Орловец В. Морев-участник уникального велопробега

Виктор Харитонович Морев[14(27).02.1911 -31.12.1991], участник велопробега вдоль границы СССР в 1936 году (длина маршрута 30872 км). Награждён за велопробег орденом Красной Звезды. Родился в Орле. Похоронен на Наугорском кладбище г. Орла.

(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.187).


Велопробег динамовцев-пограничников в 1936—1937 гг. вдоль границы СССР

"Снег густыми хлопьями опускался на землю. Трещал февральский мороз, люди кутались в зимние пальто и надвигали воротники. На площади возле столичного оперного театра колоннами выстроились пограничники, физкультурники со знамёнами и плакатами... Несколько тысяч человек собралось отправлять отважную пятёрку украинских динамовцев в грандиозный велопробег. На старте... заместитель наркома внутренних дел тов. Кацнельсон. На старт пришли представители комсомольских, советских, физкультурных организаций столицы. Много динамовцев-чекистов... Провожать участников пробега пришли их жёны и дети. И вот в это необычное для велосипеда время года из-за угла появляется группа велосипедистов. Они одеты в зелёные лыжные комбинезоны. Это те, что на велосипедах советского производства пройдут вдоль границ страны социализма. Короткий митинг. Напутственные речи отважным динамовцам, стартующим на велосипедах вокруг границ Советского Союза... С ответной речью выступил командор велопробега товарищ Л. Людмирский, который от имени команды обязался с честью провести велопробег на 30.050 километров... Крепкие рукопожатия, поцелуи...Старт дан. Первый этап - Киев - Житомир. Счастливого пути!"
Так писала украинская республиканская газета "Пролетарская правда" на другой день после старта 15 февраля 1936 года. Об этом же информировали и другие газеты страны.
А под фотографией из газеты "Известия" подпись: "Слева направо: тов. Людмирский - командор пробега, тов. Шубин - политрук и т.т. Радевич, Тимофеев и Морев".


Карта гигантского маршрута: Киев - Житомир - Винница Тирасполь - Одесса - Николаев - Симферополь - Керчь - Новороссийск - Сухум - Кутаис - Тифлис - Баку - Красноводск - Ашхабад - Самарканд - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата - Семипалатинск - Барнаул - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Свободный - Хабаровск - Владивосток. На последнем отрезке, как отмечали газеты, был перекрыт мировой рекорд дальности велопробега (15.110 километров), а на финише этот рекорд был перекрыт более чем вдвое. Затем из Владивостока динамовцы-пограничники повернули обратно через Спасск на Хабаровск, а далее - Большой Невер - Якутск - Олёкминск - Тулун - Красноярск - Новосибирск - Омск - Тюмень - Свердловск - Пермь - Киров - Вологда - Ленинград - Витебск - Минск - Чернигов - Киев, где маршрут замкнулся, и, наконец, заключительный этап - Брянск - МОСКВА. Здесь перечислено 50 крупных и средних городов, а всего число городов, где участникам велопробега пришлось провести хотя бы одну ночь, составляет 250 (из дневника командора пробега).
Необходимый груз на каждом велосипеде достигал 40 кг летом и 50 кг зимой. Как писали газеты, "спортсмены-пограничники имели задание в ознаменование 15-летия пограничной охраны:
А) подтвердить отвагу, выносливость и закалку славных чекистов-пограничников,
Б) проверить на длительном пробеге качество советских веломашин,
В) установить мировой рекорд на дальность велопробега".
Посмотрим теперь, как преодолевалось огромное расстояние - 30.872 тяжёлых километра (такими оказались итоговые цифры) по российскому бездорожью в экстремальных условиях Средней Азии и Сибири.
6-го февраля 1937 года в день финиша в Москве в "Правде" в большой подвальной статье командор велопробега рассказал об этом, начиная со старта - 15 февраля
1936 года.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии