Волынская резня

«Хэрои» - эти ублюдки из УПА, которым в сегодняшней Украине орут «Слава!», никогда не таранили немецких асов, не закрывали своей грудью вражеские пулемёты, не бросались с гранатой под гитлеровские танки, не вызывали огонь на себя, как это делали советские воины – настоящие Герои.
Эти «хэрои»   геройствовали, убивая мирных женщин, детей, стариков, расстреливая партизан, стреляя из-за угла во врачей и учителей…

Примером такого «героизма» является «Волынская резня» - одна из самых страшных страниц истории ОУН(б)-УПА…

***

 Что такое «Волынская резня»?

«Волынская резня» — это этническая чистка Западной Украины от не-украинцев в 1943-44 годах. 
Это массовое уничтожение боевиками из Украинской повстанческой армии-ОУН(б) главным образом польского гражданского населения. И, в меньших масштабах, гражданских лиц других национальностей проживающих на Западной Украине, на территории Волыни...

Волынь — это область, расположенная на северо-западе современной Украины — в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.
 Во времена Российской империи Волынь на правах губернии входила в состав России. Причем этническая палитра на этой территории была очень пёстрой. Там жило много поляков, которые остались на Волыни ещё с тех пор, как она была под Речью Посполитой. Позже эти места заселились русскими и украинцами. Кроме того, на Волыни было много армян, евреев и представителей других национальностей.

Боевики УПА резали всех подряд -  женщин, детей, стариков…
 Их так и называли — «резуны».
 Зачем резали? 
А зачем «незалэжной» Украине  жители не-украинской национальности?
Зачем бандеровской Украине польские, еврейские, армянские, русские семьи?

Вот и убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев.
 Жертв своих эти нелюди расстреливали, избивали дубинами, разрубали топорами, распиливали двуручными пилами, выкалывали глаза, вспарывали животы.
При этом «резуны»  использовали для убийств в основном холодное оружие – топоры, ножи, двуручные пилы.

***

Польский исследователь Александр Корман, родившийся в Западной Украине и переживший описываемые события, издал книгу-фотоальбом, где запечатлены жертвы со следами жестоких пыток и казней. От взгляда на некоторые из этих снимков может не выдержать психика. Этот автор свёл воедино список всех бесчеловечных пыток, которые практиковали украинские националисты в отношении польского населения Волыни, а затем Галиции и юго-востока Польши.
Всего Корман насчитал 136(!) видов пыток и казней (способов умерщвления),  которые в своих расправах использовали «резуны».
От одного описания этих способов убийств кровь у нормального человека буквально стынет в жилах.

• Вот неполный перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:
-  Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
-  Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
 -  Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).
-   Выбивание глаз.
 -  Обрезание носа, ушей, губ, языка.
 -  Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
-  Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
-  Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
 -  Выбивание зубов и ломание челюсти.
 -  Разрывание рта от уха до уха.
-  Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
 -  Сворачивание головы назад.
-  Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
-  Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
 -  Ломание костей (рёбер, рук, ног).
-  Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
-  Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
-  Пробивание живота беременной женщине штыком.
-  Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
-  Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
-  Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
-  Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
-  Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
 -  Вырывание жил от паха до стоп.
-  Вкладывание в вагину раскалённого железа.
-  Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
-  Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
-  Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
 -  Вешание жертв за внутренности.
-  Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
-  Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
-  Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
-  Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
-  Перепиливание туловища пилой.
-   Посыпание связанных ног раскалённым углём.
-  Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
-   Разрубание топором целого туловища на части.
-  Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
-   Разрезание ребёнка ножом на куски.
-  Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
-  Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
 -  Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
-  Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
-  Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
-  Посадка ребёнка на кол.
-  Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
-  Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
-  Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
 -  Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
-  Вбивание кола в живот.
-  Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
-  Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
-  Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
-   Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
-  Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
-  Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
-   Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
-   Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
-   Поджигание жертвы, облитой керосином.
-  Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
-   Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
 -  Вешание на колючей проволоке.
-  Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
 -   Прибивание рук к порогу жилища.

Описаны случаи сжигания людей на кострах, вокруг которых украинские девушки пели и танцевали под звуки гармони.
Есть факты, которые говорят, что после жестоких казней палачи продолжали издеваться над телами своих жертв. Описаны случаи, когда части тел развешивали снаружи домов или по деревьям, для того чтобы ещё больше запугать местное население. Некоторые боевики привязывали останки замученных жертв к телегам и разъезжали по окрестным сёлам.
Бывало, отрубленные головы служили вместо мяча украинским детям…

После убийства трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома.
 На месте польских сёл оставались лишь обгоревшие развалины…
Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних сёлах с украинцами. Это было даже легче — не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности...
Нередко получалось так, что в акциях против польского населения принимали участие и их соседи – обыкновенные украинцы, часто односельчане.
 Дома убитых польских семей сжигали, а всё ценное имущество просто расхищалось.
При этом отличительной особенностью было то, что убивали в основном холодным оружием и подручными средствами, сельскохозяйственным инвентарем, а не огнестрельным оружием. Расстрел в такой ситуации являлся лёгкой смертью.
Орудуя топорами, пилами, ножами, штыками, кольями сторонники независимой Украины истребили десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жителей…
Бойцы УПА убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их. Также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.
Для новобранцев УПА убийство поляка было своего рода пропуском в ряды украинских националистов.
Отдельные выходцы из смешанных украинско-польских семей в качестве такого обряда инициации убивали своих родных: мать-польку или отца-поляка, жену или ребёнка.
То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

Зверства украинских националистов на Волыни подтверждаются многочисленными документальными свидетельствами, фотографиями, показаниями чудом выживших людей и допросами самих исполнителей, большой пласт информации хранится в архивах спецслужб.

***

Организаторами «Волынской резни» были вожди УПА:
 -   Роман Шухевич («Тарас Чупрынка») – 2-й главнокомандующий УПА,
-    Мыкола Лебедь - глава Службы безопасности ОУН (Б),
-  Дмитрий Клячковский («Клим Савур») - 1-й главнокомандующий УПА, «проводник» организации на Волыни,
-   Василий Ивахив - военный референт ОУН(б),
-   Иван Литвинчук - командующий силами УПА в северо-восточной части Волыни.

•   Роман Шухевич издал специальный приказ, который гласил:

«К жидам относиться так же, как к полякам и цыганам: уничтожать беспощадно, никого не жалеть... Беречь врачей, фармацевтов, химиков, медсестёр; содержать их под охраной... Жидов, использованных для рытья бункеров и строительства укреплений, по окончании работы без огласки ликвидировать...»

•   Подобный приказ Чупрынки, имевший целью уничтожение поляков, предусматривал:

«В связи с успехами большевиков следует поспешить с ликвидацией поляков, под корень вырезать чисто польские сёла, жечь сёла смешанные, только польское население уничтожать. Здания польские жечь только в том случае, если они удалены от украинских зданий не менее чем на 15 метров... За убийство одного украинца поляками или немцами расстрелять 100 поляков... Вести разведку среди поляков, выяснять силу сопротивления и степень вооружения. Для разведки использовать калек и детей... Если во время убийства поляков ошибочно будет убит украинец, виновник будет наказан смертью... Пароль: «Наша ночь, наш лес».


•   Весной 1943 года  Мыкола Лебедь приказал:
 
«Полякам выселиться с мест, важных для действий УПА».
 
Срок выполнения приказа - неделя.
Не покорившиеся или просто не успевшие это сделать (десятки тысяч!) были уничтожены.

• В июне 1943 года Клим Савур передал одному из командиров УПА Стельманчуку указание провода ОУН «о поголовном и повсеместном уничтожении польского населения, проживающего на территории западных областей Украины».

Для практического осуществления подобных приказов бандеровским руководством была разработана специальная инструкция.

•   Приведу выдержку из неё:

«Проводить чистку всего элемента, который будет представлять угрозу в подсоветской действительности. Использовать фронтовой хаос с целью массовой ликвидации враждебных элементов, а ими в первую очередь являются:
а) организованные члены большевистского подполья,
б) партизанские отряды,
в) активные симпатики большевиков,
г) москали-пленные, которые политически активизируются,
д) польский способный к борьбе руководящий элемент, который станет помогать советской оккупации...»

***

• Одно из первых зверств украинских националистов описал в своих воспоминаниях боец местной польской самообороны на Волыни Чеслав Пиотровский.
События имели место 8 февраля 1943 года в местечке Бутейки.
 Там были убиты 6 человек, включая 2-х летнего ребёнка и беременную женщину.
«Всем жертвам накрепко связали колючей проволокой руки сзади и ноги, перенесли в зал огромный пень для колки дров и при свете нескольких керосиновых ламп на этом пне всем по очереди отрубили головы…
В залитый кровью пень была воткнута на проволоке написанная на белой бумаге записка на украинском языке: «Такой будет смерть всех ляхов».
 
• «Волынская резня» началась 9 февраля 1943 года с нападения банды УПА под командованием Петра Нестеровича на польское село Паросля.
Оно было  расположено недалеко от города Сарны на Волыни (в настоящее время находится на территории Ровенской области).
Об этом написано в книге «Гiрка правда. Злочиннiсть ОУН-УПА» канадского историка украинского происхождения Полищук Виктора.
В этот день боевики ОУН-УПА вошли в это село под видом советских партизан.
Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, подвоха не заметили  и радушно встретили гостей.
Отдохнув и вдоволь наугощавшись в домах местных жителей Паросли, бандеровцы приступили к расправе.
Бандиты начали насиловать и убивать женщин и девушек. Перед тем, как убить, им обрезали груди, носы и уши.
Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров.
Они не щадили никого: убивали мужчин и женщин, стариков и младенцев.
Убивали только за то, что местные жители были поляками.
Двум подросткам - братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан,  поиздевались с особой жестокостью. Им разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле.

 Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребёнка.

Когда на второй день настоящие партизаны вернулись в село, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови.  В одном из домов среди убитых они нашли и годовалого ребёнка. Борцы за свободу Украины пригвоздили его голое тельце штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

• Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью.
Долго издевались над несчастными людьми.
Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика.

• В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую.
В течение 1,5 часа они убили свыше 100 мирных крестьян.
 В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил 3-х её сыновей. Самому маленькому - 4-х летнему Владику, отрубил руки и ноги.
В семье Макух убийцы застали двоих детей – 3-х летнего Ивасика и 10-ти месячного Иосифа. Десятимесячное дитя, увидев мужчину, обрадовалось и со смехом протянуло к нему ручки, показывая свои четыре зубчика. Но безжалостный бандит полоснул ножом головку младенца, а его братику Ивасику топором разрубил голову.
После ухода вояк УПА из села в избе крестьянина Кузи на кровати, на полу и на печке были обнаружены мёртвые тела. На стенах и потолке застыли брызги человеческого мозга и крови. Топор бандеровца оборвал жизни 6-х ни в чём не повинных детей: старшему из них было 9 лет, а младшему 3 года.


• Украинский писатель Ярослав Галан писал:
«Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев. Они пытают наших людей, наших крестьян… Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков».

•    Из свидетельства бывшей бандеровки:
«Мы все ходили в бандерах, днём отсыпались по хатам, а ночью ходили и ездили по сёлам. Нам давались задания душить тех, кто укрывал пленных русских и самих пленных. Этим занимались мужчины, а мы, женщины, перебирали одежду, отбирали коров и свиней у погибших людей, скот резали, всё перерабатывали, тушили и укладывали в бочки.
Однажды за одну ночь в селе Романове задушили 84 человека. Старших людей и старых душили, а детей маленьких за ножки ; раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь ; в другое село.
Нам был дан приказ: евреев, поляков, русских пленных и тех, кто прячет их, всех душить без пощады. В отряды брали молодых здоровых парней, чтобы душить людей. Так, из Верховки два брата Левчукив, Николай и Степан, не захотели душить, убежали домой. Мы приговорили их к казни.
В Новосёлках Ровненской области была одна комсомолка Мотря. Мы её забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько ещё будет биться сердце в руке».

•   Польский учёный Эдвард Прус в своей книге «Повстанческая армия или курени резунов?» писал:

«В округе Теража (уезд Луцк) бандеровцы 7 марта 1943 г. схватили на пастбище несколько польских детей, которых замордовали в ближайшем лесу.
В Липниках (уезд Костополь) уповцы 5 мая 1943 г. трёхлетнему Стасику Павлюку разбили голову о стену, держа его за ножки».

• Польское село Липники (Костопольский район Ровенской области), 26 марта 1943 года. 
Ночью в это село ворвалась  банда под командованием садиста - «героя» УПА Ивана Литвинчука по кличке «Дубовый».
Началась дикая резня.
 Эти нелюди  убили 179 человек, в том числе 51 ребёнка.
 Среди погибших — 174 поляка, 4 еврея и одна русская женщина. 

Кстати, в Липниках чудом спасся будущий 1-й космонавт Польши Мирослав Гермашевский.
Ему в ту пору было всего 2 года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребёнка на поле. Выронила, когда бежала. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

•   Из книги польских исследователей Ю. Туровского и В. Семашко под  названием  «Преступления украинских националистов, совершённые в отношении польского населения Волыни 1939-1945 гг.», изданной в Варшаве в 1990 г.:

        «Март 1943 г. В околицах Гуты Степанской, гмина Степань, уезд Костополь, украинские националисты обманом выкрали 18 польских девчат, которых после изнасилования убили. Тела девчат положили рядом, а на них положили ленточку с надписью: «Так должны гибнуть ляшки».

•    Непосредственный очевидец тех событий Чеслав Пиотровский в книге «Кривавi жнива» писал:

 «...Атака бандерiвських р’iзунiв на селище (речь идёт о селе Гута Степанская на Ровенщине) почалася вночi у Великодню п'ятницю (конец апреля 1943 года). Почали стрiляти, пiдпалювати доми... i чекали виходу людей, що рятувалися. Іх вбивали сокирами або iншими гострими знаряддями. I тiла кидали у вогонь. Тих, хто тiкав, розстрiлювали... У вогнi згорiо бiьше 600 чоловiк».

• Полищук Виктор:
«На село Дубовицю бандерівці напали 6 квітня 1943 р. о годині 11-тій. Батькам Юзефа Москаля казали виносити з хати цінні речі, потім увіпхнули їх назад у хату й підпалили її. Ошкробу застрілили коло Млинівки. Жінка Ошкроби ховалася у підвалі з дочкою і внуками, то вкинули туди гранату».
«Село Миколаївка, парафія Корець, на Волині. Напад бандерівців мав місце 29.04.1943 р. вдосвіта. Бандерівці, що верталися з Кобильні, напали на польські родини Брухлівських і Загадлів. Бандерівці увійшли до нашої хати й почали мордувати, колячи багнетами. Принесли солому й подпалили. Мене теж пробило багнетом і я знепритомнів, падаючи на тітку. Коли полум’я добралося до мене, я опам’ятався, вискочив крізь вікно. Бандерівців уже не було. Мій стогін почув сусід, українець Спиридон, він заніс мене до іншого українця — Безухи, котрий кіньми завіз мене до Корця до госпиталя».

• В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни.
Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью - 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.
Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

• Вот как описал внутренний интерьер дома своих родственников житель Волыни Зыгмунт Магуза:
«Лежал труп бабушки и порубленные останки маленькой Вероники. Дед лежал в комнате. Всё было в крови…
Бабушку убили топором, так же, как и Веронику. Убивали их ударами в спину, разрубая на куски. Дедушку палач, после того как застрелил, не порубил, но обухом топора вбил ему голову прямо до плеч».

• Халина Залевская (из семьи Недзеля), которая 8-ми летним ребёнком пережила «Волынскую резню», рассказывала:
 «Наши дедушка с бабушкой, то есть родители моего отца, жили в селе Луковка, недалеко от Ковеля, а мы в одноимённой колонии. Нас разделяли только железнодорожные пути. Тогда наша жизнь протекала спокойно и весело. Через некоторое время родители стали всё чаще говорить о том, что украинцы нападают на разные сёла. Я слушала эти истории, но как ребёнка они меня не слишком волновали. Однажды я была с папой в одном селе, название которого, к сожалению, не помню. Там проживало около 300 семей. В какой-то момент, днём, где-то между 3 и 4 часами, появилась женщина, которая кричала, что на село напали украинцы и убивают людей. Отец быстро посадил меня на телегу, и мы попытались уехать. Заметив, что за ним гонится какая-то часть этой банды, он перерезал постромки, крепко схватил меня и вскочил на коня. Так нам удалось убежать.
Там было убито очень много людей, которым негде было спрятаться и не было возможности убежать, потому что было светло и всё было видно».
 «Однажды к нам прибежал Архип и сказал, чтобы мы спрятались у него, потому что украинцы нападают на нашу колонию. И, таким образом, мы побежали через пшеничные поля, и он спрятал нас в бункере, который у него был под сараем. Когда появились у него люди из украинских банд, то стали втыкать вилы в солому и сено в сарае. Так они проверяли, нет ли кого-нибудь внутри. К счастью, мы были в бункере. Думаю, Господь Бог защитил нас тогда и хотел, чтобы мы остались живы. После этой акции Архип сказал отцу: «Сейчас я вас спас, но больше уже не смогу». Поэтому позже папа стал осторожен и, когда собрал зерно с поля, то соорудил огромный стог и внутри сделал углубление, в которое мы ночью ложились спать. Тогда было очень опасно, потому что украинцы убивали уже в наших окрестностях».
 «Однажды около 12 или 1 часа ночи отец услышал крики и стоны у соседей. У соседей было шестеро детей. Все они были убиты. Отец на мгновение высунулся из-за стога, чтобы прикрыть снопом вход.
Его тогда заметил один из украинцев, который крикнул по-украински: «Куда!» и побежал за ним. Мама услышала это и сказала мне бежать. Она взяла моего брата и тоже начала убегать. Мы снова услышали только: «Куда, чёрт возьми», и украинец рассек маме голову и лицо. Когда она упала на землю, он подумал, что убил её. Мама медленно проползла между бороздами, где росли бобы, и лежала лицом к земле. А я спряталась между большими брусьями и просидела там до утра. Я проскользнула туда сзади, потому что ранее папа научил меня, как это делать. После всего этого папа побежал за немцами, и как только они появились, начали стрелять и украинцы убежали. Позже немецкий врач перевязал маму и зашил ей рану. По его словам, она выжила только потому, что, уткнувшись головой в эту борозду, остановила кровотечение. Папе удалось скрыться от украинцев, потому что, пробежав через сад этого Архипа, который жил от нас на расстоянии 100–200 метров, он разворошил его ульи, и пчелы атаковали преследующих бандитов. Благодаря этому он убежал через поля до Хрывятек, где дислоцировались немцы».
«Зрелище было ужасное. У соседки был вырезан язык, выколоты глаза, она была обнажена и изрезана сверху донизу. Её дети — девушка и парень, которым было примерно по 17 и 18 лет — у них тоже были отрезаны языки, выколоты глаза и все были изрезаны.
Маленький десятимесячный ребенок был прибит ножом к стене и так умер. Его головка и ручки свисали вниз, а по стене бежала кровь, была уже застывшей. Я до сих пор помню это и никогда не забуду это зрелище.
Других соседей в доме не было, потому что они куда-то уехали, но остались две их дочери. Обе были изуродованы и изрезаны. В третий дом я уже не пошла, страшно плакала и кричала, пока один немец не сказал моему отцу, чтобы он не позволял мне дальше смотреть на это. Однако то, что я увидела, было ужасно. Я своими глазами видела убитых и изуродованных соседей.
 Из разговоров отца с немцами я знаю, что украинцы сначала разрезали животы, отрезали языки, а в конце выкалывали глаза, чтобы убитые как можно дольше все видели. Сначала убивали детей, чтобы родители видели это и слышали их крик, а потом то же самое делали и с ними».
«В нашей местности убивали ночью, потому что неподалёку был Повурск, где находилась железнодорожная станция, а также дислоцировались немцы, которых украинцы боялись. Поэтому они не нападали на нас днём. На нашу колонию напали ночью, и почти всю перебили. Они ограбили дома, усадьбы, позабирали скот и подожгли дома, также сожгли стог, в котором мы изначально прятались. Люди пытались спастись и бежать, но всех, кого они поймали, сразу убивали».

Вот таким был бандеровский «героизм»…

* * *

Летом 1943 года на северо-западе Украины усилились этнические чистки польского и остатков еврейского населения.
Основанием для их проведения силами УПА стали решения 3-й конференции ОУН, состоявшейся в феврале 1943 года.
Антирусизм, антиполонизм, антисемитизм и антисоветизм легли в основу целого ряда постановлений конференции, регламентировавших отношения с «инородцами».
Конференция одобрила намерение лидеров ОУН активизировать борьбу по устранению «чужаков» с украинских этнических территорий.
Во исполнение этих решений руководители ОУН-УПА издавали и рассылали своим подчинённым указания, ничего хорошего не сулившие представителям национальных меньшинств.

Истребление польского населения до июня 1943 года охватило всю, кроме Любомльского повета, территорию Волыни.

• В июне 1943 года Клим Савур издал секретную директиву территориального штаба УПА на Волыни в отношении проведения крупной акции по ликвидации польского мужского населения в возрасте от 16 до 60 лет.

• Из книги Виктора Полищука «Гірка правда»:
 «Жили ми в польському селі Чайків, пов. Сарни. В червні або липні 1943 року з боку українських сіл над’їхали перед обідом бандерівці на конях, від села Хіноча. Оточували будинки, підпалювали їх, а тих, хто з них утікав, убивали сокирами, багнетами. Так вимордували шість родин, а їхні будинки спалили. Повбивали з родини Романовських, Мандрих, Якимовича, Гродовських і ще двох».
«Влітку 1943 р. моя, по матері, тітка Анастасія Вітковська пішла з сусідкою українкою вдень до розташованого за три кілометри від м. Дубна села Тараканів. Розмовляли польською мовою, бо тітка, жінка неграмотна, родом з Люблінщини, не зуміла навчитися української. Пішли вони, щоб поміняти дещо на хліб, бо в тітки — шестеро дітей. Ніколи ні вона, ні дядько Антон Вітковський, теж людина зовсім неграмотна, не тільки не мішалися до будь-якої політики, але й не мали про неї жодної уяви. І її, а також сусідку українку, вбили бандерівці з УПА чи Самооборонних Кущових Відділів тільки за те, що вони розмовляли по-польські. Вбили по-звірськи, сокирами, й вкинули у придорожній рів».

•   Эдвард Прус:

«8 июня 1943 г. в селе Чертож-Водник (уезд Ровно) уповцы в отсутствие дома родителей замордовали троих детей Броневских: Владислава 14 лет, Елену 10 лет и Генриха 12 лет.
11 июля в Калусове (Владимирский уезд) во время резни уповцы замордовали двухмесячного ребёнка Иосифа Фили, разорвали его за ножки, а части тельца положили на стол».

* * *

В июле 1943 года массовые этнические чистки, зверские убийства мирных жителей, в том числе женщин и детей, достигли на территории Западной Украины своей кульминации, своего пика.
Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооружённых банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали.

• В 3 часа утра в «кровавое воскресенье» 11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сёл и деревень с польским населением на Волыни под лозунгом «Смерть ляхам!».
 Убивали их всех без разбора, чтобы полностью «очистить украинскую землю».
Только за одни сутки тогда было убиты более десяти тысяч мирных жителей, главным образом этнических поляков.
 Это был настоящий геноцид по национальному признаку. Все жители, включая стариков, беременных женщин и грудных детей, уничтожались только за то, что они были не украинцами.
Причём в этой резне уже активно принимали участие
не только боевики УПА, но и местное украинское население, которое с топорами и вилами шло припоминать старые обиды своим польским, русским и армянским соседям, а заодно и поживиться имуществом замученных людей.
Польское население умирало от пуль, топоров, вил, кос, пил, ножей, молотков и других орудий убийства.
 Польские деревни после убийства населения сжигали, чтобы предотвратить возвращение в них отдельных выживших.
Это была хорошо подготовленная и спланированная акция: ещё за 4 дня до её начала во всех украинских сёлах Волыни были проведены собрания, на которых местное население убеждали в необходимости убить всех поляков.
 Как отмечает ведущий польский исследователь «Волынской резни» Гжегож Мотыка, жестокость убийств и вовлечение в них местного украинского населения была преднамеренной — чтобы не оставить ему пути к отступлению.

Почти беспрерывная резня поляков продолжалась до 16 июля 1943 года.
Всего за июль 1943 года по меньшей мере 530 польских сёл и поселений были атакованы. Были убиты десятки тысяч поляков.

• 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле. В том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский.

• Вот какие воспоминания об 11 июля 1943 года сохранил Ян Липиньский. Он жил по соседству с волынским селом Киселин, где разыгралась одна из драм:
«…Когда поляки собрались на мессу в кисилинском костёле, украинцы атаковали его и начали стрелять в молящихся через главные двери святыни. Части поляков удалось спрятаться в доме священника… Всех остальных украинцы убили. Они сначала приказали им раздеться догола. Потом расстреляли их из пулемёта. Раненых добивали при помощи различных инструментов».

• Ю. Туровский и В. Семашко:
«11 июля 1943 г. Село Бискупичи, гмина Микуличи, уезд Владимир-Волынский. Украинские националисты совершили массовое убийство, согнав жителей в школьное здание. Тогда же зверски убили семью Владислава Яскулы. Палачи ворвались в дом, когда все спали. Топорами убили родителей и пятерых детей, положили всех вместе, обложили соломой из матрасов и подожгли. Чудом спасся только Владислав».
«12 июля 1943 г. Колония Мария Воля, гмина Микуличи, уезд Владимир-Волынский. Около 15.00 её окружили украинские националисты и начали мордовать поляков, применяя огнестрельное оружие, топоры, ножи, вилы и палки. Погибло около 200 человек (45 семей). Часть людей, около 30 человек, живьём бросили в колодец и там убивали их камнями. Кто бежал, тех догоняли и добивали. Во время этой резни приказали украинцу Дидуху убить женщину-польку и двоих детей. Когда он не выполнил приказа, убили его, жену и двоих детей. Восемнадцать детей в возрасте от 3 до 12 лет, которые спрятались на хлебных полях, преступники переловили, посадили на грядчатую телегу, завезли в село Честный Крест и там поубивали, пробивали вилами, рубили топорами. Акцией руководил Квасницкий».

•   Виталий Масловский - доктор исторических наук:
«Главную улицу в Сухой Лозе 13 июля 1943 г. оуновцы «оформили» в «дорогу к самостийной Украине» - накололи на штакетник 50 детей...»

•   Виктор Полищук:

«14 июля 1943 г. в Колодне бандеровцы замучили 300 человек. Согнав их, приказали лечь, мол, будут делать обыск. В лежащих начали стрелять. Свидетель – Антек Полюля. Бандеровцы из Колодни: Андрей Шпак, Семён Коваль, Володя Сничищин, из Олешкова – Павел Романчук. К убийству призывал поп, который говорил: «Будем святить ножи, чтобы кукель из пшеницы вырезать»…
Во вторник, 14 июля 1943 г. в селе Селец Владимир-Волынского района украинцы убили двух пожилых людей – Юзефа Витковского и его жену Стефанию. Их застрелили в собственной хате, которую потом подожгли. После полудня этими же топорами убили двух пожилых людей Михаловичей и их 7-летнюю внучку, мужа и жену Гроновичей, экономку ксендза по имени София. В убийствах принимал участие Иван Шостачук, который до войны был в польской армии капралом и поменял своё вероисповедание на римо-католическое».
 
• Из протокола допроса боевика УПА Адама Демчука:
«В одну из летних ночей 1943 года ко мне в дом пришло 5 вооруженных бандитов, двое из коих были мне незнакомы, а троих я узнал — это Матвиенко Иван, уроженец с. Иваничи, Грицук Филимон из с. Песков и из с. Корчевье Михаил. Последние предложили мне следовать за ними, сказав жене, что я скоро вернусь домой. Ночью они привели меня в поселок Янову Долину. Данные бандиты приказали мне взять ведро и лопату.
Когда меня подвели к посёлку Яновой Долины, то он уже был полностью окружён бандитами, и у кого из бандитов не было оружия, то вёдрами носили с бензохранилища, которое размещалось неподалеку, бензин и керосин и обливали дома. Когда дом, два или три были облиты горючим, то их поджигали. Из горящих домов люди выбегали, и их тут же вооружённые бандиты расстреливали. Вооружёнными бандитами был оцеплен весь посёлок. Я сам лично облил два дома керосином, а потом, когда началась сильная стрельба и страшный пожар, то я убежал оттуда домой. Той ночью вся Янова Долина была сожжена и около 700 мирных жителей, польской и немецкой национальности, были убиты.
Немцев было человек 30, которые охраняли посёлок. В операции участвовало около 1500 бандитов ОУН — УПА».

•   Ярослав Галан:

«Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в её присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и трепещет, как листок осины. Несколько месяцев тому в тёмную ночь в сельскую хату пришли вооружённые люди и зарезали хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами видела агонию своих родителей. Один из бандитов приставил острие ножа к горлу ребёнка, потом в последнюю минуту его мозг породил новую «идею»: «Живи себе во славу Степана Бандері! А чтобы, чего доброго, не погибла от голода, запасём тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубайте ей свинины!» Хлопцам это решение понравилось. Они вытащили с полок тарелки и миски, и через несколько минут перед ошалелой девочкой выросла гора мяса из тел истекающих кровью её отца и матери».
(«Чему нет названия».)

* * *

• В августе 1943 года по приказу Шухевича, согласованному, разумеется, с немецкими властями, на территории Ковельского, Любомльского и Туринского районов Волынской области несколько сот головорезов УПА под верховодством матёрого преступника Юрия Стельмащука вырезали всё польское население.
Их имущество они разграбили, а хозяйства сожгли.

•   Виталий Масловский - доктор исторических наук:
 «В Теребейках в августе 1943 г. взрослых поляков перерезали пилами, как поленья, детей убивали топорами или топили в колодце...»

• Из протокола допроса командира четы (взвода) УПА Степана Редеши:
«Я лично принимал непосредственное участие только в одной операции против польского населения, которая имела место в августе месяце 1943 года. В этой операции принимали участие более двух куреней в составе 500 человек с оружием и более 1000 человек из подполья ОУН, вооружённых топорами. Мы окружили 5 польских сёл и на протяжении ночи и следующего дня сожгли эти сёла. И всё население от мала до велика вырезали — в общей сложности более двух тысяч человек.
Мой взвод принимал участие в сожжении одного большого села и прилегающего к этому селу хутора. Мы вырезали около 1000 поляков».
 «Многих поляков — мужчин, женщин, стариков и детей — мы бросали живыми в колодцы, затем добивали их выстрелами из огнестрельного оружия. Остальных кололи штыками, убивали топорами и расстреливали.
Все это делалось нами под лозунгом «уничтожай польскую шляхту, которая наплывает на украинские земли».

• Только за 29 и 30 августа 1943 года бандеровцы вырезали и расстреляли более 15 тысяч человек, среди которых было много престарелых людей, женщин и детей.

• 30 августа 1943 года банда УПА под командованием Ивана Климчака по кличке «Лысый» вырезала польское село Воля Островецкая.
 «Резуны» убили 529 человек, в том числе 220 детей.
 Поляк Генрих Клок чудом выжил в тот день. Он был ранен. И его приняли за мёртвого.
Рядом с ним, над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел её 5-летний сын, и просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, что мамы больше нет. К мальчику подошел бандеровец и убил выстрелом в голову.

* * *

После периода относительного затишья  осенью 1943-го, в конце года, особенно во время Рождества, по всей Волыни произошла новая волна вооружённых антипольских акций украинских националистов.
Группы УПА, поддерживаемые местным украинским населением, напали на польские населённые пункты и базы самообороны в Ровенском, Луцком, Ковельском и  Владимирском уездах (так называемые «кровавые праздники»).

• Осенью 1943 года бандеровские вояки убили десятки польских детей в селе Лозовая Тернопольского уезда.
На одно из деревьев просёлочной дороги  головорезы и садисты ОУН-УПА повесили транспарант с надписью в переводе на польский: «Дорога к независимой Украине».
А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки» — убитых детей привязывали к дереву колючей проволокой.
Эту аллею надолго запомнили местные жители…

• Из показаний свидетеля Тадеуша Которского - жителя польского села Ружин (15 км от Ковеля):
«11 ноября 1943 г. наша группа самообороны в колониях Ружин и Трускоты отбивала попытки группы УПА ворваться в эти сёла. На другой день мы покинули Трускоты. Там получил тяжёлое ранение в ногу Стефан Сковрон, 18 лет, полный сирота, являвшийся моим хорошим товарищем. Мы оказали ему возможную первую помощь, и он попросил нас оставить его возле дома нашего соседа Гната Юхимчука. На другой день Стах Шимчак пошёл забрать Стефана. Оказалось, что его уже нет в живых. У него был распорот живот, вытянуты все внутренности, выколоты глаза, а с ног сняты ботинки. Вскоре его брат Зигмунд опознал эти ботинки на жителе села Люблинец Леньке Аксютиче.
Большой трагедией для меня стала смерть украинцев Ивана Аксютича и его сына Сергея осенью 1943 года. Человек в годах, Аксютич Иван хорошо жил со своими соседями, не вступал ни в какие политические интриги, имел смелость не поддерживать украинских националистов. Убили его в селе Клевецк с участием племянника Леонида, который для родного дяди избрал страшную смерть – распилил живое тело пилой. Его сына Сергея оуновцы застрелили».

• Вот каким нашёл свой дом житель села Грабовцы Тернопольской области после «визита» украинских националистов:
«…Утром обнаружил во дворе останки моего отца. Он лежал возле пня, служившего для колки дров, и у него было перерезано горло. Свою мать я нашёл в доме. У неё были следы ударов от молотка или чего-то подобного на голове, а на горле колотая сквозная рана от штыка. Сестра Елена получила глубокий удар топором в голову, такой, что убийца оставил в ней топор. Младший из братьев, двухлетний Эдик, лежал весь в крови с размозженной головкой и вбитым в грудь ножом».

В результате злодеяний бандеровцев к концу 1943 года почти все польские населённые пункты на Волыни и Ровенщине вместе с их жителями были стёрты с лица земли…

* * *

Последняя волна убийств поляков на  Волыни  произошла в  начале 1944 года.
Воспользовавшись выводом немецких гарнизонов в  ожидании приближающейся Красной Армии, боевики УПА атаковали беззащитное польское население.

• 7 февраля 1944 года   банда УПА напала на деревню Залесье Коропецкое (Тернопольская область).
 Напала с целью резни польского населения.
 Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо.
Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью…

• 13 февраля 1944 года, около 140 поляков были убиты под Владимиром Волынским.

• Вот какое свидетельство оставил очевидец последствий погрома в местечке Манево уже в Подкарпатском воеводстве Польши в 1944 году:
«Везде на полу и на стенах была кровь. Тела были изуродованы и продырявлены ножами, более того, у женщин были отрезаны груди».

• 12 марта 1944 года,  банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина»  совместно  напали на польское село Паликровы (бывшее Львовское воеводство, ныне — территория Польши). 
Это было село со смешанным населением - примерно 70% поляков, 30% украинцев.
Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку.
 После отделения поляков – их расстреляли из пулемётов.
Погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

• Из рассказа свидетеля Яницкого С. И.:
«В ночь на 18 марта украинские националисты-бандеровцы учинили массовое убийство поляков в селе Могильницы. Они под видом советских партизан, в масках, врывались в дома поляков и производили самые жестокие издевательства над ними, резали их ножами, рубили топорами детей, разбивали головы, после чего с целью скрытия своих преступлений — сжигали.
В упомянутую ночь бандеровцы замучили, зарезали и расстреляли до 100 человек советских активистов, евреев и поляков. В эту же ночь была вырезана моя семья — жена, 17-летняя дочь и сын. В мой дом ворвалось до 15 националистов, среди которых я опознал бандеровца Кричковского Иосифа Антоновича, принимавшего непосредственное участие в убийстве моей семьи.»

• В лесу около Могильницы Будзановского района в ямах было обнаружено 94 трупа замученных жителей с. Могильницы, которые были убиты националистами в ночь на 18 марта 1944 года.

• В апреле 1944 года бандеровцы ночью  напали на  деревню Куты (Косовский район Ивано-Франковской области).
Спящую 2-х летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке.
За что ?
За то, что она была не-украинка.
18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.
За что её изнасиловали и повесили?
 За то же самое. Он была не-украинка.
Убивали не только поляков, но и других не-украинцев.
Все не-украинцы в селе Куты подлежали уничтожению.  Таковых набралось около 200 человек — поляков и армян.
 Да-да, армян. Было в Речи Посполитой такое небольшое нацменьшинство, польские армяне. Жили они в Карпатах ещё со времен Средневековья.  Больше не живут. Всех вырезали вместе с поляками в 1944 году, когда «Волынская резня» докатилась до Прикарпатья.
В селе Куты были и смешанные семьи. У поляка Франциска Березовского была жена украинка. А у жены — племянник-бандеровец. Франциску Березовскому отрубили голову, положили на тарелку и преподнесли жене  в «подарок». Преподнес её же племянник. После этих издевательств женщина сошла с ума.
Подстрекательством к резне среди бандеровцев занимался местный священник-униат.

Поляков, проживавших в Галиции, трагическая судьба постигла примерно с июня 1944 года, когда оккупантами была окончательно сформирована и вооружена УПА-«Захiд».

• 16 июня 1944 года  Нападение банда УПА Дмитро Карпенко по кличке «Яструб» совершила нападение на пассажирский поезд Белжец —  Рава-Русская.
Банда отсортировала пассажиров по национальному признаку (там ехали поляки, украинцы и немцы).
После этого поляков отвели в лес и убили…

Продолжать описание бесчинств бандеровского отребья можно до бесконечности. Таких примеров тьма-тьмущая...

* * *
 
Общее число жертв «Волынской резни» на сегодняшний день точно неизвестно.
Жертвами украинских националистов тогда стали десятки и десятки тысяч поляков, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились поляками и жили на украинской земле.

Большинство исследователей считают, что всего, непосредственно на территории Волыни, погибло до 60 000 человек.
 В ходе «Волынской резни» было уничтожено почти все польское население данного региона.
А общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается ими примерно в 100 тысяч человек.
Некоторые польские историки называют 500 000!

Авторитетный польский исследователь «Волынской трагедии» Гжегож Мотыка называет такую цифру: 100 тысяч человек погибло в событиях 1943–1944 годов.

По данным Виталия Масловского - профессора, доктора исторических наук, автора документальных книг «Земля обвиняет» и «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй Мировой войны», бандеровцы уничтожили:
-    60-70 тысяч поляков на Волыни и
-    140-150 тысяч поляков в Галичине.

* * *

Ныне на Украине многие страдают исторической амнезией. Волынская трагедия предана забвению. И о жертвах украинских националистов  забыто.
А официальный Киев видит в живодёрах-«резунах» истинных «героев нации». А один из главных организаторов «Волынской резни» Роман Шухевич удостоен звания Героя Украины. Этим «хэроям» майданутые на голову укро-патриоты орут «Слава героям!». И на примерах этих «хэроев» воспитывают подрастающее поколение.
Всё это подло и оскорбительно для всех тех, кто погиб почти восемь десятков лет назад.
Ничто на свете не может оправдать то зверство и то остервенение, с которым бандеровцы (боевики ОУН — УПА) и другие откровенные бандиты, прикрывавшиеся украинской национальной идеей, резали своих вчерашних соседей - поляков.
И любой НОРМАЛЬНЫЙ человек может воспринимать таких «героев» только как позор и должен отрекаться от них…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.