14 июня - память Святого Иоанна Кронштадтского

       

                На небе всё известно

« Рассуждай и чувствуй так, что на небе известны все твои мысли, чувства и расположения твоей души — когда ты сидишь, лежишь, ходишь, работаешь, молишься, поёшь, читаешь, разговариваешь, — всё, решительно всё известно, и потому живи осторожно, думай и чувствуй здраво, живи по совести и по заповедям Спасителя и Бога, с людьми обращайся искренне, просто, нелукаво, доброжелательно, чисто и свято, молись Богу и святым усердно, благоговейно."

« Имей всегда Бога пред глазами и не упускай Его никогда из виду, и всегда будешь победителем."
                Иоанн Кронштадтский.







       "От Ораниенбаума до Кронштадта, на протяжении восьми верст беспрерывно тянулись подводы с пассажирами, и все – «к батюшке Иоанну». При въезде в город гостей встречали услужливые хозяйки квартир. Вот, наконец, и Андреевский собор, где он служил. К утрене храм, вмещавший несколько тысяч человек, бывал полон. В боковую дверь входил батюшка, и начиналась Божественная Литургия.

        Всех, кто оказывался здесь впервые, удивляла чрезвычайная простота его службы. Это было не привычное певучее чтение: голос отца Иоанна звучал ясно, прерывисто, каждое слово слышалось, обретало смысл, как будто впервые. Видно было, что оно льется из глубины чистой души. Он мог выйти из алтаря и присоединиться к певчим. Пел с воодушевлением, выделяя интонацией отдельные слова. Исповедь всегда была общая. Люди в толпе выкрикивали все свои самые страшные грехи, и батюшка отпускал их. Приходили к нему люди всех верований и национальностей - евреи, мусульмане, неверующие. Батюшка принимал и понимал всех."  Так писали в петербургских газетах в конце 19 века о будущем чудотворце, пророке и целителе Иоанне Кронштадтском.
         О его молитвенной помощи при жизни и после жизни написано очень много, о чудотворном влияние его мощей говорят тысячи свидетелей. Я же просто хочу напомнить о дне его памяти. 14 июня – день когда прославили праведного Иоанна Кронштатского.
                Для справки:
В первые годы после революции  мощи святого Иоанна Кронштадтского были замурованы в пол обители. Эта операция была настолько тайной, что приказ был отдан устно без каких-либо письменных документов. В архивах Петербурга был найден лишь документ об исполнении приказа, благодаря которому стало возможным определить местонахождение мощей и обрести их.
Примечательно, что народ подсознательно ощущал присутствие праведного Иоанна в стенах обители и на одной из стен было создано импровизированное место для молитв святому. На нём был изображён крест, а верующие тайком ставили здесь свечи.
Родился Иоанн  в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный был столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его. Нарекли  Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого.  Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
         Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. Он страдал, глядя на  несчастных и бедных людей.  Когда отец отвёз  его в Архангельское приходское училище, маленький мальчик, одинокий и застенчивый,  все утешение свое находил только в молитве. Закончив училище, он поступил в семинарию,  потом в академию, решив посвятить себя себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложен был сан священника  в Кронштадтском Андреевском соборе.  Вот так  Иоанн Сергиев стал  Иоанном Кронштадтским.
        Отец  Иоанн был  величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.
Его замечательный дневник «Моя Жизнь во Христе» ярко свидетельствует о его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало  от него и ежедневное совершение Божественной литургии.
При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.
Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
           "Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, — говорил о. Иоанн. — Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем»… С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской любви. Быть может и не всех… Но пытался он  в самых запущенных случаях сострадать всем.
Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном.
           Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва — вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении. Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу.
преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.
                В отношении  России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.
по-прежнему каждый день. Его напряжённая работа сказалась на  здоровье.
               10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
                Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.  Ныне великое дело церковного прославления нашего дивного праведника, милостью Божией, совершилось. О, если бы это радостное событие воскресило в сердцах всех православных русских людей важнейший завет приснопамятного о. Иоанна и побудило их со всей решительностью последовать ему: «Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом — и Он примирится с нами!»


Рецензии
Хотя об этом святом написано много, Ваш труд очень интересен для меня, поскольку
освещаете Вы всё удивительно хорошо.

Владимир Зуев 6   20.01.2023 10:00     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Благодарю Владимир.
Храни вас Господь.

Нина Богдан   20.01.2023 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.