Цикл взрослое и детское

1.ВЗРОСЛЫЕ


В детстве я ожидал, что, когда вырасту,  стану таким же взрослым, как те, что окружали меня в ту эпоху. Они выглядели монументально, были серьёзны и занимались серьёзными взрослыми делами: умели выполнять арифметические действия на счётах, чинить катушечные магнитофоны, заказывать междугородные разговоры по дисковым телефонам; знали, как и с кем разговаривать в советских учреждениях; шуршали бумажными справочниками; разменивали копейки в настенных автоматах в метро.
Быт незаметно и неуклонно менялся. И сейчас я гляжу на своих сверстников, которые скачивают файлы с интернета, пользуются компьютерными программами, в метро смотрят кино со смартфонов, а при входе в это самое метро прикладывают к турникету магнитную карточку – или тот же смартфон – и совсем не помнят, что когда-то были разменные автоматы – такие железные настенные ящички с щелью для монет, они всегда висели в ряд: салатовый, красный, лимонный… Так вот, я смотрю на моих сверстников и вдруг осознаю, что нам по столько же лет, сколько было Взрослым в моём детстве. Эти люди сейчас постарели, и многим из них овладение современными приборами даётся с трудом, из-за чего над ними посмеиваются технически продвинутые дети.
Зато мы никогда не выучимся пользоваться теми приборами, которыми пользовались они. (По объективным причинам: таких уже почти не осталось). Мы заведомо не будем уметь того, что умедли Взрослые в нашем детстве.
Поэтому я не могу воспринимать себя и своих сверстников как настоящих Взрослых.

Весна 2021

2. ***

В жизни  каждого человека приходит пора, когда у него наступает потребность перечитать любимые книги своего детства, чтоб осмыслить, какую «путёвку в жизнь»  он получил и к чему в итоге пришёл. Но большинству людей их Супер-Эго говорит, что чтение детских  книжек – в высшей степени инфантильное занятие, не достойное зрелого индивидуума. Поэтому, чтоб было не стыдно читать детские книжки, люди заводят себе детей и пробуют читать с ними. Но дети заинтересованы в том, чтоб прочесть именно свои собственные любимые книжки, а родительских они не хотят. Так возникает конфликт поколений.
10 июня 2021

3.ВНУТРЕННИЙ РЕБЁНОК
Меня часто спрашивают: «А почему ты до сих пор не заводишь себе детей?»  - Непонятно, с какой стати эти люди решили, будто у меня нет детей. Они у меня есть ровно в той же степени, что и у всех остальных человеческих личностей в мире: у меня есть мой Внутренний Ребёнок.
По натуре он жизнерадостен и любознателен, охоч до новых впечатлений. Он мечтает поплыть на самый необитаемый в мире остров из любимой приключенческой книжки, совершить много весёлых подвигов, открыть новый вид красивых динозавров, изобрести язык, на котором даже злейшие враги без труда смогли бы договориться…
Но ему нельзя. Его ежедневно заставляют выполнять массу вещей, которые, по общему мнению, способны выполнить одни лишь дети: твердить правила из скучных учебников, а в перерывах читать ещё более скучные шутки, выслушивать безапелляционную ругань и придирки самодовольных глупцов, которых он не вправе поставить на место, честно пытаться полюбить неинтересное…
«Что за вздор,  – скажет кто-нибудь, - детей никакими силами не заставишь полюбить неинтересное, сверхмощным тягачом к нему не подтащишь, а уж нотаций они и подавно не станут слушать, и не только от глупцов, но вообще от кого бы то ни было!»
Что ж. сказавший так, будет безусловно прав, если речь пойдёт о современных детях. Но мой-то Внутренний Ребёнок не современный! Он родился вместе со мной, под солнцем в венке из колосьев, увитых кумачовыми лозунгами, он вобрал в себя черты детей той – сейчас уже  экзотической – эпохи, и другим ему ни за что не стать. Конечно, ребёнком он остаётся и в нынешнюю эпоху, он с радостью читает детские книжки современных авторов (когда Внутреннему Взрослому дают такие книжки на рецензию на его ужасно серьёзной взрослой работе), он смотрит мультфильмы; в канцелярских магазинах он подолгу простаивает перед полкой с наклейками и расписными тетрадками… Но он ни на минуту не перестаёт ощущать, что помнит что-то такое, что современным детям и не снилось.
Мой Внутренний Ребёнок не глуп. Пожалуй, я чересчур сурово отношусь к нему. Во время летнего отпуска надо, пожалуй, будет отпустить его погулять.

11 июня 2021


Рецензии