Мацуо Басё. Окикотацу

Мацуо Басё. Окикотацу. 1691-й год. Фото из японского интернета.
;;;;;
;;;;
;;;
      Сумицукану таби-но кокоро я окикотацу

         Что для меня всего важнее –
         То, без чего б я не прожил -
         Наверно, к странствиям стремление,
         Да и очаг чтоб рядом был!

     Этот хайку Басё написал в Киото в самом конце 1690-го года и послал его вместе с текстом письма своему другу Кёкусуй  5 –го января 1691-го года. Позже хайку вошёл в поэтический сборник «Дзэнсё сайдантё», опубликованный в 1691-м году другом Басё влиятельным поэтом и издателем Мидзута Масахидэ.
     О «стремлении к странствиям» поэта можно и не рассуждать – с конца 80-х годов 17-го века Басё определил себя «странником» и объявил об этом друзьям и ученикам в знаменитом хайку «Зовите странником меня».  А вот что он имел в виду, когда вторым по значимости для своего существования условием определил «окикотацу» - «переносной очаг», я долго думал, но не мог сразу понять его логику, так как «окикотацу» в отличие от «хорикотацу» - стационарного очага – постоянно с собой брать в путешествие невозможно из-за его габаритов и сложностей получения походного тепла. Но, в любом случае, в двух словах я расскажу, как в те времена обогревался дом жителя среднего достатка средней полосы в Японии.
      В отличие от ряда европейских стран и Северной Америки в домах японцы не встраивали камины и печи, а просто посреди одной из комнат, как правило, обеденной или гостевой вырывали квадратную или прямоугольную яму, облицовывали её края камнями и  огнеупорной глиной, клали на дно тлеющие, но уже не дымящиеся угли, а сверху на ножки ставили деревянную плиту, похожую на стол, и накрывали её толстым одеялом – «футоном», поверх краёв которого можно было сесть на корточках, как это и было принято в Японии с древних времён.
      Вокруг стационарного «хорикотацу» можно было спать на циновках, так как тепла от футона было достаточно, чтобы обогреть типичную главную комнату японского дома.  Такая практика обогрева имеет давнюю пятисотлетнюю историю, но в эпоху Эдо, во времена Басё, придумали ещё и переносной очаг - «окикотацу», который можно было переставлять из комнаты в комнату. Именно о таком «окикотацу» и написал в этом хайку Басё.
    Поэт очень любил тепло, но отправившись в путешествие по восточной части Японии, остро ощутил на себе холод, когда ему приходилось ночевать в комнатах без встроенного «хорикотацу», а это было почти в каждом месте, где он останавливался на ночлег.
       В то время в богатых домах «окикотацу» были обычным предметом обихода, а в бедных семьях довольствовались одним «хорикотацу» на весь дом. И, конечно же, «котацу» использовали только в холодный период года. Есть даже специальная дата начала розжига очагов - «котацубираки», которая приходилась на середину  «месяца свиньи» - 15-е октября по старому стилю (ноября по новому стилю).
      А как устроен «окикотацу» - переносной очаг, о котором упомянул поэт? Это цилиндрический горшок, напоминающий «хибати» из камня или огнеупорной глины, который устанавливали в деревянную рамную конструкцию с ручками.  Внутрь горшка засыпали тлеющие угли и согревались, находясь рядом с «окикотацу».  Басё всегда просил хозяев домов, где он останавливался,  предоставлять ему такой переносной очаг. Иначе он чувствовал себя очень неуютно.
       Самым главным недостатком японских «котацу» и «хибати» была опасность возгорания, так как котацу накрывали легко воспламеняемым матерчатым футоном. Другой недостаток – возможность отравления угарным газом от тлеющих углей.   
       В послевоенной Японии такие конструкции уже не применяются ради обеспечения пожарной безопасности, но традиционно встраивают в пол «хорикотацу» с электрическим подогревом, а вместо переносных «окикотацу» теперь используют инфракрасные или керосиновые нагреватели с электронным управлением.
     И ещё надо иметь в виду, что центральное отопление в японских домах не практикуется – есть только котельные для общежитий и многоквартирных домов, но чаще в гостиницах, офисах и современных высотках роль отопительных приборов выполняют системы центрального кондиционирования.
    А что в обычных отдельных и малоэтажных домах? Только переносные нагреватели в помощь домашнему кондиционеру.
      Однажды в ходе своей частной поездки в Японию в феврале месяце я остановился в двухэтажном домике без кондиционера и «хорикотацу». Мне выдали керосиновый нагреватель с инфракрасной головкой, управляемый  современным  пультом и несколько тёплых одеял. Ночью на улице было плюс 3. А в моей комнате всего лишь плюс десять. Я укрыл себя полностью, оставив снаружи одеяла только нос. На следующее утро я поблагодарил хозяев дома за гостеприимство и сбежал в цивильную гостиницу с центральным кондиционированием.
    В моём недорогом номере даже ночью было плюс 18!


Рецензии