Пророчества блаженного Афанасия А. А. Сайко, 1887-

Пророчества блаженного Афанасия (А.А. Сайко, 1887-1967) в режиме «он-лайн». IV-часть.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо:
    «Тамара читали статью «Орловское чудо: жизнь и предсказания юродивого Афанасия Сайко»? Что думаете?».

    Ответ.
    Ничего. Статью от 28.05.2021 на сайте «ОрёлТаймс» можно назвать: на правах рекламы в режиме он-лайн видеоролика «Орёл дан мне в удел...».
    Приведём статью полностью:
    «Жизнь блаженного старца Афанасия Сайко и духовное служение тесно сплелись с Орловщиной. Местные жители его почитают как святого. Наша съёмочная группа проследила земной путь блаженного, встретилась с очевидцами его предсказаний, и сегодня мы расскажем историю жизни этого удивительного подвижника.
    Можно посмотреть фильм о старце, а можно прочесть этот текст.
    Встреча с Орлом.
    В 1921 году в Орле появился никому неизвестный человек. Одет был бедно и легко. Вёл себя как не совсем разумный. Просто так никогда не ходил, а всё время что-то подбирал с земли – склянки, спички, обрывки газет. Мальчиков, мужчин называл на Вы, девочек, женщин – мамами.
    Вскоре по городу поползли слухи о прозорливом юродивом Афанасии Сайко, который поселился на колокольне Богоявленского храма.
    Сохранилась лишь пара снимков старца. Один из них – с кусочком одеяла, которым укрывался Афанасий Андреевич. Его, как реликвию, хранит орловчанка Лидия Кручинова.
    «Афанасий Андреевич Сайко был высокого роста, с бородочкой, всегда носил вафельный полотенчик, как шарфик, крестик нательный он вытаскивал на улицу, показывая: нам нужно пользоваться крестиком», – вспоминает орловчанка.
    Загадки старца Афанасия.
    Говорил блаженный загадками. Лидии Кручиновой не раз приходилось их разгадывать.
    «Он говорил: ноги должны быть в тепле, а голова – в добре. Вот теперь-то я знаю, что это такое. Ножки должны бегать в храм, а голова должна любить людей, бедным помогать, старых, родителей уважать, ценить, жалеть. Вот, чему он учил!» – рассказала Лидия Кручинова.
    Говорят, старец Афанасий всё про всех знал. Но выражался иносказательно. Понять речи блаженного могли немногие. Только спустя время сама жизнь предлагала разгадку его изречениям. Было так и с Лидией Кручиновой. Во время беременности женщины врачи объявили, что у неё родится больной ребёнок. Женщина поехала к старцу.
    «Я ему сказала, что приехала взять благословения и просить о помощи, мол, ребёночка у меня уродом признают. А он спокойно покопался в пиджаке и протянул мне две грязные вырезки из букваря, на них – два бычка. И я двоих родила, никаких не уродов», – поведала орловчанка.
    Предсказал старец, сколько проживёт Лидия Семёновна. Для этого велел ей считать вагоны в проходившем мимо товарняке.
    «Он мне говорит: считай. Стою считаю, голова закружилась. И я набрехала – 83. «И это жизнь твоя!» – сказал старец. Мне сейчас 75. Но Господь хранит меня, и он (Сайко) за меня молится», – крестясь, говорит Лидия Кручинова.
    Жизнь в психлечебнице.
    Афанасий Андреевич для многих оставался загадкой. Никто ничего достоверного не знал о нём. Народная молва гласила, что он из многодетной семьи, мать рано умерла, воспитанием его и сестёр занимался отец. Сайко был образованным человеком, закончил Варшавскую консерваторию. В 33-летнем возрасте попал в заключение, после чего его этапом перевели в Орловский концлагерь принудительных работ. Однако многое из биографии юродивого стало известно после его смерти.
    Свет пролили архивы Орловского управления федеральной службы контрразведки и орловской психиатрической больницы. В психлечебнице Сайко провёл почти 10 лет, так как власти его считали умалишённым, опасным агитатором против образования колхозов.
    Наша съёмочная группа побывала в психбольнице. Здесь есть молельня. Уголок в ней посвящён блаженному старцу. Один из пациентов написал по фотографии картину, на которой старец озображён во весь рост.
    Из сегодняшних сотрудников психбольницы нет никого, кто бы мог что-то рассказать о старце. Но в библиотеке им. Бунина есть книга «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко», которая рассказывает о малоизвестных страницах жизни юродивого, в том числе в ней есть выписки из истории болезни.
    В орловскую психиатрическую больницу Сайко запирали трижды. Он раздражал власть, она боялась народной любви к старцу. Но медперсонал ничего опасного в Сайко не видел.
    Из истории болезни явствует, что Афанасий Андреевич спокоен, словоохотлив, добродушен, доброжелателен к людям. Охотно ходит на общие работы, помогает персоналу…
    В больницу идёт поток записок от орловцев.
    Вот одна из них: «Здравствуйте, Афанасий Андреевич!!. Отправлю Вам гостинец за своё здоровье, хотя Вас не знаю, но со слов людей питаю к Вам уважение. Второй раз ложусь на операцию мне очень тяжело на душе, имея трёх детишек и отца с матерью – престарелых. С приветом к Вам – Леля».
    Из-за паломничества в лечебницу, Сайко переводят в Воронежскую, затем в Томскую психбольницу, – подальше от глаз орловских верующих.
    Юродство – духовный подвиг.
    Умер Сайко тихо, 5 мая в 1967 году, в возрасте 80-ти лет. Похоронен на Крестительском кладбище при большом стечении народа. И сразу могила юродивого стала местом паломничества.
    В наше время сюда приезжают люди из разных регионов. Здесь всегда живые цветы, горит лампадка. Ухаживает за могилой блаженного орловчанка Лидия Корнеева.
    Лидия Васильевна была знакома со старцем. В её судьбе он тоже принял участие.
    «Он мне надел на палец колечко, которое подобрал на дороге. Это к тому, что одна из своих подруг вышла замуж я», – рассказала Лидия Корнеева.
    Отношение к Афанасию Сайко всегда было как к блаженному старцу или как мы говорим Христа ради юродивому. Почему так?
    «Юродство – это один из христианских таких духовных подвигов. Кто такие юродивые? Это те, кто добровольно отказываются от всех благ земной жизни, но не только от этого – ещё от социального статуса. Афанасий Андреевич тоже относится к разряду таких святых, он тоже такой подвиг в своей жизни нёс, отказывался от всех земных благ», — рассказал клирик Казанского гарнизонного храма Орла Максим Ерескин.
    У отца Максима есть личная история, связанная со старцем. Священнослужитель на себе испытал поддержку юродивого Афанасия.
    «Я узнал о блаженном Афанасии в то время, когда обучался в Орловском университете, и мы, студенты, зная о блаженном Афанасии Андреевиче, перед экзаменами, особенно очень сложными, ходили на его могилку и просили у него помощи, разумения, чтобы нам хорошо сдавать экзамены и зачёты. И по его молитвам мы всё успешно сдавали».
    Коллизии с канонизацией.
    Церковь относится к старцу Афанасию с почитанием, но это почитание не как святого, а как праведного человека, ведь по сей день Сайко не канонизирован.
    «Семья дьякона Кириллова собрала все рассказы – прижизненные и посмертные в целую рукописную книгу. Когда в Орёл приезжали представители Москвы и знакомились с нашими святынями, то вставал вопрос и об Афанасии Андреевиче Сайко. Чудеса его жизни и почитание верующих у москвичей вызвало вопрос о необходимости публикации этих материалов в московской прессе», – рассказал замдиректора Среднерусского института управления – Орловского филиала РАНХиГС Виктор Ливцов.
    Вскоре вышла первая книга издательства «Отчий дом» о Сайко со ссылками на архивные дела и преданиями о нём. Это возбудило вопрос о необходимости его канонизации.
    «Наши обращения в Орловскую епархию к архиепископу Паисию ни к чему не привели, поскольку было серьёзное противостояние некоторых уже ушедших в мир иной священнослужителей, которые считали, что Афанасий Сайко – человек с большими отклонениями и не считали нужным его канонизировать», – вспоминает Ливцов.
    Прошло время, новые люди пришли к руководству епархии, ситуация изменилась – массовой канонизации не происходило. Когда же направили документы о канонизации Афанасия Андреевича, московская комиссия стала задавать вопросы по данным, которые были найдены в своё время. Был, например, вопрос: где документы о его предположительной учёбе в Варшавской консерватории? Эти документы искали. Тогдашний директор краеведческого музея Андрей Минаков ездил в Варшаву, но ничего найти не удалось.
    «Мне кажется, что сами эти ответы они не дадут нам какого-то чёткого понимания о святости жизни, о событиях, происходивших с Афанасием Андреевичем Сайко», – считает Ливцов. – Сегодня, насколько я знаю, руководство ныне действующего отдела по канонизации святых Орловской епархии предпринимает новые шаги к его канонизации.
    Афанасий Сайко представляет собой явление исключительное. Чем больше узнаёшь о нём, тем больше убеждаешься в силе человеческого духа. Старец Афанасий прожил тяжёлую жизнь. В безумном и суетном мире он сам казался безумным. Но выстоял! Свет от блаженного верующие ощущают по сей день. Обращаются к нему в надежде, что Христа ради юродивый, уже находясь в царствии небесном, сможет помочь через свои молитвы к Богу».
    Над фильмом «Орёл дан мне в удел…» об Афанасии Сайко работали: корреспонденты Екатерина Козлова и Алина Карасёва, оператор Игорь Бычков, креативный директор Тимофей Карасёв, режиссёр монтажа Геннадий Шумков.
    Особую благодарность за помощь в съёмках «ОрёлТаймс» выражает артисту Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева Сергею Бурлакову, Заслуженному артисту России Павлу Легкобиту, сотруднику информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Сергею Хоменко».
    К статье приложен видеоролик с «бытовыми» прорицаниями.
*    *    *
    Ранее автор уже писала о блаженном Афанасии.
    «Блаженный Афанасий (А.А. Сайко, 1887-1967)»: http://www.proza.ru/2016/03/16/508;
    «Пророчество блаженного Афанасия (А.А. Сайко, 1887-1967). II-часть»: http://proza.ru/2018/08/29/1368;
    «Пророчество блаженного Афанасия (А.А. Сайко, 1887-1967). III-часть»: http://proza.ru/2018/10/18/115.
    Почему данный видеоролик можно отнести к категории на «правах рекламы».
    Во-первых, хорошо известно, что первая автобиография была напечатана в годы «Перестройки» в статье «Орловский юродивый Афанасий Андреевич Сайко», [журнал Православный путь», 1987, стр. 85-144], по «Воспоминаниям» Ангелины Васильевны Дмитриевской. В дальнейшем после её смерти статья была снова перепечатана и дополнена под названием «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко», [журнал «Православный путь»,  1994].
    Затем вторую автобиографию опубликовал игумен Андроник (Трубачёв, 1938-2001) в статье «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», [журнал «Сергиев Посад», 1995], который, правда, уже не застал в живых духовную дочь блаженного А.В. Дмитриевскую, однако работал с её бумагами, а также с официальными архивными документами и медицинскими картами.
    В статье говорится:
    ««Семья дьякона Кириллова собрала все рассказы – прижизненные и посмертные в целую рукописную книгу. Когда в Орёл приезжали представители Москвы и знакомились с нашими святынями, то вставал вопрос и об Афанасии Андреевиче Сайко. Чудеса его жизни и почитание верующих у москвичей вызвало вопрос о необходимости публикации этих материалов в московской прессе», – рассказал замдиректора Среднерусского института управления – Орловского филиала РАНХиГС Виктор Ливцов.
    Вскоре вышла первая книга издательства «Отчий дом» о Сайко со ссылками на архивные дела и преданиями о нём...».

    Если пытливый читатель захочет перепроверить данную информацию, то его ждут интересные находки.
    Книга «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)» /авторы Д.А. Краюхина, В.А. Ливцов, Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, стр. 118/ вышла в 1995 году.
    В ней говорится:
    «Первую часть книги, запечатлевшей образ, житие и слово Орловского Христа ради юродивого, составляют воспоминания Марии Николаевны Кирилловой (1906-1986). Это личные разговоры, наблюдения, впечатления, размышления над обращенными к ней словами Афанасия Андреевича и ее же собственные записи рассказов третьих лиц об А.А. Сайко. Машинописный экземпляр этих записей дополнен самостоятельными текстами, автором которых является женщина, близко знавшая Марию Николаевну. В них – рассказы М.Н. Кирилловой о старце, не записанные ею самой, и воспоминания иных лиц о собственных встречах с А.А. Сайко. Эти тексты составляют вторую часть книги. Особенность публикуемых воспоминаний состоит в том, что высказывания и поведение человека, принявшего на себя подвиг юродства, как правило, представляют собой совершенно особый язык, отличный от общежитейского, – язык иносказаний, притч, недомолвок, поступков и жестов, нуждающихся в истолкованиях, в «переводе». Очень часто такой «перевод», в силу своей субъективности, не обладает исчерпывающей точностью, оставляя тем самым простор для читательского раздумья.
    Первая анонимная публикация воспоминаний М.Н. Кирилловой состоялась в 1987-1988 гг. в ежегоднике «Православный путь» (Джорданвилл, США). На родине отрывки из них были напечатаны в орловской газете «Поколение» в мае 1991 года...».

    Вот только, если пытливый читатель захочет ознакомится с оригиналами ежегодника «Православный путь» за 1987-1988 годы, то его ждёт сюрприз.

    [Историческая справка.
    Церковно-богословско-философский ежегодник «Православный путь» за 1987 год (в дореформенной орфографии).
    Приложение к журналу «Православная русь».
    количество страниц: 174
    переплёт: мягкий
    год издания: 1987
    Формат: 225х150 мм

    «Содержание:
    Л. Твердохлебова Св. Князь Владимир (стихотворение)
    От издательства
    Н.С. Помазанская Перенесение мощей св. Николая в Бари
    Протопресвиткр о. М. Помазанский Христос, Церковь и Православие
    Архиеп. Андрей Православие, большевизм и наша эмиграция
    Заметки Афонского старца схимонаха Силуана
    Иеросхимонах Серафим О молитве и трезвении
    Еп. Арсений Серпуховский Воспоминания о замечательных московских протоиереях
    Письмо И.С. Аксакова к Ю.Ф. Самарину
    А.В. Дмитриевская Орловский юродивый Афанасий Андреевич Сайко
    Н.С. Помазанская Пушкин делится своими религиозными мыслями
    Людмила Келер Религиозные мотивы в современной советской литературе».

    В 1988 году Церковно-богословско-философский ежегодник «Православный путь» не выходил.

    Церковно-богословско-философский ежегодник «Православный путь» за 1989 год (в дореформенной орфографии).
    Приложение к журналу «Православная русь».
    количество страниц: 190
    переплет: мягкий
    год издания: 1990
    Формат: 225х150 мм

    «Содержание:
    Послание святого Паисия Величковского ученикам своим в монастыре Драгомирна
    Видение ученика старца Паисия Величковского
    Иером. Иоанникий (Балан) Старец Георгий Лазар из Пятра-Нямц
    Архим. Амвросий К истории Великого поста (очерк)
    В. Вященко Богатырь и святой Илья Муромец
    Еп. Арсений (Ждановский) Воспоминания о замечательных московских протоиереях (продолжение)
    Митр. Антоний Вселенская, или Греческая, или Российская или Арабская?
    Сестра Наталия (Помазанская) Путь Н.В. Гоголя в Оптину Пустынь
    Митр. Амвросий (Погодин) Рецензия на книгу священника Михаила Азкула «Учение святой Православной Церкви»»].

    И где здесь первая публикация «Воспоминаний» М.Н. Кирилловой (1906-1986)?

    На счёт статьи в орловской газете «Поколение» в мае 1991 года, сказать трудно, в интернете нет никакой информации. Правда и авторы Д.А. Краюхина и В.А. Ливцов не указывают номер газеты, название статьи и имя и фамилию автора.
    Таким образом, уверенно можно сказать только одно: первая информация о блаженном от Д.А. Краюхиной и В.А. Ливцова была опубликована только в 1995 году.

    Во-вторых, не у Ангелины Васильевны Дмитриевской в 1987 году, не у игумена Андроника (Трубачёв, 1938-2001) и не у Марии Николаевны Кирилловой (1906-1986) в 1995 году не упоминаются такие персонажи, как Лидия Кручинова или Лидия Корнеева, которые фигурируют в фильме за 2021 год со своими «Воспоминаниями».
    Автор не знает, как складывается церковная жизнь данного прихода, однако сегодня имеется одна общая практика: постоянно заботиться об увеличении доходов. Самый быстрый путь к данной цели – это заиметь признанного(ую) месточтимого(ую) святого или святую, по молитвам которых у могилы можно получить исцеление от всех болезней. После чего остаётся только эффективно управлять людскими потоками, поддерживать чистоту и порядок у могилы, а также извлекать «практическую пользу» (открытки, сувениры, освящённая земля с могилы, коллективные обеды и т.д.) от визитов паломников.
    Поэтому я с большим недоверием отношусь к таким заявлениям:
    «К могиле святого старца постоянно приходят люди, чтобы испросить совета у блаженного, получить исцеление у его могилы. Молва повествует о многих совершившихся здесь чудесах. Так, уже упоминавшаяся Л.Д. Мельникова рассказывала о женщине, которая хотела поставить на могилу Афанасия Андреевича свечу, а денег у неё оставалось всего рубль. Все-таки купила, поставила она свечу и пошла домой, а здесь у порога увидела свой рубль. До сих пор она бережет его как святыню...», – читая подобное, так и хочется сказать: Информация на «правах рекламы».
*    *    *
ДТН.


Рецензии