Ватиканский обелиск
Всякий раз заезжая в Ватикан слева от храма, папа Cикст V видел перед собой обелиск, стоящий неподалеку от стены собора. Упираясь в него взглядом, понтифик понимал, что стоит обелиск не на должном месте, и прикидывал, куда бы его перенести.
Едва войдя в свои покои, Сикст, призвал секретаря.
- Любезнейший, поскорее собери мне всё, что известно о нашем ватиканском обелиске. А то я, возвращаясь из города, неизменно натыкаюсь на него. И сознаю, что стоит он не там, где надо.
Зная нетерпеливый и любознательный нрав понтифика, секретарь на другой же день, с утра пришёл с подробным докладом.
- Согласно сведениям, почерпнутым в «Естественной истории» Плиния Старшего…
- Это тот, кто был советником у Флавиев?
- Да, особенно с императором Титом дружил. И погиб 24 августа 79 года во время извержения Везувия.
- В Помпеях?
- Нет. Он был на другом берегу залива, но когда началось извержение, он отправился туда, чтобы попытаться спасти своих друзей.
- Ну, должно быть, из любопытства тоже… Ну, и что? Там погиб?
- Да не совсем. Он отравился серными парами от извержения и вскоре умер.
- Жаль. Ещё бы что интересного поведал нам.
- Да, он ведь был на диво трудолюбив. Всё читал и всё записывал. И в дороге, и за обедом, и по ночам. Даже в бане и то делал заметки. Считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям.
- И то верно. Однако, что он пишет про обелиск?
- Обелиск выполнен из розового египетского гранита. Сначала он стоял в Гелиополисе, на вилле Нунсора, сына легендарного египетского фараона Сенурсета III. Эти монументы такие же древние, как пирамиды. Их начали возводить в Египте примерно за четыре тысячелетия до н.э. и всегда посвящали солнцу. Египетское название обелиска «ман» переводится как "солнечный луч". А так как пирамидальную верхушку обелиска обычно покрывали блестящей бронзой или медью, то обелиск действительно напоминал застывший на земле солнечный луч.
После присоединения Египта к Римской империи в 30 году до н.э. император Август перевез этот обелиск в Александрию, установил его на центральном форуме и посвятил Цезарю.
- А в Рим кто его перевез?
- По приказу императора Калигулы в 40 году его перевезли в Рим на огромной 80-метрой барже. Причем подушкой для этой глыбы служил дополнительный, полезный груз - тысяча тонн чечевицы.
- Ловко!
- В порту Остии, однако, возникла проблема: огромная баржа не проходила в устье Тибра. Тогда обелиск бережно перенесли на берег, потом выгрузили чечевицу. А баржу снова загрузили… Но уже мешками с цементом. Она опустилась на дно, мешки с цементом окаменели и стали основанием для дополнительного мола в порту.
- Дельно придумали.
- А наш обелиск установили в центре цирка Калигулы. Потом он стал Нероновым, и после известного римского пожара свирепый император казнил там христиан.
- Да, и Святого Петра тоже там распял.
- В 333 году, как вы помните, император Константин построил первый храм, посвященный первоапостолу. А обелиск, как стоял, так и остался стоять.
- Остальные обелиски ведь все попадали, а этот единственный устоял. По воле Святого Петра. Не иначе! Теперь надо найти ему достойное место, где-то в центре площади.
- Ваше Святейшество, помнится, папа Павел II уже предлагал решить эту задачу болонскому архитектору Аристотелю Фьораванти. Он, было, согласился, но вскоре папа умер, а потом там мутная история случилась с изготовлением фальшивых монет… В конце концов, Фьораванти уехал с русским послом в Московское княжество да там и остался.
Кстати, Микеланджело в свое время тоже предлагали перенести этот обелиск.
- Вот он бы смог.
- Но великий мастер прикинул "А что, если обелиск разобьется?" И не отважился на это рискованное предприятие.
Сикст задумался ненадолго.
- Знаешь что, любезный, созови-ка ко мне на совещание всех архитекторов и строителей.
Вскоре пятьсот известных архитекторов и инженеров собрались в Ватикане, и понтифик изложил свой план.
- Задумал я за четыре летних месяца, покуда нет дождей и грязи, перенести наш ватиканский обелиск в центр площади перед собором. Неделю вам на размышление……
Большинство градостроителей, задавшись тем же вопросом, что и знаменитый Микельанжело, отступились сразу. Другие утонули в бесконечных и кропотливых расчетах.
В означенный срок к понтифику явился его доверенный архитектор Доменико Фонтана с бумагами, расчетами и рисунками.
- Ваше Святейшество, чтобы переместить обелиск высотой 25 метров и весом в 332 тонны вот сюда, в геометрический центр площади…
Понтифик с интересом склонился над чертежами.
- Мне надобны будут 900 рабочих, 75 лошадей и 40 лебедок. Они должны будут приводить в действие вот эту сложную конструкцию из подъёмников, роликов и канатов. По счастию, сама природа нам в помощь. Ведь площадь от собора идёт под уклон, что облегчит задачу.
Сикст 5 дал высочайшее согласие на исполнение проекта. За день до начала работ папа лично благословил архитектора на трудное и опасное предприятие. Утром Фонтана вместе со всеми рабочими отстоял мессу и причастился. О дальнейших событиях рассказывает одна из самых известных римских легенд.
Предвидя сложность и опасность работ, архитектор добился, чтобы по указу папы площадь была огорожена, а всем рабочим и толпе любопытствующих было предписано хранить абсолютное молчание. Нарушителя ждала смертная казнь. Рассказывают, что для острастки на площади даже соорудили виселицу, у которой стояли палач с подручными.
Был жаркий летний день. В полнейшей тишине архитектор с высоких лесов, размахивая флажками, отдавал необходимые распоряжения. Обелиск осторожно и бережно перенесли на новое место и установили на постаменте. И тут случилось непредвиденное, от чего кровь застыла в жилах присутствующих. Удерживающие обелиск канаты ослабли, и колоссальная громада стала медленно и неуклонно клониться. Катастрофа казалась неминуемой. Неожиданно в гробовой тишине, царившей на площади, раздался повелительный крик: "Воду на канаты!"
Команду отдал генуэзский моряк Джованни Бреска, приехавший в Рим подработать. Зная свойства пеньковых канатов, он мгновенно принял единственно правильное решение, способное предотвратить катастрофу. Его приказ был немедленно выполнен. Под действием влаги канаты дали усадку, и обелиск выпрямился.
Но закон есть закон, и отважного моряка привели к папе на суд. Сикст V, конечно же, простил нарушителя и даже решил наградить его. Генуэзский моряк оказался человеком опытным и дальновидным. Он испросил вознаграждение, вызвавшее у присутствующих улыбку. Памятуя о пальмах, в изобилии произрастающих в его родной Лигурии, Бреска пожелал, чтобы ему и его потомкам была оказана честь - поставлять в Ватикан в канун празднования Пасхи пальмовые ветви. Папа предоставил ему желанную монополию.
С той поры накануне Светлого Воскресенья из лигурийского городка Бордигера отправлялись суда, груженые пальмовыми ветвями. Приближаясь к Риму, капитан закреплял на мачте пальмовую ветвь. Эта «пальма первенства» обеспечивала беспрепятственный проход судов в порты Вечного города, где их без промедления разгружали и перевозили в Ватикан. Трудно поверить, но давняя привелегия сохранилась, и род Бреска нажил порядочное состояние и благоденствует поныне.
По традиции в последнее воскресенье перед страстной неделей, в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда горожане приветствовали Христа пальмовыми ветвями, участники торжественных процессий и богослужений по сей день, как и прежде, несут пальмовые и оливковые ветви.
(Кстати, слово паломники пошло именно от пальмовых ветвей, с которыми пилигримы ходили по святым местам).
******
Древний обелиск стоит на новом месте уже пятое столетие. По преданию, в давние времена на верхушке его была закреплена золотая урна с прахом Юлия Цезаря. Когда при перенесении обелиска в центр площади, урну вскрыли, в ней не обнаружили ничего, кроме уличной пыли, залетевшей через проржавевшие отверстия. Впрочем, через те же отверстия ветер мог выдуть за 15 веков и прах Цезаря. Сейчас эта урна хранится в музее на Капитолии, а с вершины обелиска в небо возносится бронзовый крест, под которым расположена дароносица со святой реликвией Креста Господня.
Римляне, с завидной рачительностью хранящие мельчайшие свидетельства прошлого, отметили старое местоположение обелиска. Этот мраморный круг вмонтирован в брусчатку, слева от собора на внутренней территории Ватикана, за спинами стоящих на страже швейцарских гвардейцев.
Век спустя, в 1656 году, площадь вокруг обелиска была окружена великолепной коллонадой Бернини. В 1817 в брусчатку вмонтировали изображение розы ветров, меридиан, и два диска, отмечающие дни летнего и зимнего солнцестояния. Тень от обелиска в полдень падает на знаки зодиака.
Есть на темной брусчатке площади и мета недавнего времени - окрашенный красным камень на том месте, где 13 мая 1981 года 24-летний турок Али Агджа совершил покушение на папу Иоанна Павла II.
В 1929 году после заключения латеранских соглашений, которые урегулировали отношения между Италией и Святым престолом, Муссолини решил проложить улицу Кончильяцьоне (Согласия). Взобравшись на крышу одного из старых зданий, Дуче нанес первый удар киркой. Дальше за работу взялись архитекторы Пьячентини и Спаккарелли. Переместив часть ценных исторических зданий и разрушив ветхие строения, они проложили улицу, ведущую от замка Святого Ангела прямиком к площади и собору Святого Петра.
В конце года рядом с обелиском устанавливается ёлка, и сооружается самое большое в Риме Презепио (то есть картина Рождества Христова с фигурами Младенца, Богородицы, Иосифа, пастухов и волхвов, приносящих дары). По традиции накануне Рождества люди всех возрастов и национальностей приходят сюда, чтобы мысленно вернуться к великому дню, с которого берет начало новая эра.
P.S. На древней фреске, сохранившейся в Ватиканской апостольской библиотеке, воспроизводится сцена переноса обелиска в центр площади Святого Петра.
Свидетельство о публикации №221061400840