Хитрый зачёт

     Картинка из из интернета

     На третьем курсе заочного института мы сдавали зачёт по ТОЭ-3 (теоретические основы электротехники, часть 3).  Принимал зачёт доцент Сигаль Аполлон Моисеевич, белобрысо-рыжий, лет сорока, выше  среднего роста  мужичок в очках с большим минусом.  Поэтому его глаза казались рыбьими.

     Студенты толпились каждый день у его аудитории, где он принимал зачёт.  А потому, что многие студенты с первого раза сдать ему зачёт не могли.  Он потрошил студента, как курицу, только перья летели, и в конце выгонял учить ТОЭ-3. Некоторые приходили по нескольку раз. Оставлять этот «хвост» на следующий год не хотелось, иначе забудется и то, что хоть чуть-чуть помнил.  Как правило, он ждал неделю-другую. А была весна, хотелось порадоваться жизни молодому студенту, а не сидеть за книгой и конспектами этого Сигаля.

     Я решил не тянуть, а пошёл напролом. Будет, что будет. (Всё, как в кинофильме «Приключения Шурика»). Раздвинул толпу и вошёл в аудиторию, поздоровался. Сегаль внимательно посмотрел своими рыбьими глазами прямо мне в глаза, подал мне листок с заданием и сказал:
     –- Расскажите, уважаемый, как распределяется переменный ток в сечении металлического проводника.  Садитесь за эту парту и приступайте.
     Я сел, подумал, что-то вспомнил, но не то, что нужно для ответа, но всё же написал, нарисовал какой-то график и сижу, жду.  Через минут пятнадцать доцент подошёл ко мне.

     – Вы готовы отвечать?
     – Да.
     – Слушаю.
     Я промямлил несколько слов, стал показывать свои графики.  Доцент меня останавливает:
     – Совершенно неправильно. Вы этого не знаете. Прочитайте весь материал и я Вас жду.
     Выхожу, как выжатый лимон. Толпа улыбается:
     – Пронёс? – смеются они.
     – Да, пронёс.
     – Ему трудно сдать. Некоторые всё же умудряются пройти, но редко, чаще всего девчонки.
     Некоторые  с четвёртого курса до сих пор не могут сдать «хвост».

     Эти слова меня не подбодрили, а угробили окончательно.  Что делать? Всю книгу перелопатить — свихнёшься.  Я пошёл во-банк.  Выучил, вернее, зазубрил две страницы из книги, что касаемо вопроса распределения тока в сечении проводника. Будь, что будет. 
     Через неделю вклиниваюсь в толпу страдальцев, ожидающих приговора. Вхожу, как прежде, в аудиторию, здороваюсь. Там уже сидят и мучаются над заданиями человек десять.
     Сегаль снова внимательно посмотрел мне в лицо, как в прошлый раз, приблизив свои отрицательные линзы к моим глазам.

     – Вы, я помню, не ответили мне, как распределяется ток в проводнике. Так будьте добры, расскажите.  Садитесь вот сюда и готовьтесь.
     Как услышал я его слова, у меня внутри всё вспыхнуло. Я боялся показать свою радость, что вопрос этот я выучил.  Сначала я успокоился, сосредоточился и стал писать, рисовать эпюры этого проклятого тока в проводнике.  Боялся что-нибудь упустить.  Наконец, я посмотрел в его сторону, он понял, что я готов отвечать и подошёл.
     – Слушаю Вас.
     Я стал спокойно, не торопясь рассказывать, как переменный ток распределяется по сечению проводника. Показал нарисованные мной эпюры.
     Сегаль молчал. Потом внимательно посмотрел рыбьими глазами мне в лицо и отвернулся.
     Я остолбенел. Неужели не всё я рассказал, или пропустил что-то?  Под мышками взмокло.
     – Спасибо, давайте Вашу зачётку.
     И написал в ней «зач.», дату и расписался.

     Я вылетел из аудитории на крыльях.
     – Ну, что, сдал?
     Я открываю зачётку, и все всматриваются в неё.
     – Ты долго ходил?
     – Сегодня второй раз. Прошлый раз неделю назад.
     – Слушай, ты всю книгу вызубрил? Сколько дней и ночей ты не спал?
     – Ребята,  на каждого мудреца найдётся кто-то, кто его обведёт.
     – Объясни.
     – Проще простого.  Я вызубрил только один вопрос, который он мне задавал прошлый раз. У Сегаля отличная зрительная память. Как только я вошёл, он вспомнил, какой вопрос мне задавал. Я решил этот вопрос только и выучить.  Как видите, сработало!
     Все доброжелательно покивали головами.  Не знаю, воспользовался кто-то моим опытом после меня, или нет.  Но мне он помог.
           2021.


Рецензии