Лето. Жизнь. Скитание. Эпилог III
Из личных воспоминаний, 31 января 2014 года. Осознание хорошего в прошлом:
«До того как вы повзрослеете и у вас появится достаточно ясное представление о себе такой, какая вы есть, вы получаете представление о себе, исходя из отношения и поступков других людей, и в первую очередь членов вашей семьи. Некоторые из этих представлений соответствуют действительности, некоторые — нет, но в любом случае они, бесспорно, оказывают влияние на то, как вы сами и другие люди воспринимают вас на протяжении всей жизни. Позволив интуиции привлечь воспоминания о прошлом, над которыми стоит сознательно поработать, можно различить ваш настоящий образ и тот, который был вам приписан. Затем вы сможете найти любовь, соответствующую вашему настоящему образу.
В основе наших ложных целей и страхов лежит описание, данное нам другими людьми. Это описание забылось, но сохранилось в подсознании. Навязанный образ мешает осознать истинные возможности, цели и потребности и не защищает нас от того, что причиняет реальную боль. Возможно, задумавшись над своими любовными отношениями, оставшимися в прошлом, вы обнаружите, что причиной многих неблаговидных ролей, которые вы исполняли, является то представление о себе, которое вы получили в детстве.
Обратитесь снова к этим воспоминаниям и задайте себе следующий вопрос: «Было ли тогда во мне что-нибудь привлекательное и такое, что я тогда не осознавала, но могу понять теперь?»
Наша многострадальная страна в 20-м веке пережила три революции, и всякий раз мы вырубали под корень наш «вишневый сад» и выжигали все старое дотла. Антон Павлович Чехов назвал свое произведение «Вишневый сад» комедией. Мы же, по-новому прочитав пьесу в новом веке, относим ее, скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, схожими с судьбами образованных слоев русского народа. Мы сочувствуем и сопереживаем им.
Нас пытаются убедить, что поведение таких персонажей, как Гаев, Раневская, Епиходов, иначе как комичным не назовешь. И вот мы уже считаем, что в своих бедах виноваты они сами, и, может быть, осуждаем их за это. Ленин вообще говорил, что русская интеллигенция - «г...», давайте задирать ноги на стол по-американски!
В пьесе «Вишневый сад» мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, течет своим чередом, как всегда перед революцией в стране - не знал, не гадал, а если б знал, то соломки подостлал. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же мы чувствуем присутствие конфликта, скрытого в тихой, на первый взгляд, мирной обстановке пьесы. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим их внутреннее непонимание окружающих и неприятие нарождающегося «прогрессивного» уклада русской жизни. Мы часто слышим от персонажей реплики невпопад, часто видим их отрешенные взгляды, они будто не слышат окружающих.
Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» состоит в непонимании поколения поколением, что в 21-м веке обострилось ярче всего - молодые не ходят на выборы, безразличны к судьбам правительства и федерации. Даже на чествование «ельцинской» революции 1991 года перед Белым Домом собираются одни старики, а молодым наплевать даже на новые идеалы.
У Чехова в пьесе будто бы пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. Три поколения мечтают о своем торжестве, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения своей жизни. К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс, к настоящему - Лопахин, а представителями будущего поколения являются Петя Трофимов и Аня. По-современному - это коммунисты, либерал-демократы и молодое поколение, которые выбирает «пепси».
Любовь Андреевна Раневская, представительница старого дворянства, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в роскошном вишневом саду. Она живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Так сейчас старики со слезами поминают сталинский террор и «годы застоя», когда мы управляли половиной мира. В жизни, как и в пьесе, они смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И поэтому Чехов осуждает их за это. А мы?
Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Мы не можем не отметить, что его идеи умны и практичны. Это - типичный «новый русский», в нашем представлении. Мы чувствуем его неуверенность в себе. А в конце произведения у него будто опускаются руки, и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!». Нынешние бизнесмены тоже сетуют на жизнь и потихоньку вывозят капиталы из «этой страны».
Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин» изменить эту жизнь? Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует. Он вообще ведет себя как-то нелепо. А Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтоб ее изменить. Ныне бы их назвали поколением молодёжной «тусовки» со слепоглухонемыми слоганами типа «Рок против наркотиков!», «Молодежь - за безопасный секс» или «Покупай-продавай ради экономического роста!».
Основной трагизм пьесы Чехова состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения, чтобы сохранить «вишневый сад». Основной конфликт произведения - это непонимание одного поколения другим. В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. У таких хозяев, молодых и старых, нет будущего. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. Придут пришлые хозяева, посадят новый сад, в котором не будет будущего для всех трех поколений прежних русских владельцев».
Свидетельство о публикации №221061301052