Да не судим будешь...

            "Qui sine peccato est vestrum, primus in illam lapidem mittat".
            "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень"
                (Евангелие Иоанна, глава 8)
 До отправления поезда по расписанию оставалось совсем мало времени, а в купе было занято только одно место. На одной из нижних полок сидела девушка. Приятное юное лицо, зелёные глаза, красивые вьющиеся каштановые волосы, спадающие на плечи, окутывали  тонкую шею «Наташи Ростовой». Всё в девушке было гармонично и приятно. Она была красива и наверняка знала об этом.
И только тревога на лице портила образ красавицы. Она очень боялась, что в купе подсядут мужчины, начнут пить и приставать. Как уже однажды случилось. Тогда положение спас проводник, предоставив ей место в купе, где ехала семья с маленьким ребёнком. Полка была верхняя, ребёнок -  капризный, но её это не смущало. Она была в безопасности.
Поезд набирал уже скорость, девушка решила, что и дальше продолжит поездку в одиночестве, но  дверь в купе приоткрылась.
- Здравствуйте. Тут находится 9 место? Я Ваша соседка.
В купе вошла  немолодая женщина. Среднего роста, хорошо причёсанная, минимум косметики на лице,  одетая по-дорожному – брюки и  расстёгнутая мужского покроя рубашка, надетая на футболку. От неё веял лёгкий аромат дорогого парфюма. Положив большую дорожную сумку  под вторую нижнюю полку,   женщина достала из, оставшейся на полке,  небольшой сумочки,  туалетные принадлежности и вышла. Девушка выдохнула и успокоилась. Ехать в обществе немолодой  приятной дамы было, по крайней мере, безопасно.
- Ну, что, будем знакомиться? – Спросила дама, вернувшись в купе. На её ресницах блестели капельки воды, а на лице светилась мягкая лукавая улыбка. – У меня предложение – давайте поиграем в отгадалки?  Хорошо? Так, вот, я думаю, что вы студентка второго или третьего курса одного из столичных  вузов, едете к началу занятий и  вы будущий … Ну, предположим, экономист. Угадала?
- Почти. – Улыбнулась в ответ девушка. Я будущий техник по обслуживанию медицинского диагностического оборудования, студентка второго курса медицинского института. А зовут меня Тамара.
- Ух, ты! Со мной в купе едет царица Тамара,  здорово! Ну, а что вы можете сказать обо мне, девушка?
- Ну… Не знаю… Мне кажется, что Вы связаны с искусством, литературой. А возможно, Вы просто учитель, преподающий гуманитарные предметы или библиотекарь.
- Браво, девочка! Ты очень точно сформулировала мою сущность. Я веду класс фортепиано в  школе искусств. Обучаю детей музыкальной грамоте. А зовут меня  Светлана Николаевна.
- Очень приятно. А куда вы едите, если не секрет?
- Тома, можно к тебе на «ты»? Вот, и хорошо. К детям в столицу еду. Они там год уже живут, а я не была у них ни разу. Это старшая дочка, она замужем и воспитывают Алёшу, трёх лет, моего первого, и пока единственного, внука. А сын на последнем курсе университета, изучает информационные технологии. Такой  компьютерщик серьёзный,  голыми руками не возьмёшь!
Девушка засмеялась. Ей понравилась её соседка по купе, её чувство юмора и лёгкость общения.  Была в ней внутренняя интеллигентность, доброжелательность, которая делала  общение приятным. Поговорив ещё немного  ни о чём, они приступили к чтению. Что ещё может помочь скоротать время в дороге? Только разговоры да чтение. Ну и сон, конечно. Но  был ранний вечер и до сна ещё дело не дошло.

Мимо приоткрытой двери в купе несколько раз прошли две весёлые молодые девочки. Они были, явно, навеселе и вели себя вызывающе – громко смеялись, выкрикивали, что-то обсуждая. В купе,  из которого они выходили, слышался  гул мужских голосов.
- Девочки по вызову на работе. – Брезгливо сморщив носик, сказала Тома.
- Почему ты так решила? Может просто друзья едут вместе, и так проводят время?
- Ну… Не знаю. Всё может быть. Только на путан они больше похожи.
Светлана Николаевна отложила книгу и заинтересовано  посмотрела на девушку.
- А я  вот, не могу на глаз определить – кто путана, а кто благочестивая Марта. Да, и вообще, эта сторона жизни у каждого человека закрыта и окружающим нет туда доступа.  А ты таких девушек презираешь, да?
- Я просто брезгую с ними общаться. Мне кажется, что они переносчики  всякой заразы. Слишком у них специфическая деятельность. Бррр…
- Ого! Как ты строга к ним. Я путешествовала, хоть и не очень много, но никогда не попадала на «улицы красных фонарей». Вот, там, наверное, можно сказать точно – тут работают путаны. А в повседневной жизни и в  своём окружении я не встречалась с ними. Хотя…
Женщина замолчала, задумалась, потом,  взяв из сумочки сигареты и зажигалку, направилась в тамбур. Она выкуривала меньше половины сигареты, именно, столько могла себе позволить вредного в приятном. Вернулась в купе быстро. На столе  паровали два стакана чая, а в глазах соседки был немой вопрос. Светлана засмеялась.
- Что, то обстоятельство, что я курю, не укладывается в твоё представление обо мне? Может я из бывших «девочек»? Шучу, конечно. Не отчаивайся, я курю очень редко и очень мало. Это нам проводник чайку презентовал? Тогда давай ужинать. А потом я тебе расскажу очень поучительную историю о том, что нет в природе человека чистого добра или чистого зла.  А есть сплав характера, причин, обстоятельств, компромиссов, окружения, среды обитания. И многого другого.  И то, что в твоём понимании отвлечённое определение «путана», может оказаться - Мадонна с младенцем.
Ужинали, угощая друг друга нехитрыми дорожными закусками, переговариваясь на вольные темы, посмеиваясь над стараниями мамы Тамары откормить дочку, «чтобы костями не  гремела». Убрав, остатки еды, проветрив купе, соседки заказали ещё чаю,  и Светлана приступила к рассказу.
….
- Если тебе, Томочка, надоест моё повествование или ты устанешь слушать, то просто скажи, я не обижусь. Хорошо?
В одном селе большого колхоза жил старик с внучкой. Так случилось, что мать девочки поздно вышла замуж,  и попался ей деспот, который свёл её в могилу за несколько лет.  Осталась дочка, которая его совсем не интересовала. Забрав из дома всё, более- менее,  ценное,  после похорон жены, он уехал из деревни. Кто говорил - в райцентр подался, кто - что уехал на родину за Урал. А девочка, которой исполнилось на тот момент шесть лет, должна была отправиться в детский дом. Но дед, отец матери девочки, начал войну с социальными службами за опеку над ребёнком. Почти год длилась эта война, но девочку ему всё же оставили. Стали они жить, как могли,  хозяйничали вдвоём, дед то вдовцом был на тот момент уже. 
Такая спокойная и размеренная жизнь длилась ровно до того момента, пока девочка не превратилась в красивую девушку, а противоположный пол ни стал охаживать её. У девушки не было матери, ей не с кем было секретничать, советоваться.  Настойчивые ухаживания в таком нежном возрасте могут сбить с пути любую. Вот, и девушка,  уступив одному ухажёру, открыла двери всем его дружкам и друзьям его друзей. Парни рассчитывались за её ласку – кто, чем мог. А она считала, что делает благое дело, жалея их.
В деревне особый уклад жизни. Люди очень много трудились - работая в колхозе,  обрабатывая дома большие огороды, ухаживая за домашними животными. Дети же росли сами, помогая родителям по дому, учась в школе, гоняя в футбол. Там  не принято было  детей воспитывать или сплетничать о соседях. Вот, и девушка наша стала среди сверстников путаной, но это мало кого интересовало, и как  закономерный результат – беременность сразу после окончания школы. Тут уж ей пришлось рассказать Деду о своей беде, намекнув, что нужны деньги на аборт.  Старый, не думая ни минуты,  сказал, как отрезал.
- Родишь! Ты не убийца, а я не пособник убийцы. Молодая ещё, вырастишь. Только пора думать о последствиях своего блуда, доча (так он её называл), научись беречься от бремени. Ну, а я, пока жив, помогу, чем могу.
 Родила наша девушка Мишку, славного карапуза. Люди несли ей игрушки, пелёнки, одёжки, манежики. Люди, они же добрые. Девочка сирота родила? Надо помочь! А моральная сторона вопроса их мало волновала.  Когда Мишке исполнилось полгода, девушка устроилась работать в школу уборщицей, убиралась по ночам, когда ребёнок спал с дедом дома. Он рос спокойным, здоровеньким малым. А вот дальше случилось самое интересное.
- Не устала ещё от моих баек? Может, спать будем ложиться? – Улыбнулась Светлана.
- Нет! Что Вы! Я дослушаю до конца, даже, если придётся не спать всю ночь. – Разгорячившись, заверила Тамара.
- Хорошо. Тогда, я схожу в «кабинет», да и тебе не помешает. Потом попросим у проводника ещё чайку и продолжим.
…..
 Жизнь Деда, нашей девушки и Мишки  вошла в нормальное русло. Ходили ли к ней парни за услугами или она отказалась от своего  «путанского» ремесла, я не  знаю.  Однажды вечером она бежала убираться в школе и, переходя  по мостику через речку, услышала, как кто-то пищит в камышах.  Утка? Ондатра?  Вернулась, пошумела, чтобы отогнать пищавшего. Но писк не прекращался. Тогда девушка спустилась к реке, вошла в неё и увидела на поверхности воды свёрток, а в нём – младенца. Выхватила его из воды и побежала домой. Сонный дед, при виде орущего ребёнка сказал.
- Сто лет прошло, а от нежеланных детей избавляются по старинке – бросают в реку.
 Это  была  крошечная девочка. Девушка её  обмыла, обрезала и перевязала  пуповину, согрела. А утром пришла с малышкой в  контору и потребовала  зарегистрировать Машу, так она назвала малышку, как рождённого нею ребёнка.  Ну, тот день описывать долго надо. Скажу только одно, она не выпускала кроху с рук и твердила, что это она её родила. Председатель, участковый, фельдшер,  паспортистка, собравшиеся на совещание по такому случаю,  - все думали, что она сошла с ума. Но потом пришёл Дед, с Мишкой в коляске, и рассказал, что произошло ночью. И дал своё мужское согласие главы семьи на то, чтобы малышку зарегистрировали на их фамилию и что он поможет внучке растить детей. Так  их стало четверо.
- Устала слушать? Пойдём в тамбур, я покурю и закончу рассказ. Хотя, до окончания ещё далеко. Да, не бойся! Пошутила я .  Окончание повествования не за горами. А потом последуют вопросы от соседей. Вот, тут нас, наверное, и ждёт бессонная ночь.
- И так, ребёнка зарегистрировали. Мать, естественно , вписана в свидетельство о рождении, наша девушка «путана», в графе отец –  одно имя «Иван». Отчество у обоих детей одинаковое – Иванович и Ивановна. Никого ничто не смутило, никто не спросил у девушки - кто отец её Мишки.  Реальный Иван или просто русское, распространённое имя? Никто тогда не спросил – почему в кабинете  председателя, когда шло совещание по регистрации ребёнка, не было парторга Ивана Степановича Полунина, которого приглашали по телефону? И почему  он выехал из села в спешном порядке, забрав семью, якобы,  по распоряжению райкома партии и последовал на новое место работы именно сегодня?
 Ну, как ты, наверное, уже догадалась, к девушке на свидания заглядывали не только сверстники. Заглядывал туда и парторг.  Он отказался от  Мишкиного отцовства, сославшись на то, что «ни один я»… Девушка знала точно, как любая женщина по своим приметам, кто отец её ребёнка. Но доказывать ничего не стала.  При чём тут найдёныш в реке и бегство из села «шелудивого» ловеласа, спросишь ты? Прямое. Это фрукт загулял и с комсоргом школы Лялей, дочкой агронома. Она забеременела, а он в отступную – избавься от ребёнка, я тебя знать не знаю и знать не хочу. А у отца Ляли характер крутой был, она его боялась очень.  Скрывала беременность, как могла, родила тайком сама в срок и выкинула в реку, где и нашла его наша «путана». Спасла и считает родным младенца, преданного биологической матерью с хорошей репутацией и отцом партийным боссом. Дети, кстати, очень похожи между собой, отцовские гены видно победили.
- Идём в купе? А то ты вместе со мной пассивно куришь. Тебе, девонька, спать бы уже надо, десятый сон видеть, а ты меня слушаешь.
-  Отоспаться я смогу и завтра, и в любой другой день. А вот, такого рассказчика встретить в поезде мне может  и не посчастливится больше. – Улыбнулась в ответ Тома.
…..
Наша девушка стала  жить в селе с детьми и Дедом, работать, заботиться о старом и о малых. Думаю, что ремесло своё она забросила.  Теперь скажи мне, подумав и взвесив всё.
– Кто она по жизни? Путана или Мадонна? Она образец греха или  воплощение добродетели? Не пытайся найти ответ. Его просто нет. Есть другие вопросы или ложимся спать?
- Есть вопросы. Откуда Вы узнали эту историю? Кто из участников событий Вам её рассказал?
Светлана Николаевна тяжело вздохнула,  достала из сумочки паспорт, открыла его и положила на столик перед  Тамарой. Та, наклонившись, прочитала – «Полунина Светлана Николаевна».  Она смотрела на соседку не мигая и не находила слов.  Перед ней сидела жена  любвеобильного парторга?  Девушка не могла в это поверить. Как же эта женщина смогла сохранить в себе достоинство, пережив такое предательство?
-  Не надо вопросов, ребёнок. Я сама всё расскажу. – Слабая улыбка коснулась губ на грустном лице. Придвинувшись, опёрлась  спиной о стенку купе, словно ища опоры и заговорила. Голос был другой. В нём слышалась боль и ещё что-то, чего девушка не могла понять.
-  Поженились мы с Ваней по любви, жили в мире и согласии, не считая мелких  семейных тёрок, родили двоих детей. Муж быстро продвигался по партийной служебной лестнице. В селе надо было отработать год, как нам обещали, для ещё более быстрого продвижения мужа. Но год растянулся на три. Однажды утром он неожиданно вернулся с работы домой, очевидно, узнал о регистрации ребёнка в конторе, понял чей это ребёнок.  И сказал, что мы срочно возвращаемся в город, я обрадовалась и не задавала никаких вопросов.  Мы стали жить в прежней квартире, дети ходили в школу.  Я ни о чём не догадывалась. Всё было хорошо. Но, как и должно быть  по законам жанра, всё тайное, рано или поздно, становится явным.
 Это произошло года через два или три. Мы собрались в отпуск, однако, у мужа была запарка на работе, или так он говорил  для отвода глаз, но в отпуск на море мы уехали с детьми сами. И там, в доме отдыха, я встретила сельского участкового Георгия Марковича, он с супругой был на отдыхе. Мы проводили много времени все вместе, по вечерам в кафе за рюмочкой  чая вспоминали жизнь в деревне и он рассказал про историю с найдёнышем, регистрацией его и тем, что малая, непутёвая сирота, оказалось, обладает таким добрым сердцем и такой твёрдостью характера.
Сопоставив факты, даты, обстоятельства, я стала подозревать, что к этим событиям  имеет какое-то   отношение мой муж. Вернувшись с моря, я поехала в село и поговорила  с девушкой. Я намеренно не называю её имени, не хочу, чтобы кто-то когда-то пытался выудить из этой истории сенсацию или сюжет для своих мерзких шоу на телевидении.  Она мне всё подробно и рассказала. Детки  подросли, и у них  был уже  папа. В село прислали по распределению нового бухгалтера. Он инвалид, одна нога короче. Ну и стал девушке по хозяйству помогать, Дед то старый уже совсем стал. Допомогался до венчания в церкви. Живут хорошо. Дети погодки, но в школу пошли в один класс. Такие милые, весёлые и… похожие на моих детей. Сейчас не знаю,   где они учатся или работают. Давно не виделись.
 Ну, а я развелась с мужем, заставила его уехать из города под любым предлогом и больше никогда не появляться на нашем горизонте. Детям сказала, что папа встретил другую любовь. Год пыталась вынырнуть из  отчаянья и депрессии, вызванной обидой на него, на себя -  столько лет жила с мужем, которого совсем не знала. Ложилась в постель и ласкала его после секса с молоденькими куртизанками. Как же нелепо, наверное, это всё выглядело в его глазах. Как унизительно... Ну, а потом появился человек, который помог мне вернуться к жизни.
-Вот, такая вот история Тамара. Я решилась рассказать тебе её с одной единственной  целью – не суди падших, не зная всех обстоятельств. Кто мы, чтобы судить?  Ой… Смотри, солнышко встаёт… Ты встречала когда-нибудь рассвет в поезде? И я не встречала… Красиво.
За окном стелился туман на лугах, а за ними, на горизонте, медленно увеличиваясь, выходило величавое Светило, начиная новый день.
Поезд приближался к столице.  На перрон из него вышла  красивая девушка с покрасневшими от бессонной ночи глазами, следом за ней вышла симпатичная немолодая женщина.  Попутчицы крепко обнялись. За одну ночь они пережили ни одну жизнь,  и это их сблизило.
   … Перрон шумел, пестрел  своим разнообразием, словно маленькая жизнь, в которой у каждого своя дорога.


Рецензии
Чего в жизни только не бывает... ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ: тайное, действительно становится явным; ГОСПОДЬ сказал - не суди!

Творческих успехов и радости вдохновения Вам, Галина, желаю! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   21.08.2023 12:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.