Яндекс. Карты

На моем рабочем столе персональный компьютер появился очень давно, 30 лет назад.  Но сказать, что за эти годы научился им пользоваться полностью, не могу. Я прагматик, делаю то, что мне нужно для работы. Я даже книги и статьи читал в то время, когда работал, в основном по специальности. На другое у меня просто не хватало времени.

Так и с компьютером.  Тогда еще не было современного программного обеспечения, поэтому все программы, которые были установлены в моем компьютере, были кустарные, но весьма удобные для работы. Например, программа «Дневник» напоминала по часам, что мне надо было делать. Другая программа напоминала о днях рождений людей, с которыми мне приходилось общаться.  Еще одна программа – «Тренажер клавиатуры» - позволила мне научиться  очень быстро печатать, до 200 знаков в минуту.  Я начинал не с Word,  текстовыми редакторами у меня были Фотон, потом Лексикон.  В это время я работал первым заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, и мне приходилось контролировать подготовку и исполнение массы приказов и документов. И все это было в компе.  Поэтому у меня на столе исчезли бумаги, были всего три папки, где лежали некоторые наиболее важные документы и планы, все остальное было в компе. Мне повезло, я учился в Москве на курсах усовершенствования по организации здравоохранения 2-х недельный цикл по современному менеджменту. И это в далеком 1989 году. Вот так учили в годы советской власти чиновников высокого уровня.

На компьютере я осваивал только те действия, которые помогают мне выполнять свои функции.  Да, мне приходилось по вечерам забивать в память компа массу заданий или сведений, но зато потом мне не надо было что-то долго искать.  Нажал клавишу и всё перед тобой на экране монитора.

Но я слишком увлекся предисловием. Вернусь к нашим баранам. У меня оба сына большие доки в области компьютеров. Один может собрать хороший комп из двух списанных, а второй почти 30 лет занимается программированием.  Вот он-то мне и дал наводку, когда в Яндексе появилась новая опция – Карты. С тех пор я стал путешествовать по разным странам и городам, не отходя от компьютера. Предпочитаю посещать такие, где я когда-то бывал в реале, сравнивать, что было когда-то и что стало.  У меня была привычка покупать проспекты городов, куда мне надо было ехать. Они у меня сохранялись на память. Вот с ними я и сравниваю увиденное на экране монитора компьютера.

На чаще всего я брожу по улицам городов, был не раз или два, а много раз, и где проживал.  Это Хабаровск, где прошли мои трудовые будни, Владивосток, где я служил на подводной лодке,  Нефтеюганск, где несколько лет работал директором местной городской больницы, Тюмень, где тоже жил, а так же города Комсомольск-на-Амуре и Биробиджан, которые я курировал по линии здравоохранения.

Прошло 18 лет, как я уехал с Дальнего Востока, как в последний раз видел город Хабаровск. Мне было интересно увидеть своими глазами, как меняется город, известный мне когда-то до каждой выбоины на асфальте, ибо весь его я проехал на велосипеде, а последние годы на автомобиле.  И я хочу поделиться некоторыми особенностями, с которыми столкнулся в программе Яндекс-Карта. Это совершенно свежие сведения, я буквально вчера побродил по улицам Хабаровска.

Оказалось, что фотографии центральной части города менялись довольно давно, в 2017 году.  А чем дальше от центра, тем фотографии более позднего периода – 2015 год в основном. Но вот район, где я 24 года прожил на улице Шевчука, и который подвергся наводнению в 2013 году, снят аж в 2010 году, т.е. еще до наводнения. Этот район среди жителей Хабаровска называется Затон. Вот он-то на Яндекс-Карте такой древний, больше 10 лет прошло, и в нем многое изменилось после наводнения, но ничего этого на Яндекс.Карте увидеть невозможно.  А жаль.

Почему я так говорю. Просто на самой карте, без панорам улиц, видно, что все пространство в квадрате, ограниченном улицами Волочаевская, Оборонная, Шевчука и Трубным переулком, застроено высотными зданиями.  А вот их-то я на панорамах не увидел. Раньше я от дома до остановки транспорта ходил напрямую, мимо частных небольших домов, огородов, вместо который и появились эти высотки.  Возможно, через несколько лет на свежих Яндекс. Картах их можно будет увидеть, а пока… увы…  Хотя я увидел их как-то во сне, когда в нем шел от остановки «Завод стройматериалов» до улицы Шевчука, как когда-то много лет назад, возвращаясь с работы в 11-й больнице домой.

О том, что в Хабаровске появилась улица имени Павла Леонтьевича Морозова, многолетнего председателя Хабаровского горисполкома, я знаю давно. По ней, тогда еще не имевшей этого названия, мне доводилось ездить на автомобиле.  С тех пор там вырос огромный микрорайон в районе улицы Флегонтова, Дворец спорта «Ерофей» для игры в хоккей с мячом. И весь это район можно рассмотреть на фотографиях , вначале  улицы 2017 года, затем 2015 года и в районе судостроительного завода 2010 года. Но думаю, что в этом районе за те 7 лет, что разница в снимках, мало что изменилось.

Улица Павла Морозова, появившаяся в начале 2000-х годов, значительно разгрузила улицу Краснореченскую, и теперь нет большой проблемы выехать из центра города в сторону Владивостока. Да еще и проспект 60-летия  Октября, идущий параллельно этим двум улицам, позволил образовать транспортный автомобильный коридор от моста через Амур в сторону Приморского края, именно по нему и едут большегрузные автомобили. Все это очень хорошо видно на панорамных снимках этих улиц и проспекта.

Следующее место, где мне захотелось побывать виртуально, был Владивосток. Я там служил три года во флоте, жил в офицерском общежитии в районе остановки «Стадион Авангард», а часть располагалась в бухте Малый Улисс.  Затем в течение 20 лет регулярно приезжал в этот город. Он особенно нравился в августе, когда почти прекращались тайфуны, море прогревалось и отдыхать там было замечательно. Разве что обилие людей мешало.

Панорамы Владивостока показаны на более свежих фотографиях, чаще всего 2019 года, хотя некоторые улицы есть и 2018 года. Но уж 2015 года  и тем более 2010 года мне не встречались. Стал Владивосток столицей Дальнего Востока, и жизнь там закипела.   Естественно, я побывал на улице Светлановской в районе офицерского общежития, где мало что изменилось, разве что деревья подросли.  А вот с трассы, ведущей на мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский, бухта Улисс видна далеко.  А близко её невозможно увидеть из-за обилия деревьев вдоль трассы.

Но это если смотреть панорамы. А вот на обычных картах видно, что на месте береговой базы 4-й бригады подводных лодок  разместились Военный учебный центр и Институт международного туризма. Он-то как раз занял здание казармы, где было офицерское общежитие и медсанчасть бригады, в которой я вначале службы дежурил по ночам.

На берегу бухты Малый Улисс по-прежнему базируется 19-я бригада подводных лодок, но если раньше там стояли только дизель-электрические подводные лодки 611 и 641 проектов, и их было довольно большое количество, то сейчас у части пирсов стоят несколько лодок проекта 636, а более мористие  у причалов, выступающих в бухту, стоят ракетные катера.

Проехал я и по мосту через бухту Золотой Рог.  На набережной бухты на стороне центра города произошли очень большие изменения. Часть заводов судоремонтного профиля убрали, на этом месте появилась набережная цесаревича, являющаяся продолжением Корабельной набережной, где штаб флота и мемориал – подводная лодки С-56 времен Второй мировой войны.

Исторический центр Владивостока мало изменился. Застройка высотками носит единичный характер, высотки больше строятся в сторону острова Эгершельд, а на берегу Амурского залива  стоят все те же здания, что построены в 90-е годы. 

А вот в новых районах, застроенный к Международному Тихоокеанскому конгрессу, как и все мосты, я не побывал в этот раз. Сразу после конгресса я там был и не думаю, что там много что изменилось.

А вот где всё  меняется с калейдоскопической быстротой, так это в Тюмени. Город до недавнего времени называли «Тюмень – столица деревень». Даже в центре города хватало деревянных частных домов. Но после того, как губернатором Тюменской области стал Сергей Собянин, все изменилось. Пришедший из Ханты-Мансийского автономного округа Собянин договорился об дележе природной ренты с северными автономными округами, где и добывается нефть,  газ, и юг Тюменской области, до того преимущественно сельскохозяйственный, стал заниматься и промышленностью. Стала развиваться стройиндустрия, переработка нефти,  строительство предприятий по импортозамещению необходимых в нефте- и газодобыче и транспортировке узлов. Не забыли и сельское хозяйство, были возведены огромные теплицы, животноводческие комплексы, птицефабрики, поставляющие свою продукцию не только жителям юга области, но и в автономные округа.  Тюмень стала стремительно расти и развиваться.  Имевшая в 1998 году 500 тысяч населения, в 2012 году – 600 тысяч, в 2016 году уже 700 тысяч, а в прошлом, 2020 году – 800 тысяч и на этом не останавливается. С учетом большого количества населения в коттеджных поселках вокруг города (в Тюменском районе проживает свыше 120 тысяч населения), Тюмень вместе с районом  может стать в ближайшие годы миллионником. С учетом отличного состояния дорог в Тюменском районе это не проблема.

Я сам долгое время жил в поселке Молодежный под Тюменью. Построенный по программе жилищного строительства для молодежи Тюменского района, он продолжается строиться. Есть уже Молодежный 2,0 и строительство на этом не закончилось. В поселке, который пока считает микрорайоном деревни Ушаково, отличные школа, детский комбинат, ЦТ «Магнит», разнообразные коттеджи с участками земли на любителя, т.е. площадью от 4 соток до нескольких гектар, автономное водоснабжение из скважины с очисткой на 6 уровнях, что позволило построить рыборазводный завод. На центральной улице – дома в квартира на 2-х уровнях с приусадебными участками в 4 сотки.  В квартирах газовые котлы, которые нагревают поступающую холодную воду и для хозяйственных нужд, и для отопления.  Весь учет расходов газа, холодной воды, электричества ведется по счетчикам, канализации из объема холодной воды, а вывоз мусора – в зависимости от площади квартиры. И никаких коммунальных платежей. Стоимость расходов на содержание квартиры примерно в 1,5 раза меньше, чем в Тюмени, и в 2-2,5 раза меньше, чем в Хабаровске, где у меня живет брат. Просто рай для пенсионеров, и квартира со всеми удобствами, и дача под боком. К тому же жители сельской местности имеют приличные льготы.

Но вернемся в Тюмень. Панорамы сделаны свежайшие, лета 2020 года. Вот что значит богатый и быстро растущий город. Целые микрорайоны растут как грибы после дождя, так же быстро ведется дорожное строительство – расширяются дороги, возводятся многоуровневые развязки, вдоль  всех новых трасс со стороны домов стоят шумозащитные экраны, только в отличии от таких экранов, где они сплошные (их я видел еще в 1992 году в Японии, когда впервые был в этой стране), у нас они имеют прозрачные вставки, по-видимому, из пластика. 

Когда я жил в Тюмени, проблемой было переехать с северной на южную сторону города. Река Тура и железнодорожные пути Транссиба можно было пересечь лишь по трем мостам, два из которых двухполосные, и по трем виадукам, тоже ограниченной пропускной способности.  Сейчас завершено строительство двух мостов через Туру по окружной дороге, два моста расширены, и сейчас тех проблем, что были в начале 2010 годов, уже нет.  И через железную дорогу есть пять полноценных виадуков.  Кроме этого, на перекрестках наиболее оживленных улиц (Республики-Мельникайте, Республики-Пермякова, Республики-Монтажников, Широтная-Мельникайте, Широтная-Монтажников) возведены развязки на двух уровнях, а в других местах – подземные переходы. Автотранспорт не стоит на светофорах, что значительно разгрузило пробки на наиболее оживленных дорогах. Да и окружная дорога позволила пустить весь большегрузный транспорт мимо города.

Мне могут задать вопрос: «А как же с отоплением новых домов? Ведь обычно все зависит от мощности местных ТЭЦ.  А их возведение дело ни одного года.» Отвечу. Во всех новых микрорайонах на чердаках или подвалах домов стоят газовые котельные только для одного многоэтажного дома. Так что  в начале строительства не требуется подведение труб центрального отопления, лишь трубы холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения. А их провести можно от ближайшего источника водоснабжения, трансформаторной будки или до КНС – канализационно-насосной станции. К тому же новые микрорайоны появляются в чистом поле, где все подготовительные работы проводятся за счет городского бюджета.  Тюмень оказалась первым городом в России, которая выполнила указ о объемах нового строительства в зависимости от  числа жителей города.

Я не знаю, за счет кого население города так быстро растет. Часть – это вышедшие на пенсию труженики северных автономных округов. Конечно, Тюмень не Краснодарский край, но климат здесь все равно мягче, чем в Новом Уренгое или Когалыме. По-видимому, приезжают из других регионов родственники северян.  Едут даже с Дальнего Востока мои земляки, я знаю об этом.  А вот кто еще? Набрать сто тысяч новых жителей за 4 года не так просто.

Изменился и город Нефтеюганск за последние годы. Конечно, это не огромная Тюмень, а всего город с числом жителей немного за 100 тысяч.  Когда наша семья приехала в этот город в 2003 году, численность населения составляла107 тысяч, через 17 лет, т.е. в 2020 году – уже 127 тысяч.  Т.е. население увеличилось за эти годы примерно на 20%. Для новых и старых жителей построены новые микрорайоны. Вообще мне этот северный город очень нравился. Только вот неработающим пенсионерам жить в нем трудно, высокие цены на все, как во всех северных территориях.

Вот такие у меня впечатления о ряде хорошо знакомых мне городов сложились при просмотре панорам на Яндекс-Карте. Есть такая же опция и в Googl, но мне более привычны прогулки в Яндексе. Но учитывая, что в некоторых территориях панорамы устарели, собираюсь прогуляться по улицам городов и в Googl. Карте.  Желаю и вам увлекательных виртуальных путешествий, дорогие читатели. Если пандемия коронавируса продолжится, только это и останется.


Рецензии