Казанфар Зульфукаров - лезгинский поэт

Казанфар Зульфукаров — лезгинский поэт и просветитель

Мирза Казанфар (Газанфарбег) б. Зу-Л-Фикар (Зульфугар Оглы) Зульфукаров (1843–после 1886 г.) — южнодагестанский учёный, поэт и просветитель, помощник лингвиста-кавказоведа П.К. Услара в исследовании лезгинского языка, автор первой «Кюринской азбуки», изданной в 1871 году. Имел литературный псевдоним «Бедел-Вирана». Псевдоним Казанфара означает: противовес запустению, из чего следует, что составитель «Кюринской азбуки» противопоставлял себя, прежде всего, духовному запустению.


Учился в медресе ал-Хаджжи Исма‘ил-эфенди ал-Йараги (ум. 1904) в сел. Верхний Яраг. Участник восстания 1877 года, за что был выслан в г. Иркутск. После освобождения некоторое время жил в сел. Мамрач (сел. Мамрадж, Кюринский округ, Гюнейское общество), а затем, по одной из версий уехал с семьёй в Турцию. Имел двух сыновей ал-Хасана (1863–?) и Йусуфа (1866–?).


Йусуф б. Мирза Казанфар был женат на дочери шайха ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Йараги (ум. 1904), Айшат. У Мирза Казанфара был родной брат (Гусейн, ал-Хусайн (1858–?).


П.К. Услар писал о Казанфаре Зульфукарове:


«Житель сел. Мамрач Кюринского округа, письмоводитель словесного окружного суда, Казанфар Зульфукаров-оглы, с 1867 г., когда только я нахожусь в Дагестане, командируется в мое распоряжение. При исключительной помощи его я успел составить обширную грамматику, хрестоматию и словарь кюринского языка. Вполне ознакомившись с грамматическим и фонетическим строением горских языков, он служит мне деятельным помощником при исследовании табасаранского языка. Теперь он усердно трудится над постепенным пополнением составленного нами кюринского словаря. Сверх того, для упражнения кюринцев в чтении, написал книгу, которая готова для печати».


В 1871 г. в Темир-Хан-Шуре выходит книга К. Зульфукарова «Кюредин эвелимжи аабджуз» («Первая кюринская азбука»), написанная на русской графической основе с использованием латинских и грузинских букв. В 1896 г. в Тбилиси выходит его книга «Кюринский язык», состоящая из 1500 слов. Мамрадж — селение в Южном Дагестане, просуществовало до 50-х гг. XX в. Было расположено на левом берегу р. Гюльгеричай, примерно в 10 км к востоку от сел. Касумкент. Жители селения, горские евреи, переселились в г. Дербент. Согласно преданию, название селения связано с именем его основателя. В муафнаме 966/1558 г. сообщается о том, что «с древнейших времен по сей день» суфии «того места» были освобождены от уплаты всяких налогов и что суфии «того махала» выбрали себе в старшины Мамрадж-бека (Козлова А. Н. Новые местные исторические источники XVI—XVIM вв. на персидском языке. Бартольдовские чтения. М., 1981, с. 45).


Удивительна судьба старшего сына Казанфара – Гасана (ал-Хасана). Проживший долгие годы в России, он дослужился до капитанского чина, стал известным мостостроителем. Очевидцы свидетельствуют, что на железнодорожном мосту через Енисей до наших дней сохранилась высеченная надпись о том, что этот мост сооружен инженером Гасаном Казанфаровым (1860–1911). В конце жизни сын просветителя вернулся в родное село, где умер и похоронен.



Автор: ‘Али Албанви


Рецензии