Сюйреньская крепость

Не имея ни малейшего представления, куда мне идти, тем не менее, направляюсь в Сюйреньскую крепость без колебаний. Моя внутренняя составляющая подсказала мне, что из этой ситуации найдётся выход. И верно. Навстречу неспешно движутся две дамы, одетые по-городскому. По всему видно, что подъём в крымские горы для них – обычная воскресная прогулка. Я расспрашиваю, как мне попасть к достопримечательности. Они объясняют, что к ней можно добраться двумя способами. Один – мимо монастыря св. Феодора вправо вверх до развилки. Потом влево на плато. Дорога правее ведёт к посёлку Куйбышево. Второй путь более трудный, зато и более быстрый – вниз до креста, потом направо по ущелью до развилки и налево резко вверх, ориентируясь на ленточки, привязанные к деревьям. Ленточки обнадёживают, и выбираю второй вариант.

Разжаренная на солнцепёке, я с удовольствием погружаюсь в прохладу ущелья. Лиственные деревья здесь не пышны и не широки в стволах, но высоки, как корабельные сосны, которые я видела в трускавецких лесах. Это и не мудрено. Всё живое, кроме червей, тянется к свету. Дорога хорошо протоптана, хотя вокруг – никого. По-видимому, ещё не сезон. Впереди, перекрывая путь, лежит мёртвый гигант – павшее дерево с трещиной вдоль тела. Я ныряю под него, хотя и страшновато, в любой момент ствол может развалиться и рухнуть на голову. Это можно отнести и к горным камням, которые раз в сто или тысячу лет внезапно катятся с вершин. Но, как говорится, волка бояться – в лес не ходить.
Мимо меня не пролетела ни одна пичуга, но судя по их звонким голосам, их здесь полно, где-то там, в верхних слоях леса. Я записываю птичий щебет на телефон. Слева вижу валун с гротом. Любопытство влечёт меня к нему. И о, чудо! Внутри – родник. Он слабо сочится вниз, слегка орошая почву, но в каменном своде, в луже с галечным дном глубиной 5-10 см. довольно много воды. Так что путник, решивший остановиться в лесу на ночь, не умрёт от жажды. Хотя, лучше заночевать на плато, так как в лесу ночью темно, точно в погребе. Да и прохладно. В это время температура воздуха, как в холодильнике – 5 градусов. Зато на камнях, прогретых за день солнцем, спать будет тепло.

Дохожу до развилки, которая не оправдывает своего названия. Дороги вправо просто нет, на её месте нагромождение камней. Влево едва заметный намёк на продолжение пути. Ищу ленточки и нахожу на ветках деревьев ветхие, почти невидимые на стволах, клочки ткани. Освежаю их бежево-полосатыми ленточками, отрезанными от старой отцовской рубашки. Папа давно отправился на небеса, а его рубаха ещё на земле. Теперь её жизнь продолжится в крымском лесу, указывая дорогу путешественникам. Цепляясь за камни, коренья и кусты, восхожу на плато.
Сразу же перед моими глазами возникает пирамидка из камней. Кто-то отметил точку отсчёта для тех, кто будет спускаться. Наверху поначалу пугающая, но уже привычная моему глазу поверхность застывшей кипящей лавы. Есть что-то фантастическое в ямках и буграх, лежащих сплошным настилом на плоскости крымских плато.

Иду по до заросшей тропе, совсем не похожей на широкую дорогу, которую видела в интернете. Сомнения посещают меня от того, что долго не вижу крепости. А туда ли я иду? И вдруг, она внезапно возникает за густыми зарослями. Ура! Я прибавляю шаг и оказываюсь напротив удивительного строения с прилегающими остатками оборонительной стены. Башня высока, кругла и узка. Прохожу в городские ворота, вернее сказать, то, что от них осталось, и оказываюсь на территории военного гарнизона. Печальный случай. Башня, оказывается, лишена половины. Время раскололо её сверху до низу, как древний сосуд. Мне известно, что крепость подвергалась реставрации. Также была восстановлена часть городской стены. Но, к сожалению, новострой быстро разрушилась. А вот старая кладка сохранилась. В местах развалов она демонстрирует инженерное устройство. Снаружи известняк крупный, а внутри – мелкий, скреплённый известковым раствором. За сотни лет поверхность камней хоть и стала несколько рыхлой, но до сих пор цела.

О крепости Сюйрень в википедии немного. Хотя и за несколькими строчками видны целые пласты истории. Основана византийцами в 6-11 веках. Это значит, что ещё задолго до крещения Руси в Крыму обретались христиане, а именно греки. Первоначальное название, стало быть, неизвестно. Другая строчка из информационного источника повествует, что после византийцев в крепости обосновались готы. Писатель 16-го века Бусбек, путешествующий по Крыму, даёт о крепости некоторые данные. Что в городе имеются домообразные греческие захоронения, и что поселение называется Таш Боскан Сюйрен. Что Мангуп и Сюйрен – главные города готов, поселившихся в Крыму. Готы, создавшие на острове княжество Феодоро со столицей Мангуп, жили здесь вплоть до конца 15-го века. Рыцари дали своему месту жительства очень точное название Шиварин (по-готски scivaro) – обломок скалы. Крепость стоит на маленьком пятачке, по обе стороны которого – крутые обрывы. В дальнейшем топоним трансформировался и закрепился в реестрах как Сюйрень.
 
В это время (в 13-14 веках) внутренние стены здания были расписаны фресками, скорее всего, на религиозную тематику, поскольку исследователи определили, что во втором этаже помещалась часовенка. Из неё выходит высоко расположенное и, довольно обширное для башни, окно на дорогу, проложенную по поверхности плато. Увы, фресок я не вижу. Время стирает все следы. Предположительно, существовал ещё и третий этаж. Но что в нём находилось, этого уже никто никогда не узнает. В 1475 году османы разрушили фортификационное укрепление. Крепость, ведущая наблюдение за Бельбекской долиной и охраняющая подступы к Мангупу, пала. А следом за нею погибло и всё княжество Феодоро. Кстати, феодориты были православными христианами (!). Многие народы – готы, греки, аланы, караимы, черкесы, армяне и и др. являлись носителями одной религии. Я присаживаюсь на камень и задумываюсь о бренности существования. О том, что пройдут ещё несколько веков или десятилетий, и Сюйреньская крепость канет в Лету так же, как и её защитники вкупе с завоевателями.

Внутри башни, как и положено, имеются бойницы, но функционирует только одна, выходящая на ущелье, остальные заложены кирпичом. Вверху – купол. Стены внушительной толщины, около метра или даже больше. Невдалеке целые кучи каких-то серо-зелёных, остроугольных камней. Откуда они? Ведь в этих местах преобладает известняк. Неподалёку лежат пять крупных валунов, внутри пустых. Сколько им лет и как они сюда попали? Свалиться им просто неоткуда. Может сами пришли? Повсюду непроходимая поросль. Понятно, что туристов в последнее время мало, иначе они вытоптали бы всю зелень. Греческих захоронений или что-то похожее на некрополь я, как ни пытаюсь, не нахожу. Площадку джамперов не ищу за недостатком времени.
Взобравшись на полуразвалившуюся стену, я снимаю короткое видео. Внизу бардовыми лоскутками пестрят крыши Большого Садового. Отсюда хорошо видно, как широка и пустынна крымская земля. А где людские массы? Да в Ялте. Где же ещё им быть? Вот и пусть там остаются. Скалы и пересечённая местность не для курортников. Знаю, что после сегодняшнего похода мышцы ног будут болеть три дня, пока не заживут микротравмы. Обычное дело.

Деревья и травы, привяленные на солнце, распространяют одуряющий аромат. Здесь много растений-эндемиков, которых я никогда раньше не видела. Среди них есть и такие, которые широко распространены в нашем степном районе. Микроскопические ящерицы при моём приближении мчат в разные стороны, приводя в волнение чашечки цветов. Одна взрослая особь притаилась на серой коряге, полностью с нею слившись. Подкравшись, я снимаю её на телефон. А вот и пирамидка из камней. Отсюда дорога вниз.

На дне ущелья мне встречается девушка с палкой в руке. При помощи этого нехитрого устройства она быстро обгоняет меня, поздоровавшись. Здесь все здороваются, как друзья. Иначе и быть не может. Среди непролазных лесов и скальных громад могут бродить только люди одной породы – стоической. Я удивляюсь, увидев внезапно возникшую на тропе, путницу и догнав её, спрашиваю откуда она идёт. Та отвечает, что возвращается с горы Утюг, что на ней хоть и нет никаких достопримечательностей, но зато смотровая площадка – отличная. Девушка быстро удаляется, а я даю себе слово вернуться сюда снова.
 
На тропинке молодая мусульманская парочка. Мне приятно видеть их – таких юных и жизнерадостных. Кыз сидит на камне и, улыбаясь, делает селфи. Паренёк, как верный страж, стоит за её спиной. Мы обмениваемся приветствиями. Девушку жаль, трудно ей придётся в длиннополых одеждах подниматься в гору. Мне тоже нелегко, спускаться всегда тяжелее, чем идти в гору. Тут я вспоминаю свой поход на Чатыр-Даг и ту отчаянную группу туристов, которая бежала по отвесному склону, подпрыгивая на камнях. Я рискую повторить трюк, и это у меня прекрасно получается. Китайские кеды, как ни странно, здорово выручают. Точно на крыльях, я долетаю до Большого Садового. Справа – цветущее поле. Посреди него по-прежнему сидит верблюд.
 
Я стою на остановке и наблюдаю за приближением двух городских дам, которые встретились мне у монастыря. Увидев меня, они удивляются что я так быстро обернулась в Сюйрень и обратно. Я не рискую посвящать их в технику бега по наклонной плоскости, а показываю жёлтого паука. Они в восторге. Со стороны Терновки приближается автобус на Симферополь. Он прибывает точно по расписанию в 16:50.

28.05.2021


Рецензии