Слог, или Магия слов

      Вероника спросила Аполлинарию:

     - А что у нас сейчас, по расписанию?

     Аполлинария посмотрела в расписание, и увидела, что там, на данное время, назначено учебное занятие по учебной дисциплине "Слог". Занятие по дисциплине творческого, писательского семинара вёл интересный мужичок. Небольшого роста, но с большой лысиной. Говоря, по старинному, - плешью. Поэтому занятие обещало быть интересным:

     - Люди привыкли придумывать много лишнего, а между тем слог или авторская, сочинительская манера, или стиль языка конкретного автора есть всего лишь то, как человек соединяет слова в предложения или абзацы. Вот пример безобразного слога: "Я сразу им выдал. Словами. Чего сразу дракой морду бить? А побазлать, побазарить в начале? Успокоения нервов для.Нельзя, что ли? Ну, взбесился ты. Шерсть не так гребёнкой провели. Не сразу же кинься надо. Когда слова чужака поперёк башки, - прикинь мозг. Перед тем, как руки размахивать. Дыхни во внутрь, выдыхай, - на улицу. И когда усёк, что сбрехнул мозг. Так, что не отмажешь. Когда уразумение мозгами рвёт, что по-другому, -никак. Взбесился, и уже нет удержу! Вот тогда только руками употребляй!"

     - Получается, безобразный слог, - это как у Булата Окуджавы, в "Жене, Женечке, Катюше": "В Одессе есть много таких вещей, которых не бывает других городов"! - произнесла Аполлинария.

     - Можно и этот пример привести. Ничего обидного, для одесситов, нет, что некоторые их устные тексты можно безобразным слогом назвать, - сказал лектор, или наставник, или коуч, или тьютор. я 

     - А почему не обидно одесситам, если их тексты безобразным слогом назвать? - спросил молодой писатель, в футболке, с шортами, седыми висками и в сандалиях на босу ногу. 

     - Да потому что экспрессивнее безобразного слога не! И тот сочинитель, которому ничего, кроме экспрессии, для читателей, не надо, может экспериментировать, как Михаил Зощенко, с одним только безобразным слогом. А кроме безобразного слога есть ещё такие чистые, цельные слога, как технически точный, ТЭТЭ, как Тульский Токарева. Вычурный слог. Причудливый слог. Художественный слог. Утончённый слог. Это всё чистые, цельные слога. И больше всего экспрессии именно в безобразном слоге. А уникальный, авторский слог или сочинительский стиль является уже смешанным?

     - А как нам экспрессию понимать? Как яркость текста, его эмоциональную выразительность? - влезла в ход занятия Вероника

     - Я бы сказал, как насыщенность! - заявил мужичок-лектор.

     - Чем насыщенность? -не успокаивалась Вероника.

     - Девушка, нельзя же так! Всё время к лектору придираться, так, что мы никак дослушать не можем! - возмутилась женщина в белой шляпе с широкими полями, в платье с цветами и блокнотом для записей и карандашом, хорошо отточенным, в руках.

     Лектор не возмутился пылкостью и наглостью Вероники, а спокойно сказал:

     - Насыщенность особого рода энергией, её можно и ментальной, и психической назвать. В технически точном слоге такой энергии мало, почти нет: "Осмотр места происшествия осуществляется по ходу часовой стрелки. Дверь в помещение расположена в северном направлении. За дверью находится небольшое, не обставленное мебелью пространство. Здесь стоят  три пары обуви владельца и жильцов помещения. Дальше расположены, буквой "Г", книжные шкафы, с полками заставленными книгами".

     - Скучно, - сказала Вероника и зевнула.

     - Технически-точный слог вырабатывается у детективов, патологоанатомов или прозекторов, вскрывающих трупы,у экспертов криминалистов, техников-экспертов и врачей, - невозмутимо пояснил лектор-коуч.

     - Понятно, почему врачам, - Вересаеву, Булгакову и, конечно, Чехову, Антону Павловичу, захотелось стать сочинителями. Им было скучно, одним только технически точным слогом, писать анамнезы, диагнозы, планы лечения и эпикризы, - блеснул образованностью молодой сочинитель, с седыми висками и в шортах с футболкой.

     - Когда авторам хочется усовершенствовать свой технически точный слог, тогда и появляются вычурный и причудливый авторские слога.

     - А между ними есть различия? - опять перебила лектора Вероника.

     - Вычурным слог становится, когда автор начинает разбавлять технически точный текст кажущимися ему красивыми и даже прекрасными словами. Лишними словами предложения вычурного слога перегружаются, так, что читать их становится невозможным, а абзацы становятся такими пёстрыми, что неизвестно что начинает мельтешить перед глазами читателя. Автор причудливого слога экспериментирует не с лишними словами, а с их сочетанием, но, в отличие от авторов безобразного слога, может утратить значительную долю экспрессии, то есть психической или ментальной энергии текста. Утончённый слог обходится  без лишних слов, а правильность или неправильность сочетания в нём слов становится незаметной для читателя, потому он воспринимает такой текст легко, со всей, сохранённой в нём, энергией текста.

     - Приведите, пожалуйста, пример художественного слога, - на это раз, неожиданно для себя, задала вопрос не Аполлинария, и не Вероника, в дама в цветах и широкополой белой шляпе.

     -"Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучи стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури".

     Вероника захлопала в ладони и радостно воскликнула:

     - Я знаю, из какого это романа!

     - И я знаю, что из "Дворянского гнезда". Недавно перечитала! - поделилась со всеми Аполлинария.

     - Тургенева? Ивана Сергеевича, что ли? Художественный слог? - сердито проворчала женщина в цветах со шляпой и что-то записала, карандашом, в блокнот.

     - Не рекомендуется овладевать вычурно-причудливым, утончённо-художественным и технически точным и, одновременно, безобразным слогом. Это всё пример жуткого перебора в средствах выразительности. А вот безобразно-утончённый слог, как у Леонида Иванович Добычина, вполне художественный и приемлемый: "И, держа на полдороге к губам чашку, значительно глядела на отца.// Он дунул носом.//Правозаступник принялся рассказывать таинственные случаи. В тени на письменном столе показывал зубы череп".

     - А какой, по вашему мнению, слог у Андрея Платонова? - деловито спросила Аполлинария.

     - Технически-точный и, одновременно,причудливый: "Лошадь чувствовала благодарность и с усердием вдавливала попутную траву в её земную основу. Копёнкин особо не направлял коня, если дорога неожиданно расходилась надвое. Пролетарская Сила самостоятельно предпочитала одну дорогу другой и всегда выходила туда, где нуждалась в вооружённой руке Копёнкина. Копёнкин же действовал без..."

    - Чего вы нам, с Платоновым, с его "Чевенгуром"? - перебили лектора седые виски, с шортами и сандалиями на босу ногу.

     - Ничего. Просто для примера уникального, авторского и при этом художественного, технически точного и, одновременно, причудливого слога. И никакой это не жуткий эксперимент над русским языком: "Дванов в душе любил неведение больше культуры: невежество - чистое поле, где ещё может вырасти растение всякого знания, но культура - уже заросшее поле, где соли почвы взяты растениями и где ничего больше не вырастет".

     - Интересно. Похоже на коаны из дзен-буддизма, - сделала дама в платье с цветами широкими, шляпы, полями. 

     - Ничего удивительного! Ведь это художественный слог! Из всех возможных видов магии, самой реальной является именно...- произнёс мужичок-лектор, и остановился, будто ждал, что его перебьёт Вероника.

     - А какие по-вашему есть виды возможной магии? -действительно спросила Вероника.

     - Все не назову, но знаю точно, что возможны магия живописи. Магия перемещений. Магия слов. Магия стихий. Магия трансформации. И магия человека. Из всех них самой реальной является слог, то есть магия слов.

     -Ну, как же, - только магия слов? А в живописи магия, - разве не реальная? - уточнила Аполлинария.

     - Не во всех её полотнах. И не для каждого зрителя. А магия слов, если она есть в авторском, художественном слоге, воздействует на всех, кто умеет читать, но по-разному. Магию живописи, театра и, главное, - магию человека, рассматривают, когда придумывают сюжет для текста, с его авантюрой или интригой. Но это вам уже говорили, на занятиях по композиции или архитектонике текста.

     - Не говорили, - расстроилась дама в цветах и широкополой шляпе. 

     - Ещё скажут! Обязательно! - обнадёжил лектор.

     В помещении находились и те начинающие сочинители, которые не участвовали активно в занятии, но всё слушали, слышали и даже записывали.      
      


Рецензии