***

КРАСОТОЮ СПАСЁТСЯ МИР. К юбилею Ф. М. Достоевского.

Красиво сказано!
И автор без всякого сомнения гениален!
И юбилей совсем близко
И знаменитому кабаре «Мулен Руж» совсем недавно исполнилось 130 лет . 
Заведение открылось в 1889 году к началу Всемирной выставки в Париже. И Кабаре стало великолепным примером бесконечного наслаждения, финансовой выгоды, воплощением и существом общества потребления, рыночного общества западного типа, и способом существования. цивилизованного европейского человечества.
Монмартр, Мулен Руж, Париж, фейерверк нового искусства!
И из далёкой сумеречной России видно, что красота спасёт этот мир.
Но как сильна физиология!
Эротической бомбой, пиком честолюбия, шиком отчаянной славы и космическим финансовым  взлётом духовно нравственного состояния общества и самого заведения Мулен Руж стало регулярное исполнение шедевра Оффенбаха "Кан - кан".
Нет слов, музыка была гениальной!
Но исполнение просто восхитительным!
Два - три взвода хорошеньких девчонок, с криком, визгом и воплями вываливались на сцену и одновременно задирали свои пышные юбки!
Это производило сильное впечатление!
Это вызывало восторг!
А под юбками сияли чистотой и свежестью аккуратненькие панталоны с рюшечками, кисточками и кружевами.
Нельзя сказать, что бы парижане не знали, что спрятано там, под юбками, но откровенная, пикантная и эпатажная демонстрация таких интимных прелестей поражала, возбуждала и вызывала искренний восторг мужского населения французской столицы.
Публика  Неистовствовала!
  Деньги завалили сейф, стол, шкаф и шкаф для одежды.
Так продолжалось долго.
Но не достаточно долго с точки зрения Хозяев.
Денежное цунами стало успокаиваться и постепенно успокоилось на уровне доходов приличного и столичного кабаре.
И публика привыкла.
И девушки были довольны зарплатой.
Но рыночное общество точно знало, что надо зарабатывать ещё больше!
И вот, как-то ненастным парижским вечером, публика пропустила по рюмашке, расположилась на своих законно купленных местах и лениво прослушало привычное: "Оффенбах! Кан - кан"!
И девчонки завопили,  вывалились на сцену, ровненько выстроились и задрали юбки!
Зал онемел!
Юбки были как всегда свеженькие и отутюженные.
Но под юбками не было ничего!
То есть не было ни панталонов, ни трусиков, ни фиговых листочков. Ничего кроме сильно действующего естества!
Ни сзади, ни спереди, ни с боку!
Вот Вам номер балета!
Вот Вам хореография!
Вот она настоящая режиссура, парфюмерия и бижутерия!
Вот оно, настоящее искусство!
В зале ахнула бомба восторга и аплодисментов!
И не надо было уже догадываться, что там могло бы быть под юбками.
Всё было прекрасно видно!
Публика  неистовствовала.
Враг рода человеческого собрался "...соблазнить их всех...".
Хорошо решать не существующую проблему.
Дела человечества, конечно, плохи.
Но ещё не до такой степени, чтобы надеяться на улучшение!
Но что же нам с этим делать?
Да ничего страшного не произошло.
  Хорошенькие девчонки, пышные юбки и красивые причёски в сопровождении прекрасной музыки это вполне нормальные и необходимые качества дизайна. И эти качества эксплуатируют нормальные и полезные для выживания свойства человеческой натуры.
То есть, мы имеем простой пример приоритета дизайна и физиологии в обществе потребления западного типа нал феноменом искусства и над духовностью.
То есть красота в избытке!
И эстетического, и животного удовлетворения полным полно!
Спасать никто никого не собирался!
И все уже спаслись с большим удовольствием!
Но бывают и более трудные загадки в самых разных видах искусства, когда внешние качества произведения искусства присутствуют, эстетическое удовлетворение точно есть, но красота никого спасти не может.
Красота не может спасти человечество просто потому, что никто не может внятно сказать, что такое красота!
В 1889 году в Париже была построена знаменитая Эйфелева башня. Парижская общественность была шокирована появлением такого чуда архитектуры. И рядовые парижане, и знаменитые личности дружно ругались, плевались, негодовали и протестовали.
Но прошли годы, и сегодня это сооружение предмет поклонения и гордости французов, символ Парижа и Франции.
В чём причина такого изменения в настроениях общественности?
Дело в том, что конструкция Эйфелевой башни с точки зрения физики является схемой  распределения сил земного притяжения в нижней части бедренной кости человеческого скелета. Только выполнена эта схема в форме стальной башни из сборных  металлических конструкций.
Очевидно, что распределение гравитационных сил в человеческом скелете абсолютно совершенно.
Парижане не смирились с уродливым монстром и не привыкли к нему. Они очень скоро почувствовали фундаментальное математическое совершенство этой конструкции, несмотря на откровенное отличие её форм от господствующей  в то время архитектурной стилистики.
Но заметим, что математическое совершенство принимает внешние эстетичные формы, но не может вызвать человеческое сопереживание, трепетание человеческого сердца, потому что математическая логика организует огромное количество процессов человеческого существования. Но сопереживать математическим формам невозможно. Это характерная черта современной архитектуры. Математическая логика безупречна. Она удивляет, восхищает, но не согревает, потому что её масштабы и её законы бесконечно превышают возможности человеческого восприятия и подчёркивают человеческое ничтожество.
И это правда!
Человек существо ничтожное. Но только человек способен совершать духовные поступки, создавать новую положительную духовную энергию. И если ему удаётся создать и осознать несколько крупиц духовного богатства нашего мира, человек мгновенно становится инструментом бесконечного духовного потенциала.
А логическое совершенство есть внешнее выражение математической логики.  Графики, иллюстрирующие математические формулы, вызывают эстетическое удовлетворение, потому что они и есть объективные и совершенные законы нашего мира, которые обрели визуальные формы. Но искусства в таких формах быть не может, потому что математическая логика бесстрастна, она лишена человеческого переживания, трепетания человеческого сердца.
А искусство без человеческого переживания невозможно.
Поэтому визуализация математической логики не достигает области искусства, но останавливается на границах дизайна, на эстетическом освоении пространства.
Именно это и происходит с супрематизмом и неопластицизмом.
Об этом говорит вся современная архитектура.
А мы  сформулировали это подробно в третьей главе "Два важных термина. Что такое красота" в книге "Кто скажет, что такое искусство", стр. 106.
Великий учёный Ричард Фейнман прекрасно играл на банджо и он точно знал, что никто не понимает квантовую теорию.
А кто понимает феномен искусства?
Подчеркнём ещё раз: всякое произведение искусства вырастает из чувственных переживаний на фундаменте совершенной эстетической формы. Но совершенная эстетичная форма есть функция дизайна, но не искусства. Эйфелева башня совершенна, она красива, но она только соседствует с областью искусства. Совершенная эстетичная форма предрасполагает зрителя к восприятию произведения искусства, но это ещё не искусство.
Если автор не смог достичь совершенной эстетичной формы, значит, он не дотянулся даже до дизайна!
Стало быть, в этом случае искусства быть не может с гарантией!
Но сегодня множество творческих произведений не имеют совершенной  формы. У концептуалистов они вообще могут не иметь формы! А это означает, что значительную часть произведений концептуализма вообще  невозможно рассматривать в области пластического изобразительного искусства!
Разумеется, художник имеет право и даже обязан исследовать отвратительные формы человеческой жизни. Но обязательно так, чтобы зритель и слушатель мог хотя бы нащупать направление духовного развития.
Потому что в противном случае автор просто удваивает количество зла в нашем мире.
Но определения искусства нет!
Феномен искусства не организован и никто не понимает квантовую теорию.
Значит, можно тащить в область пластического изобразительного искусства  пустую раму,  голые ягодицы олегакулика, кучку пепла, постукивание  по водам Чёрного моря,  новенькую, прямо с завода, кабину лифта и что угодно!
И даже если эстетичная форма достигнута, это ещё не значит, что мы обязательно оказались в области искусства.
Эстетическое удовлетворение не является функцией искусства!
Это интеллектуальная ошибка!
Красота не гарантирует принадлежности к искусству.
И может ли красота спасти мир?
Конечно нет! Потому что никто не знает, что такое красота!
Хуже того, известные теоретики искусства не замечают разницы между фундаментальными понятиями КРАСОТА и ИСКУССТВО.
Эстетическое удовлетворение лишь функция высокого мастерства или внешнее выражение совершенных законов совершенного Творения.
Но для искусства этого недостаточно!
Необходимо, чтобы совершенная эстетичная форма наполнилась в произведении искусства трепетанием человеческой души.
Художник, создавая произведение искусства, вовсе не занимается созданием красивых, эстетичных вещей.
Это задача  оформителя,  декоратора,  дизайнера,  портного,  парикмахера, ювелира, кого угодно, но не художника.
Художник работает в области искусства. Он исследует движение человеческой души, человеческое переживание, фиксирует это исследование в своём эстетически совершенном произведении и, таким способом, передаёт это пережитое, осмысленное и законсервированное в произведении искусства движение человеческих душ другим людям, другим поколениям, следующим за нами эпохам и Космосу.
То есть, художник, таким образом, увеличивает духовно-нравственный потенциал человечества и всего Космоса.
Зрители-слушатели, соприкасаясь с произведением искусства, сопереживают и, в какой-то степени, продвигают свои человеческие души к духовному развитию. Такая духовная работа и такое духовное усилие рождают новое для зрителя или слушателя его вновь созданное внутреннее духовное богатство. А сам зритель воспринимает этот процесс как состояние восторга от расширения, одухотворения, развития и роста своей собственной души, Это и есть  катарсис.
И только такое творческое произведение, которое по своему основному, сокровенному содержанию может быть понято как инструмент духовного развития конкретного человека и всего человечества, имеет право называться произведением искусства.
И не верьте друзьям Эрнста Гомбриха, которые утверждают, что искусства, в классическом смысле этого понятия, вообще не существует!
Ещё как существует!
Просто надо писать хорошие картины и хорошо играть на банджо!
И только в таком понимании работа художника, который исследует, фиксирует и передаёт трепетание человеческой души другим людям, развивая тем самым всю духовно-нравственную среду обитания человечества, может оправдать существование, труд и жизни всех художников и искусствоведов нашей планеты вместе взятых.
Все другие виды творческого труда авторов могут быть талантливы, профессиональны и блистательны, но их место в общей массе жизнедеятельности человеческого сообщества всегда будет занимать достаточно скромное место.
Напрасно профессор Эрнст Гомбрих спутал понятия КРАСОТА и ИСКУССТВО.
Напрасно потому, что это принципиально и необыкновенно важно!
Действительно, понятие КРАСОТА трактуется разными народами, разными социальными группами в разные времена по разному.
Это очевидно.
Понятие ИСКУССТВО - это одна из констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва.
Искусство - это инструмент переработки физического барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в духовно нравственное человеческое переживание, и далее в положительную духовную энергию.
Увеличение положительной духовной энергии остро необходимо и человечеству, и Космосу.
Более того, создание новой положительной духовной энергии - это единственный смысл создания и развития человека, способного к самосознанию, человеческой цивилизации, художников, искусствоведов, трёхмерного пространства, в котором мы проживаем и всего Творения.
А духовная работа художника в области искусства может быть оценена как самая главная работа на нашей планете. Потому что без такой работы исчезнет духовно-нравственная среда обитания, и человечество обязательно деградирует и погибнет.
Все поиски и усилия, направленные на создание эстетически совершенной формы, даже самые удачные и гениальные, останавливаются на уровне украшения, эстетического освоения окружающего пространства и повышения комфорта проживания.
Выжить с комфортом – это наивысшая цель первого уровня эволюции. Это полезная и достойная задача творческого человека. Но пора уже на второй уровень!
Впереди второй уровень эволюции . 
И необходимо заметить ещё, что если творчество превращается в бессмысленную или, того хуже, в безнравственную клоунаду или в спекуляцию физиологическими инстинктами человека в форме, похожей внешним образом на искусство, то это прямое духовное преступление.
Эрнст Гомбрих перепутал понятие КРАСОТА и понятие ИСКУССТВО и поэтому пришёл к выводу, что искусства вообще не существует в классическом понимании этого слова. Это очевидная логическая ошибка. Но как много учёных с восторгом подхватило эту ошибку!
Прав был генерал Леонид Владимирович Шебаршин.
"Не в свою лужу не садись"!.


Рецензии