Грёзы Сергея Таратуты


Бесконечность, в английском «инфинити»
Что для зрячего, что для слепца…
Вы однажды планету покинете
И отправитесь в путь без конца.
«Лирика. Эпизоды» Сергей Таратута

       Для более полного  раскрытия темы грезящего сознания и понимания его места в духовном развитии человека хочу обратиться также к творчеству  советского и российского поэта Сергея Таратуты, поэзией которого  занимаюсь уже несколько лет (с полным текстом этой статьи можно познакомиться в работе «Принцесса Грёза»). Исследование его поэтического наследия в сочетании с уникальными  особенностями его личности дали  редчайший материал для понимания основ поэтического творчества.
Таратута  дал мне уже более сотни интервью, и я прочитал-пролистал все вышедшие на сегодняшний день сборники его стихов. В нашем продолжительном общении меня всегда поражала искренность и открытость Сергея. Беседуя с ним, я всегда чувствовал незримое присутствие его  талантливого отца Льва Соломоновича Тараты.
Знакомясь с творчеством Сергея и его жизнью, я постоянно - чуть ли не в каждом слове Сергея - чувствовал  его отца и сознавал, что одновременно пытаюсь постигнуть и его духовную биографию, познакомиться - пусть заочно - с интереснейшим представителем советской интеллигенции, который, будучи  заслуженным юристом РФ и банковским служащим, все свои душевные силы и знания вложил в сына, в главный проект своей яркой и достаточно продолжительной жизни…. А тот был настолько чуток, настолько памятлив, настолько талантлив, настолько сильно любил своего кормильца и наставника, что стал его продолжением и всё - буквально до слова - воспринял в себя и донес до нас, своих читателей, создав новый жанр поэзии, жанр родительской лирики…

Главной особенностью таланта Таратуты является то, что он не сочиняет свои стихи, а они как бы сами  нисходят на этого баловня судьбы Сверху. Кроме того, он сам не знает, о чём пишет, и не комментирует своих произведений. Именно поэтому чтение и исследование его лирики, - а в других поэтических жанрах он себя не обозначил  -   и представляется интереснейшей мистической задачей, задачей понять, кто и для каких целей использует этого поэтического медиума. И конечно попытаться расшифровать их послания. Высшие силы также позаботились о том, чтобы Приемник их посланий землянам постоянно находился в комфортном благодушном состоянии и был материально обеспечен. Подробности этой заботы о поэте изложены мной в эссе «По щучьему велению». Сам он, будучи на сегодняшний день  широко известным поэтом с бесчисленными публикациями в советской периодике и восемью томами сборников стихов (изданных его покровителями, спонсорами и меценатами), никаких усилий пробиться в официально признанные не делал. И ни с кем для этих целей не тусовался и не группировался, несмотря на постоянные советы окружавших его родителя титулованных, народных и заслуженных друзей и товарищей. Редкий тип - этот Таратута, где-то я его назвал или пытался назвать «незапятнанным гением»….
Всё это и многие другие литературоведческие открытия нашло отражение в целом ряде очерков, статей и эссе, посвященных этой, как оказалось, неисчерпаемой теме. Но поток  поэзии Сергея Таратуты не иссякает, муза и небесные покровители не покидают поэта и я практически еженедельно получаю от него новые поэтические послания, которые всё дальше продвигают меня в понимании его редкого таланта.

Как известно, дети не обременены присущими нам   заботами и проблемами угрюмой действительности, поэтому многие из нас вспоминают детство, как самое счастливое время жизни..  На мой взгляд, такое представление о детских годах складывается потому, что дети практически постоянно познавая мир и восхищаясь его чудесами, находятся в грезящем состоянии. Потом у большинства прозаических натур оно постепенно проходит и мы превращаемся в активных деятелей  угрюмой действительности (по Северянину) или по Штайнеру «сухой реальности», что по сути одно и то же. Николай Добронравов в своём стихотворении «Девочка Грёза» описывает этот грустный процесс нашего взросления (отрывок):

Песен детства
Больше не будет.
Расставанья
Наступает час.
Наступают
Новые люди.
Может, хуже,
Может, лучше нас…
Наступает
Горькая проза,
Проза тусклых
И холодных глаз.
Не нужна им
Девочка Грёза,
Посмеются
И забудут нас…

Для того чтобы вернуться в то состояние детского восприятия нам теперь нужны различного рода допинги (искусство, алкоголь и пр.). Но у некоторых особо одарённых натур, как например у С. Таратуты, детские впечатления, переживания и представления очень четко и детально отпечатываются в их невероятно цепкой и емкой памяти.
Потом в уже взрослой жизни в момент вдохновения по непонятным причинам вдруг какой-то фрагмент той счастливой жизни всплывает и всплывает на поверхность в виде поэтической картины с  новыми непонятно откуда появившимися  смыслами и ассоциациями. Таким образом на свет появляется очередной поэтический шедевр. Если читатель в состоянии проникнуться  настроением поэта, он попадает на какое-то время под влияние Принцессы Грёзы. Появление последнего произведения (6 июля, будут конечно ещё  и другие стихи)  спровоцировало видение поэту жучка, ползущего по склоняющейся травинке и взлетевшего с неё в последний момент перед касанием с землей. Этот жучок был приветом Сергею из его деревенского детства в селе Ступино Тульской области:

Ты на траве лежал зевая,
Глядел куда-то в высоту.
Жучок, как родинка живая,
Вальяжно полз по животу.
У ног река текла куда-то,
Сушились на тебе трусы,
Теряли на глазах караты
Остатки утренней росы.
Куда-то облака летели,
Жучок взлетал за ними вслед...
И нет проблем в душе и в теле,
Когда ты прожил десять лет!
июнь 2021г.

Стихотворение это удивительно музыкально: если вы его внимательно и с чувством прочитаете, вы услышите жужжание этого жучка, похожего на живую родинку, и вы наверняка, погрузившись в мечтательное состояние, вспомните что-нибудь из своего деревенского детства, или пожалеете о том, что у вас его не было. Это и есть состояние грёзы, о котором идёт речь в настоящем эссе. И в такие моменты мы становимся грезящими детьми и ангелы с небес спускаются в нашу душу с добрыми вестями от Создателя всей окружающей нас красоты. Мы этого по изложенным выше причинам не чувствуем и не понимаем, но тем не менее это так. Так с нашими душами работает поэтическая речь, смягчая и облагораживая их. Читая или слушая такие стихи большинство из нас испытывает только волнение и удовольствие, за которыми скрывается наша симпатия к прекрасному и доброму.

Это пример грёзы Сергея Таратуты, связанной с его счастливым деревенским детством в селе Ступино Тульской области на фоне прекрасной природы этого чернозёмного края.  Без этих грёз не было бы у России поэта Сергея Таратуты, были бы другие, а его не было.  Таких стихов у него очень много. Есть ещё грёзы о рано покинувшей (умершей) матери, актрисы Людмилы Фетисовой, грёзы о бесконечно любимом папе Льве Соломоновиче Таратуте. Эти стихи-грёзы о родителях составляю огромный и довольно редкий для русской поэзии пласт его любовной лирики. О любимых женщинах, хотя они присутствовали и присутствуют в его жизни, и о такого рода любовных отношениях у него стихов мало, а о родительской любви и его сыновней — огромный букет. Без этих грёз о родителях его поэзия, возможно была бы холодным стихотворчеством.

Подсознательное чувство детской оставленности матерью, место которой из0 всех отцовских сил пытался занять его талантливый и хорошо образованный отец, и желание понять, куда же она пропала, на какие гастроли она так надолго уехала, привели к возникновению большого количества стихов  с мистической окраской, обращенных к Небожителям, среди которых так рано оказалась его мама, талантливая актриса Центрального театра советской армии… Поэтому в завершение этого эссе хочу привести несколько образцов его мистической лирики, обращенных к бесконечности, куда вдруг отправилась его красивая, молодая мама.

Бесконечность, в английском «инфинити»
Что для зрячего, что для слепца…
Вы однажды планету покинете
И отправитесь в путь без конца.»
Мимо Марса, Венеры, Юпитера
Полетите, забыв про Москву,
И не в силах понять, то ли спите вы,
То ли это полёт наяву.
То ли будет ещё возвращение,
То ли вырвались из тупика,
Где Земля продолжает вращение,
Заворачиваясь в облака?!

«Инфинити», полное антропософских мыслей - это из последнего сборника «Эпизоды», увидевшего свет в 2016 году. А следующие два, что называется с «пылу, с жару». Вот характерное стихотворение-грёза о нашей загробной жизни с чувством изумления о том, сколько же нас там в небесах и в земле-матушке собралось, и вопросом, почему там до сих пор не тесно:

Сколько душ где-то там уместилось за тысячи лет
И телам, что в земле,тоже места с запасом хватило.
А мы дальше живем и оставить пытаемся след,
Чтоб в цветах ну хотя бы раз в год утопала могила.
Нас давно миллиарды и кажется тесным простор,
И друг с другом давно не в ладах теснота и обида.
А в земле и над ней всем хватает всего до сих пор
И они где-то там, словно в зеркале заднего вида!
2021г.

Поражает и поэта и нас, что среди этих миллиардов тел и душ останки и души его родителей и наших умерших, и там и здесь никому не тесно, всем места хватает… Грёза поэта становится и нашей тоской и светлой печалью о неизбежном… Снова таинство поэтической речи и мысли о вечности и круговороте жизни с небес спускаются в нашу земную жизнь и заставляют нас думать о последствиях нашей жизнедеятельности. Доктор Штайнер прав, духовные законы и первообразы всего сущего духовного мира отражаются в мыслях и чувствах живущих и пытаются направить нас к Красоте, Добру и Истине.
И великие поэты в меру своего таланта пытаются помочь нам жить, чувствовать и мыслить в согласии с законами мировой гармонии, жить без зависти и злобы, и нет человеческих вакцин и лекарств от всех наших безобразий на планете, которую нам предоставили в качестве дома.  Вакцин и лекарств нет - вся надежда на вездесущего Бога, его великодушие, щедроты и вселенский Разум, перед которым человеческий интеллект бессилен. Рудольф Штайнер в этой Истине нас тоже пытается убедить, призывая используя все возможные духовные инструменты и хотя бы изредка выходить из душного тупика узко личностных переживаний, изучать духовную науку, познавать самих себя и окружающий мир.

                ***

  Если кто-то не понял, - мы провели ещё один гейм Игры в бисер с Сергеем Таратутой… В качестве партнеров в нем приняли участие (в развёрнутом варианте статьи-эссе) Доктор Рудольф Штайнер, поэты Николай Гумилёв,  Игорь-Северянин и Николай Добронравов, художник Михаил Врубель и известный своим вкусом и щедрость русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов.
 
И в заключение два финальных аккорда, две грёзы Сергея Таратуты о земном и потустороннем и их переплетении в нашей жизни. Эти два стиха очень характерны для его мистической, грёзовой лирики: они многолики, их поэтический язык многопланов. В зависимости от подготовленности и настроения и стремлений читателя он может восприниматься как спящим, так и грёзовым сознанием. Однако  во втором случае такие стихи могут быть восприняты как Божественное откровение (вспомните У. Блейка) и указание на духовные миры, на Бога, управляющего всем сущим на нашей планете, и наказывающего  подопечных по своей мере за наши грехи и прегрешения:

Вакцины против рака нет.
И против зависти, и злобы.
И рушится иммунитет
Пусть даже самой высшей пробы.
Не защититься, не спастись.
И крестишься на всякий случай.
Потом с надеждой смотришь ввысь,
А там лишь мартовские тучи.
Иль это все по фазе сдвиг
И видишь свет в конце колодца?
Запоминаешь каждый миг,
Как-будто завтра все прервется!..
март 2021г.


На Концерте

Картины, музыка иль строчки
Стихов иль прозы, все равно.
Божественные одиночки,
С небес идущие на дно...

Их судьбы — грустные истории.
Один оглох, тот принял яд...
Они со стен консерватории
На нас, удачливых глядят.

Тот спился, Родиной освистанный,
Тоска из-под тяжёлых век…
Плывут от пристани до пристани.
От дня до дня, из века в век.

Оркестр во власти дирижёра
От первой скрипки до трубы.
И исчезает грусть во взорах
Посмертных баловней судьбы!

Поэзия Грёз мудра и нам, талантливым и бесталанным одиночкам надо наконец  признать, что все мы во власти Божественного дирижера, и изо всех сил постараться не испортить его Произведение своими смутами. А иначе всем  будет худо!
               
                ---------

*  «На Концерте» - любимое стихотворение известного советского и российского дирижёра, народного артиста России Александра Витальевича Сладковского, который, как я замечаю, с большим пиететом относится к поэзии и таланту Сергея Таратуты. Перечислять все титулы и ипостаси Александра Витальевича не буду, их очень много, но он также и народный артист Республики Татарстан и, будучи художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан,  проживает в Казани, откуда внимательно следит за всеми поэтическими новинками С. Таратуты.


Рецензии