Полынь - трава горькая - 3

Начало:
Часть 1 http://proza.ru/2021/06/11/700
Часть 2 http://proza.ru/2021/06/13/327


***
Утренняя степь дышала прохладой. Под глубокой синью неба серебрился ковыль. Лёгкий ветерок играл длинными седыми перьями, и они склонялись над степными травами, напоминая морские волны.

Ваньша стоял на холме.

- Смотри, Ника! Какая наша степь - конца и края не видать. Простор. Воля. И душа к ней тянется. Срастается. Корни пускает так, что не вырвешь.

Ника стояла рядом и смотрела на степь глазами Ваньши. Она видела мелкие жёлтые звёздочки гусиного лука и крупные - горицвета, дикие пионы и красавцы тюльпаны, наполняющие весеннюю степь красками. Видела, как, в конце лета, над буро-жёлтой травой прыгают лёгкие прозрачные мячики перекати-поля. Мячики летят по ветру, сцепляются и прыгают вместе. Так и они с Ваньшей встретились в степи, переплелись судьбами и полетели неизвестно куда.

- Чувствуешь ветер, Ника? Лети, как птица степная навстречу судьбе.

Ваньша раскинул руки и побежал.

- Догоняй!

Девушка рассмеялась и бросилась вслед. Ветер пушил косу. Сарафан надувался парусом и бился о ноги. Ника бежала наперегонки с ветром. Свобода кружила голову, и девушка чувствовала, вот оно - счастье, совсем рядом.

Ваньша подхватил её у подножия холма и закружил.

Они лежали в высокой траве, взявшись за руки, и молчали. Время текло неспешно, но не стояло на месте. Вечер приближался.

- Ника, - Ваньша перевернулся на живот и заглянул в синие глаза, - не жалеешь, что в мой мир пришла?

Ника покачала головой и улыбнулась.

- Теперь знаю, какое оно - счастье. Это ты. И степь. Но она - потом.

- Счастье - когда вместе, - Ваньша задумчиво покусывал травинку. - Останься, Ника. Мог бы,  с тобой пошёл. Да не пересечь мне черты. С тобой сердце про горе забыло. Тепло чует. Останься…

- Не могу, Ваньша. Там - дом. Если не вернусь, беда будет. Нельзя мне остаться.

- А мы?

- Ваньша, - девушка поднялась и присела рядом. - Я постараюсь вернуться.

- Трудно птице вылететь из клетки. Вернуться сложнее, чем остаться. Я жил, как все живут. Воли желал, счастья не ждал. Нет счастья без тепла. Теперь горько будет. - Ника молчала. - Как раньше - не хочу, как дальше - не ведаю. На развилку судьба вывела. Только хочется так прожить, чтоб след остался.

- Бабушка говорит, добрые дела долго помнятся.

- Нет, Ника, - Ваньша горько усмехнулся, - неприметно добро. Тянешься к нему да быстро привыкаешь. А зло живуче. Отец Илларион не раз говаривал: грех отца на сына падёт.

- Зло, Ваньша, душу корёжит. Не выживет человек без добра. Помнят о нём.

- Это какой подвиг нужен, чтоб помнили? На крест пойти? Муку принять? Нет во мне силы такой, Ника.

- Сердце у тебя доброе, - девушка ласково улыбнулась. - И сила появится.

- Добро проросло да не окрепло. Уйдешь, и засохнет. Чтоб в степи выжить другая сила нужна. Доброго сомнут, затопчут. Клыки нужны, когти, злость волчья.

- А семья?

- Как мамка с батькой не хочу. Раньше смог бы, теперь не хочу. Без любви маета одна: тяжко да деться некуда. Жить, как ярмо тянуть? Каждый день, из года в год? Чем так, лучше один буду. Степь большая.

- Нельзя человеку без семьи, Ваньша.

- Разные мы с тобой,  Ника. Говорим да не разумеем друг друга. Родные хуже чужих бывают. Боль перетерпишь. Обиду перешагнёшь. А тоска заест. Уйдешь, волком степным стану. Пусть, как будет.

Всё было сказано. Они ещё были вместе, но каждый думал о своём. И эти мысли разъединяли, уводили друг от друга. Ника хотела остаться, но знала, что должна вернуться. Ваньша старался удержать и отпускал. Любовь пришла слишком рано и, не успев окрепнуть, обернулась разлукой.


 ***
Они стояли у полынной поляны. Последние слова были сказаны. Прощаясь, Ника взяла Ваньшу за руки и губами коснулась щеки. Он отнял руки и твёрдо сказал:

- Уходи, Ника! Не мучай. Коль решила - уходи!

Девушка вздрогнула, как от удара. Она вглядывалась в любимые черты и не узнавала своего Ваньшу. Сжатые губы, твёрдый взгляд, стиснутые кулаки. От былой мягкости не осталось и следа. Ника не понимала, что за маской решимости прячутся боль и отчаяние. Уходя, она забирала тепло и радость, оставляя одиночество.

Ника не повернулась. Спиной вошла в заросли полыни и упёрлась в невидимое поле. Достала из кармашка увядшую веточку и вдохнула слабый аромат. Полынь пахла разлукой. Глядя Ваньше в глаза, положила веточку в рот и заплакала. Тихо и безнадежно. И Ваньша не выдержал. Кинулся к девушке, прижал к груди и поцеловал. Поцелуй обжёг страстью. Губы Ники дрогнули и раскрылись.
Почувствовав полынную горечь, Ваньша вздрогнул и резко отшатнулся. Потеряв опору, Ника покачнулась, и вязкое поле окутало её со всех сторон, уводя прочь. И пока девичий силуэт не исчез в мутной пелене времени, Ваньша шептал: «Помни!» И его шёпот звучал громче крика.


Продолжение http://proza.ru/2021/06/21/1436


Рецензии
Вся суть любви - посмотреть на...(степь) глазами другого.

Елена Гвозденко   20.06.2021 19:15     Заявить о нарушении
И принять этот иной взгляд, пропустив через себя, или не принять.
Степь всегда разная, не оставляет равнодушным.
Спасибо)

Юлия Газизова   20.06.2021 23:00   Заявить о нарушении