Ксения Борисовна Петрушина 18

Ксения Борисовна Петрушина. С большим удовольствием вспомню ее в этом эссе. Она была заведующей кафедры текстиля долгое время и преподавала с 1948 года по 1984 год в нашем училище . Нам, студентам кафедры тканей тех лет , очень повезло , что Ксения Борисовна была нашей зав. кафедрой и педагогом . Такая интеллигентная, образованная, справедливая и добрая . В ней интересным образом сочетались простодушие и наивность вместе с  утонченностью, рафинированностью .

А до этого, в блокаду, в эти тяжелые  годы, она жила в городе Ленинграде . Затем , после войны, она  училась в Московском текстильном  институте . А на кафедре декоративного оформления тканей в училище , куда она пришла работать,  сформировался сплоченный коллектив педагогов. В то время первым зав. кафедры была С.М. Бунцис, которая огромную работу сделала для возрождения искусства оформления тканей и она преподавала с 1946-1971 года. У педагогов было общее стремление сделать процесс обучения студентов разнообразнее и интереснее. В 1963 году началось   становление и развитие ленинградского авторского гобелена. Также  ввели жаккардовое ткачество и набойку , холодный и горячий батик  . Преподаватель И.Г. Куренкова , пройдя стажировку в Праге,  возродила ручное ткачество на кафедре тканей . Ксения Борисовна сразу сама начала плести гобелены и участвовала в выставках . Помню хорошо ее гобелен «Журавли» по поэме Гамзатова, ”Цветы солдатам», «Октябрь», «Лето» и другие работы. Ее гобелены были за рубежом и на отечественных выставках. У К.Б. с мужем не было детей, но мы для неё как раз и были этими большими детьми . Ксения Борисовна очень справедливо относилась к студентам и при необходимости защищала. Такие люди , как она, будто излучают свет изнутри, они обаятельные и с ними приятно общаться . Помню как в ноябре 1976 года я заболела воспалением легких и врач отправила в больницу . Как только температура упала , я сбежала оттуда , так как очень беспокоилась, что останусь без стипендии , если у меня не будет достаточное количество курсовых работ. Из больницы  прислали письмо на кафедру ,  где мой побег  назвали актом хулиганства . Ксения Борисовна послала необходимые извинения типа отписки в письме туда, в эту больницу, но проследила, чтобы я вылечилась и даже восхитилась моим упорством и настойчивостью . Какие замечательные педагоги в то время, когда мы учились ,  на кафедре работали: Н. Ф.Шевелева,  А.Г., Сахенберг, Е.Б. Потулова , В. А. Самошкин , Л.Н. Хоманько,  В.Н. Корюкин / у меня на полке стоит  написанная им  брошюра по росписи ткани батиком/ и другие преподаватели .Преподаватели  очень  внимательно и живо рассматривали наши эскизы по композиции , в корректной форме делали замечания , а их отношение к нам было  очень требовательное. Также они приветствовали  дисциплину, а за опоздание на обход могли вообще балл снизить или вообще не рассматривать работу опоздавшего . Однажды на обходе по композиции нам всем налепили троек и двоек и велели заново все к следующему утру представить в лучшем виде . Планшеты были огромные , делать композицию можно было только в стенах Мухи. И мы остались на ночь в аудитории , полуголодные , но все же красили ночью наши курсовые к подаче. Я пискнула Оле Быстровой- «вот бы курочки жареной кусочек!». Оля быстро отреагировала : «да  мы с тобой и сырую сожрали бы сейчас с радостью!». И такие подачи были не редкость в наши студенческие годы .

Ксения Борисовна всегда выглядела восхитительно : одета была со вкусом , элегантная, аккуратная , стройная . И мы, девочки, всегда удивлялись где же она покупает такие наряды, так как в магазинах в то  советское время царил дефицит красивой одежды.  Позже уже , в конце 90-х годов она рассказала , что  даже ночами, после работы, шила сама себе платья, блузы, юбки. Бижутерия у неё со тоже вкусом была подобрана: браслеты, перстни, бусы или броши , а волосы подкрашены в рыжий цвет , что очень ей шло . Мы ее и других преподавателей уважали и любили всем сердцем .

Позже, когда мы , выпускники  Мухи с кафедры текстиля, уже шли каждый своей творческой дорогой, а Ксения Борисовна уже не работала в Мухе и была на пенсии, мы, выпускники, периодически ей звонили . Муж / с которым у неё был счастливый брак/ у неё умер, к тому времени она жила одна. В конце 90-х годов я была членом бюро секции ДПИ в Союзе художников и постаралась, чтобы юбилей Ксении Борисовны - 80 лет, провели в стенах Союза. В голубой гостиной мы, ее «взрослые дети», накрыли стол и поздравили ее. Неоднократно мухинцы навещали ее дома, а она тогда иногда болела, особенно колени у неё болели. Но все время работала творчески- писала акварели цветов  и не теряла чувства юмора и жизнерадостности. Со смехом как - то рассказала , что  однажды  у неё случился сердечный приступ и она вызвала скорую . По ее рассказу приехал огромного роста красавец грузин и, взглянув на стену с акварелями цветов в рамках , где они висели, у кровати с лежавшей Ксенией Борисовной,  воскликнул с характерным грузинским акцентом: «Воот , вся в красывых цвэтах , розах, зачээм памирать?» После такого ободряющего «привэтствия» Ксении Борисовне стало смешно и приступ сердечный сам прекратился, хотя какой - то укол  добрый  врач все же ей сделал. Ее уже нет на белом свете...но она оставила яркий свет в истории нашей Мухи.  Много известных талантливых художников вышло из стен нашего чудесного , удивительного , красивейшего здания со стеклянным куполом по адресу : Соляной переулок, 13 , а эти  художники учились на кафедре текстиля -  В. Алова , С.. Бусыгина, Г. Бушуева, Э. Галумов, Л.Галумова, М. Ганько, А. Давыдова, Н.Еремеева, А. Кардашов,  М. Королева, Ф. Лейбович, Б. Мигаль, Н. Моисеева, Н. Мудренова, С.Першина, И.Рахимова,  К. Ростовцев, Л.Романова, М. Тажибаев, А. Якуничева ,  И. Яблочкина и многие другие . Светлая память Ксении Борисовне , она незримо,  в наших воспоминаниях , всегда с нами . И не только с нами, а с многими петербуржцами. Ее акварели украшают стены поликлиники Выборгского района и многих других учреждений Петербурга и других городов 


Рецензии