Большой Петергофский каскад
Так что перед гостями, подплывающими по этому каналу ко дворцу, постепенно вырастало невиданное доселе феерическое зрелище, состоящее из десятков фонтанов и сотен скульптур, над которыми возвышался Петродворец. В центре Большого каскада находился бассейн, в котором судно могло, высадив гостей, развернуться и отправиться в обратный путь. Бассейн назывался ковшом. По своему великолепию Петергофский большой каскад превосходил даже Версаль. Своё детище Пётр Великий собирался увенчать фонтаном, изображающим Геракла, побеждаюшего Лернейскую гидру, но не успел.
После его смерти по приказу императрицы Анны Иоановны к двацатипятилетию Полтавской битвы Бартоломео Карло Растрелли создал самый знаменитый фонтан Петергофа - «Самсон, разрывающий пасть льва». Он расположил его в центре ковша, на каменном островке. Поместив этот фонтан в самом фокусе композиции ансамбля, великий скульптор довёл петровский замысел до совершенства, слегка видоизменив его.
Основанием для этого изменения послужило то, что один из самых известных духовных деятелей петровских времён архиепископ Феофан Прокопович в своей проповеди по случаю Полтавской победы сравнил Петра с Самсоном: «Петр, аки второй Самсон, растерзал еси мужественные льва свейского <шведского> ». Кроме того в глубине одного из парков Петергофа находился фонтан, который особенно нравился Петру. Этот фонтан представлял тритона, разрывающего пасть морскому чудовищу, из пасти которого также бил фонтан. Тритон олицетворял молодой российский флот, а морское чудище шведское господство на Балтике. Сравнение Феофана Прокоповича, прославлявшее победу под Полтавой, и скульптурная аллегория, выражавшая победу при Гангуте были удачно соединены воедино, потому что лев был гербовым символом Швеции и его резные изображения украшали корму шведских кораблей.
Так Петергофский фонтан «Самсон» стал символом блистательной победы российского оружия над шведской армией и флотом. Самсон, разрывающий пасть льву символизировал победу в Полтавской битве, а столп воды, вырывающийся из пасти льва на 20-метровую вышину - морской путь в Европу через Балтийское море, вырванный "из львиных челюстей" шведского флота* в жестокой морской битве при Гангуте.
Восемь сказочных дельфинов, играющих у ног Самсона, обрамляли торжество этих великих событий венцом дугообразных струй, одновременно символизируя открывшиеся морские пути во все стороны света. Стороны света в свою очередь представляли четыре львинные головы, извергающии свои струи.
Итак, фонтан «Самсон» в центре большого каскада стал образом военных побед, позволивших России стать империей. Сотни позолоченных скульптур античных героев и богов, украсивших каскад, – придали всему ансамблю имперский блеск. Сам же водяной каскад с его живым движением воды стал символом красоты и могущества молодой Российской Империи. Большой дворец над ним воплотил в себе идею имперской власти.
В результате ансамбль Петергофского дворца с его Большим каскадом и фонтаном «Самсон» явился выражением триумфального осуществления петровского замысла об имперском пути Росии.
----------
* Львы были на гербе Шведского королевства, украшавшего корму его военных судов.
Свидетельство о публикации №221061200850
Борис Силуанов 12.06.2021 17:25 Заявить о нарушении
Очень рад Вашему отзыву. Спасибо.
С теплом и уважением.
Владислав Плеханов 13.06.2021 17:18 Заявить о нарушении