И воздаст Бог, каждому. По делам, его. Эссе

И воздаст Бог,каждому. По делам,его.   Эссе. Политика.

Его звали Панкратьев. Он следователь. По, особо опасным, делам. Он, расследовал убийство . Жертва . Бывший полковник, МВД. Заслуженный чекист. Награжденный, многими орденами. Его повесили. В, его, загородном доме. Следователь. Обратил внимание, на веревку. Она была, старинной. Словно свита, вручную. Такие веревки. Делали крестьяне. В, прошлом веке. Рядом, с трупом. Лежала записка. На ней. Крупным почерком. Написаны слова. Правда бумага. Была, из школьной тетради. А текст, такой «Это тебе, награда. За то. Что ты, сделал. Будь ты, проклят. Не, будет тебе, покоя. И на, том свете. И, твое потомство. Будет проклято».
А на листе. Лежал, большой, серебряный крест.

Панкратьев. Спрашивал, у других. Один. Из помощников, сказал «Этот крест, носил священник. Но, кто он». После, тщательного обыска, в доме. Был, обнаружен тайник. В нем. Нашли, золотые, и, серебряные украшения. Ложки, вилки. Много, серебряных крестов. Там же, лежал. Небольшой блокнот. Где имелась, запись. «Лагерь УсьтюгЛаг». А дальше, много фамилий. Тех. Кого уже, нет. Но, несколько фамилий. Стояли, под вопросом.

Панкратьев. Решил. Подробно узнать. Про, этот лагерь. Прошло, уже, полвека. Возможно. Лагеря, уже нет. Он, сделал запрос. В архив, МВД. Но ему, ответили отказом. Ссылаясь, на секретность, дела. Он, через, своих друзей, и,з МВД. Узнал. Где был, лагерь.

Уже, в поезде. Он, читал дело. Этого полковника. И, удивился. В деле. Были вырезки, из газет. Его жена. Умерла, от рака. Сыновья тоже, умерли. Они, стали наркоманами. Словно. Какое то проклятие. Висело, над, этой семьей. Они учились. В, престижном институте. Но там. Попали, в, плохую компанию. Их насильно, посадили, на «Иглу». Ну а, потом. Они сами. Стали наркоманами.
На, одной станции. К нему, в купе. Сел старик. С, огромным чемоданом. Панкратьев, с ним, поздоровался. И дальше. Стал читать, дело.


И тут. Этот старик, сказал «Я его, знал. Хотя он, и, постарел. Но это, он. Помощник Сатаны».

Панкратьев ему «Уважаемый. Расскажите, о нем. Я, веду дело. О, его убийстве».
Старик, сказал «Наконец то бог. Его покарал». Панкратьев, удивился этому. И, предложил выпить, и, закусить. Ехать было, далеко. И возможно. Этот старик. Многое ему, расскажет. Про полковника.
 
Старик, сказал «Ну, что же. Я, не против, этого. Но пить. Я, не буду. Вот только, чай. С конфетами».

Панкратьев, ему «Давайте познакомимся. Меня зовут, Семен Иванович Панкратьев. Я, следователь. По, особо опасным делам. А вас, как зовут. Если это, не секрет?».
Старик, ему «Очень приятно. Я, Фёдор Михайлович Порогов. Мой отец. Был, зажиточным крестьянином. Но нас. Сослали, в лагеря. Мать моя. Умерла там. Дочки, успели скрыться. Сейчас, не знаю. Где они. По дороге. Они сбежали . Их приютили. староверы. Ну что, Семен Иванович . Приступим, к, трапезе».

Они ели . А Семен, пил вино. Семен, ему «Но, как вы, выжили. И что, стало. С, вашим отцом?» .

Федор Михайлович, долго думал. И сказал, так тихо «Он, его убил. На, моих глазах. И, это. Не все. Что он, сотворил. Он, со своей командой. Расстрелял, 20 священников. И, не это, страшное. Он, заставил нас, мальцов. Смотреть, на это. Иначе он. И нас, бы. Тоже убил. Я его, хорошо запомнил. Ну, а я, сбежал. Там же, кругом тайга . Пять дней. Плутал, по тайге. Питался ягодами, грибами. Один раз. Вытащил, из петли. зайца. Я, тогда подумал. Что рядом, люди живут. И, не ошибся. В, трех верстах. Наткнулся, на село, староверов. Долго думал. Примут ли. Они меня. Потом, вышел, к ним. Я конечно. Слышал, про, их обычаи. Но, хотелось жить. Попросил, у них, одежды. И еды, на, несколько дней. Я, понимал . У них, тоже. Возможно. Будут  меня, искать. Я, не хотел. Им, вредить. Они меня, поняли. Я, три дня. У них, провел. Потом ушел, на Запад. Они, дали мне, записку. К, другим староверам. Чтобы мне, помочь. Через неделю. Я нашел, другую деревню. Там мне. Тоже помогли. Они же. Тоже люди. И ненавидят. Этот режим. Предлагали остаться. Но я. Ушел дальше. Только, через месяц. Я, пришел, в Архангельск. Там жили, дальние родственники. Моего отца. Ну а, потом . Устроился, у них. Поменяли мне, паспорт. Я уехал. На стройки, Дальнего Востока. Сталина, уже давно, нет. Моего отца, реабилитировали. Но я. Не был. На, его могиле. И вот теперь. Еду туда. Поклониться ему, на могиле. И помянуть, свою мать. Хотя, не знаю. Где она, похоронена. Но, да, Бог даст. Найду я, её могилу. Вот такие дела. Уважаемый, Семен Иванович».
 
Семен, ему « Да, дала. Я тоже. Хотел узнать, о нем. Да, и. Про, его дела, там. В лагере. Приедем. Покажете мне. Все, что видели. Согласны вы, со мною».

Фёдор Михайлович, ему « Да . Трудно будет, все вспомнить. Такая боль. От, этих мест. До, сих пор. Мне сняться, кошмары. Они меня. О чем то, просят. Там рядом. В ,пяти километрах, деревня. Там остались, бывшие ссыльные. А, в деревне. Есть церковь. И, батюшкой там. Один, из них. Возможно, он вам. Расскажет, про него. Побольше сведений. Там, у них небольшой музей. А, в нем. Много фотографий, заключенных. Но, отца. Среди них, нет. Жалко».

Так они. Сидели, и, беседовали.
Через несколько дней. Они приехали. На, небольшую станцию. Так. Небольшой полустанок. А, рядом . В, трех километрах, деревня. Старик уверенно. Вел, Семена Ивановича, по тропинке. А рядом, болото. Ступишь шаг, в сторону. И, пропал.
Старик, сказал «Здесь, немудрено пропасть. Сколько здесь, утонуло . И, не счесть. Беглые зэки. Не ,зная дороги. Здесь, тонули. Ну, а я. Уже здесь. Не раз, бывал. Ничего. Не пропадем. Ты только. Иди, за мною. Дело, у тебя, благое. Ничего разберешься. Но знай. Его здесь. Тоже хорошо, знают. Вот поэтому. Власти, не желают. Чтобы ему, мстили. Ну, да. Для них. Он, герой. А, для нас. Он всегда, будет палач. Помощник Сатаны».

Они дошли. До церкви. Федор Михайлович, перекрестился, на крест. И они. Вошли, в церковь. В церкви. Уже, закончилась служба. К ним, подошел батюшка. Федор Михайлович. Поцеловал, руку батюшке . И, Семен Михайлович. Тоже это, сделал .
Потом, Федор Михайлович, сказал «Уважаемый, отец Макарий. Это, следователь. Его зовут, Семен Иванович Панкратьев. Он, ведет дело . О убийстве, полковника М. Расскажите ему, о нем».

Отец Макарий. Изменился, в лице. Но, сдержался. И, сказал «Прошу вас . Пойдемте, в, мою келью. Там, поговорим. Я вам. Покажу музей. Вы все, поймете».
Они сидели. В, небольшой келье. И отец Макарий. Рассказывал, про него. Он сам. Сидел, в, этом лагере. Правда. Он был, молодым. И, как Федор Михайлович. бежал. Он, просидел, в лагере. Почти, до, конца войны. Но, в, 45 году. Умудрился бежать, из лагеря. До, смерти Сталина . Он находился. У, староверов. Там он. Стал уже, послушником. Там же. С ним, скрывался священник. И он. Его обучал, вере Христовой. Ну, а потом. Помогал, отцу Афанасию. В, новой церкви. И сейчас. Он руководит. Отец Афанасий, умер недавно. И он, стал здесь . В, этой церкви . Помогать селянам . Он создал, этот музей. Хотя. И здесь. Нашлось, немало помощников. Из, полутора тысяч зэков. Осталось, в живых. Может, несколько сотен. Они уже. Собирались уходить.
 
Но. Семен Иванович, сказал «Простите меня, отец Макарий. Я, совсем забыл. Там, среди вещей. Лежал крест. К нам, приходил священник. Для консультации. Он, сказал. Что. Этот крест, принадлежал священнику. И грех. Хранить его, где то. Конечно я. Совершил, служебное  преступление. Но я. Должен был, так поступить. Примите его, святой отец. А, с ним. Я привез, крестики . Что нашли. У, этого чекиста. Он скорее, мародер. Чем офицер».

Семен, вынул, из сумки, кулек. А, в нем. Лежал сверток. Завернутый, в материю. Семен Иванович, развернул ткань. И передал, серебряный крест, священнику. Отец  Макарий. Осторожно, взял крест. Он его, развернул. И там, увидел знак.
Он, сказал «Спасибо вам. Этот крест. Принадлежал, отцу Георгию. Я его, знал. Его убил, этот полковник. Тогда он. Был капитаном. У нас. Каждый крест. Имеет, своего хозяина. Освятил его, лично. Архиепископ Архангельский. В, Соловецкой  обители. Святое место. Жаль, что там. Долгое время, была тюрьма. Ну, а насчет крестиков. Не волнуйся. Здесь, в музее. Им, самое место. Это, грех такой. Носить, чужой крест. Теперь, люди придут. И, увидят. Крестики, своих родных. И, может быть, там .Они, укажут место . Где покоятся. Их тела. А так. На могилах. Только кресты, с, номерами. Да, благословит вас, Бог. За, благое дело. Идите, с миром. Сын мой. Семен Иванович». Он, благословил их. Осенив их, крестным знаменем. 
 
Они уже. Вышли, из церкви. Федор Михайлович, сказал «Вам же, надо. Где то, остановиться. Пойдемте. Здесь живет, мой друг. Он, мой приятель. По несчастью. Мы вместе, сидели. В, 15 бараке. Он, выжил там. Хотя его, освободили позже. Он, когда то. Был охотником. Но был, оболган. Он, не раз. До отсидки .Скитался, в тайге. Он может, сутками. Там находиться. Но вот. Осудили его. За то, что он. Много дичи, убил. Был, голодный год. Он кормил. Почти полдеревни. И, не поделился. С, участковым. Тот был, жадным. Ну и, посадил его . Да вот. Такие дела. В, те времена. Много было, таких. Его зовут, Егор Мархотин. У него. Хоть и, русская фамилия. Но он, из бурят. Так получилось. Что он, сменил фамилию. Чтобы. Оградить, своих родных. А так. Его фамилия, Марпотоник. Ну да, ладно. Ему, помогли исчезнуть. А его родные. Спаслись, от преследования, властей. Пойдем . Он, пока не знает. Что я, здесь».

Они подошли, к, деревянному дому. Федор. Постучал, в дверь. Через, некоторое время. Вышел сам, хозяин. Семен Иванович. Увидел человека. С внешностью, восточного человека. Он, был похож. На эвенка, или, чукчу. Но, его вид. Говорил, о том. Что он. Сильно постарел. Когда то, черные ,длинные волосы. Покрылись, седыми волосами. Кожа, покрылась морщинами. Семен его, сравнил. С охотником, Дерсу–Узала. Такие же, внимательные глаза. И. Легкий прищур. Выдают, в нем. Опытного охотника.
 
Федор Михайлович, сказал «Здравствуй Егор. Вот. Привез, к тебе. гостя. Он, следователь. Из Москвы. Познакомься .Прошу. Любить, и, жаловать. Семен Иванович Панкратьев».

Семен, ему «Очень приятно. С вами, познакомиться. Мы тут, ненадолго. Ну, а вы. Мне расскажете. Про, начальника лагеря, капитана М .  Его, убили».
Егор, им «Слава богам. Он, получил своё. Вы, простите меня. Что так, говорю. Но, это. Не человек. Уж я. Насмотрелся, на, повадки зверей. Никто, из них. Так, не поступает. Завтра я. Вас отведу, туда. Правда. Идти долго. Лагерь, в 10 километрах. И дорога. Заросла молодняком. Я был, там. Года три, назад. На кладбище. Сгнили, почти все, кресты. Ну да, ладно. Таблички, с номерами. Из, оцинкового железа. Авось, сохранились. А теперь. Прошу располагаться. Живу я, один. Дети меня, покинули. Жена умерла. Пять лет, назад . И это, все, лагерь. Она, болела чахоткой. Но она. Тихо ушла, к богам. Благо я. Похоронил её, с честью. И даже. Поставил там, оградку. Бедная Агрофена. Покойся,с миром. Ну, а я, сейчас. Что ни будь, соберу, на стол».
 
Он, ушел . А Федор, сказал «Небогато он, живет. Да, и. Много ли, ему, нужно. Ходит,  на охоту. Продает, шкурки зверьков. Сам их, выделывает. Да, и много ли. Он, продаст. Он, помогает отцу Макарию. Они потихоньку. Ищут родственников, умерших зеков. Уже, восстановили. Около, сотни могил. Сейчас там. Таблички, с, именами. Ну, а у него. Есть книги. Там, указаны. Почти все, заключенные. Он, же. Сам участвовал. На их, захоронении. Ну и. В, тайной книге. Записывал, их фамилии. Ну, а в подвале, начальника лагеря. Он нашел. Дела, всех заключенных. И там. Даже адреса, родных. Благое дело. Он, делает. Вот Егор. Много, про него. знает. Но, в, те времена. Он. Ничего не мог, поделать. Он был. Только, безвольным свидетелем. Другой бы. Сошел, с ума. А вот, Егор. Ничего, все выдержал. Только постарел. И, поседел. Сильный человек».

Открылась дверь. Вошел Егор. Он, сказал «Вот прошу, гости дорогие. Грибы соленые. Окорок, из, кабанчика. Самогон. Сам делал. Присаживайтесь. Прошу, к столу».
Они сидели, и, ели. Выпили, за тех. Кто, сложил, свою голову. В, этих лагерях. Егор, сказал «Лагерь сам, небольшой. В, разные годы. Там находилось, по, 150-170 человек. Но, через него. Прошло, около 1500 человек. Там, на пригорке. Находятся могилы. Почти, 700 человек. Из них, третья часть. На счету, этого капитана. Он же, здесь. 20 лет, уничтожал заключенных. Бывало, расстреливали. По, несколько человек, сразу. А, сколько умерло, голодной смертью. Не счесть. Десять человек. Просто замерзли . Их, только весной, нашли. А, ему . Этому выродку. Каждый год. Давали медаль, или, орден. Здесь, заготовляли лес. Для, фронта. Здесь заключенных. Не считали, за людей. Один раз, зимой. Заготовляли бревна. Был, сильный мороз. Уже, к вечеру. Разыгралась пурга. Заключенные, возвращались, под конвоем. В, свой лагерь. В, тот день. Много заключенных, простудилось. Больных, поместили. В, один барак. Из, 30 больных. Не выжило, половина. Их, хорони зимой. В снег. А весной. Их трупы, смыло водой. Потом, у ручья. Находили кости, и, черепа. Все свалили. В, общую могилу. И поставили, один крест. С, номером. Только потом. В, медицинском журнале. Нашли, их фамилии. И, имена. Там сейчас, стоит камень. А, на нем. Фамилии, всех убиенных . Похороненных, в, общей могиле. Жалко. Они, могли бы. Погибнуть, в бою. С, оружием, в руках. Но, для властей, они. Враги народа. Уже, несколько лет. Сюда приезжают, родственники тех . Кто здесь, лежит. Они тоже. Нам, помогают. Привозят фото. Своих, умерших родных. Один, из них. Заведует фотоателье. И он. Делает, по фото. Эмалированные портреты. У, него, уже. Их, 50 штук. Вот, благодаря ему. Там, не, бумажные фото. А, эмалированные таблички. А, на них. Написаны имена, и, фамилии. А, когда, удается узнать. Время рождения, и, смерти. Будем, и дальше, работать. Отец Макарий. Во всем. Нам, помогает. Спасибо ему. Ну, а вы .Уважаемый Семен Иванович. Что узнали. Про, этого капитана. Если это, не секрет».

Семен, ему «Да нет. В этом, секрета нет. Его повесили. В, своем доме. И, интересное. Повесили, на веревке. Сделанной, вручную. Словно. Какой то, крестьянин. Свил веревку. А потом, на ней. Повесил полковника. Да он. Дослужился, до, этого звания. Рядом, нашли записку. На ней, надпись  «Это тебе, награда. За то. Что ты, сделал». И, ещё. Там лежал, большой крест. Потом, священник подтвердил. Что это, крест священника. Я его, привез . И передал, отцу Макарию. Потом, в, этом доме, нашли тайник. В нем. Лежали, серебряные ложки, и, вилки. И много, серебряных, нательных крестиков. Ну и, разные, женские украшения. Ну явно. Сняты, с, покойников. Да. Мы тоже. Подумали. Что он, был мародером. Следствие пока, не завершено. Но я, думаю. Начальство. Захочет. Сделать, это дело «Висяком». Мы, запретили. Освещать, это дело. Кому хочется. Читать, про, свою контору. Всякую грязь. Я, не буду настаивать. На, полное, его расследовании. Ну, а его. Тихонько похороним . Без, всяких торжеств. Ладно. Забудем его. Давайте, помянем всех . Кто, сложил, свои головы. Мир вам, добрые люди».
 Они, уже. Три часа. Идут, по, густому лесу. Когда то. По, этой дороге. Возили лес, на тракторах. Машин, было мало. Но, на санях. Зимой, и летом. Возили бревна, на станцию. Находящуюся, в, 15 километрах.

Они проходили. Мимо, многочисленных вырубок. Там уже. Появилась, молодая поросль.
Они пришли. К, воротам лагеря. Забор, с, колючей проволокой. Местами упал, и, сгнил. Федор, и Егор. Обходили барак, за бараком. Егор рассказывал. Про людей. Что здесь, обитали.

Он сказал «Здесь, содержали священники. Их было, примерно, 50- 60 человек. Это было, ужасно. Их, начальник лагеря. Унижал, больше всех. Они, умирали часто. Он, забирал. Их кресты. Другие заключенные. Говорили ему, про грех. Один, перед смертью. Ему, сказал «Начальник. Не стоит. Забирать, их кресты. Это грех. Бог вас, накажет. За это».

Он только, смеялся. А сам. Стрелял, в, этого смельчака. Он, говорил «Никто уже. Не скажет богу, про это». Здесь лежали, больные. Им давали, только Аспирин. Ну, а потом. Уносили хоронить. В, этом бараке. Мы сидели. А вот. И, мои нары. Пойдемте, на кладбище. Там все, увидите».

Они шли. По косогору. Среди, сгнивших крестов. Семен Иванович, увидел. Несколько, свежих крестов.

Федор, объяснил «Эти могилы. Мы, опознали. Видите. На них, таблички, и, фото. Мы нашли, их родных. И они. Уже здесь, побывали. Отец  Макарий, их принимает. И они. Живут, у него, в доме. Раз, в год. Он, совершает обряд  Покаяния. В, этот день. Приезжает, много народу. Украшают могилы. И устанавливают. Новые таблички. И, фото. Как жаль. Там, на войне. Погибли люди. Они, защищали, нашу родину. А, здесь. Люди погибали. Просто так. Беззащитные. Невинные. Когда же. Наступит век, Покаяния. Век Прощения. Вопрос.

Возможно. Этого лагеря. Не существовало. Это, не важно. Я, посвящаю. Это произведение. Всем тем, невинно пострадавшим. От, сталинского режима. На, нашей, необъятной стране. Множество, таких лагерей. И там. Тысячи могил. Невинно убиенных, мучеников. На них. Нет фамилий. Когда же. Наступит, такое время. Когда, найдут всех И, установят, на них. Таблички, с фамилией. И, фото. Должен, когда то. Наступить, век Покаяния. И, век Прощения.Конец.


Рецензии
Молодец! Что об этом! И главное как! Стиль! Молодец!

Луковкин-Крылов   22.08.2021 15:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.