Хитрый зачёт
На третьем курсе заочного института мы сдавали зачёт по ТОЭ-3 (теоретические основы электротехники, часть 3). Принимал зачёт доцент Сигаль Аполлон Моисеевич, белобрысо-рыжий, лет сорока, выше среднего роста мужичок в очках с большим минусом. Поэтому его глаза казались рыбьими.
Студенты толпились каждый день у его аудитории, где он принимал зачёт. А потому, что многие студенты с первого раза сдать ему зачёт не могли. Он потрошил студента, как курицу, только перья летели, и в конце выгонял учить ТОЭ-3. Некоторые приходили по нескольку раз. Оставлять этот «хвост» на следующий год не хотелось, иначе забудется и то, что хоть чуть-чуть помнил. Как правило, он ждал неделю-другую. А была весна, хотелось порадоваться жизни молодому студенту, а не сидеть за книгой и конспектами этого Сигаля.
Я решил не тянуть, а пошёл напролом. Будет, что будет. (Всё, как в кинофильме «Приключения Шурика»). Раздвинул толпу и вошёл в аудиторию, поздоровался. Сегаль внимательно посмотрел своими рыбьими глазами прямо мне в глаза, подал мне листок с заданием и сказал:
–- Расскажите, уважаемый, как распределяется переменный ток в сечении металлического проводника. Садитесь за эту парту и приступайте.
Я сел, подумал, что-то вспомнил, но не то, что нужно для ответа, но всё же написал, нарисовал какой-то график и сижу, жду. Через минут пятнадцать доцент подошёл ко мне.
– Вы готовы отвечать?
– Да.
– Слушаю.
Я промямлил несколько слов, стал показывать свои графики. Доцент меня останавливает:
– Совершенно неправильно. Вы этого не знаете. Прочитайте весь материал и я Вас жду.
Выхожу, как выжатый лимон. Толпа улыбается:
– Пронёс? – смеются они.
– Да, пронёс.
– Ему трудно сдать. Некоторые всё же умудряются пройти, но редко, чаще всего девчонки.
Некоторые с четвёртого курса до сих пор не могут сдать «хвост».
Эти слова меня не подбодрили, а угробили окончательно. Что делать? Всю книгу перелопатить — свихнёшься. Я пошёл во-банк. Выучил, вернее, зазубрил две страницы из книги, что касаемо вопроса распределения тока в сечении проводника. Будь, что будет.
Через неделю вклиниваюсь в толпу страдальцев, ожидающих приговора. Вхожу, как прежде, в аудиторию, здороваюсь. Там уже сидят и мучаются над заданиями человек десять.
Сегаль снова внимательно посмотрел мне в лицо, как в прошлый раз, приблизив свои отрицательные линзы к моим глазам.
– Вы, я помню, не ответили мне, как распределяется ток в проводнике. Так будьте добры, расскажите. Садитесь вот сюда и готовьтесь.
Как услышал я его слова, у меня внутри всё вспыхнуло. Я боялся показать свою радость, что вопрос этот я выучил. Сначала я успокоился, сосредоточился и стал писать, рисовать эпюры этого проклятого тока в проводнике. Боялся что-нибудь упустить. Наконец, я посмотрел в его сторону, он понял, что я готов отвечать и подошёл.
– Слушаю Вас.
Я стал спокойно, не торопясь рассказывать, как переменный ток распределяется по сечению проводника. Показал нарисованные мной эпюры.
Сегаль молчал. Потом внимательно посмотрел рыбьими глазами мне в лицо и отвернулся.
Я остолбенел. Неужели не всё я рассказал, или пропустил что-то? Под мышками взмокло.
– Спасибо, давайте Вашу зачётку.
И написал в ней «зач.», дату и расписался.
Я вылетел из аудитории на крыльях.
– Ну, что, сдал?
Я открываю зачётку, и все всматриваются в неё.
– Ты долго ходил?
– Сегодня второй раз. Прошлый раз неделю назад.
– Слушай, ты всю книгу вызубрил? Сколько дней и ночей ты не спал?
– Ребята, на каждого мудреца найдётся кто-то, кто его обведёт.
– Объясни.
– Проще простого. Я вызубрил только один вопрос, который он мне задавал прошлый раз. У Сегаля отличная зрительная память. Как только я вошёл, он вспомнил, какой вопрос мне задавал. Я решил этот вопрос только и выучить. Как видите, сработало!
Все доброжелательно покивали головами. Не знаю, воспользовался кто-то моим опытом после меня, или нет. Но мне он помог.
2021.
Свидетельство о публикации №221061401050