Тамара Сергеевна

Настоящая сила побеждает, даже если проигрывает. Сила побеждает, потому что она воодушевляет и дает надежду другим, потому что она освещает путь тем, кто идет следом.

Предназначение некоторых людей - вести за собой, быть скалой, крепостью, маяком.

Когда тебя штормит, разрывает от сомнений, когда тебе страшно и непонятно, куда идти, вот здесь Господь дарует нам сильных людей. Не важно, правильно ли они поступают - их сила и уверенность спасают тебя, тебе есть на что опереться.

***

Еще в молодости Тамара Сергеевна переехала жить с мужем военным в Таджикистан, так и осталась там, даже когда ушла от него после предательства.

Она много читала и думала, а когда прочитала Библию, поняла, что она христианка, только Христу она верит, стала молиться.

С этого момента самым унизительным и страшным для нее было падать на колени каждый раз, когда слышишь азан, призыв на молитву из громкоговорителя. Пять раз в день, что бы ты не делал: идешь ли в магазин, разговариваешь с кем-то, моешь посуду или стираешь - ты должен преклонить колени перед Аллахом, перед богом, в которого не веришь.
И она преклоняла, каждый раз проклиная свою трусость и слабость.

Когда начались и в ее городе боевые действия, жителей охватил страх, люди боялись включать свет, жили в квартирах с разбитыми окнами, проползали мимо них  так, чтобы их не увидели, делали все, чтобы никто не понял, что в доме кто-то есть. Они боялись обстрелов.

И она жила также, пока наконец не поняла, что больше так жить не согласна, не будет больше страха и унижения.
Она накрахмалила белые занавески и повесила их на окно. Они стали ее флагом, ее девизом, лозунгом, заклятьем против пуль и бомбежки.

И вдруг в ее квартиру потекли люди, все те люди, которые в страхе выглядывали из черных глазниц своих пустых квартир. Они почувствовали бесстрашие, вызов, силу, они поняли, что там, за этими белыми занавесками, живет тот, кто сможет их защитить

А жила там всего лишь одинокая учительница русского языка и литературы с 4 детьми на руках.

Ей было сложно разместить всех, кто тогда пришел к ней, их было так много, что люди спали во всех комнатах на полу. Очень много людей.

Потом вместе с другими беженцами она поехала в Россию, с собой взяла двух немощных стариков, почти незнакомых, просто соседей, вместе с другими перебравшихся к ней жить. В Таджикистане не на кого их было оставить, а бросить людей она не могла.

Через всю Россию провезла она их, чтобы продолжить уход за уже неходячими стариками и в Закаменске, куда она переехала жить.

***
В Закаменске начался мой педагогический путь. Я была чуть старше своих учеников, неопытной девочкой стояла перед ними и не знала, что делать с шумом и гамом на уроках.

Я помню тот сложный 11 "Б". На одном из уроков я просто замолчала, стояла и смотрела на них, а потом начала говорить странные, высокие и шокирующие слова о том, что не могу на них закричать, не могу их унизить, ведь весь этот мир, вся земля создана ради каждого из них, каждый из них велик и прекрасен...
Они молчали, слушали меня, затаив дыхание.

Не думаю, что они поняли, о чем на самом деле я тогда говорила. Я и сама не знаю, откуда взялись те слова, только сейчас я по-настоящему смогла увидеть, понять, осознать , что каждый отдельный человек сложнее и больше всей вселенной, всего мироздания.

Ненамного легче мне стало, а вот педагогическую кличку я заработала - "Мона Лиза"

Я поняла, что хорошим учителем смогу стать только рядом с опытным педагогом. Стала приглядываться к учителям нашей школы и с удивлением увидела, что все сложные классы отданы Тамаре Сергеевне, все сложные дети - рядом с ней. Она была для них маяком, причалом, опорой.
Ее кабинет был угловым, холодным, в нем была старая сломанная мебель, ветхие шкафы - родители ее учеников не могли сделать хороший ремонт- туда я стала приходить после уроков. Мы проверяли вместе тетради и разговаривали о жизни, школе, религии, литературе.

Учеников, самых неладных и неспособных, она уважала, не требовала от них знать биографию Фонвизина или Радищева, она говорила с ними о будущем, о том, что им предстоит выйти в сложную взрослую жизнь, что нужно будет принимать взрослые решения.А примеры приводила из литературы.
Она уважала их, а они - ее.

Однажды она рассказала, как ее ученики ,старшеклассники - дети властных исламистов Душанбе - пошли на уличную резню, а она преградила им путь, оттаскала их за уши, говоря, что не этому она их учила, не такой выбор они должны делать.

Она рассказывала о Таджикистане, залитом солнцем, о песчаных улицах, щедрых садах, но чем дольше она рассказывала , тем больше трагизма появлялось в ее словах. Наконец я поняла, что передо мной раскрывается самое великое из всего, что можно увидеть в жизни - рождение духа, преобразование, возрастание личности

Ее жизнь - история о том, как человек встает с колен, встает во весь рост.

Ее сила была настолько мощной, неколебимой, что она могла лечить людей. Она просто приказывала выздороветь, говорила это настолько весомо, авторитетно, что не было возможности ослушаться ее.

Когда ей самой диагностировали рак, она приняла решение - не болеть, молилась, обливалась холодной водой. Невероятно, но она победила.

***
Когда мы уехали из Закаменска, то некоторое время не общались. А когда снова встретились, она рассказала, что ушла работать в вечернюю школу. Человек, не знающий ее духовных даров, подумает, что она сделала неудачную карьеру. А я без слов понимала, что это ее духовный рост, теперь она нашла тех, кому она нужней.

Рядом с ней я поняла, что такое настоящая сила. Сила не ставит других на колени, она поднимает с колен.


Рецензии