В кино

 
     Заканчивается учебный год, подустал, этого момента ждешь всегда с  нетерпением.  Прошло  долгих десять лет. Пора подводить черту.  Еще год осталось учиться. У нас школа-одиннадцатилетка. Все все обдумать, что и как будет дальше. Хотелось бы и летом видеться  с девчонками из своего класса.  Смутно догадываешься, кто бы хотел увидеться с тобой.  Особенно интересно мне ближе подружиться с Ленкой.  Мы  и так друзья. Дружить с ней достаточно просто. Она   живет со мной на одной улице. Это значительно упрощает задачу. Она девчонка хорошая, симпатичная.  Я все время проезжаю мимо ее дома на велосипеде и нахально  нажимаю изо всей силы на звонок,  укрепленный  на руле, чтобы она выглянула в окно.  Мы  часто возвращаемся из школы  вместе.  Много смеемся  и говорим о кино, книжках, о музыке. Мне она нравится. А  я ей? В этом-то и закавыка. Не такой уж я красавец. Так, парень как все. Но она знает, что я хорошо учусь, и ей я, по-видимому,  этим интересен.
      Спокойная ровная летняя жизнь располагает к безделью. Большие планы расписаны наперед. Это касается учебы. Лена собирается в  сельскохозяйственный  институт,  я, наверное,  в мед.   Что и когда  должно  произойти, точно не  знаешь, но у тебя есть   возможность к этому заранее  подготовиться. На сто процентов знаешь, что будет зима.  Надо поднажать на  учебу.  Хочешь кататься, придется в гору  саночки возить. Из закона сохранения энергии это следует. 
        Готовь сани летом, и  в текущие планы впиши  пункт: подготовка  саней.   Надо набираться знаний. После окончания школы  все изменится. Знаю, что буду жить в общежитии, и рассчитывать на большую помощь семьи нельзя. Я внутренне готов  к лишениям. Не зря нам все время в  школе толмили про Ломоносова.

     Самое  любимое и простое занятие – читать. Читать запоем.  От Майн Рида  уже  давно перешел  к русской классике – Чехов,  Куприн, Горький.   Толстой Лев Николаевич с его салоном госпожи Шерер так и остался мне не по зубам.  Надо будет еще раз прочитать  про княжну Болконскую Марью, как у нее сложится  все с Николаем Ростовым?  Что-то читаю, что-то оставляю на потом.  Большие  проблемы   надо  будет обдумать через год, сейчас это еще неактуально.  Зато Куприн – мое все.  Я  счастливый человек, я выкупил все тома его "огоньковского" «Собрания сочинений»!
        Свобода! Ты сам решаешь, что делать. Знаешь, что дома тебя накормят, а дальше можешь  делать что хочешь: либо читай, либо песни пой,  никто не против.  Тупое безделье, ибо жизненно важных дел тебе не  поручают. Ты честно провел в школе учебный год. Не напрягаясь, учился, вел себя как все.  Отдыхай, деточка!

     Я стараюсь запоминать какие-то эпизоды своей жизни. Этому меня научила бабушка. Жизни, милок, не только в школе учат! Только все запоминается что-то несерьезное. Вспоминаю себя перед шестым классом. Как я  скрывался от жары, сидя в огороде, голова моя скрыта в лопухах. Листья огромные.  Вот если бы  такие были у земляники! Какие огромные выросли  бы ягоды!  В арбуз величиной! Или  в тыкву.  Висели бы на елке огромные  полосатые  арбузы весом не в один килограмм!..
      Репей глубоко  уходит в землю, вырвать его никому не под силу. Прямо заросли, джунгли, пампасы какие-то на краю огорода!  Крапива растет  в одном месте, репейник в другом.   
    Какие в  шестом  будут  новые интересные учебники? Самая  скучная книжка - это задачник по математике.  Раскроешь, и  читать нечего. Про две трубы, про то, насколько процентов  перевыполнен план. Решу, ну и что?   Забавы ради читаю  задачи на последних страницах,  и малость подумав,  решаю.  Сложение, вычитание.  Вопросы к  действиям.  Мне учительница сказала, что правильно поставленные вопросы развивают ум. Задача в четырех, в пяти действиях любому по силам.
     Интереснее всего русский язык. Он всегда с тобой. Делаешь упражнение  и натыкаешься на восхитительные мысли, из Тургенева, Пришвина, Гаршина,  Короленко. Когда переписываешь их в тетрадь, кажется, что ты их сам написал. 
      Интересная наука ботаника,  я и сейчас так считаю. Я не напрасно сижу в репейниках. Сюда  забираются куры, и поймете, почему  это важно.  Неделю назад я обнаружил здесь большую  лягушку. Жаба, наверное. В лесу лягушки мелкие, а эта как слон.
    Я охнул, хотел было ближе подойти, а она заметила меня и  нашла  себе укромное  место под кучей гниющих досок. Наверное, здесь у нее дом. А  я сам для нее настоящий слонопотам. Испугалась, бедняжка.
    Я долго ждал, выйдет ли она обратно  на солнечный свет.  И вот, сегодня опять прихожу в надежде  с ней подружиться. Приношу опять ей хлебные крошки, ссыпаю около кучи. Вчера вот также насыпал, и крошек нет. Но я стал думать, а вдруг не жаба съела,  а куры склевали.  Хлеб раскрошил с маслом, Вчера рассыпал кусочки маленькие сахара, они оказались нетронутыми. Прочитал, она ест червяков, мух, комаров.  Наверное, хлеб есть не будет. Ну, тогда куры склюют.
    Через  год в седьмом классе  мы стали изучать зоологию. Отвратительная наука! Надо резать на части, потрошить, чтоб узнать что внутри. Я вспомнил жабу, ее  выпуклые внимательные глазки, и представил себе, как ей отрезаю лапы. Это просто невыносимо! Из-за этой жабы  весь урок показался мне гадким, как будто я  сам был вивисектор какой!
   У тебя  почему тройки по зоологии? - спросила меня классная руководительница, она вела у нас русский и литературу. Я ей объяснил. Она поглядела на меня и сказала задумчиво:
-  Да-а, врачом тебе не быть! Хирург ведь  делает операции из-за жалости к людям. Помочь хочет. А как человеку поможешь, не зная человека?
-  И что, для этого лягушку надо убивать?
-  Вот погоди, будешь учить анатомию. Расскажут, как  устроен человек.
-  Ну, человека знать  надо,  я понимаю. Я  сам человек. А лягушку-то  зачем?
-  Знаешь, давай учись! Чтобы троек по зоологии у тебя не было.
Анатомию я учил уже осознанно. Надо же помогать больным людям!
Все понятно и  ясно.
   Я люблю вспоминать свое прошлое. находить в нем хорошее. Но я не историк. Так я пришел к  мысли о мединституте.
Перечитал написанное.  Смех на палочке. Впрочем, и "Детство Темы" так же написано. Только лучше.
 

  Мне полные семнадцать. В поселковой библиотеке я взял книжку про межличностное общение.
- Зачем она тебе? - спросила меня Ленка.
-  С тобой общаться.
- Ты что, дурак?  Без книжки нельзя, что ли?
- Можно-то  можно, да многое нельзя.
- А-а-а, ну если нельзя,  - протянула она  неожиданно. И с иронией добавила – Читай!
   И я даже для себя   неожиданно  поцеловал ее в щечку. Она ошалело взглянула на меня и  тут  же спросила ядовито:
-  Ты что?  Книжку до конца прочитал?
-  Так.
-  Ты хороший, - смущенно сказала она.
А мне хотелось обнять ее, прижаться губами  и поцеловать. Был  вечер и мы шли с нею в кино.


Рецензии