Танцевальный спектакль Алла

 
            Из серии "В России в 2019. Глава 19

Последним зрелищным мероприятием, на котором мне довелось присутствовать во время моего пребывания в России в 2019, был спектакль «Алла», показанный театром-студией Юлии Тагали «Музыка. Образ. Танец». Об этом художественном коллективе и воспитанниках Юлии я уже писала в очерке «Спектакли студии Юлии Тагали» (http://proza.ru/2019/02/10/2216).

Спектакль «Алла», посвящённый примадонне отечественной эстрады Алле Пугачёвой, был поставлен участницей студии Натальей Шведовой, которая давно является поклонницей творчества знаменитой певицы и даже написала о ней книгу. Свою постановку она приурочила к её юбилею. Наталье принадлежат аранжировка песен, стихи и отрывки из её книги. Я с удовольствием откликнулась на приглашение посетить спектакль, который должен был быть впервые показан в библиотеке имени Гоголя.

Перед входом в небольшой зрительный зал я взяла нечто вроде программки, в которой были указаны названия песен, под музыку которых должны быть исполнены танцы. Гостей пришло немного, и это дало возможность каждому из нас удобно расположиться в креслах и с интересом наблюдать происходящее на сцене. Перед зрителями на стене висел портрет примадонны, под которым было указано название спектакля. Как всегда на подобных мероприятиях, вступительное слово произнесла главный библиотекарь, руководитель литературно-музыкального салона «Гармония» Ольга Николаевна. Затем действо на сцене началось.

Спектакль был построен как серия танцев на сюжеты и музыку песен, в разные годы исполненных Аллой Пугачёвой. Вела спектакль Юлия Тагали. Я знала такие известные песни, как «Папа играет на трубе», «Примадонна», «Паромщик», «Миллион роз», «Старинные часы», «Настоящий полковник», «Женщина, которая поёт» и некоторые другие. В спектакле было исполнено много неизвестных мне песен, поэтому мне явно не хватало текста, чтобы понимать содержание танцев, однако в спектакле звучала лишь музыка. Работая над этим очерком, я прослушала песни, под музыку которых исполнялись танцы, и прочитала тексты, чтобы представить себе, какой образ певицы должны были воссоздать танцоры. Я искренне удивилась, узнав, что автором музыки большинства исполняемых Аллой произведений является она сама, а в этом спектакле использованы исключительно её собственные песни.
 
Зазвучала музыка песни «Мне судьба такая выпала», слова которой написал Илья Резник. Танец исполнила Наталья Шведова. Я увидела женщину без макияжа, с высоким лбом и длинными прямыми волосами. Алла поёт о своём месте на эстраде и о той боли, которую ей постоянно приходится испытывать, и я понимаю, что Наталья играет роль певицы.
                -    Разбросаю кудри рыжие
                Я на сцене, как всегда,
                И, погибнув, снова выживу,
                Чтоб опять прийти сюда!

Внешний облик Натальи не соответствовал облику Пугачёвой, но она постаралась приблизиться к нему, облачившись в яркое, свободное, оранжевое пончо.

Следующим был исполнен танец под музыку песни «Терема» на слова Аллы Пугачёвой. Его исполнила Татьяна Кареева, стройная женщина  в чёрном платье с изящной пелериной и чёрной шляпке.
                -   Понастроила сама
                Из надежд терема.
                И ищу я теперь
                Своего, того, в толпе.

Елена Лебедева танцевала под музыку песни  «Дежурный ангел» на слова Ильи Резника. На ней тоже было чёрное платье, украшенное большим серебристым шарфом. На вопрос ангела: «Ну, как живёшь, что спела, что не спела?», певица
                - … в ответ легко и беззаботно
                Ему сказала: "Всё, мой друг, прекрасно!
                Милы друзья, не в тягость мне работа
                Прилежна дочь и муж со мною ласков".

Следующим был танец под музыку песни «Я приглашаю вас на праздник». Текст этой песни также был написан Пугачёвой. Исполнила танец Елена Спиридонова. Она танцевала в лёгком светлом платье с цветами пастельных тонов.   
                -  Вы все дела свои забросьте.
                Я вас к себе сегодня жду,
                Хозяйкой жду, а, может, гостьей.
                Вы все дела свои забросьте.
                Я очень жду, я очень жду.

Дуэт в составе Олега Синицына и Веры Ждановой исполнил танец под музыку песни «Папа купил автомобиль». Забавный текст этой песни сочинил Олег Милявский, эстрадный конферансье и поэт. Алла с непревзойдённым талантом создала маленький спектакль о нерадивом родителе, который гордится своей не самой удачной покупкой. В спектакле папа появляется на сцене сначала один, с велосипедом, а потом весело танцует с Верой Ждановой.
                -  В доме волнение, шум, удивление.
                Это не сказка, а быль:
                Где-то за городом, очень недорого
                Папа купил автомобиль.
                С треснутой фарою, с дверцами старыми —
                Века прошедшего стиль —
                Где-то за городом, очень недорого
                Папа купил автомобиль…

Наталия Никитина  в зелёном платье исполнила танец под музыку песни «Я тебя так сильно любила» на слова Александра Алова.
                - Надоело ждать, перестала,
                Одинокой быть я устала,
                Я тебя сняла с пьедестала,
                И тебя как будто не стало.
               
Следующая выступавшая произвела на меня сильное впечатление своим чёрным платьем и большой чёрной шляпой. Это была Лариса Румянцева. Она танцевала под музыку песни «Не делайте мне больно, господа» на слова Александра Алова.

               - Hе делайте мне больно, господа.
                Я ветpена сегодня, я слаба.
                Хотела я отвлечься за кpутым столом,
                Hо на душе тpевога, в гоpле ком.               
                Пустите мой коpаблик, господа.
                Хочу я одного, хочу уплыть туда,
                Где волны бесятся и я в глазах тону.
                Хочу туда, где он, хочу скоpей к нему.

Песня «Свеча горела на столе…» на стихи Бориса Пастернака и музыку Аллы Пугачёвой является одной из моих любимых, исполняемых певицей. Под музыку этой песни танцевала Наталья Шведова. Зимняя ночь у Бориса Пастернака наполнена уютом и нежностью:
                - Мело, мело по всей земле
                Во все пределы.
                Свеча горела на столе,
                Свеча горела…

Следом за Натальей Шведовой на сцену вышла Юлия Тагали с танцем под музыку песни «И в этом вся моя вина» на стихи Ильи Резника.
                - И в этом вся моя вина,
                Что каждый взгляд твой понимаю,
                И в этом вся моя вина,
                Что боль, как радость, принимаю.

Воссоздавая образ Аллы Пугачевой, Галина Бычкова надела просторную, широкую блузку типа пелерины и яркую разноцветную юбку. Она исполнила танец под музыку песни «Осенний поцелуй» на  слова Игоря Николаева и музыку певицы.
                - Я прошу, не надо говорить неправду.
                Другом себя называть не спеши.
                Шорох листопада,
                Лунная соната -
                Всё, что мне надо сейчас для души.
               
Больше всех в образе Пугачёвой мне понравилась Татьяна Курепина. Она танцевала под музыку песни «Примадонна», автором слов и музыки которой является певица.
                - Словно раненая птица,
                С оперением золотым,
                На помост выйдешь ты,
                И вижу, вижу я тебя счастливой…
                Пой раненой душой, примадонна.
                Умирая каждый раз,
                Смейся в лицо судьбе, примадонна.
                Не привыкать тебе, примадонна,
                К роли страшной и простой -
                Быть звездой…
               
Эту  песню Алла Пугачева пела в финале конкурса «Евровидение» в 1997, в городе Дублине. К сожалению, Европа не оценила по достоинству эту замечательную песню, которая к тому же была блестяще исполнена. Эта песня в полной мере характеризует Аллу как сильную, волевую личность, не боящуюся бросить вызов судьбе и обществу. Татьяна в лёгкой, свободной тёмной блузе без рукавов и широких, лёгких темно-коричневых брюках своими стремительными, широкими движениями покорила меня. Она ближе всех была к реальному образу певицы и композитора.

В этом спектакле Юлия Тагали исполнила также танец на музыку песни «Скупимся на любовь». Автор слов - Илья Резник. Своей пластичностью и изысканностью движений Юлия сумела передать грусть, сожаление и запоздалое раскаяние, звучавшие в словах поэта.
                - Скупимся на любовь, скупимся -
                Холод в глазах.
                В беседах будничных и письмах
                Всё о делах.
                Не замечаем в людях искры
                И доброты.
                И только в час последний близким
                Несём цветы, несём цветы.
               
Последний сольный танец в этой программе исполнила Наталья Шведова. Она выступила под музыку песни «Пришла и говорю». Текст песни написала Белла Ахмадулина. Пугачёва неслучайно включила эту песню в свой репертуар, поскольку она полностью соответствует мироощущению певицы, её умению преодолеть в себе страх и робость, пройти над пропастью по канату.
                - Пришла и говорю: "Как нынешнему снегу
                Легко лететь с небес, в угоду февралю,
                Так мне, в угоду вам, легко взлететь на сцену...".
                Не верьте мне, когда
                Я это говорю!
                Измучена гортань кровотеченьем речи,
                Но весел мой прыжок из темноты кулис!
                По грани роковой,
                По острию каната,
                Плясунья - так пляши, пока не сорвалась!
                Я знаю, что уйду,
                Но я вернусь, раз надо –
                Так было всякий раз,
                Так будет в этот раз!

В завершение спектакля состоялся общий танец коллектива танцевальной студии под музыку песни «Ах, как живётся мне сегодня».
                - Ах, как живется мне сегодня,
                Ах, как поется мне сегодня...
                Ах, как смеется мне сегодня,
                Ах, как гуляется сегодня...
                Подарила мне судьба любимого,
                Долгожданного, терпеливого…
                И живу я теперь красивая,
                Несвободная, но счастливая…

Участники коллектива исполнили этот танец маленькими группами по два-три человека, а потом все вместе. Исполняли живо, весело, лихо, в точном соответствии с духом песни.

Вот и закончился этот удивительный спектакль, посвящённый певице. Передо мной предстал образ нежной, любящей, ранимой женщины. Но такой ли я знала Аллу Пугачёву всю свою жизнь, как только она яркой молнией вспыхнула на эстраде СССР?

Когда я впервые услышала её, то была потрясена. Первой песней, сделавшей её знаменитой, была песня «Арлекин». Привлекательная внешность, красивые серые глаза, сильный голос, артистическая манера и высокая техника исполнения, полная раскованность выдвинули её в первые ряды эстрадных певцов и певиц. С её приходом на сцену закончил свою артистическую карьеру народный артист СССР, всенародно любимый, в том числе и мною, Муслим Магомаев. Он, рафинированный интеллигент, понимал, что на эстраде теперь сложилась совершенно иная атмосфера.

Вскоре Алла создала свой сценический образ. Она предстала перед зрителями с огромной копной рыжих волос и огромным бантом на голове, в коротком платье и туфлях на высоких каблуках. Такой она была долгие годы, пока её бант не стал вызывать во мне недоумение. Мне казалось, что она уже давно переросла тот возраст, когда ещё допустимо носить его.

Она много пела, каждый раз создавая маленький спектакль. Я не могла не отдавать должного её таланту и музыкальности. И в то же время мне всегда казалось, что в чём-то она вульгарна. К тому же, о ней постоянно ходили слухи по поводу её бесконечных связей с мужчинами. Я не могла простить ей измену Абдулова, оскорбившего интимной связью с Аллой свою жену, утончённую красавицу Ирину Алфёрову. Лев Лещенко признавался, что  мало кто мог устоять перед взглядом больших серых глаз Аллы. Что уж говорить о её многочисленных замужествах. Два её последних мужа - один моложе другого - сопровождались чередой новых скандалов.

Алла оказалась не только любвеобильной, но и одной из самых влиятельных женщин страны и достаточно жёсткой по отношению к своим коллегам по сцене. Так было, когда, к примеру, она встала у руля музыкального фестиваля. Она также разрушила карьеру трёх певиц, которые могли бы стать любимицами публики, поскольку для этого у них были все шансы. Одной из них была Лика Стар, эпатажная красотка 90-х. Она приобрела известность благодаря песням «Одинокая луна» и «Падший ангел». Лика была настолько уверена в своей красоте, что закрутила  роман с Пресняковым младшим, зятем Аллы Борисовны. Пугачева не только перекрыла ей доступ к ТВ, но также сделала всё, чтобы Лике пришлось покинуть Россию. Я тоже считаю поступок Лики Стар аморальным, но и реакцию Пугачёвой на него не могу назвать адекватной.
 
И вместе с тем я уважительно отношусь к гражданской позиции Примадонны. Она не пытается подыгрывать власти, она самостоятельна и независима в своих суждениях, у неё трезвый взгляд на происходящее. Она принимала активное участие в политической и общественной жизни страны. Другими словами, певица – личность многогранная и далеко не ординарная. В ней воплотилось много совершенно разных качеств, порой, казалось бы, взаимоисключающих.
 
Поэтому, увидев в спектакле только нежную и любящую женщину, я не была удовлетворена созданным в нём образом «трепетной лани», о чём и сообщила Юлии Тагали. Видимо, так же считали и некоторые другие зрители. Спектакль имеет широкое название «Алла», а отображает лишь небольшую часть её личности – лирическую. Но даже в своих песнях она зачастую выступает настоящим борцом за своё место на эстраде и за своё личное счастье.

В итоге спектакль был доработан. Теперь в нём звучит текст в исполнении автора книги о Пугачёвой Натальи Шведовой и исполняется не только музыка, но и слова песен. По крайней мере, зрители будут иметь представление, что именно хотели бы представить танцоры. Так что теперь поклонники певицы и композитора могут посмотреть обновлённую версию спектакля «Алла».

В коллаже: слева - Наталья Шведова,
верхний ряд: 1 - Татьяна Кареева, 2 - Елена Лебедева, 3 - Елена Спиридонова,
4 - Лариса Румянцева,
нижний ряд: 1 - Юлия Тагали, 2 - Галина Бычкова, 3 - Татьяна Курепина,
4 - Олег Синицын,
            справа - Юлия Тагали.

   Конец серии.


Рецензии
Очень интересная идея и очень интересно рассказано, Алла.
Знаете, на днях по YouTube посмотрела юбилейный концерт Пугачёвой к её 70ти летию, сделанный как раз в 2019 году. Там тоже среди многих знакомых песен оказалось несколько новых для меня, хотя за её творчеством я всегда следила. Концерт сильный, проходных песен, на мой взгляд, не было. Но вот, что меня тронуло: я смотрела его сегодняшними глазами, зная, что певица уехала из России. Публика выражала искренний восторг, зал был полон любви и поклонения. И мне, честно говоря, стало больно. Не только за Пугачёву. За тех, кто потерял свою легенду, свой символ тоже. Как много потерь! Возможно не осознанных до конца. Но придёт время.
С теплом,

Лора Зелдович   07.08.2022 01:28     Заявить о нарушении
В очередной раз страну покинули самые образованные, самые талантливые, самые
по-настоящему любящие Россию люди, занимающие позицию, не соответствующую "генеральной линии".
С теплом,

Алла Валько   06.08.2022 23:58   Заявить о нарушении
Всё так, Алла.

Лора Зелдович   07.08.2022 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.