ведь там ничего нет, кроме пения!-Интересно, когда они заговорят?"
Эта песня, медленная и жалкая, привлекла все мое внимание, и я наклонила голову вперед, чтобы не слышать их замечаний, чтобы слушать без помех; но, обернувшись, когда песня закончилась, я обнаружила, что являюсь предметом общего развлечения для всей компании, так как мисс Брэнгтон хихикали, а оба джентльмена делали мне знаки и гримасы, выражая свое презрение к моему притворству.
Это открытие заставило меня казаться таким же невнимательным, как и они, но я был очень раздражен тем, что мне помешали наслаждаться единственным удовольствием, которое в такой компании было в моей власти.
-Итак, мисс,-сказал мистер Брэнгтон, - вы, я вижу, в моде, значит, любите оперы? Ну, я не так вежлив; я не могу любить чепуху, пусть она никогда не будет такой вкусной".
- Но скажите на милость, мисс, - сказал сын, - почему у этого парня такой печальный вид, когда он поет?
- Вероятно, потому, что персонаж, которого он играет, находится в бедственном положении."
- В таком случае, я думаю, ему лучше не петь, пока он не придет в себя: человеку не свойственно петь, когда он в беде. Что касается меня, то я пою только тогда, когда мне весело, и все же я люблю песни так же, как и большинство людей.
Когда занавес опустился, все обрадовались.
"Как вам это нравится?"-и "Как вам это нравится?" переходили от одного к другому с выражением крайнего презрения. "Как по мне," сказал г-н Branghton, "они поймали меня когда-то; но если когда-нибудь они снова, я дам им уйти, чтобы петь мне бедлам в моей боли: такой кучи вещей, я ни разу не слышал: там нет ни капли смысла во всей опере, ничего, кроме одной-прежнему пищали и пищали от начала до конца."
- Если бы я была в яме, - сказала г-жа Дюваль, - мне бы там очень понравилось, потому что музыка-моя страсть, но сидеть в таком месте, как это, совершенно невыносимо."
Мисс Брэнгтон, взглянув на меня, заявила, что она недостаточно благородна, чтобы восхищаться им.
Мисс Полли призналась, что если бы они только пели по-английски, ей бы это очень понравилось.
Брату хотелось поднять бунт в доме, потому что тогда он мог бы снова получить свои деньги.
И, наконец, все согласились, что это чудовищно дорого.
Во время последнего танца я заметила стоявшего у дверей галереи сэра Клемента Уиллоуби. Я был крайне раздосадован и отдал бы все на свете, лишь бы он меня не видел; главным моим возражением было опасение, что он услышит, как мисс Брэнгтон назовет меня кузиной.-Боюсь, вы подумаете, что эта поездка в Лондон заставила меня гордиться собой; но на самом деле эта семья настолько низка и вульгарна, что мне было бы одинаково стыдно за такую связь в деревне или где бы то ни было. И в самом деле, я уже была так огорчена тем, что сэр Клемент стал свидетелем власти мадам Дюваль надо мной, что не могла вынести дальнейшего унижения.
По мере того как места освобождались, расходясь по сторонам, сэр Клемент приближался к нам. Мисс Брэнгтон с удивлением наблюдали, какой прекрасный джентльмен вошел в галерею, и дали мне все основания надеяться, что они постараются привлечь его внимание знакомством со мной всякий раз, когда он присоединится к нам, и поэтому я составил своего рода план, чтобы предотвратить любой разговор. Я боюсь, что вы сочтете это неправильным, как и я сам теперь, но тогда я думал только о том, как бы мне избежать немедленного унижения.
- Я очень рад, мисс Анвиль, что нашел вас, потому что у каждой дамы внизу есть скромный слуга, и поэтому я пришел предложить свои услуги здесь.
-В таком случае,-воскликнул я (не без колебаний), - с вашего позволения, я присоединюсь к ним."
"Позволите ли вы мне честь проводить вас?" - воскликнул он страстно; и, мгновенно взяв меня за руку, он бы двинулся прочь с меня, но я повернулся к Мадам Дюваль, и сказал: "как наша партия настолько велика, Мадам, если вы дадите мне уйти, я пойду к миссис Mirvan, что я не могу тебя толпа в автобусе."
И тогда, не дожидаясь ответа, я позволила сэру Клементу вывести меня из галереи.
Мадам Дюваль, я не сомневаюсь, очень рассердится; и я теперь сама на себя сердита, а потому не удивлюсь; но мистер Брэнгтон, я уверена, легко утешится тем, что избежал дополнительных расходов на карету, чтобы отвезти меня на Куин-Энн-стрит; что касается его дочерей, то у них не было времени поговорить, но я видела, что они были в крайнем изумлении.
Я намеревался присоединиться к миссис Мирван и проводить ее домой. Сэр Клемент был в приподнятом настроении и добром расположении духа; и всю дорогу, пока он шел, я был достаточно глуп, чтобы втайне радоваться успеху моего плана; и только когда я спустился по лестнице и оказался среди слуг, мне не пришло в голову, что мне трудно встретиться с моими друзьями.
Тогда я спросил сэра Клемента, как мне сообщить миссис Мирван, что я оставил мадам Дюваль?
-Боюсь, что найти ее будет почти невозможно, - ответил он, - но вы не будете возражать, если я провожу вас домой."
Затем он велел своему слуге, который ждал его, приказать своей колеснице подъехать.
Это меня очень удивило; я поспешно повернулся к нему и сказал, что не могу уехать без миссис Мирван.
-Но как же мы встретимся с ней? - воскликнул он. - вы сами не хотите идти в яму; я не могу послать туда слугу; и я не могу уйти и оставить вас одного.
Истина этого была неоспорима и совершенно заставила меня замолчать. Однако, как только я пришел в себя, я решил не садиться в его колесницу и сказал ему, что, по-моему, мне лучше вернуться к своей компании наверх.
Он и слышать об этом не хотел и настойчиво просил меня не лишать его доверия, которое я ему оказал.
Пока он говорил, я увидел лорда Орвилла с несколькими дамами и джентльменами, выходивших из подземного хода; к несчастью, он тоже заметил меня и, покинув свое общество, продолжал разговор. Я боюсь, что вы сочтете это неправильным, как и я сам теперь, но тогда я думал только о том, как бы мне избежать немедленного унижения.
- Я очень рад, мисс Энвилл, что нашел вас, потому что у каждой дамы внизу есть скромный слуга, и поэтому я пришел предложить вам свои услуги.
-Тогда,- воскликнул я (не без колебаний),- если вы позволите, я присоединюсь к ним."
"Позволите ли вы мне честь проводить вас?" - воскликнул он страстно; и, мгновенно взяв меня за руку, он бы двинулся прочь с меня, но я повернулся к Мадам Дюваль, и сказал: "как наша партия настолько велика, Мадам, если вы дадите мне уйти, я пойду к миссис Mirvan, что я не могу тебя толпа в автобусе."
И тогда, не дожидаясь ответа, я позволила сэру Клементу вывести меня из галереи.
Мадам Дюваль, я не сомневаюсь, очень рассердится; и я теперь сама на себя сердита, а потому не удивлюсь; но мистер Брэнгтон, я уверена, легко утешится тем, что избежал дополнительных расходов на карету, чтобы отвезти меня на Куин-Энн-стрит; что касается его дочерей, то у них не было времени поговорить, но я видела, что они были в крайнем изумлении.
Я намеревался присоединиться к миссис Мирван и проводить ее домой. Сэр Клемент был в приподнятом настроении и добром расположении духа; и всю дорогу, пока он шел, я был достаточно глуп, чтобы втайне радоваться успеху моего плана; и только когда я спустился по лестнице и оказался среди слуг, мне не пришло в голову, что мне трудно встретиться с моими друзьями.
Тогда я спросил сэра Клемента, как мне сообщить миссис Мирван, что я оставил мадам Дюваль?
-Боюсь, что найти ее будет почти невозможно, - ответил он, - но вы не будете возражать, если я провожу вас домой."
Затем он велел своему слуге, ожидавшему его, приказать подъехать его колеснице.
Я поспешно повернулся к нему и сказал, что не могу уехать без миссис Мирван.
- Но как же нам встретиться с ней? - воскликнул он. - ты не захочешь сама идти в яму; я не могу послать туда слугу; и я не могу уйти и оставить тебя одну.
Истина этого была неоспорима и совершенно заставила меня замолчать. Однако, как только я пришел в себя, я решил не садиться в его карету и сказал ему, что, по-моему, мне лучше вернуться наверх.
Он и слышать об этом не хотел и настойчиво просил меня не лишать его доверия, которое я ему оказал.
Пока он говорил, я увидел лорда Орвилла с несколькими дамами и джентльменами, выходивших из подземного хода; к несчастью, он тоже увидел меня и, оставив свою компанию, тотчас же направился ко мне и с видом и голосом удивления сказал: "
Теперь я особенно остро ощутил всю глупость моего плана и всю неловкость моего положения; однако я поспешил сказать ему, хотя и нерешительно, что жду миссис Мирван; но каково же было мое разочарование, когда он узнал, что она уже ушла домой!
Я был невыразимо огорчен; я не мог допустить, чтобы лорд Орвилл думал, будто я удовлетворен единственным покровительством сэра Клемента Уиллоби, и тем не менее я был более чем когда-либо против возвращения на вечеринку, которую я боялся его видеть. Несколько мгновений я стоял в напряжении и не мог удержаться, чтобы не воскликнуть:"
-Почему, сударыня, - воскликнул сэр Клемент, - вы так беспокоитесь?-вы доберетесь до Куин-Энн-стрит почти так же скоро, как миссис Мирван, и я уверен, что вы не сомневаетесь, что будете в такой же безопасности.
Я ничего не ответил, и тогда лорд Орвилл сказал: "Моя карета здесь, и мои слуги готовы выполнить любое приказание, которое мисс Энвилл окажет мне честь. Я сам поеду домой в кресле, а потому-"
Как же я был благодарен за предложение, сделанное с такой деликатностью! Я с радостью принял бы его, если бы мне позволили, но сэр Клемент не дал ему даже закончить свою речь; он прервал его с явным неудовольствием и сказал:
Как раз в это время подошел слуга и сказал, что карета готова. Он умолял оказать ему честь проводить меня туда и хотел взять меня за руку, но я отдернула ее со словами: прошу вас, идите сами, а что касается меня, то дайте мне стул."
-Невозможно!-воскликнул он с горячностью. - Я не могу доверить вам чужих председателей, я не могу ответить на это миссис Мирван."
Я снова застыл в подвешенном состоянии. С какой радостью я пошла бы тогда на компромисс со своей гордостью, чтобы снова быть с мадам Дюваль и Брантонами, если бы не встретилась с лордом Орвиллом! Тем не менее я льщу себя надеждой, что он не только заметил, но и пожалел мое смущение, потому что сказал необычайно мягким тоном: "Предлагать свои услуги в присутствии сэра Клемента Уиллоби было бы излишним; но я надеюсь, что мне не нужно уверять мисс Энвилл, как я буду счастлив, если окажусь ей хоть немного полезен."
Я вежливо поблагодарил. Сэр Клемент очень настойчиво уговаривал меня уйти, и пока я с беспокойством размышляла, что же мне делать, танец, по-видимому, закончился, потому что люди столпились внизу. Если бы лорд Орвилл повторил свое предложение, я приняла бы его, несмотря на отвращение сэра Клемента, но, думаю, он счел бы это дерзостью. Через несколько минут я услышал голос мадам Дюваль, спускавшейся с галереи. -Ну,- поспешно воскликнул я, - если я должен идти ... ; но сэр Клемент тут же усадил меня в свою колесницу, крикнул: "Куин-Энн-стрит!" - и вскочил сам. Лорд Орвилл с поклоном и полуулыбкой пожелал мне спокойной ночи.
Меня так беспокоило, что лорд Орвилл увидит меня и оставит в таком странном положении, что я была бы счастлива молчать всю дорогу домой, но сэр Клемент позаботился об этом.
Он начал с многочисленных жалоб на мое нежелание довериться ему и умолял узнать, в чем может быть причина? Этот вопрос так смутил меня, что я не знал, что ответить, а только сказал, что сожалею, что отнял у него так много времени.
-О мисс Анвиль, - воскликнул он, беря меня за руку, - если бы вы знали, с каким восторгом я посвящу вам не только настоящее, но и все будущее время, отведенное мне, вы не обидели бы меня такими извинениями.
Я не мог придумать, что сказать на это, как и на множество других столь же прекрасных речей, которые он произносил; хотя я охотно отдернул бы руку и делал почти беспрерывные попытки, но тщетно, потому что он действительно схватил ее обеими руками, не обращая внимания на мое сопротивление.
Вскоре он сказал, что, по его мнению, кучер едет не в ту сторону, и, подозвав слугу, дал ему указания. - И снова обратился ко мне: - Как часто, как усердно я искал случая поговорить с вами без присутствия этого грубияна, капитана Мирвана! Теперь Фортуна милостиво одарила меня одним из них, и позвольте мне, - он снова схватил меня за руку, - позвольте мне воспользоваться им, чтобы сказать вам, что я вас обожаю."
Я был совершенно поражен этим резким и неожиданным заявлением. Несколько мгновений я молчал, но, оправившись от удивления, сказал: - В самом деле, сэр, если вы решили заставить меня раскаяться в том, что я так глупо покинул свой отряд, то вам это очень удалось.
-Дорогая моя, - воскликнул он, - неужели ты можешь быть такой жестокой? Может ли ваша природа и ваше лицо быть настолько противоположными? Может ли сладость расцвести на этих очаровательных щеках, которые кажутся результатом как хорошего настроения, так и красоты-"
-О, сэр, - воскликнул я, прерывая его, - это очень хорошо, но я надеялся, что мы уже достаточно поговорили в ридотто, и не ожидал, что вы так скоро возобновите этот разговор.
- То, что я тогда сказал, мой милый укоритель, было результатом ошибочной, нечестивой мысли, что ваш ум не может соперничать с вашей красотой; но теперь, когда я нахожу вас одинаково несравненной и в том, и в другом, все слова, все силы речи слишком слабы, чтобы выразить восхищение, которое я испытываю перед вашими превосходствами."
-В самом деле, - воскликнул я, - если бы ваши мысли имели хоть какое-то отношение к вашему языку, вы бы никогда не подумали, что я могу похвалить вас так высоко над моей пустыней.
Эта речь, произнесенная мною очень серьезно, вызвала еще более сильные протесты; так мы прошли несколько улиц, пока, наконец, к моему великому ужасу, он вдруг не приказал этому человеку остановиться и сказал: "Мисс Анвиль, мы уже в двадцати ярдах от вашего дома; но я не могу расстаться с вами, пока вы великодушно не простите меня за нанесенное вам оскорбление и не пообещаете не сообщать об этом Мирванам."
Я колебался между страхом и негодованием.
- Ваше нежелание говорить удваивает мое раскаяние в том, что я вызвал ваше недовольство, так как оно показывает, что я могу положиться на обещание, которое вы не дадите без обдумывания."
-Я очень, очень огорчен, - воскликнул я, - вы просите об обещании, которое, как вы понимаете, я не должен давать, и все же не смею отказать.
-Поезжайте!-крикнул он кучеру. - Мисс Анвиль, я не стану вас принуждать, я не стану требовать никаких обещаний и всецело положусь на ваше великодушие."
Это несколько смягчило меня; но едва он получил это преимущество, как решил им воспользоваться; ибо он бросился на колени и умолял с такой покорностью, что я действительно был вынужден простить его, потому что его унижение заставило меня совершенно устыдиться; и после этого он не давал мне покоя, пока я не дал ему слово, что не буду жаловаться на него миссис Мирван.
Моя собственная глупость и гордыня, отдавшие меня в его власть, были мольбами, которые я не мог не выслушать в его пользу. Однако я буду очень осторожна, чтобы никогда больше не оставаться с ним наедине.
Когда мы наконец приехали домой, я так обрадовался, что, конечно, простил бы его тогда, если бы не простил раньше. Проводив меня наверх, он громко и очень сердито отругал своего слугу за то, что тот так далеко ушел. Мисс Мирван выбежала мне навстречу, и кого я увижу за ее спиной, как не лорда Орвилла!
Вся моя радость исчезла, уступив место стыду и смущению, ибо я не могла допустить, чтобы он узнал, как долго мы с сэром Клементом были вместе, так как я не имела права объяснять ему причину.
Все они выразили большое удовлетворение, увидев меня, и сказали, что были крайне встревожены и удивлены, что я так долго возвращаюсь домой, так как они слышали от лорда Орвилла, что меня нет с мадам Дюваль. Сэр Клемент в притворном гневе заявил, что его болван-слуга неправильно понял его приказ и везет нас в верхний конец Пиккадилли. Что касается меня, то я только покраснел, ибо, хотя и не хотел нарушать своего слова, я все же побрезговал подтвердить рассказ, в который сам не верил.
Лорд Орвилл с величайшей вежливостью поздравил меня с тем, что неприятности этого вечера так счастливо закончились, и сказал, что он не мог вернуться домой, прежде чем не осведомился о моей безопасности.
Вскоре он ушел, и сэр Клемент последовал за ним. Как только они ушли, миссис Мирван, хотя и очень мягко, обвинила меня в том, что я оставил мадам Дюваль. Я заверил ее, и это было правдой, что в будущем я буду более осторожен.
Приключения этого вечера так смутили меня, что я не мог заснуть всю ночь. Я испытываю самые жестокие опасения, как бы лорд Орвилл не подумал, что мое пребывание на галерее с сэром Клементом было согласованным планом, и даже то, что мы так долго просидели вместе в его колеснице, было моим одобрением, так как я не сказал ни слова по этому поводу и не выразил своего недовольства притворной ошибкой кучера.
Тем не менее, его приход сюда, чтобы дождаться нашего прибытия, хотя это, кажется, подразумевает некоторое сомнение, показывает также некоторую тревогу. В самом деле, мисс Мирван говорит, что он казался чрезвычайно встревоженным, нет, встревоженным и нетерпеливым по поводу моего возвращения. Если бы я не боялся льстить себе, то не исключил бы, что он подозревает о намерениях сэра Клемента и поэтому беспокоится о моей безопасности.
Какое длинное письмо! впрочем, из Лондона я больше писать не буду, потому что капитан сказал сегодня утром, что уедет из города во вторник. Мадам Дюваль сегодня будет обедать здесь, и тогда ей сообщат о его намерении.
Я очень удивлен, что она приняла приглашение миссис Мирван, так как вчера была в таком гневе. Боюсь, что сегодня я сам стану главным объектом ее неудовольствия, но я должен терпеливо подчиниться, потому что не могу защищаться.
Прощайте, мой дорогой сэр. Если это письмо доставит вам какое-нибудь беспокойство, я более чем когда-либо раскаюсь в той беспечной неосторожности, о которой в нем говорится.


Рецензии