Первая русская, которая захотела летать

Дождь лил не переставая .  Девушка стояла у гостиницы с правой стороны Коломяжского шоссе, и никак не решалась в нее войти.
« Зайду, постучусь, ну что я скажу? Скажу: Здравствуйте, я хочу летать!» - думала она про себя.
« Барышня, вы что, с ума сошли? ( Наверняка так ответит) У меня нет желания тратить время даже на разговор с Вами!» .
Преодолевая женскую стыдливость, промокнув до нитки, девушка  все-таки зашла в гостиницу.
- Мадам, вам номер или Вас ожидают? – спросил метрдотель.
- Нет, не ждут. Но мне нужно поговорить с одним джентльменом, - ответила девушка, опустив глаза.
Свет ламп осветил лицо незнакомки.
- О, не может быть! – вскрикнул служащий – Я  поклонник Вашего таланта! Могу хотя бы поцеловать Вам руку?  Считаю за честь видеть Вас! Чем могу служить?
- Мне нужно видеть Михаила Ефимова. Вы можете пригласить его спуститься вниз, поговорить со мной?
- Да, мадам. Присаживайтесь. Я мигом.
Через некоторое время, по лестнице стал спускаться рослый, очень хорошо сложенный мужчина.
В его лице была интрига, его ждала незнакомая барышня! И как уже было понятно, что его предупредили, что она необыкновенно хороша и очень знаменитая  певица Молли Мор.
Для двадцатилетней девушки, даже актрисе, видеть так близко мужчину, в которого она была безумно влюблена – оказалось целой пыткой!
Она со всей силой  сжала в руке перчатки.
Михаил Никифорович уже привык к женскому вниманию. Разбалованный и разборчивый красавец-пилот, был заинтригован. Эта встреча обещала, быть может, ему романтическое увлечение, коих было неисканчаемо много за последнее время.
- Мадам, - произнес он, целуя руку - чем обязан столь неожиданному визиту?
Молодые люди встретились глазами.
К такому прямому и твердому взгляду,  Михаил не был готов.  На него не смотрела очередная барышня, пришедшая признаться в любви.
На него смотрела женщина, знающая себе цену.
Интрига еще больше закручивалась как спираль.
- Так чем обязан, барышня?  Михаил Никифорович Ефимов, к Вашим услугам.
- Меня зовут Любовь  Александровна.  Молли Мор – это театральный псевдоним.
- Да, Любовь Александровна, слушаю Вас.
- Михаил Никифорович, я хочу летать как Вы.
Голос девушки задрожал.
- Что? Что Вы сказали? Хотите летать? На чем?- переспросил пилот.
- Летать на самолете как Вы – уже с большей твердостью в голосе, произнесла собеседница.
- На самолете? Да Вы с ума сошли! Летайте себе на сцене, обвернувшись в кружевные юбки! Это Вам больше идет, поверьте!
-Я сама решу, на чем мне в небо подняться! На кружевах или крыльях!
С этой фразой Михаил уже увидел перед собой совсем другую женщину, способную  взглядом поднять и опустить.
Она уже была с твердой верой и твердым решением и твердыней в голосе.
- Полет – это риск, Любовь Александровна. Недавно я потерял друга Льва Мациевича, а он был потрясающим летчиком. Не женское это дело – авиация. Или Вы, таким образом, на себя хотите обратить внимание? Вам мало славы?
-  Славы мне предостаточно! Я летать хочу! И мне надоело развлекать публику песнями. Это и без меня могут делать другие! Актрисой я стала, потому, что родилась в бедной петербургской семье, где каждая копейка на счету. И ее надо зарабатывать на жизнь.   Поверьте, слава от пьяных мужских  возгласов в ресторане « Вилла Роде», меня не устраивает.  Сегодня увидела истинное чудо! Я хочу летать как Вы!  Хочу чувствовать  крылья за спиной.  Хочу  оторваться от этой земной тяжести. И кто и когда решил, что Авиация – мужское дело?
Михаил был очарован девушкой.
Она показалась действительно похожей на птицу. Красивую и свободную.
- Давайте договоримся так: я завтра Вас покатаю, если не будет лить дождь как давеча. Не побоитесь?
- Нет! Я с Вами ничего не испугаюсь!
- А сейчас, я Вас провожу домой, уже поздно.
Зонт раскрылся как парашют над молодыми людьми, которые зашагали вдоль дороги.
27 апреля 1910 года на редкость выдался солнечным.
Толпы народов просто атаковали ипподром, где проходила  Первая Авиационная неделя.
Это был первый наш МАКС!
Здесь были Уточкин, Лебедев, Руднев, Горшков – короли неба и русской авиации!
Крепко жал руку Ефимову  профессор - математик Николай Егорович  Жуковский.
Прилетели  иностранные летчики на своих самолетах:  Латаман, Моран, Винцерс.
Все пространство заполнили молодые люди. Их сердца рвались в одном едином порыве в бесконечное небесное пространство!
Сколько уж времени прошло с тех пор, но ничего не изменилось.
Все так же эта бесконечная мистерия не дает покоя «заболевшему» авиацией молодому сердцу!
И все так же собираются толпы влюбленных в небо и авиацию зевак, что бы увидеть это Чудо!
Чудо полета!
Но вернемся к нашей бесстрашной героине, которая раз и навсегда решила изменить свою жизнь.
Ветер целовал ей щеки. Она была потрясена от увиденного с высоты.
Решение было окончательным - она будет пилотессой!
Целую зиму она во всем себе отказывала, накопив денег,  а по тем временам это была очень большая сумма – 1000 рублей, весной 1911 года, Любовь  отправилась в  Гатчинскую Школу Воздухоплавания «Гамаюн» к инструктору И. В. Евсюкову.
Любе живется крайне трудно. С рассветом она несется в школу и возвращается за полночь. Но ничего остановить ее не может. Утром полеты, в обед – репетиции, вечером – концерт.
Она чувствует самолет, Евсюков замечает это, он дает ей задания, которые требуют мысли, не просто технического исполнения. И она сажает всегда самолет с необычной легкостью. Словно легчайшее перышко! Ее женской гармонии  подчиняются небо и самолет.
И вот долгожданное мгновенье 22 октября! Люба держит диплом пилота с номером 59, с правом пилотирования самолетов типа « Фарман». Все! Теперь на  авиационный завод и начинается новая жизнь!
Но все попытки устроиться пилотом, были тщетны.
Оставаться на сцене или продолжать штурмовать ненадежный и вечно изменчивый воздушный океан? Что выбрать? И небо не отпустило ее.
Оно схватило хрупкое женское сознание до такой степени, что вырваться из этого плена, уже было невозможно.
Весной 1912 года, имя  певицы Молли Море навсегда исчезло со столичных  афиш.
Но появилось новое имя – авиарисса Любовь Голанчикова!
Безумно красивая женщина пикантно затянута в кожаный костюм, опирается на крыло старенького «Фармана» - ново, любопытно, красиво и восхитительно!
На втором «МАКСе», Люба опираясь на палочку и прихрамывая ( была травма после падения ее самолета в Риге 2 мая 1912 года), появилась перед друзьями- пилотами.
Голанчикова обладала безумной летной интуицией, она была точнее приборов в то время, которых было так мало. Об этом ходили легенды!
Она прекрасно ориентировалось в ночном небе, за что ее и прозвали Ночная ведьма. Но Люба не обижалась. Даже наоборот, считала это прекрасным комплиментом для женщины- авиатора.
Ее приглашают посмотреть новые машины, она сама их начинает «пробовать».
К ее замечаниям стали прислушиваться. Ее уважали.
Так появилась в истории авиации Первая женщина летчик – испытатель.
Даже надменный и самоуверенный Антонни Фоккер, который в то время считался крупнейшим новатором, просил, целуя руку Фройлен Голанчикову полетать на его аппарате.
Это ее был настоящий взлет и успех!
Но прервемся на этом мгновении. На этом прекрасном мгновении, когда красивая, молодая женщина  ощутила себя в полной мере Царицей Неба.
Потому, что за этим мгновением, начнется период настоящих испытаний, потерь и разочарований.
Не найдя работу в России, Любовь  улетит по приглашению Фоккера в Париж и будет летать на его самолетах, будет безумно тосковать по Родине, совершая свои подвиги на чужбине.
Любовь Александровна будет первой женщиной, которая установит мировой рекорд высоты, поднявшись на высоту 2200 метров, совершит ночные полеты над гористой местностью (а это для летчика всегда риск), была настоящим новатором фигур высшего пилотажа, понимая, что при выполнении глубоких виражей происходит изменение функций рулей самолета.
Была дружна со всеми знаменитыми летчиками своего времени. В нее был влюблен Петр Нестеров.
С невероятными трудностями, вернувшись в Россию, отдав свой самолет  «Вуазен» фронту, в период Первой моровой войны, приняв революцию, став инструктором для молодых пилотов, она все же иммигрировала.
И мало кто знает, что уехала она вслед за Игорем Сикорским. Сначала в Париж, затем в Америку. В женском сердце было желание   сильнее полета, желание – любить. Но Игорь Иванович уже любил другую женщину, а ей смог предложить только техническую работу у себя.  Летать ей уже не позволял возраст. Люба работала  простым водителем автомобиля…
Первый полет Любови Александровны Голанчиковой, был очень скоротечный, но длиною в жизнь.
Умерла она одна, в полном забвении и одиночестве…


Рецензии
Здравствуйте,уважаемая Лидия. Большое спасибо за интересную и познавательную публикацию. В Российской империи было известных несколько женщин-пилотов, процитирую:
"Первой летчицей, получившей официальный документ в России – летный диплом, или бреве, как его тогда называли, стала дочь генерала, героя Балканской войны Виссариона Зверева – Лидия Зверева. Она была младшей из трех сестер. Детство провела в крепости Осовец, где ее отец был комендантом.
В 1910 году после окончания Мариинского института благородных девиц Зверева, уговорив отца, поступила в летную школу «Гамаюн» под Гатчиной. Она внесла 400 рублей за обучение и 600 рублей – на случай поломок аэроплана и с июня 1911 года приступила к учебным полетам на «Фармане-4». В августе того же года прошел и ее первый самостоятельный полет. 23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора под № 31.
---------------
Следом летный диплом получила родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба Артура Анатры – Евдокия Анатра. Она успешно закончила в Гатчине школу Первого Российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» 3 октября (16 октября по новому стилю) 1911 года, получив диплом авиатора за номером 54.
----------
И безусловно, наиболее выдающаяся Любовь Александровна Голанчикова.
------------
С уважением.

Александра Вежливая   04.09.2022 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое за заметку. Женщины авиаторы России - особенные.
Они все безумно красивые. Достойные. Они благословленные Небом!
Мы должны о них всегда помнить и рассказывать о них детям.
Это наша история! Наша гордость!
С уважением, Лидия

Лидия Сикорская   04.09.2022 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.