Сокуров Александр Николаевич

День рождения Героя

Сокуров Александр Николаевич (род. 14 июня 1951), кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РФ.

Родился в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 затоплена при строительстве Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего. Окончил исторический факультет Горьковского государственного университета (1968–1974).

В 1975 г. поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В 1979 г., сдав экзамены экстерном, на год раньше срока закончил обучение. Администрация института и руководители Госкино обвиняли Сокурова в формализме и в антисоветских настроениях. Его первый художественный фильм «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получивший несколько фестивальных наград) не был засчитан руководством института в качестве дипломной работы.

Работа Сокурова получила высокую оценку Андрея Тарковского: «…у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез – какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… Там есть кусок чёрно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. …ты знаешь, что только за одну эту картину… У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…».

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 г. он был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х гг., ни один из его фильмов не был допущен к прокату. В конце 1980-х гг. снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино за рубежом. Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он 43 раза номинировался на призы престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 2010 г. открыта мастерская А. Н. Сокурова на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова в Нальчике. В 2017 г. дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет группу активистов-градозащитников, ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

Александр Сокуров неоднократно заявлял свою позицию по острым вопросам жизни общества. В феврале 2017 г. он высказался об ответственности российских политических комментаторов СМИ: «Надеюсь, когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу. Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах. И там, и там нет никакой ответственности за подобное поведение».

В числе снятых А. Н. Сокуровым художественных фильмов: Одинокий голос человека (1978–1987); Скорбное бесчувствие (1983–1987); Дни затмения (1988); Круг второй (1990); Мать и сын (1997); Молох (1999); Телец (2001); Русский ковчег (2002); Отец и сын (2003); Солнце (2005); Александра (2007); Фауст (2011); Франкофония (2015).

Среди документальных фильмов: Дмитрий Шостакович (совместно с Семёном Арановичем, 1981); Элегия (1986); Московская элегия (памяти Андрея Тарковского, 1986); Простая элегия (1991); Элегия из России (1992); Духовные голоса (1995); Элегия жизни: Ростропович, Вишневская (2006); Читаем «Блокадную книгу» (2009); Молния бьёт по высокому дереву (2018).

Обладатель многочисленных премий, наград и номинаций международных кинофестивалей, призов профессиональных сообществ деятелей кино, киноведов и кинокритиков. Среди них:
– На Московском кинофестивале: приз внеконкурсной программы (1987), премии имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри (1997);
– На Каннском кинофестивале: номинации на Золотую пальмовую ветвь (1999, 2001, 2002, 2007), приз за лучший сценарий (1999), приз ФИПРЕССИ (2003);
– На Берлинском кинофестивале: номинации на главный приз «Золотой Медведь» (1987, 2005), приз в рамках форума нового кинематографа (1989);
– На Венецианском кинофестивале: «Золотой лев» (главный приз, 2011), премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» (2007), приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья «Лучший европейский фильм» (2015);
– На кинофестивале в Локарно: «Бронзовый Леопард» (1987), «Почётный Леопард» за особый вклад в кинематограф (2006).

Решением Европейской киноакадемии А. Н. Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино (1995).

Народный артист Российской Федерации (2004). Заслуженный деятель искусств РФ (1997). Лауреат трёх Государственных премий РФ (1996, 2001, 2014). Награждён орденом «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой», орденом Восходящего солнца 4 класса (Япония) и офицерским крестом ордена Искусств и литературы (Франция).


Иллюстрация: Неизвестный автор. Александр Николаевич Сокуров. Фото из открытых источников.


Рецензии