Он полюбил страдание...

Посвящается 60-летию памяти
святителя Луки Архиепископа Крымского
(Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого)

              «Пронзительный тоскливый крик чайки отвлек Владыку от духовных размышлений. Что-то давнее и такое родное. Вспомнилось прошлое: далекое и беззаботное детство. Подростком, он часто убегал на гору Митридат, с вершины которой открывался удивительный вид на руины древнего когда-то величественного античного городища Пантикапей – столицы могущественного Боспорского царства. Как «на ладони»,  представала панорама родного города и уютная Керченская бухта. Здесь, среди нежного степного ковыля, ласкающего ноги парнишки, Валентин предавался не только мечтательному воображению исторических сражений, но и длительным раздумьям о бытии...
              В пору предгрозового ненастья, он стоял на этой вершине, и штормовой ветер пытался бороться с ним, развевая белую рубашку, как мачтовый флаг парусника. Густые и вьющиеся кудри мальчугана поддавались направлению ветра, но только не он сам. Глядя на неспокойное море и потемневшее, затянутое кучевыми облаками грозное небо, он мысленно вел диалог с Богом,
и сам того не ведая неумело молился Неведомому Творцу мира. Его душа жаждала встречи с Создателем бытия, но он не знал, когда наступит этот час встречи с Истиной... Тогда, Валентин даже не мог и предположить, какой жертвенный жизненный путь предстоит ему пройти ради единства с Богом и во имя спасения людей».
             
              С. Прядка (Павлова) - из сборника «Дорогое моему сердцу»


            ОН ПОЛЮБИЛ СТРАДАНИЕ...

            «Религиозного воспитания я в семье не получил, и, если можно говорить о наследственной религиозности, то,
вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень набожного отца», – повествует архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
в воспоминаниях «Я полюбил страдание...», уже в преклонные годы на закате своей земной жизни.

            Колыбелью рождения и возрастания будущего святителя, архиепископа Луки Крымского, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, стал древний портовый город Керчь где 27 апреля 1877 года в благочестивой семье Феликса
и Марии Войно-Ясенецких,  родился их третий сын Валентин. В конце восьмидесятых, многодетная семья  Войно-Ясенецких  переезжает  в Киев.

            Уже в детские годы Валентин отличался особой нравственностью и способностями к графике. В Киеве одаренный юноша одновременно с гимназией окончил художественную школу и вступил в начало сложного периода выбора жизненного пути. Наблюдения и зарисовки церковной жизни, общение с паломниками и богомольцами Киево-Печерской Лавры оказало особое влияние на становление веры Валентина Феликсовича. Но зерно христианской истины дало всходы по прочтении им Нового Завета и стало «первым призывом Божиим на служение Ему».

            Юношеский максимализм и народнические стремления, смятение и раздумья о предназначении переполняют все его существо. Гуманитарий по натуре он имел интерес не только к живописи, но и к богословию, истории и философии. Он запрещает себе заниматься тем, что нравится и из народнических взглядов стремится быть полезным малообеспеченному люду. Усилием воли молодой человек преодолевает неприятие к естественным наукам и, в конце концов, перипетии судьбы приводят его к поступлению в 1898 году на медицинский факультет Киевского университета. Именно медицинское поприще, врачебной помощью, коего простой народ был лишен пользоваться свободно,  и отвечало его христианскому устремлению.

            Вся жизнь и труды Валентина Феликсовича были отданы Богу и людям. Чуткий к страданиям, он всегда выступал за справедливость и не шел на компромисс.  Целеустремленный молодой человек в период учебы в университете имени святого князя Владимира открывает для себя удивительный мир анатомии человека. Он не стал светским художником, но свой тонкий дар и «любовь к форме» обращает в дар искусного художника «в анатомии и хирургии».

            Осенью, в конце 1903 года Валентин Войно-Ясенецкий по окончании обучения в университете получает «диплом лекаря с отличием» и настроен на работу земского врача: «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», пишет он в своих мемуарах. Но, Русско-японская война внесла свои коррективы
и дала начало его медицинской практике в области военно-полевой хирургии.

            Ранней весной 1904 года состав медицинского отряда Красного креста среди которых, конечно же, был Валентин Феликсович, выезжает на Дальний Восток с последующей дислокацией в Чите. Молодой врач получает назначение на должность заведующего отделением хирургии и проходит практику военно-полевого хирурга. Отличный знаток топографической анатомии, Валентин Феликсович блестяще проводит сложнейшие операции.

            В госпитале он знакомится с медицинской сестрой Анной Васильевной Ланской, доброта и кротость, которой покоряют молодого врача. Красавица Анна, дала обет безбрачия, но горячая самоотверженность заведующего отделением не оставляет ее равнодушной и молодые люди заключают союз, закрепив любовь таинством венчания. Счастливые молодожены еще не знали, сколь тяжелым будет их семейный путь.

            После свадьбы и переезда к новому месту работы начались трудовые больничные будни земского хирурга Войно-Ясенецкого в Симбирской, а позже и Курской губерний. Слава об искусном хирурге и враче распространилась очень быстро. Отличительной особенностью его было нелицеприятие. Он видел только недуг и страдания больного человека, кем бы он ни был, и все силы и умение отдавал на исцеление страждущего.

            На практике Валентин Феликсович сталкивается с проблемами обезболивания и начинает, задумывается о новых методах регионарной анестезии. Для завершения научной работы, вместе с семьей он уезжает в Москву. Монография «Регионарная анестезия» с иллюстрациями, выполненными рукой автора, вышла в печать 1915 года в городе Петрограде.
Через год состоялась защита докторской диссертации. Исследовательский труд Валентина Феликсовича был отмечен
степенью доктора медицины. К этому времени в семье молодого ученого было уже четверо детей.

            Материальные проблемы побудили молодого ученого оставить столицу и вернуться к практике земского врача, но
уже в Саратовской губернии. Ученый и врач, Валентин Феликсович начинает самостоятельно изучать диагностику и терапию гнойных заболеваний и размышлять о новой книге «Очерки гнойной хирургии». Из письменных воспоминаний Владыки:
«Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: "Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа"». Спустя несколько лет, мысленное пророчество – Свыше станет реальностью.

            Весной 1917 года, неожиданно серьезно заболевает супруга Валентина Феликсовича и мать его малолетних детей –
Анна Васильевна. В надежде на исцеление жены, Валентин Феликсович с семьей срочно меняет место жительства из Переславля-Залесского на солнечный и теплый Ташкент.

            Принимая пост главного врача городской больницы, он своевременно открывает отделение хирургии. Началась гражданская война. Приходится работать днем и ночью, постоянно прибывают раненые. Новый режим принес массовые аресты. По клеветническому доносу, Валентина Феликсовича неожиданно арестовывают. Расстрела он избежал чудом. Его освобождают, благодаря известности, лучшего специалиста военно-полевой хирургии и выдающегося врача. Анна Васильевна угасала с каждым днем, но арест любимого супруга ускорил ее кончину. Четверо детей остаются без матери малолетними сиротами.

            Во всех этих трагических событиях уже можно усмотреть начало нового поворота в судьбе Валентина Феликсовича. Господь промыслительным образом ведет будущего Владыку через скорби и лишения к жертвенному служению. В строках 112 псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях», вдовец Валентин Феликсович видит указание Свыше, принять в дом приемной матерью осиротевших детей операционную сестру – бездетную вдову Софию Велецкую.

           «Все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции», пишет Владыка Лука. В воспоминаниях «Я полюбил страдание...» он свидетельствует, что после добровольного согласия этой удивительной женщины-ангела, нести подвиг матери приемных сирот, в семье Войно-Ясенецких София Сергеевна прожила много лет и благополучно вырастила детей, «но была только второй матерью для детей, ибо Всевышнему Богу известно,
что мое отношение к ней было совершенно чистым».

            Овдовевший Валентин Феликсович все силы отдает работе, но выкраивает время на посещение церковных богослужений и проведение миссионерской работы среди верующих собора Ташкента. С верой, полагаясь во всем на волю Божию, он идет  дорогой, ведомый промыслом Божиим. На предложение правящего архиерея принять сан священника, без колебаний  Валентин Феликсович – доктор медицинских наук смиренно дает согласие. Все осуществилось быстро: в ближайшее воскресение посвящение в диаконский сан, а через неделю на архиерейской литургии в праздник Сретения Господня 1921 года  – хиротония во иерея.

            Для нового режима это был вызов: профессор и священник! Но, он шел, не оглядываясь назад. Отец Валентин за два года самостоятельно постиг не только все церковные действа пастырской практики, но и продолжал миссионерскую и научную деятельность. В период Сталинских политических репрессий и начала церковного раскола отец Валентин тайно принимает монашеский постриг с именем Луки. В Пенджикенте 31 мая 1923 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Ташкентского и Туркестанского.

            Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) остался верным Патриарху Тихону и продолжал стойко нести свой новый крест жертвенного святительского подвига в условиях последующих одиннадцати лет тюрем и ссылок.

            Так, после нового ареста, епископа Луку с «клеймом» политического преступника отправляют в Москву, где он проходит все тяготы Бутырской, а затем и Таганской тюрем. В начале зимы 1923 года по этапу его направляют в первую сибирскую ссылку в Енисейск, а затем в Туруханск – ссылку, которая закончилась в январе 1926 года. Но, где бы, ни пребывал Владыка Лука, он самоотверженно продолжал нести подвиг священника и врача.

            По возращении из Красноярска в Ташкент, авторитет репрессированного архиерея продолжает беспокоить местные власти. Новые «хождения по мукам» начались с ареста 6 мая 1930 года. Год страданий в тюрьме и отправка епископа Луки
во вторую ссылку в Архангельск, где он пробыл до ноября 1933 года. В ссылке, не оставляя врачебного поприща, Владыка продолжает работу над монографией «Очерки гнойной хирургии», которая вышла в печать осенью 1934 года.

            После возвращения из второй ссылки – до 24 июля 1937 года – Владыка Лука спокойно работал в Ташкенте в Институте неотложной помощи, где в его распоряжении была главная операционная. По ложному обвинению в шпионаже в пользу иностранной разведки и якобы убийствах, его снова арестовывают и отправляют в карцер. Виновным Владыка себя не признал. Он прошел жесточайший «конвейер» – пытки, побои и издевательства, результатом которых стало осуждение подследственного архиерея, и ссылка в Красноярский край на пять лет.
 
            Весна 1940 года – третья и последняя ссылка Владыки Луки. Ссыльный епископ-хирург работает в больнице районного центра Большая Мурта (110 километров от Красноярска). Началась Великая Отечественная война. Искусный хирург – Владыка Лука добровольно предлагает свою помощь: опыт практика военно-полевой хирургии и знания доктора медицинских наук для лечения раненых Советской армии. В тяжелое военное время для России, труд Владыки Луки (Войно-Ясенецкого) был неоценим. Он неустанно работает не только практическим хирургом, но и получает назначение «консультантом всех
госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя». Колоссальный опыт и труд его был признан и
принят с благодарностью.

            Ссылка закончилась летом 1942 года и уже осенью Владыка Лука по возведении его в сан архиепископа, получает направление на Красноярскую кафедру, где продолжает наряду с архиерейским служением, нести подвиг хирурга.

            Надо сказать, что это было время, когда церковная жизнь в Восточной Сибири, да и в других регионах России пришла
в упадок. Сказались репрессии священства, храмы были разрушены, приходы закрыты. Самозванцы и мошенники вводили
в заблуждение простой народ. Это было время настоящего духовного голода. И в этих условиях Владыке Луке пришлось самоотверженно поднимать – по времени назначения – бывшие в запустении кафедры Красноярска, Тамбова и Крыма. Пребывание в заключениях и длительных ссылках сказалось на его здоровье, но не сломило стойкий  дух человека долга – Владыки и врача.

            Составитель – Светлана Павлова
          
            07.06.2021

            Владыка Лука (Войно-Ясенецкий). Алушта. – фото из интернета


Рецензии