Зимняя рыбалка на налимов

Когда я проживал на Севере у нас самой популярной рыбалкой считалась ловля налимов. Рыба эта жирная, мясистая и очень вкусная, в округе она очень ценилась. Весной эту прожорливую рыбу мы с успехом ловили на уду сразу же после освобождения речки ото льда. Однако на дворе стоял еще холодный апрель, до ледохода оставался целый месяц. Однако лед был еще достаточно крепок и мы решили успеть до ледохода заняться увлекательной зимней рыбалкой. Мы, а это я и закадычный школьный товарищ Сергей Иванов, едем с ветерком на моей «колбаске». Так прозвали мой мотоцикл «Восход"-вездеход на заводской базе на трех колесах с коляской, а еще для пущей проходимости впереди ставилась широкая лыжа. Поехали на наше любимое место «Пашин Шар», так местные жители прозвали это уникальное место. В том необычном месте находился стык рек, подходила протока с Енисея, в нее вливалась еще одна протока Шар и основное русло несло свои воды по правой стороне течения. А вот в левую сторону воды Енисея распадались на многочисленные протоки и острова, ширина которых от основного русла доходила до пятидесяти километров. В этой глубоководной пучине подо льдом с дна течение поднимало грунт вместе с разнообразной пищей для многочисленных мелких рыбешек, которых из укрытий подстерегали кровожадные налимы.
В поездке, как всегда планы ставили обычные. Приехать на место днем, насверлить с полусотни лунок, наловить ершей для живца и установить уды. В качестве уды использовалась обычная роготулька, от которой до дна тянулась капроновая веревка или толстая леска, далее простая гайка и тройник или одинарный налимий крючок. Эти крючки ковали на совхозной кузнице у мастера своего дела Степаныча, за это иногда рыбаки делились с ним уловом. Потом по нашему плану надо уехать домой, поспать немного и вернуться уже часов в двенадцать ночи, чтобы проверить и половить налима на отвесное блеснение с наживкой из кусочков ерша. Как хищники, налимы активный образ жизни ведут в ночное время суток и нам видимо будет не до сна.
> Приехали засветло, ясная погода нам благоприятствует, температура чуть больше нуля градусов. Для рыбалки, что надо, даже рукавицы можно не одевать! В два бура сверлим три ровные линии лунок, пьем крепкий сладкий чай из термоса и начинаем ловить ершей. Удим на червей, которых я заготовил еще с осени при копке картошки и сохранил в деревянном ящике с землей в подполе, подкармливая их старой использованной заваркой чая.
> За пару часов наловили около восьмидесяти штук, а впрочем я даже сбился со счета. Пока я долавливал, Сергей уже начал ставить «поставухи». Закончив с их установкой, остальных ершей решили не везти с собой, а прикопать в бидоне с водой в снегу.
>Вернувшись ночью в запланированное время, вот незадача, обнаруживаем наш резерв живцов разоренным. Сомнений нет, пошустрила земная хищница - лисица, которую не остановило даже то, что горлышко бидона было крепко завязано тряпкой и шнуром. Съела, зараза, всю рыбу подчистую. Сначала я пал духом, но когда мы подошли к первой уде и увидели, что палка в лунке не просто дрожит, а содрогается, и выудили налимчика килограмма на четыре, настроение, естественно, резко улучшилось.
> Проверив все пятьдесят поставух, снимаем двадцать четыре налима, самый маленький - на два килограмма, а самый большой - на кило девять потянет. Вытаскивая третьего, понимаю, что живца-то больше нет, и тут срабатывает рыбацкая смекалка. Налим живца заглатывал по самые «не хочу», поэтому я решаю делать небольшие надрезы на животе хищника и вытаскивать ершиков прямо из «нехочу»!
>Когда первый ершик был извлечен из налимьих недр, к нашему удовольствию, он оказался живым и невредимым! С возгласом: «Серега, мы спасены, у нас все не так плохо!», наживляем наши уды по второму разу.
> Возвращаемся обратно к первой лунке... А она вновь дрожит, и опять там трофей, не уступающий первому экземпляру. И пока мы перекусываем в течение часа у первой лунки, снимаем с нее еще трех налимов!
>«Заморив червячка» маминами бутербродами опять идем по лункам. На этот раз снимаем двенадцать рыбин. И, как в первый раз, ершики из налимьих глубин достаются нам почти что живые.
>Возвращаемся к заколдованной лунке и я даже не сомневался, что она сработает. И , как доказательство, вытаскиваем очередного налима весом, как потом оказалась девять с половиной кило.
> Я решаю использовать снасть, показавшую в прошлом году по улову неплохие результаты. По изготовлению она совсем проста. Делается груз в виде колокола, как нынче ловят сома и который при ударе о дно «квокает» и привлекает этим странным звуком рыбу, В конце капроновой веревки или толстой лески провязывается поводок с тройником или большой блесной с наживкой. Опускаю эту проверенную снасть в счастливую лунку. Пока я стою и машу удилищем в течение минут сорока, Сергей с поставушек снимает еще с десяток рыбин.
> Проквокав еще минут двадцать, завязываю с безрезультатным занятием и, опустив плавающего в лунке ершика, иду собирать богатый улов. Отойдя от лунки в сторону мотоцикла, беру из саней пару захваченных картофельных мешков, понимая, что этого для нашего улова явно не хватит. Не проходит и двух минут, как я отошел от лунки, как вдруг боковым зрением замечаю, что палка, словно веретено, мотается по лунке. Спринт к снасти - и вновь самодельным багориком вываживаю налима весом около трех с лишним кило.
> С очередной проверки возвращается Сергей, волоча на кукане не хилую по весу связку из шести налимов. Ну все, говорю, время четвертый час ночи, пора собираться, а тебе придется тут караулить рыбу от лисиц, пока я отвезу первую партию улова и вернусь на санях, запряженных жеребцом. Иначе на нашей «колбаске» придется еще три ходки делать!
> Дома сообщаю маме, какой у нас богатый улов, предположительно порядка центнера! Мамуля у меня в то время работала заведующей детсадом. Она, услышав новость, предложила сдать улов в столовую детсада, куда брали лишь налимов и щук – рыбу, в которой было по минимуму костей. Я с радостью соглашаюсь отдать свою половину и заявляю, что Сергей, взяв пяток рыбин, остальных тоже отдаст. За пятнадцать минут запрягаю своего жеребца, беру ружье в надежде по дороге встретить лису -беспредельщицу или куропаток, падаю в пышное сено и пускаюсь в обратный путь.
> Минут за тридцать добираюсь до места и пою продрогшего друга горячим чаем. Сергей за это время стащил в огромную кучу всю рыбу и, вдобавок, выудил еще с десяток рыбин. Сматываем, довольные до ужаса, снасти и грузим немного подмерзших и припорошенных снегом налимов, которые теперь напоминают бревнышки.
>Картина впечатляет!!! Сергей не мешкая, тут же загромоздился в санях.
>После загрузки саней нашим скарбом для меня остается только единственное место, и мне приходится ступить на задние полозья, благо, что не в первой это делаю. Вернувшись в деревню и выгрузив рыбу в сени, делюсь с напарником о плане сбыта улова, на что он без раздумий дает добро.
> Проспал я после той ночной вылазки почти до обеда.
>Разодрав глаза, спросонья интересуюсь у мамы, как она намерена поступить с налимьей печенкой, которую я очень обожал. Ответ меня просто потряс: " Этот деликатес обычно отправляется в отходы". Испросив разрешение на изъятие рыбьей печеночки, вызываю Сергея, и вдвоем быстро изымаем у налимчиков ценное лакомство.
> Вечером, вернувшаяся с работы мама, увидев, что товарный вид рыбы был напрочь испорчен, она очень расстроилась. Тогда она твердо заявила: "Рыбу в таком виде не примет! " Поразмыслив, предлагаю зашить животы у налимов при помощи большой иголки и капроновой нити. Маму я тогда уговорил и она на этот раз соглашается. Не знаю, как у меня хватило терпения в течение трех часов корпеть над каждым рыбьим брюхом, но во время этой хирургической операции я еще не уставал шутить. Так я маме предложил для увеличения веса рыбы в живот каждому налиму засунуть по кирпичу !
> На следующий день, загрузив с другом в сани весь улов, под восторженные взгляды односельчан мы поехали в садик сдавать рыбу. А через месяц я получил неплохое по тем временам денежное пособие, и, поделив его пополам с напарником, гордо вручил всю свою наличность родителям!
>А ведь я тогда учился всего-на всего в восьмом классе!


Рецензии