Флот дяди Сэма

Мои постоянные читатели знают, что я три года прослужил начальником медицинской службы подводной лодки и за плечами одна «автономка», т.е.  боевая служба в годы Холодной войны, где нашим реальным противником был флот США, и у нас была торпеда с ядерным зарядом на борту.  Но так как число моих читателей увеличивается примерно на 50-60 человек за сутки, для них приходится повторять.  Поэтому я до сих пор интересуюсь, что же творится в настоящее время на флоте у нашего вероятного противника.

Идет второе столетие как владение морем из ослабевших рук Британской империи перешло в цепкие пальцы дяди Сэма. Могущество американского флота бесспорна, первенство его неоспоримо. Нет уже советского флота, уверенно наступавшего на пятки западному гегемону. Военно-морские силы Российской Федерации сейчас лишь тень своего великого предшественника и, хотя в целом сохраняли законное второе место в мировой табели о рангах, но отрыв от лидера только увеличивался. Пару лет назад на второе место резво вырвался Китай, реализовывающий одну за другой очень амбициозные программы усиления флота. Но отрыв от гегемона гигантский-если по количеству боевых кораблей китайцы уже лидируют, то по общему водоизмещению разница раза в три.

Ударная сила американского флота-11 атомных авианосцев, каждый из которых более 100 тысяч тонн водоизмещением, что и дает основную часть превосходства США в тоннаже своих боевых кораблей.

Но в датском королевстве все страннее и страннее. Звоночки поступают уже несколько лет и все чаще. В 1973 году в составе американского флота числилось 30 авианосцев, из которых 12 находились на боевом дежурстве. И советский флот должен был отслеживать все эти 12 АУГ (авиано;сная уда;рная гру;ппа). Не всегда успешно, но в основном эффективно.
Первый "черный лебедь" прилетел когда на слом отправили CVN-65 «Энтерпрайз» 1 декабря 2012 года, не дожидаясь вступления в строй предназначенного ему на замену CVN-78 «Джеральд Р. Форд», который официально вошел в строй лишь через пять лет, 31 мая 2017 года.

При этом военно-морская стратегия от 2007 года была рассчитана на наличие 11 авианосцев в строю. Кстати, CVN-78 «Джеральд Р. Форд» по крайней мере до недавнего времени был полностью небоеспособен- кроме детских болезней и недоделок проявились проблемы с силовой установкой и катапультами.

Уже с 2015 года в боеготовом состоянии удавалось держать не более пяти атомных авианосцев. Лишь летом 2016 года их было 6. Остальные либо проходили плановое техобслуживание либо были на ремонте.

Пик же кризиса пришелся на осень 2019 года, когда на всю Атлантику остался только один авианосец в боеспособном состоянии-CVN-72«Авраам Линкольн» в Персидском заливе. CVN-75«Гарри Трумэн» на смену выйти не смог, серьезно "заболел". Он вернулся в Норфолк, основную базу, строительную и судоремонтную базу для авианосцев. Там его ждали коллеги-CVN-73«Джордж Вашингтон», CVN-69«Дуайт Эйзенхауэр», CVN-74«Джон К. Стеннис», CVN-77«Джордж Буш» и новейший CVN-78«Джеральд Р. Форд», все на длительном ремонте или многомесячном плановом обслуживании. Все шесть авианосцев восточного побережья, по словам американских СМИ, были "заперты в Норфолке".

Чтобы быстрее вернуть в рабочее состояние «Гарри Трумэн», на него собрали специалистов со всех остальных ремонтирующихся авианосцев, что еще более удлинило сроки их ремонта.

На западном побережье ситуация была немногим лучше. Еще четыре авианосца стоят на двух базах на Западном побережье США, в том числе два — в Бремертоне (штат Вашингтон) и два — в Сан-Диего (штат Калифорния). CVN-76 «Рональд Рейган» со своим набором родовых травм приписали "навечно" к японской Йокосуке, откуда он выходит редко и недалеко, занимаясь в основном на базе очередным ремонтом. В сентябре 2019 года он вышел в Южно-Китайское море.

CVN-70 «Карл Винсон» с февраля 2019 находился на 15-месячном плановом техобслуживания, CVN-71«Теодор Рузвельт» был в порту на ремонте, CVN-68«Нимиц» после очередного техобслуживания проходил испытания.

То есть из 11 официально числящихся в строю авианосцев в море могли находится два.

Через полгода на американский флот напал новый и страшный враг-коронавирус. В марте 2020 года сенсацией стал оказавшийся у агентства "Рейтер" рапорт командира «Теодора Рузвельта» Бретта Крозье. На вверенном ему корабле из 4000 членов экипажа вирус был обнаружен у 1100. "Вирусоносец", как его окрестили в прессе, был поставлен на карантин на базе острова Гуам. Потом сведения о пандемии на флоте были засекречены, а Крозье уволен за болтливость. Успела пройти информация о наличии вируса на авианосцах «Рональд Рейган», «Карл Винсон» и «Нимитц».

Ситуация была настолько серьезной, что командование флота пошло на беспрецедентные меры. В мае 2020 года в море одновременно вышли 7 авианосцев.

Еще 4 мая все они мирно стояли на базах, кроме «Дуайт Эйзенхауэр», который нес службу в Персидском заливе.

Зато в течение двух недель на океанские просторы вышли сразу семь гигантских кораблей : CVN-68 Nimitz, CVN-69 Dwight D. Eisenhower, CVN-71 Theodore Roosevelt, CVN-72 Abraham Lincoln, CVN-75 Harry S. Truman, CVN-76 Ronald Reagan, CVN-78 Gerald R. Ford.

Понятно, что это был чисто политический жест, демонстрирующий и союзникам и странам-изгоям что "еще Польска не згинела" американский флот по прежнему велик и могуч. Чтобы никто не мог «на миг позволить себе усомниться» в боеспособности американского военно-морского флота.
— USNavyCNO (@USNavyCNO) May 10, 2020# – the @USNavy has 6 carriers underway right now. Truman, Eisenhower, Reagan, Nimitz, Lincoln, and Ford all operating where ships belong … at sea.(твиттер, Начальник военно-морских операций (Chief of Naval Operations, CNO ) ВМС США).

Задача стояла просто вывести в море все авианосцы, способные хотя бы "плавать". Например, CVN-71 Theodore Roosevelt вышел 21 мая с половиной экипажа, более 2000 моряков осталось на Гуаме в госпиталях. Более того, еще 14 заболевших было обнаружено уже перед выходом. Разумеется выполнение боевых задач в подобном состоянии весьма проблематично. Новейший же CVN-78 Gerald R. Ford путешествует по Атлантике в рамках длительной программы испытаний и также не может считаться боеготовым.

Длительное время поддерживать подобное сверхнапряжение даже американцам не по силам и в апреле 2021 года ситуация вернулась в исходное состояние.

В "поле" только «Дуайт Эйзенхауэр» в Персидском заливе и «Теодор Рузвельт» рядом с Тайванем. Остальные на базах, на коротком или долгом ремонте.

Особенности оперативных групп ВМС США:
CSG — строится вокруг авианосца и его боевого крыла, как правило состоящего из 48 самолетов F-18 Hornet и Super Hornet (в будущем добавиться F-35C). Каждый авианосец сопровождается хотя бы одним крейсером и эскадрой эсминцев. В случае необходимости в авианосную ударную группу могут входить также атомные подводные лодки.
ARG — состоит из трех десантных кораблей (универсального десантного корабля и двух десантных кораблей различных классов) на которых развернута экспедиционная группа морской пехоты (состоит из 2200 морских пехотинцев в боевой техникой, артиллерией и авиакрылом).

Картина будет неполной, если не присмотреться к индивидуальным портретам кораблей с именами бывших американских президентов.
CVN-68 «Нимиц»-самый старый из действующих, осенью 2019 был на длительном техобслуживании с последующим ремонтом.
CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр»- после ремонта осенью 2019 года пытался выйти на дежурство,COMPTUEX (комплексные учения перед развертыванием), но сломался, вернулся в порт на ремонт.
CVN-70 «Карл Винсон»-с февраля 2019 находился на 15-месячном плановом техобслуживания
CVN-71 «Теодор Рузвельт»-осенью 2019 года на ремонте. Весной 2020 года оказался в эпицентре пандемии коронавируса.
CVN-72 «Авраам Линкольн» -осенью 2019 года должен был вернуться в порт, но смена не пришла и дежурство продлили. Работа "на износ" приводит к необходимости серьезного ремонта. Но это еще не все. С лета прошлого года командиром авианосца является Эми Н. Бауэрншмидт.
CVN-73«Джордж Вашингтон» осенью 2019 покинул сухой док и следующие 2 года отведены под процедуру RCOH (заправка и комплексный капитальный ремонт).
CVN-74«Джон К. Стеннис»-осенью 2019 года начал подготовку к RCOH.
CVN-75«Гарри Труман»-осенью 2019 года пытался выйти на дежурство, COMPTUEX (комплексные учения перед развертыванием), но в электросетях обнаружены серьезные неполадки, вернулся в порт на ремонт.
CVN-76«Рональд Рейган»-авианосец проблемный, постоянно чинит что-нибудь в своей Йокосуке, в море ходит редко и недалеко. Недавно на авианосце раскрыли группу наркоманов, среди персонала реактора.
CVN-77«Джордж Буш»-осенью 2019 года готовился к DPIA (плановая готовность к сухому докованию), с марта 2019 года встал на ремонт на 16 месяцев, но срок ремонта продлили до 28 месяцев. Как минимум до июля 2021 года.
Этот авианосец к тому же несет в себе страшный и позорный недуг. Американцам так и не удается наладить на нем систему канализации. Еще в первом походе, в мае 2011 года, в район Персидского залива, дважды на нем выходили из строя все 423 гальюна. В среднем 25 раз в неделю на корабле объявляют "сортирную тревогу". Новейшая вакуумная система слива так и не смогла стабильно работать.
К слову, такая же проблема у американцев на их блоке в МКС.

CVN-78«Джеральд Р. Форд»-передан флоту в 2017 году, но до сих пор дорабатывается. В силовой установке обнаружены проблемы, которые не удалось решить в ходе нескольких ремонтов, вышли из строя паровые турбины. Обнаружилась также неисправность подъемников для боеприпасов, системы управления электромагнитной катапульты EMALS. Прозвище авианосца -"плавучая катастрофа". А американское интернет-издание The Business Insider включило его в своем рейтинге в 7 худших авианосцев мира, вместе с "Адмиралом Кузнецовым", кстати.
«Джеральд Р. Форд»- головной в серии из трех авианосцев нового типа, разработанного на смену "Нимицам". Еще один строится и один заказан. Они втрое дороже предшественников и предназначены для самолетов F-35, также чрезвычайно дорогих и ненадежных. Боевые возможности выше чем у предшественников всего на 30%.

Американские атомные авианосцы жестко привязаны к одному месту. Это Норфолк(штат Вирджиния), крупнейшая военно-морская база в мире, и Ньюпорт-Ньюс ( верфь в с тремя гигантскими стапелями-один для постройки и два для ремонта), на другом берегу залива, где их строят и серьезно ремонтируют. Правда имеющиеся ремонтные мощности не в состоянии произвести в установленные сроки все необходимые работы, а часть компетенций, около трети, вообще утрачена.
Очень удобно, что все основные объекты (база с иногда семью авианосцами, верфь и судоремонт) расположены компактно.

Состояние авианосного парка вызывает обоснованную тревогу у американских аналитиков. Еще в 2014 году вышел первый доклад на эту тему. При этом американцы не могут определиться, продолжать активное развитие этого класса, как основы американской мощи или уже признать, что время плавучих гигантов закончилось.
Согласно недавнему докладу Исследовательского института ВМС США за последние 10 лет состояние американских авианосцев только ухудшилось. Лишь около 15% всех кораблей (в три раза меньше чем полвека назад) готовы к полномасштабным боевым действиям. Остальные только создают списочную массовку и пожирают раздутый военный бюджет.
"Таким образом, все находящиеся на службе авианосцы становятся всё более уязвимыми, превращаются в настоящих "гадких утят", которые заперты у причалов и парализованы необходимостью постоянного техобслуживания", - ещё в 2017 году утверждал европейский портал Dedefensa.

Американский обозреватель Кайл Мизоками справедливо отмечает, что с увеличением периодов неработоспособности в жизни авианосца увеличивается и нагрузка на те, что в строю, что приводит к повышенному износу техники и в дальнейшем к увеличению сроков ремонта. Кроме того это «ведёт к изнурительному графику для экипажей». Патрулирование и иные операции теперь могут занимать у отдельных авианосцев по 200-300 суток – с фактически непрерывным нахождением в море. А так как США привычно проецировать силу именно присутствием АУГ в конфликтных регионах, отказаться от этого в рамках текущей политики невозможно.
Вследствие этого дискуссии в командовании американского флота и Конгрессе идут вокруг того, насколько надо увеличить количество авианосцев, чтобы сохранить хотя бы нынешние возможности(две АУГ в море одновременно). Самый простой путь-задержать списание "Нимицев", чей срок службы уже достигает 45 лет, достраивая авианосцы типа "Форд".
Вопрос о списании CVN-73«Джордж Вашингтон» уже поднимался в 2014 году при Обаме, но был отклонен. Новая администрация Байдена обсуждает сейчас списание уже CVN-75«Гарри Труман» к середине 20-х годов.
Надо отметить, что мы можем видеть только открытую часть информации, а насколько серьезны проблемы с тем или иным кораблем лучше всего говорят именно подобные движения.

Авианосцы до сих пор остаются общепризнанным символом американской демократии и свободы, с их помощью решаются проблемы с недостатком демократии и избытком ресурсов во многих регионах мира.
Но прогресс не стоит на месте и , возможно, мы присутствуем в конце эры авианосцев. Развитие гиперзвукового ракетного оружия при кратном улучшении средств разведки и целеуказания, уже сейчас делают невозможным использование авианосцев против более-менее продвинутых государств. А две, максимум три АУГ, которые сейчас США в состоянии сосредоточить в одном месте, способны справиться лишь со странами третьего мира.

Бытие определяет сознание. Реальность меняет и стратегическое мышление американских флотоводцев. Символично, что в начале 2020 года девиз ВМС США заменили с «A global force for good»(«Всемирная сила добра») на «To get to you, they'd have to get passed us: America's Navy»(«Чтобы добраться до вас, им придется преодолеть нас – американские ВМС»).
Фактически американский флот перешел в оборонительную позицию


Рецензии