Мишка, Пушкин и система Станиславского. В стиле Н

   Мы с другом Мишкой учимся в средней школе, которая носит имя А.С. Пушкина. Это четырехэтажное здание было построено еще в 1937 году, как раз на столетие гибели поэта на дуэли и школа получила такое почетное имя. Каждый год 10 февраля, в день памяти поэта, для учеников с первого по четвертый классы, проводятся конкурсы на лучший рисунок или поделку по его произведениям, а в этом году решили еще поставить спектакль из отрывков сказок Пушкина. Желающим принять участие дали неделю на раздумье. Эту новость нам сообщили после зимних каникул. Наш 4 «б» класс сразу вдохновился. Ребята остались после уроков и долго спорили, какую сказку выбрать. Остановились на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Всем понравился отрывок, когда старуха — черница подсовывает царевне заколдованное яблоко. Но проблема  заключалась в том, что в сценке должна присутствовать собака. Неожиданно для всех Мишка вызвался исполнять эту роль. Он заявил, что животного играть интереснее, чем человека. На том и порешили.
   По дороге домой Мишка начал возмущаться:
 - Какая-то дурацкая традиция отмечать день смерти! Гораздо приятнее день рождения! Кстати, когда родился Пушкин?
 - Кажется в июне, - ответил я, но засомневался и полез в портфель за учебником.
 - Что значит «Кажется»? Ты учишься в школе, которая носит имя гениального поэта, а день его рождения не помнишь! - съехидничал Мишка.
 - А сам то помнишь? Вот. Смотри. Написано: « Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года». Я и сказал, что в июне!
 - Правильно. Это я тебя проверял, знаешь или не знаешь. А ты знаешь. Молодец! Если бы ты не знал, то я бы конечно подсказал, потому что день рождения поэта 6 июня. А у нас в июне — каникулы!
 - Ничего я не понял из твоего гадания на ромашке «знаешь — не знаешь».
 - Балда, ты, Колька! В каникулы мы отдыхаем, поэтому все мероприятия проводят в день гибели Пушкина, - заявил Мишка и тут же спросил:
 - А ты уже придумал, что сделаешь для конкурса?
 - Нарисую что-нибудь, - ответил я пожимая плечами, - У тебя, наверное, опять оригинальная идея появилась?
 - Появилась. Но моя поделка останется тайной.

   Я и не думал, что можно так серьезно относиться к роли собаки. Но Мишка, как обычно, увлекся не на шутку и даже стал изучать книги по актерскому мастерству. Он внимательно наблюдал за всеми собаками, и домашними, и дворовыми, а потом повторял их движения и учился лаять «с разным выражением эмоций», как объяснял мой друг.   
 - По системе Станиславского нужно вжиться в персонаж, чтобы  показать правду переживаний! - говорил Мишка с такой уверенностью, что я не возражал, только не представлял себе какие переживания можно показать у собаки, и, в который раз, удивлялся настойчивости, с которой мой друг добивался результата.

   Время до 10 февраля пролетело быстро. Ребята репетировали почти каждый день. Нарисовали декорации леса и соорудили из ДВП часть избушки с дверью и окном. Получилось красиво. С одеждой царевны и старухи справились легко, девочки сшили сами, а собачий костюм выпросили в ТЮЗе. Мишка сказал, что в нем очень жарко, но сценка короткая и можно потерпеть. А еще решили загримировать Славика, который читал текст от автора, чтобы он был похож на Пушкина.
 
   Я сидел в зрительном зале и конечно волновался за наших артистов. Два класса уже показали свои отрывки. Ребята старательно произносили текст, но совсем невыразительно, будто на уроке. Мне понравилась только девчонка, играющая старуху в «Сказке о рыбаке и рыбке». Очень яркий персонаж получился. Наконец объявили нашу сказку. Заиграла тревожная музыка. На сцену вышел Славик — Пушкин и, сложив руки на груди, встал в левом углу. В зале захихикали. На Славике был костюм того времени, кудрявый парик и бакенбарды. Вроде похож на Александра Сергеевича, которого мы видели только на картинках, но ребята же знали, что это — Славик, вот и хихикали. Занавес открыли и представление началось. Все играли замечательно, но пес Соколко в исполнении Мишки вызвал такой восторг у зрителей, что каждое действие собаки сопровождалась хохотом. Он пытался зубами ухватить яблоко у старухи, чего не делал на репетициях, и чуть не уронил декорацию избушки. Яблоко выпало из рук испуганной Нины, которая играла черницу, покатилось на край сцены и, если бы не Славик - Пушкин, который ногой подправил движение яблока к избушке, то оно бы улетело в зрительный зал.  А лаял Мишка так натурально, с подвыванием, что плохо было слышно других участников спектакля. Ребята долго аплодировали нашим артистам, особенно Мишке. Я побежал за кулисы, чтобы поздравить друга с успехом. Тот уже снял костюм собаки, больше похожий на шубу, и, радостно улыбаясь, стал вытирать полотенцем вспотевшее лицо.
 - Мишка! У тебя актерский талант! Думаю, что Станиславский был бы доволен твоей игрой! - сказал я, пожимая свободную руку друга.
 - А я думаю, что Станиславский не одобрил бы стремление Миши «тянуть одеяло на себя». Соколко ведь не главный герой!  - произнесла подошедшая к нам Зинаида Павловна, - В спектакле у каждого артиста должно быть свое место назначения, согласно сценария.
 - А как же правдоподобность игры? «Не верю!» - говорил Станиславский, если не было правды образа, - начал защищаться Мишка.
 - Безусловно, что собаку ты сыграл очень убедительно и действительно талантливо, но в системе Станиславского есть еще один важный принцип — это взаимодействие и партнерство на сцене. Запомни это.
И Зинаида Павловна удалилась, а Мишка почесал макушку и вздохнув, сказал с досадой:
 - Вот всегда так бывает, что в момент радости от успеха, кто-нибудь да испортит ложкой дегтя бочку меда!
 - Какого меда?
 - Хвалебного, конечно!
Тут подбежали ребята и опять наполнили Мишкину бочку медом похвалы. Мой друг взбодрился и с удовольствием принимал поздравления.

   На выставку поделок по произведениям Пушкина мы попали на следующий день. Сколько интересных работ я увидел! Сколько у нас в школе талантливых учеников! Мой рисунок с белкой, которая «песенки поет да орешки все грызет» из «Сказки о царе Салтане», показался таким простым. И не я один выбрал эту тему. А мой друг сделал книжку - панораму из «Сказки о рыбаке и рыбке». На вертикальной стороне картона, сложенного пополам, было нарисовано небо, солнце, избушка. На горизонтальной части в прорезях можно было перемещать три ряда картонных волн, фигурку старика с сетью  и золотую рыбку.  Молодец все-таки, мой друг! Но когда я начал восхищаться другими поделками, то Мишка надулся, обиженно. И тут мое терпение лопнуло.
 - Тоже мне, пуп земли! Ты не один такой способный! Талантливых людей много, только таланты у всех разные! И Зинаида Павловна правильно сделала тебе замечание! - высказал я другу свое возмущение, - «Хвалу и клевету приемли равнодушно...». Чьи это слова?
Мишка от неожиданности вытаращил на меня глаза и промямлил:
 - Твои. Сам сейчас сказал.
 - И кто из нас Балда? Это строчка из стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Вдумайся в слова великого поэта!
 - Откуда ты знаешь? Мы этот стих не проходили!
 - Я учусь в школе имени Пушкина и мне интересно учить его стихи! Просто так. А если будешь зазнаваться, то потеряешь друга в моем лице!
Мишка немного помолчал, а потом сказал:
 - Ладно. Это меня занесло. Характер такой! Далеко мне пока и до Пушкина, и до Станиславского... А стихи я тоже прочитаю.

14.06.2021г.


Рецензии