Сны о прошлом

В моей жизни, по крайней мере насколько я себя помню, у нас всегда был садовый участок за городом, а когда мы с братом выросли и у нас появились свои
семьи, одного сада стало мало и мы с мужем купили другой, а родительский остался брату.          
   Как хорошо, думаю я теперь, что в России много земли и это доступно. А в советское время, на предприятии, можно было получить земельный надел бесплатно.
  Да, так получили его мои родители. И больше всего, как оказывается, память хранит всё, что было связано с землёй!
И сам процесс садоводства в нашем регионе запечатлен в памяти. В родительском саду из зимних сортов яблонь был только сорт "Ренет Симиренко", а потом стало огромное множество различных, и жёлтых и красных... Да и климат поменялся. После войны были очень снежные зимы. Жила я одно время у бабушки с дедушкой в маленьком домике на земле, так другой раз двери утром не могли открыть из-за заносов, а будучи взрослой, не помню таких зим.
 Бывало порадуемся снегу дня три, сфотографируемся, а он и растает. И снова ни зима, осень. Но среди этого природного безобразия, вдруг, ударит мороз и замёрзнет какое - то дерево в саду, особенно из южных. Так вот айва у меня и пропала. А была замечательная, яблочная, гладенькая, не корявая, как грушевая, с тонкой корочкой и сочной мякотью, в лёжке хорошая. А в детстве моём, об айве в наших садах и слыхом не слыхали.
А потом даже кизил появился у соседей, из Геленджика привезли саженцы и они прижились в нашем климате.
И персики были, четыре дерева. Мой отец бы не поверил.
А виноград появился в нашем городе только после войны. Дедушка мой из Сочи привёз черенки и они прижились у него во дворе. Прошло сколько-то лет,  кусты окрепли и разрослись, и тут, вдруг, появилась болезнь, под названием "Филлоксера" и заставили вырубить виноград, чтобы не распространять болезнь. Не было в то время таких препаратов, как сейчас.
Не пережил мой дед этого удара и умер.
 До сих пор помню, на каком месте и что росло на моём участке и снится он мне постоянно. А когда ем что-то заморское, всё думаю, что моё-то, на чернозёмной земле, было несравненно вкуснее, хотя и сезонное.
И цветы пахли... Тоже, может быть в земле дело?
У персиков срок жизни не долог, но саженец пересаженный на свежую землю за два года превратился в огромное,  роскошное дерево. Это уже был другой надел, далеко за городом. И урожай такой рясный, какого я в прежнем саду не видела, вывести оказалось проблемой. У мужа, как раз, была неотложная командировка.

   Клубника в Ростовской области созревает позже краснодарской, но не уступает ей  по качеству. Конечно, она не так пригодна для транспортировки, как та, которую я ем сейчас, но разве можно сравнить эти вкусы? Песок он и есть песок, а не чернозём, жирный и питательный для растений. Вёдрами собирали, было время. Труд, конечно, не малый, да только от такого труда и радость не сравнимая. Ведь всё живое, на глазах. Всё свежайшее. Всё свободное от работы время на воздухе. 
   Малина отойдёт,  а потом,  к осени, снова одарит ягодами, в меньшем количестве, но зато покрупней. Груш и яблок теперь, не перечтёшь сорта, да и винограда тоже. Груши зимние дозревают в подвале до нового года. Становятся из темно зелёных, нежно салатовыми с розовыми бочками и характерной для сорта
"Кюре", полосочкой от хвостика вниз. Виноград подвешивали к потолку на втором этаже, за веточки.
Он так лучше сохранялся, чем в ящиках. Черешня "Бычий глаз". Уже никогда такой не попробую. Самой неприхотливой ягодой была чёрная смородина. Не та, что растёт небольшими кустиками и более нежная, а та, что считается более дикой. Кусты огромные, высотой больше моего роста, цветут ярко желтыми цветами. Не подвержены никаким заболеваниям. бушуют себе и размножаются от корня не причиняя хлопот хозяевам.
Жерделями город наш усыпан каждое лето, буквально все улицы. Возле каждого частного дома вишни и жердели, и за городом, в посадках, ешь не хочу! Это мелкие абрикоски, кто не знает. Более резкие на вкус, попроще. А вот абрикосы колированные, крупные, менее устойчивы к холодам, требовательны к погоде, и часто не успевают опылиться хорошо весной. Почему-то, как раз в этот период, погода меняется, капризничает, может дождик пролиться. И поэтому не каждый год они дают хороший урожай. Долго всё перечислять. А ведь ещё до земли не дошла! О помидорах ростовской области, речь особая. Такой сорт, как "Розовые" подвязывают на шпалеры. Огромные, нежные, косточки меленькие, сладкие. И ещё слаще всё, оттого, что выращено своими руками. Так вот и живу, вроде бы в параллельных мирах. И никак не могу отринуть эти воспоминания, эти ощущения, какая-то часть меня осталась там. А может быть я умерла и просто живу другую жизнь, случайно подаренную мне всевышним. Вот и думаю, а что было бы с нами, если бы мы помнили
все свои прошлые жизни? Нет, душа не выдержала бы столько параллельных миров, всё придумано кем-то мудро.


Рецензии
Знакомые мысли и хорошо переданы ощущения прошедшего.
Зелёная кнопка.
Спасибо)

Ольга Нобари   18.07.2021 07:50     Заявить о нарушении
Рада единомыслием,спасибо,Олечка!

Красик Эльвира   19.08.2021 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.