теория творчества. комментарий либо своя вещь
ятельная (полноценная /весомая /объёмная таки)
своя вещь.
--
из серии: теория (слово-)творчества .
----
прихожу к такой условной для себя формулировке
/разграничивания писательствования , как то :
~~
1) комментарий - краткая формулировка для всех
видов словесной деят-ти; ..основанной на чужом
исходном материале. или, условно полутворчест-
во, (словесное) соотв.
`измышлизмы` (с подачи подруги и коллеги Гули)
сии носят характер скорее некый дискуссионный;
как размышления вслух. (как вообще nonfiction,
котор. не имеет чёткого разделения театрально-
кинематографич. постановочного: что на сцене//
в кадре , а что за ними соотв. здесь нету ге-
рметики/тичности сценич., театрально-кинемат-
ографич.). будто бы и интерактив и формат ди-
алога ; чуть не кухонной дружеской посиделки ,
может предполагать. тобишь нету той постанов-
ошности дисциплины воплощения, ради воспроиз-
ведения изначальной задумки авторов. плюс эл-
емент погружения //эффектности/зрелищности в
случае fiction . здесь - в фикшине-то, истор-
ия разыгрываемая, претендует на реальность ..
на придыхание, на затаение дыхания; - .. при
чтении ли , просмотре . художественная такая
вещь//история - предполагает погружение, од-
ностороннюю связь, принятие (со сцены/экрана
- в зрительн. зал) de facto - игру артистов .
такова природа постановочного жанра fiction.
сюжет становитса приматом, живым неким суще-
ством; - разыгрывание котор. рассматриваетса
так же серьёзно, как эпическый пересказ лег-
енд славных предков и т.п. (без и тени сом-
нения в реальности происходящего. ибо, в том
и особенность и эффект, чтобы погрузитьса и,
прожить сценическую историю как в самоей на-
стоящей жизни). на то они и драматургическ.
жанры и виды искусства собств. дабы - прож-
ивать их со сцены , (как) по-настоящему . в
том-то и вся соль.
жанр /формат ли - измышлизмов - более абстр-
актен, умозрителен; это собств. размышления.
в отличие от художки, - где всё есть плоть и
кровь (как бы). в измышлизмах - идеи. в худ-
ожке - есть жизнь ; это и сюжет, фабула; пе-
рсонажи , описания природы; и тоже идеи (как
одна из неск. соотв. составляющ. вышеознач.).
измышлизмы - могут стать одною из граней ху-
дожественного произведения, .. вкраплениями
из размышлений неких , на какие-то темы .
измышлизмы - насколько более непринужденны,
настолько и менее весомы , - нежели полноц-
енное художественное многоярусное/многопла-
стовое сооружение (- романа некоего и пр.).
всё в сравнении же.
комментарии , мнения, рассуждения, - более
локальные всё же вещи/понятия/категории ..
нежели более глобальное , - как полноценн-
ое произведение/полотно ; вбирающ. в себя
сию категорию как одну из составляющ. с.
комментарии - бисер, семечки в таком сра-
внении/сопоставлении.
сфера словесности , куда принято относить
очерковые всевозможные записки - публици-
стика. как, то ли буфер - служащ. проме-
жуточною некою инстанциею, трамплином для
след. этапа/уровня(/категории); то ли са-
мостоятельная некая карликовая область ..
`кукольная /игрушешная` ( по сравнению с,
большою-то литературою-ка); `лягушатник`.
комментирования чужого всё же .
(полутворчество можно сказать).
пардонте-с.
~~
2) рождение своего нового. непосредственно из
своих недр. не опираяс явно на какой-то опред-
еленный, конкретный чужой материал иного авто-
ра.
здесь характер (более) констатационный/(кон-
венциональный /конституциональный даже) (как
бы). действо (хоть и условное по природе-то
своей), выписанное в книжке напр., - претен-
дует на безапелляционное , как имевшее место
быть. как реальная история. таков статус се-
го жанра. он ставит резолюцию ..`имело место
быть`, - автоматически на всё относящ. к не-
му-жанру ~ .. большой художественной лит-ры.
волей-неволею (хочетса видимо) воспринимаешь
по-настоящему, - историю/сюжет - такого вида
словотворчества.
такова сила жанра. историч. сложивш. и тако-
во стремление человеч. психики/подсознания..
к растворению некоему в некоем аля иллюзионе
/иллюзиуме ли; искусственной истории (иску-
сно и поданной, автором-творцом-то соотв.).
и, двойная сия поддержка, и обеспечила успех
жанра - игрового, художественного. (:как объ-
ёмного вбирающего в себя как и серьёзные, так
и развлекательныя некыя моменты ; - искусно в
себе сочетающий. ..в чём и состоит мастерство
собств. художника соотв. полезнаго с прекр.).
~~
pz.
писать в любом из случаев почти что одинаково
интересно. но, сложнее и авторитетнее/респек-
табельнее/элитарнее (-не в пошлых пониманиях)
- .. создавать (исключительно) с в о ё собств.
личное, словесно-концептуальное творчество .
(~1оо% +- из ничего, `из воздуха`, непосредств.
.. pure, творчество-творчество , если угодно ).
м-да.
--
теперь немножко об чисто творческом процессе.
~
уровни словесного творчества можно условно
разграничить таким напр. образом, как то :
внешний уровень, и внутренний.
внешний = слова. можно сравнивать с музыкою,
скульптурою напр.;
внутренний = смысл(ы). парадигмы, концепции,
идеи. общо - философия по содержанию; и арх-
итектура по способу конструирования/выстра-
ивания структуры литературного произведения;
..с этапами и некоего планирования проекта -
композиции , и возведения/воплощения его (на
пространстве листов бумаги , в данном случае
литературы //смысло-слово творчества соотв.).
смыслы : от отдельных слов, словосочетаний ,
фраз; до предложений и абзацевв. и так далее
и так далее (: от абзацевв до главв ; от гл.
к частям , томам , книгам, сборникам/собран-
иям сочинений/книг ). внутренний смысл/знач-
ение слова, - как средство выражения метасм-
ысла, всей истории ; контехсты , создаваемые
сперва концептами/конструктами, .. образами,
- из глобального замысла художника . слово,
- как средство изображения, и повествования,
и комментария-размышления (/`измышлизмовв`/
выражения неких различн. мнений на разн. сч.
будь то философия,культурология,социология,
и пр. сферы жизни человека, во все времена,
где бы то ни было; в разн. степени отвлечен.
как бы. да всё равно косвенно хотя бы да ка-
сающ. общего контехста некоего всего произв.
хотя бы; или пускай даже и вовсе суперотвл-
еченное; ..ибо, всё равно так или иначе, про
человека и жизнь . так что, лишним не будет.
особенно ежели выдержанно в опред. дозиров-
ке-то/мере ли. так что всё в тему окажетса).
слово - для писателя, как краски для живоп-
исца . и средство и самоцель, одновременно.
слова ценны и как средство передачи смыслов,
и ценны самои по себе собств. (ежели удачно,
в тему/`в кассу` ещё и подобраны , к месту и
времени).
всё вместе, формосодержание = архитектоника.
(..)
~~
такая вот, теория (слово-)творчества.
(..)
----
fin.
*
Свидетельство о публикации №221061200908