Выпуск 8. Правописание глаголов

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 8. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
В  восьмом выпуске проекта десять разделов

Первый (базисный) уровень
Раздел 1. Глагол как часть речи
Раздел 2. Выбор безударного суффикса в неопределенной форме глагола
Раздел 3. Глагольные суффиксы на ВА
Раздел 4. Глаголы в прошедшем времени
Раздел 5. Повелительное наклонение глаголов
Раздел 6. ТСЯ и ТЬСЯ  в глаголах
Раздел 7. Личные окончания глаголов

Второй уровень
Раздел 8. Особенности решения орфограммы «Личные окончания глаголов»
Раздел 9. Дополнительные сведения по отдельным темам
Раздел 10. Вопросы на форумах русского языка

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ»
РАЗДЕЛ 1. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема 1. Вид глаголов
Тема 2. Переходность глаголов
Тема 3. Возвратность глагола
Тема 4. Наклонение глагола
Тема 5. Спряжение глаголов
Тема 6. О правописании глаголов

РАЗДЕЛ 2. ВЫБОР БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Основные правила выбора безударного глагольного суффикса

РАЗДЕЛ 3. ГЛАГОЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ НА ВА
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Суффикс ОВА/ЕВА
Тема 3. Суффикс ЫВА/ЕВА
Тема 4. Ударный суффикс ВА (И+ВА или Е+ВА

РАЗДЕЛ 4. ГЛАГОЛЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Проверка глагольного суффикса
Тема 3. Две формы глаголов с суффиксом НУ

РАЗДЕЛ 5. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Тема 1. Общие положения
Тема 2. ИТЕ/ЕТЕ в глаголах повелительного наклонения и в личных окончаниях глаголов
Тема 3. Мягкий знак в формах повелительного наклонения глаголов

РАЗДЕЛ 6. «ТСЯ» И «ТЬСЯ»  В ГЛАГОЛАХ
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. «Школьная» проверка
Тема 3. Другие способы проверки

РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
Тема 1. Грамматическая справка
Тема 2. Выбор личных окончаний глагола
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 8. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ «ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ»
Тема 1. О спряжении глагола (дополнительные сведения)
Тема 2. Разноспрягаемые глаголы
Тема 3. Чередование согласных перед личными окончаниями глаголов
Тема 4. Однокоренные глаголы разного спряжения
Тема 5. Глаголы с приставкой ВЫ
Тема 6. Личные формы отыменных переходных и непереходных глаголов
Тема 7. Буква Л перед личными окончаниями глаголов
Тема 8. Глаголы с различными вариантами спряжения

РАЗДЕЛ 9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ
Тема 1. Особые случаи при выборе безударного глагольного суффикса
Тема 2. Суффиксы на на ВА для глаголов с корнем ВЕД
Тема 3. Особенности орфограммы ТСЯ и ТЬСЯ для глаголов с корнем «ДА»
Тема 4. Глагол как часть речи (дополнительные сведения)

РАЗДЕЛ 10. ВОПРОСЫ НА  ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 8

РАЗДЕЛ 1. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема 1. Вид глаголов
Тема 2. Переходность глаголов
Тема 3. Возвратность глагола
Тема 4. Наклонение глагола
Тема 5. Спряжение глаголов
Тема 6. О правописании глаголов

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Значение действия выражается в вопросах: что делать, что делал, что делает, что сделал.
Основными грамматическими категориями глагола являются:
1) постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение,
2) непостоянные признаки: время, лицо, число, а также род.

ТЕМА 1. ВИД ГЛАГОЛОВ
Категория вида дополняет категорию времени в части обозначения завершенности действия.  Глаголы бывают двух видов.
(1) Глаголы  н е с о в е р ш  н н о г о   вида обозначают длительное (незаконченное)  действие и отвечают на вопросы  ч т о  д е л а т ь,  ч т о  д е л а е т,  ч т о  б у д е т  д е л а т ь – например: читать, читает, читал, будет читать, то есть глаголы несовершенного вида могут употребляться в   неопределенной форме и в формах настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.
Таким образом, НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид глагола соотносится  с  т р е м я   формами  времени.

(2) Глаголы  с о в е р ш е н н о г о  вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы   ч т о  с д е л а т ь,  ч т о  с д е л а е т,  ч т о  с д е л а л –  например: прочитать, прочитает, прочитал, то есть глаголы совершенного вида могут употребляться в  неопределенной форме и в формах прошедшего и простого будущего времени.
Таким образом, совершенный вид глагола соотносится с  д в у м я  формами  времени.
Большинство глаголов образуют видовые пары.

ТЕМА 2. ПЕРЕХОДНОСТЬ ГЛАГОЛОВ
Глаголы бывают переходными и непереходными.
(1) Переходными называются глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект, выраженный беспредложным винительным падежом  и являющийся  в предложении ПРЯМЫМ ДОПОЛНЕНИЕМ, например: читать (что?) книгу.
Примечание. В частных случаях (при отрицании или указании на часть предмета) может использоваться беспредложный родительный падеж.

(2) Непереходными называются глаголы, которые не могут иметь при себе прямое дополнение, например: идти, жить, стрелять, таять. Дополнение при непереходном глаголе выражается любым падежом, кроме беспредложного винительного,  и называется КОСВЕННЫМ: узнать про книгу, идти по дороге, прыгнуть на ветку.

ТЕМА 3. ВОЗВРАТНОСТЬ ГЛАГОЛА
Возвратность глагола выражается с помощью частицы (или постфикса) СЯ, например: строить  – невозвратный глагол, строиться – возвратный глагол.
Возвратные глаголы всегда являются непереходными.
 
ТЕМА 4. НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
Наклонение выражает отношение действия к реальности.
(1) ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение обозначает реальное действие, протекающее во времени, например: я  пишу письмо,  написал письмо или напишу письмо. Грамматическое значение  времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.

(2) ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение выражает побуждение к действию, но не само действие, например: напиши письмо или напишите письмо.

(3)УСЛОВНОЕ (сослагательное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь месть при каких-либо условиях или желательное действие: я написал бы письмо.

(4) Повелительно и  условное наклонение выражают ИРРЕАЛЬНОЕ действие.

ТЕМА 5. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
1. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
2. Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, например: я знаю, ты знаешь, я узнаю, ты узнаешь.
3. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и родам: я знал, она знала, они знали.

ТЕМА 6. О ПРАВОПИСАНИИ ГЛАГОЛОВ
1. ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Правила написания глаголов полностью соответствуют основной методике решения орфограмм, а именно: фонетическая  постановка орфографических  задач и грамматический способ их решения.

2. ВИДЫ ОРФОГРАММ
В правописании глаголов выделяются следующие орфограммы:
(1) графические орфограммы  «Гласные после шипящих и Ц»   и «Ь на конце слова после шипящих», рассмотренные ранее;
(2) фонетические орфограммы: безударные гласные в суффиксах и окончаниях глаголов, а также две орфограммы, связанные с правописанием зубных согласных: «Ь в повелительном наклонении глаголов» и «Выбор ТСЯ или ТЬСЯ в глаголах».

При решении фонетических орфограмм применяется метод  грамматического, в том числе словообразовательного анализа; в отдельных случаях выбор нужной буквы делается по правилу.

3. МАТЕРИАЛ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ
(1) Выбор безударного глагольного суффикса (гласной перед  суффиксом ТЬ)
(2) Глагольные суффиксы на ВА
(3) Глаголы в прошедшем времени
(4) Повелительное наклонение глаголов
(5) ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
(6) Личные окончания глаголов

РАЗДЕЛ 2. ВЫБОР БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Основные правила выбора безударного глагольного суффикса

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
(1) Начальная форма глагола называется инфинитивом или неопределенной формой глагола. Инфинитив обозначает действие вне его отношения к производителю действия и к моменту речи и отвечает на вопросы что делать, что сделать.
(2) Инфинитив имеет грамматические значения вида и переходности.
(3) Показателем инфинитива являются следующие  с у ф ф и к с ы:
 суффикс ТЬ, который применяется в большинстве случаев: бежать, говорить, думать;
всегда ударный суффикс ТИ(СТИ): идти, вести, найти;
нулевой суффикс, при этом основа оканчивается на шипящий: стричь, печь, увлечь.

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Безударные гласные в суффиксах глаголов относятся к орфограммам, связанных с фонетическим чередованием.    Давайте еще раз вспомним:
(1) Гласные звуки, входящие в состав суффиксов глаголов, попадая в безударную позицию, изменяются качественно и количественно, а именно:
звуки, обозначаемые буквами О и А после твёрдых согласных,  произносятся как звук, похожий на А, например: выполоть (суффикс О), вырезать (суффикс А);
звуки, обозначаемые буквами Е, Я, И после мягких согласных,  произносятся как звук, похожий на И, например: клеить (суффикс И), видеть (суффикс Е), сеять (суффикс Я).

(2) Глагольные суффиксы, как и все морфемы,  имеют определённое смысловое значение.
Так, вид глагола может обозначаться с помощью суффиксов А/Я для глаголов несовершенного вида и суффикса И  для глаголов совершенного вида, например: лишать – лишить, прощать – простить.
Переходность отыменных глаголов может обозначаться с помощью суффиксов Е/И, например: леденеть (самому, непереходный глагол) – леденить (кого-то, переходный глагол).
Тем не менее, смысловое решение данной орфограммы используется только в частных случаях, основным же решением является выбор глагольного суффикса по  ф ор м а л ь н ы м  признакам.
 
(3) Данная орфограмма не часто рассматривается в орфографических учебниках, и в любом случае  отсутствует какая-либо систематизация материала. Между тем правильный выбор глагольного  суффикса  имеет ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, так как он определяет правописание всех остальных глагольных форм – выбор личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий и деепричастий.
 
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА БЕЗУДАРНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА
Вы не хотите обращаться к словарю по поводу каждого безударного глагольного суффикса? Тогда запомните следующие эмпирические правила (очень простые).   

1. ВЫБОР СУФФИКСОВ А ИЛИ О ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ
(1) Если слышится звук А, то выбирается суффикс А, так как суффикс О является всегда ударным (кроме вариантов с приставкой ВЫ):
бегать, думать, прятать, резать – непроизводные глаголов;
обед – обедать, ужин – ужинать – производные глаголы.
(2) Суффикс О всегда  у д а р н ы й, исключением являются глаголы с ударной приставкой ВЫ: выполоть, выколоть.

2. ВЫБОР СУФФИКСОВ Я, Е ИЛИ И ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ (если слышится звук И)
(1) Суффикс Я пишется, если в основе глагола присутствуют звуки ЭЙ, АЙ, УЙ: ТАЯТЬ, ОТЧАЯТЬСЯ, ВЕЯТЬ, СЕЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ, ЧУЯТЬ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Как не бросить всё на свете, не отчаяться во всём.
Сеять разумное, доброе, вечное.
Ног под собой не чуять.

(2) Суффикс Е в безударной позиции пишется в  4-х  глаголах на ЕТЬ, которые как исключение заучиваются при определении  спряжения: ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Как легко обидеть человека.
Как долго не давала нам увидеться зима.
Зависеть от царя, зависеть от народа – не всё ли нам равно.
Не следует ненавидеть преступника, но должно ненавидеть порок.

(3) Суффикс И  пишется  в остальных случаях:
строить, бросить, красить, ездить, чистить – непроизводные глаголы;
мороз – морозить, печаль – печалить – производные глаголы.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Я с теми, кто вышел строить и месть.
Мы – рядом, а ведь могли бы друг друга совсем не встретить.
Начинало морозить.
Я не хочу печалить вас ничем.

3. СЛОВАРНЫЕ ВАРИАНТЫ
Несколько глаголов являются исключением из основного (формального) правила, эти глаголы надо запомнить:
КЛЕИТЬ (хотя ЭЙ в основе),
КЛАНЯТЬСЯ,  КАШЛЯТЬ (нет звуков ЭЙ, АЙ, УЙ).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Дело критиков – клеить ярлыки.
Придут к тебе в переднюю поэты,  всех кланяться заставлю богачу.

РАЗДЕЛ 3. ГЛАГОЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ НА ВА
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Суффикс ОВА/ЕВА
Тема 3. Суффикс ЫВА/ЕВА
Тема 4. Ударный суффикс ВА (И+ВА или Е+ВА

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
(1) Выбор суффиксов на ВА обычно делается по формальным признакам (ударение и чередование на У/Ю при спряжении глагола).
(2) Формализация  правил часто приводит к их неточным формулировкам, а также наличию не очень ясных исключений.
(3) Поэтому для лучшего понимания формального решения орфограммы следует иметь представление и о СМЫСЛОВОМ значении указанных суффиксов.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Познакомимся с суффиксами поближе, знакомство будет приятным и полезным.

(1) Суффикс ОВА/ЕВА с чередованием на У/Ю выделяется в   н е п р о и з в о д н ы х  глаголах, а также используется при образовании  глаголов от существительных, реже от прилагательных:
рисовать – рисую, танцевать – танцую – суффикс ОВА/ЕВА в непроизводных глаголах;
ночь – ночевать – ночую, пустой – пустовать –  пустует – суффикс ОВА/ЕВА в производных глаголах.

(2) Суффиксы ЫВА/ИВА и ВА являются основными суффиксами для образования в и д о в ы х  пар. Чаще всего с помощью этих суффиксов   глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида:
закончить – заканчивать, рассказать – рассказывать –  суффикс ЫВА/ИВА  в глаголах несовершенного вида;
забыть – забывать, задать – задавать, заболеть – заболевать, запотеть – запотевать  –  суффикс ВА также используется для образования глаголов  несовершенного вида, но при этом он стоит после КОРНЕВОЙ ГЛАСНОЙ или после ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА  Е.
 
(3) В единичных случаях ударный суффикс ЕВА без чередования на У/Ю также может использоваться для образования видовых пар: застрять – застревать (застреваю), продлить – продлевать (продлеваю), затмить – затмевать (затмеваю).
   
(4) Реже суффиксы ЫВА/ИВА и ВА используются для образования  глаголов несовершенного вида со значением  м н о г о к р а т н о с т и   действия от глаголов также несовершенного вида: быть – быВАть, знать – знаВАть, сидеть – сижИВАть.

ТЕМА 2. СУФФИКС ОВА/ЕВА
Для выбора суффикса  ОВА/ЕВА  достаточно наличия  о д н о г о  из факторов – чередования на У/Ю или ударной позиции.

(1) СУФФИКС ОВА/ЕВА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ НА У/Ю (ударный и безударный)
Суффикс ОВА/ЕВА с чередованием на У/Ю  пишется в непроизводных и отыменных глаголах. В этом случае суффикс может быть как ударным, так  и безударным:
рисовать – рисую, горевать – горюю, ночевать – ночую, сочувствовать – сочувствую – ударный суффикс ОВА/ЕВА;
жертвовать – жертвую – безударный суффикс ОВА.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Непогода продолжает бушЕВАть и над Курильскими островами.
Левинсон решил заночЕВАть в тайге.
На улице дождик и слякоть, не знаешь, о чем горЕВАть.
Он посмотрел кругом, желая понять, как можно не сочувствОВАть природе.
Охота странствОВАть напала на него.
Чин следОВАл ему, он службу вдруг оставил.
ЖертвОВАть усталостью и грустью.

(2) УДАРНЫЙ СУФФИКС ЕВА
Ударный суффикс ЕВА   б е з  ч е р е д о в а н и я   на У/Ю используется для образования видовых пар в единичных случаях, а также в глаголах без видовой пары:
продлить – продлевать – продлеваю, застрять – застревать – застреваю, затмить – затмевать – затмеваю – суффикс ЕВА используется для образования видовой пары глаголов;   
намереваться – намереваюсь, обуревать – обуревает, увещевать – увещеваю – глаголы с суффиксом ЕВА без видовой пары.

Примечание. Глаголы  данной группы иногда рассматриваются как  и с к л ю ч е н и е  и рекомендуются к запоминанию, но для решения орфограммы удобнее ориентироваться на  у д а р н у ю  позицию суффикса ЕВА.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Но можно  уже сегодня продлЕВАть жизнь.
А иногда божественное лико презренным тучам затмЕВАть давало свое величье.
Постепенно его стали обурЕВАть сомнения.
Пушкин намерЕВАется нелегально прибыть в Петербург.
Герцог увещЕВАет скупого отца, но Барон оговаривает сына.

(3) СУФФИКСЫ  ИРОВА, ИЗОВА, ИЗИРОВА
(1) Многозначные суффиксы ИРОВА, ИЗОВА, ИЗИРОВА используются  при образовании глаголов от существительных, реже от прилагательных.
(2) Для всех суффиксов характерно чередование на У/Ю:
группа – группировать – группирую – суффикс ИРОВА,
центральный – централизовать –  централизую – суффикс  ИЗОВА,
гипноз – гипнотизировать – гипнотизирую – суффикс ИЗИРОВА.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Следует группИРОВАть новости по сюжетам.
Эту коллекцию можно  характерИЗОВАть как строгую и сдержанную.
Цезарь хотел централИЗОВАть управление.
Калиостро устраивал сеансы, изгонял демонов и гипнотИЗИРОвал людей.

ТЕМА 3. СУФФИКС ЫВА/ЕВА
Для выбора суффикса ЫВА/ИВА необходимо наличие СРАЗУ ДВУХ ФАКТОРОВ – безударной позиции и отсутствия чередования на У/Ю:
рассказать – рассказывать – рассказываю, распилить – распиливать – распиваю  – безударный суффикс ЫВА/ИВА без чередования на У/Ю образует видовые пары глаголов.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Снежок уже начинал подтаИВАть с солнечной стороны.
Лошади провалИВАлись в грязь, их развьючИВАли и вытаскИВАли веревками.

ТЕМА 4. УДАРНЫЙ ВИДОВОЙ СУФФИКС ВА (И+ВА ИЛИ Е+ВА)
(1) Всегда ударный видовой суффикс ВА пишется после  к о р н е в о й   гласной, которую следует проверить: запевать – запеть, запивать – запить, развеваться – развеять, развиваться – развитие – выбор коневых гласных Е или И.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
У околиц теплыми вечерами запевали молодые голоса.
Шашлык мы запивали английским пивом.
Развеваются наши знамена.
История движется, развивается.

(2) Ударный видовой суффикс ВА пишется также после глагольного суффикса Е:
заболеть –  заболевать – суффиксы Е + ВА.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Она заболевает от страха и месяц лежит в беспамятстве.

РАЗДЕЛ 4. ГЛАГОЛЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Проверка глагольного суффикса
Тема 3. Две формы глаголов с суффиксом НУ

ТЕМА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Для образования глаголов прошедшего времени используется суффикс Л (ТЬ меняется на Л), при этом глагольный суффикс перед суффиксом Л  сохраняется.
Соответственно,  необходимо выбрать глагольный суффикс по изложенным ранее правилам.

ТЕМА 2. ПРОВЕРКА ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА
Для проверки глагольного суффикса вспомним ранее изученные правила.

1. ГЛАГОЛЬНЫЙ СУФФИКС, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ ПО ОСНОВНОМУ ПРАВИЛУ
бегать – бегал,  суффикс А, если слышится А,   
бросить – бросил, верить – верил, построить – построил суффикс И, основная форма, если слышится И,
реять – реял, лелеять – лелеял, веять – веял, сеять – сеял, чуять – чуял, таять – таял  – суффикс Я, звуки ЭЙ, АЙ, УЙ в основе,
видеть – видел, обидеть – обидел, зависеть – зависел, ненавидеть – ненавидел,  суффикс Е в глаголах-исключениях  2-ого спряжения.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Хорь выполОл в саду сорняки, посыпал дорожки песком.
Он вдохновенье презирал; не верИл он любви, свободе.
Как построИл он криминальную комбинацию!
Над морем реЯли чайки.
Низко нависшие плотные тучи сеЯли дождь.
Мать лелеяла и балОВАла его.
И дикой свежестью и силой мне счастье веЯло в лицо.
Тебя я увидЕл, но тайна твои покрывала черты.
Зачем насмешкою ответИл, обидЕл, ласку не ценя?
Не все я в небе ненавидЕл, не все я в мире презирал.

ТЕМА 3. ДВЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ НУ
1. В некоторых глаголах  прошедшего времени суффикс НУ может сохраняться или не сохраняться, например: крепнуть – креп и крепНУл.
2. Эти формы являются стилистически равноправными, но суффикс НУ чаще сохраняется в бесприставочных глаголах: Свет дня постепенно меркНУл.
Но: ПОмерк багряный свет заката.

Также параллельные ряды рассматриваются у Розенталя: §174. Варианты видовых форм (пункт 10) http://www.evartist.narod.ru/text1/61.htm

Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- вял – вянул, лип – липнул, слеп – слепнул, отверг – отвергнул, гиб – гибнул, прибег – прибегнул, расторг – расторгнул, опроверг – опровергнул, пух – пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми.

РАЗДЕЛ 5. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Тема 1. Общие положения
Тема 2. ИТЕ/ЕТЕ в глаголах повелительного наклонения и в личных окончаниях глаголов
Тема 3. Мягкий знак в формах повелительного наклонения глаголов

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(1) Повелительное наклонение глаголов выражает волеизъявление говорящего: просьбу, приказ или побуждение к действию.
(2) Основными формами повелительного наклонения являются формы 2 лица ед. и мн. числа: встань – встаньте, говори – говорите.

2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
(1) Форма повелительного наклонения ( 2-ого  лица ед. числа) образуется от основы НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ с помощью суффикса И или нулевого суффикса.
(2)  Для образования формы 2-ого лица множественного числа  дополнительно используется  окончание (или постфикс) ТЕ.
(3) Формы повелительного наклонения могут содержать постфикс СЯ или СЬ.
 
Примечание
1. У некоторых глаголов формы повелит. наклонения не образуются или не употребляются (видеть, слышать, хотеть).

2. Повелит. наклонение может образовываться и аналитически:

(1) частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА + глагольная форма 3 л. ед. или мн. числа наст. времени: пусть читает, да здравствует 1 Мая (частица пусть выражает повеление более решительно, пускай имеет значение допущения, позволения, совета, пожелания).

(2) частица ДАВАЙ (ДАВАЙТЕ) + инфинитив глагола несов. вида или 1 лицо мн. числа буд. времени: давайте читать, давайте почитаем (значение призыва к СОВМЕСТНОМУ действию).

3. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
Сравните: спрячьте – прочти. Это две формы повелительного наклонения. Чтобы правильно выбрать мягкий знак, надо знать, как образуются эти формы.

(1) НУЛЕВОЙ СУФФИКС
Знакомить – знакомь – знакомьте, верить – верь – верьте; если основа заканчивается на согласный,то он смягчается: кинут – кинь, встанут – встань. Шипящие ж, ш на конце основы не смягчаются, хотя после них в этом случае пишется Ь: намажь, нарежь, ешь.

читает – читай – читайте, скрывает – скрывай – скрывайте – звук Й относится к основе настоящего времени (читает).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Не верьте мне, как я не верю вам.
Эй! Орловский предводитель! Познакомь меня с Фомой!
Ради Бога, почитай поэзию – добрую, умную старушку.
Не скрывайте, не таите голубой мечты в груди.
Отдайте ей её посланья или не читайте их потом.

(2) СУФФИКС И
Нести – неси – несите, писать – пиши – пишите, таить – таи – таите, учи – учись,  учите – учитесь.

(3) ДВЕ ФОРМЫ
Мучит – мучь – мучьте – нейтральный стиль, мучает – мучай – мучайте –  разговорный стиль.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Мой милый друг, не мучь меня, молю. Ты прохладой меня не мучай.
Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним.
По крайней мере, пишите же мне почаще.
Учись, мой сын! Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

(4) ОСОБЫЕ ФОРМЫ
Следует запомнить особые формы повелительного наклонения для следующих глаголов:
ЛЕЖАТЬ – ЛЯГ – ЛЯГТЕ,
ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ – ПОЕЗЖАЙТЕ – формы езжай и езжайте являются просторечными.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Ляг, отдохни. Ты приляг на кровать и закрой свои глазки.
Поезжай домой, да смотри, никуда не сворачивай.
Вы были на Кавказе? Обязательно поезжайте!

ТЕМА 2. ИТЕ/ЕТЕ В ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ И В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ
На рекламном плакате магазина изображен китайский менеджер по продажам: «ИщИте плитку?». Это ошибка или особенности произношения?

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
(1) Форма ИТЕ  множественного числа повелительного наклонения и личные окончания ИТЕ/ЕТЕ  в безударной позиции произносятся одинаково.
Орфограмма решается путем грамматического анализа глагольных форм.

(2) Форма  ИТЕ может обозначать:
личное окончание глагола 2-ого спряжения ИТЕ;
суффикс И + окончание ТЕ для повелительной формы глагола.

(3) Форма ЕТЕ обозначает только личное окончание глаголов 1-го спряжения.

2. ДЛЯ ГЛАГОЛОВ 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ  ФОРМЫ  «ИТЕ» И «И+ТЕ» СОВПАДАЮТ
ВспомнИТЕ стихотворение – повелительное наклонение: суффикс И + окончание ТЕ.
Когда вспомнИТЕ, прочитайте его – личное окончание глагола 2-го спряжения ИТЕ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Наполните сосуд  крупными камнями, а  потом насыпьте туда песку.
Если ж вы наполните ваш сосуд вначале песком, то для крупных камней уже не останется места.
(В этом высказывании камни олицетворяют важные вещи в жизни, песок же символизирует  жизненные мелочи).

3. ДЛЯ ГЛАГОЛОВ 1-ГО СПРЯЖЕНИЯ ЛИЧНАЯ ФОРМА «ЕТЕ» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФОРМЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ «И+ТЕ»
ВыскажИТЕ  все, что живет в глубинах вашего сердца – повелительное наклонение: суффикс И + окончание ТЕ.
Соглашайтесь с собеседником во всем; тогда,  если вы выскажЕТЕ свое решение, он не сможет сказать «нет» – личное окончание глагола 1-го спряжения ЕТЕ.   

ТЕМА 3. МЯГКИЙ ЗНАК В ФОРМАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
(1) Если  повелительное наклонение образуется с помощью нулевого суффикса, конечный согласный является  мягким, например: сядь, надень, встань.

(2) Соответственно,  мягкий знак пишется на конце глаголов повелительного наклонения в единственном числе, а также сохраняется перед окончанием множественного числа  ТЕ и перед возвратным постфиксом СЯ, например: верь – верьте, познакомь – познакомьте – познакомься.

(3)  В приведенных примерах Ь пишется по слуху и орфограммой не является.   

2. КОГДА МЯГКИЙ ЗНАК ЯВЛЯЕТСЯ ОРФОГРАММОЙ
Мягкий знак  является орфограммой  в сочетаниях  з у б н ы х  согласных, а также после  ш и п я щ и х,  где он пишется не по слуху, а обозначает грамматическую форму повелительного наклонения:

(1) БРОСЬ – БРОСЬТЕ, ЛЕЗЬ – ЛЕЗЬТЕ, ВСТАНЬ – ВСТАНЬТЕ, НАДЕНЬ – НАДЕНЬТЕ – Ь перед окончанием ТЕ  в сочетаниях зубных  согласных СТ, НТ, где он обычно не пишется

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Бросьте шутить.
Не зная броду, не лезьте в воду!
Фронтовики, наденьте ордена.
Люди мира, на минуту встаньте!
А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!

(2) СПРЯЧЬ – СПРЯЧЬТЕ – СПРЯЧЬСЯ, НЕ ТРЕВОЖЬ – НЕ ТРЕВОЖЬТЕ – НЕ ТРЕВОЖЬСЯ – Ь после шипящих, в том числе перед ТЕ и СЯ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Други его – не тревожьте его, слуги его – не тревожьте его!
Спрячь свою мечту до времени.
Спрячься здесь, у меня под зонтом, мокрая ласточка.

РАЗДЕЛ 6. «ТСЯ» И «ТЬСЯ»  В ГЛАГОЛАХ
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. «Школьная» проверка
Тема 3. Другие способы проверки

Неопределенная или личная форма глагола?   Обычно для проверки мы задаем вопросы.  «Что делает – что делать» – очень простое решение.  А что мы вообще-то проверяем?

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
(1) Данная орфограмма для самых простых грамматических конструкций начинает изучаться уже в начальной школе, в дальнейшем  особое внимание обращается на более сложные грамматические конструкции, в которых делается выбор ТСЯ или ТЬСЯ.
Недостатком обычных учебников является то, что фонетические предпосылки орфограммы обычно не указываются.

(2) Причиной орфограммы является встреча зубных согласных Т и С, при этом формы ТСЯ и ТЬСЯ произносятся как ЦА и не различаются на слух, например: ошибаться и ошибается, отправляться и отправляется.
 
2.  «ШКОЛЬНАЯ» ПРОВЕРКА
(1) ФОРМА «ТСЯ»
Форма ТСЯ  соответствует личной форме глагола в 3-ем лице ед. и мн. числа и проверяется вопросами: он (что делает?) одевается,   они (что делают?)  одеваются  – личные формы глагола, Ь не пишется.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Зачем покинул он меня и скоро ль возвратится?
Мне не спится, не лежится.

(2) Форма «ТЬСЯ»
Форма ТЬСЯ соответствует неопределённой  форме глагола и проверяется с помощью вопроса: надо (что делать?)  одеваться – неопределенная форма глагола, Ь пишется.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Звезды стали туманиться и терять свою лучистость.
Кое-как удалось разлучиться и постылый огонь потушить.
Ни слова не сказала я, за что ж ему сердиться?

3. ДРУГИЕ СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ
(1) Проверку форм ТСЯ и ТЬСЯ можно также сделать, если убрать из данной глагольной формы частицу СЯ, так как зубный звук С является причиной орфограммы, например: надо одеваться – надо одевать.

(2) Также следует отметить,  что  две формы (инфинитив и личная форма)  редко совпадают  полностью (случиться – случится), но чаще всего отличаются  – по морфемному составу или по ударению:  решАться – решАЕТся, приходИться – прихОдится.

РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
Тема 1. Грамматическая справка
Тема 2. Выбор личных окончаний глагола

ТЕМА 1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ
(1) Личные формы глаголов настоящего и будущего времени образуются с помощью личных окончаний, выражающих грамматическое значение лица и числа, соответственно получается набор из шести окончаний (3 лица и 2 числа).

(2) Глаголы в русском языке имеют два спряжения (два набора окончаний).

2. ДВЕ ОСНОВЫ ГЛАГОЛОВ
(1) В глаголах, в отличие от других частей речи, выделяется не одна, а ДВЕ ОСНОВЫ:
основа инфинитива и обычно совпадающая с ним основа прошедшего времени, например: ВИДЕТЬ – ВИДЕЛ, основу инфинитива и прошедшего времени  глагола видеть составляет корень ВИД и суффикс Е;
основа настоящего времени, например: ВИЖУ, ВИДИТ, основу настоящего времени глагола видеть составляет только корень ВИД/ВИЖ.

(2) В частных  случаях (при анализе способа образования причастий и деепричастий) для некоторых глаголов отдельно выделяются:
основа прошедшего времени особого образования: идти – шёл – шедший;

3. ГЛАГОЛЫ С УСЕКАЕМОЙ И НЕУСЕКАЕМОЙ ОСНОВОЙ
Примечание
Понятие об усекаемости основы является УСЛОВНЫМ ТЕРМИНОМ, но он  очень удобен для грамматического анализа глаголов и глагольных форм. Термин  позволяет проследить наличие или отсутствие глагольного  с у ф ф и к с а  в различных формах глагола, в том числе причастиях и деепричастиях

Если  при спряжении глагольный суффикс СОХРАНЯЕТСЯ, то его основа называется неусекаемой: гулЯть – гулЯю, гулЯет, сверкАть – сверкАю, сверкАет – глагольные суффиксы А/Я в личных формах  сохраняются   

Если при спряжении глагольный суффикс НЕ СОХРАНЯЕТСЯ, то его основа называется усекаемой: видЕть – вижу, видит – глагольный суффикс Е  в личных формах глагола отсутствует.

Для глаголов с неусекаемой основой основы инфинитива и личной формы совпадают (ЧИТАть – ЧИТАет – ЧИТАл); для глаголов с усекаемой основой эти основы отличаются на глагольный суффикс (ВИДЕть – ВИДит – ВИДЕл).

ТЕМА 2. ВЫБОР ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА

1. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ 1-ГО  И 2-ГО  СПРЯЖЕНИЯ
Набор личных окончаний глаголов двух спряжений  определяем  по спряжению глаголов с ударным окончанием.  Всё очень просто!
(1) Набор окончаний 1-го спряжения:  У/Ю, ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ.
Несу – несёшь – несёт – несём – несёте – несут;  пою – поёшь – поёт – поём – поёте – поют.

(2) Набор  окончаний глаголов 2-го спряжения: У/Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ.
Молчу – молчишь – молчит – молчим – молчите – молчат; говорю – говоришь – говорит – говорим – говорите – говорят.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Он любит песнь свою, поЁТ он для забавы.
Они поЮТ, но где Зарема, звезда любви, краса гарема?
Ветер несЁТ им печальный ответ: «Вашему пахарю моченьки нет».
И несУТ эти люди безвестные неисходное горе в сердцах.
 
ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Ты вянешь и молчИШЬ; печаль тебя снедает.
МолчАТ, молчат степные дали.
Но, говорЯТ, вы нелюдим, в глуши, в деревне всё вам скучно.
Не знаешь ты, кто там в малиновом берете с послом испанским говорИТ?

2. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО (кроме исключений)
(1) Спряжение глагола определяется по глагольному суффиксу в том случае, если его личные окончания являются  б е з у д а р н ы м и.  Глаголы с ударным окончанием «выбрали» себе спряжение сами.

(2) Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2-ому спряжению: бросить,  строить, клеить.

(3) Все остальные глаголы (на АТЬ/ЯТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЕТЬ) относятся к 1-ому спряжению: бегать, шептать, стонать, резать, таять, веять, реять, колоть, полоть, тронуть, кинуть.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Ветер, ветер буйный, что ты в поле веЕШЬ?
Ель надломленная стонЕТ.
У опушки дремлЮТ кони, подпирая боком ель.
В сгущающихся сумерках реЮТ снежинки.
Мы говорим – и забываЕМ.
Прозрачный лес один чернеЕТ, и ель сквозь иней зеленеЕТ.
   
Что ты бродИШЬ неприкаянный? Чуть брезжИТся.
Ветер осенний наводИТ печаль.
И не светЯТся больше ночами два крыла у меня за плечами.

3. ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ

(1) ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ 1-ГО СПРЯЖЕНИЯ:   БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, а также два редко встречающихся глагола ЗЫБИТЬСЯ, ЗИЖДИТЬСЯ.
 ПОЯСНЕНИЕ. Глагол СТЕЛИТЬ имеет те же окончания, что и глагол 1-го спряжения СТЛАТЬ.
Глагол БРИТЬ имеет неусекаемую основу (брить – брею, чередование Е/И в основе), поэтому он не может относиться ко 2-му спряжению.   

2. ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ (11 глаголов):
гнать, держать, слышать, дышать  – 4 глагола на АТЬ;
видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть – 7 глаголов на ЕТЬ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
В восточных странах и сейчас бреЮТся шелковой ниткой.
СтелЮТся пучки желтого пушистого ковыля.
Пред нею зыблЮТся, шумят великолепные дубравы.
Демократия зиждЕТся на уважении к человеку.
   
И от нивы и до нивы гонИТ ветер прихотливый  золотые переливы.
Казак на север держИТ путь.
Лениво дышит полдень мглистый.
Где трудно дышИТся, где горе слышИТся, будь первый там.
 От настроения человека зависИТ его восприятие цвета.
Неразумный князь многих обидИТ понапрасну.
Но дева гордая их чувства ненавидИТ.
Зиму всю рябина смотрИТ сны.
ВертИТ, вертит крылья мельниц ветер ледяной.
Философ надеется понять способ, каким художник видИТ мир.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 8. Особенности решения орфограммы «Личные окончания глаголов»
Раздел 9. Дополнительные сведения по темам
Раздел 10. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 8. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ «ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ»
Тема 1. О спряжении глагола (дополнительные сведения)
Тема 2. Разноспрягаемые глаголы
Тема 3. Чередование согласных перед личными окончаниями глаголов
Тема 4. Однокоренные глаголы разного спряжения
Тема 5. Глаголы с приставкой ВЫ
Тема 6. Личные формы отыменных переходных и непереходных глаголов
Тема 7. Буква Л перед личными окончаниями глаголов
Тема 8. Глаголы с различными вариантами спряжения

ТЕМА 1. О СПРЯЖЕНИИ ГЛАГОЛА

1. ВУЗОВСКАЯ ГРАММАТИКА
Глаголы в русском языке образуют сложную систему словоизменения, которая подробно изучается в общей грамматике. Это выглядит примерно так (материал для очень любознательных):
Все глаголы делятся на классы и группы. Классификация глаголов определяется двумя факторами: 1) соотношение основ инфинитива и формы настоящего времени; 2) понятие продуктивности, то есть способности данного класса глаголов служить образцом при создании новых слов.
Глаголы с продуктивным соотношением основ делятся на 5 классов, а непродуктивные глаголы с индивидуальным соотношением основ делятся на 10 групп. Каждый класс или группа относится к определенному спряжению – первому или второму.
Приведенная классификация глаголов не изучается в средней школе.   

2. ШКОЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
– А что изучается в школе?
В школьном курсе выбор спряжения делается УПРОЩЕННЫМ СПОСОБОМ: не по классам и группам, а по формальному признаку – определенному глагольному суффиксу.
Глаголы, не соответствующие основному правилу, относятся к исключениям.
 
3. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ЕГО ОСНОВЕ
Как вы определяете спряжение глагола ЧИТАТЬ? Странный вопрос – конечно, по неопределенной форме глагола.  Но, оказывается,  личное окончание глагола читАет определяется гораздо проще – по наличию глагольного суффикса  А в личной форме

(1) Глаголы С НЕУСЕКАЕМОЙ ОСНОВОЙ всегда относятся к  1-ому спряжению, соответственно,  поэтому не требуется определять их спряжение по обычному правилу: мешать – мешает  – неусекаемая основа, суффикс А сохраняется ; это глагол 1-ого спряжения. 

(2)  Глаголы С УСЕКАЕМОЙ ОСНОВОЙ могут относиться как к 1-ому, так и ко 2-ому спряжению:
плескать – плещут, колоть – колет, махать – машет, пахнуть – пахнет – 1-ое спр., усекаемая основа;
смотреть – смотрит – 2-ое спр., усекаемая основа. 

ТЕМА 2. РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
1. Два глагола в русском языке:  ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ –  являются разноспрягаемыми,  их окончания относятся как к 1-ому, так и ко 2-ому спряжению.
2. С точки зрения орфографии представляет интерес только глагол ХОТЕТЬ, имеющий в единственном числе две личные формы (ХОЧЕШЬ, ХОЧЕТ)  с безударными окончаниями   1-ого  спряжения ЕШЬ и ЕТ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Уж не хочЕТ быть она крестьянкой, хочЕТ быть столбовою дворянкой.
Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не хочЕТся.
А хочЕШЬ – разобьюсь стеклом тончайших фраз, осколками тебя невольно раня.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежИТ.
Все оживилось; здесь и там бегУТ за делом и без дела.

ТЕМА 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ ГЛАГОЛОВ
 
ПлачЕт – плакать, пишЕт – писать.  Есть чередование – значит, глагол 1-ого спряжения!
1. В некоторых глаголах с усекаемой основой происходит чередование согласных на шипящие в неопределённой и личной форме, что можно учитывать при определении спряжения глагола.

2. Все глаголы  С ЧЕРЕДОВАНИЕМ  относятся к 1-ому спряжению: метаться – мечется, плакать – плачет, резать – режет,  помогать – поможет, писать – пишет, пахать – пашет.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
И брызжУТ хладные фонтаны.
Уж на равнине по холмам грохочУТ пушки.
Пушистая белизна режЕТ глаза.
 ПлещУТ холодные волны, бьются о берег морской.
ЗасвищУТ скоро соловьи.

3. Основа глаголов  2-ого спряжения заканчивается на шипящий уже  в неопределённой форме, то есть чередование отсутствует: точить – точит, служить – служит, душить – душит, мерещиться – мерещится.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Чуть брезжИТ звезд неверный свет.
Мне мерещАТся мрачные маски.
КружИТся снег, на землю с нежностью ложась.
Любовь еще, быть можЕТ, в душе моей угасла не совсем,  но пусть она вас больше не тревожИТ.

Таким образом, чередование шипящих в основе при спряжении является  дополнительным  признаком для глаголов 1-ого спряжения.

ТЕМА 4. ОДНОКОРЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ РАЗНОГО СПРЯЖЕНИЯ
Не ошибайтесь: вырасти – 1-ое спряжение, вырастить – 2-ое спряжение!

Определённую трудность представляет выбор личных окончаний для однокоренных глаголов, которые могут относиться к разным спряжениям; поэтому важно учитывать те факторы, по которым они различаются:

(1) различие по виду: встречает –  встретит;
(2) различие по переходности: он скоро вырастет – он вырастит урожай;
(3) различие по направленности движения: катает – катит, гоняет – гонит.
(4) различие по смысловым оттенкам: смотрит – высматривает, слышит – слушает.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Осенью 1907 года они несколько раз ВСТРЕЧАЮТСЯ – и в ноябре расстаются окончательно. В следующий раз они ВСТРЕТЯТСЯ лишь в августе 1916 года.
   
Вот он ВЫРАСТЕТ, станет мастером. Английский учёный решил, что он по методике «учёба нон-стоп» ВЫРАСТИТ из своих детей гениев.
   
Как сыр в масле КАТАЕТСЯ. КАТИТСЯ камень, не в силах бороться с земным притяжением.

Ветер, ветер, ты могуч, ты ГОНЯЕШЬ стаи туч. И ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных ГОНИТ небес.

Солнце приветливей СМОТРИТ с небес. Однако я говорю-говорю, а он все молчит и ВЫСМАТРИВАЕТ.

СЛЫШИТ он ответы робкие, глухие. Да ты не СЛУШАЕШЬ меня.

ТЕМА 5. ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКОЙ ВЫ
– Чем еще нас может удивить приставка ВЫ?

(1) Глаголы с приставкой ВЫ и без приставки относятся К ОДНОМУ СПРЯЖЕНИЮ.
Так как приставка ВЫ всегда является ударной, то  в ы б о р  спряжения делается без учёта приставки, например: СТАВИТЬ – глагол 2-ого спряжения, глагол ВЫСТАВИТЬ – также глагол 2-ого спряжения.
 
(2) Если глагол без приставки имеет у д а р н ы е  личные окончания, то окончания того же спряжения используются и в глаголе с приставкой ВЫ: бьёшь – ВЫБЬЕШЬ, шьешь – ВЫШЬЕШЬ.
Здесь можно сделать ошибку. Формы глаголы выбьешь, вышьешь имеют безударные окончания. Тогда при выбор спряжения по правилу мы получим 2-ое, а не 1-ое  спряжение.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
ВыбьЮТся косы, растреплется шубка.
Бывало, сорвешь такую чашечку и выпьЕШЬ росинку.
Дождичек вымочИТ, солнышко высушИТ.
Слово не воробей, вылетИТ – не поймаешь.
Пока выговорИШЬ – солнышко сядет!
Не зря же за минуту до казни Пугачев высмотрИТ в толпе именно Гринева и кивнет ему головой.

ТЕМА 6. ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОТЫМЕННЫХ ПЕРЕХОДНЫХ И НЕПЕРЕХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ
«Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивИТ «(А.С. Грибоедов).
Неужели ошибся наш великий классик?

(1) Непереходные отыменные глаголы на  ЕТЬ  относятся к 1-ому спряжению и имеют  неусекаемую основу, то есть глагольный суффикс при спряжении сохраняется: выздоровЕть – выздоровЕет, например: ребёнок скоро выздоровеет, путешественники обессилеют к концу похода.

(2) В сходных выражениях переходные глаголы 2-ого спряжения на ИТЬ имеют усекаемую основу, глагольный суффикс в них отсутствует: обессилИть – обессилИт, например: поход обессилит путешественников, война обезлюдит страну.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Человек простой... если выздоровеЕТ, то и так  выздоровеет.
Сом  ходит на шнуре до тех пор, пока окончательно не обессилеЕТ.
Ослабление центральной власти значительно обессилИТ государство.
Одна опустошительная война обезлюдИТ страну и уничтожит ее цивилизацию на сотни лет.

(3) Исключение
Некоторые отыменные глаголы 1-ого спряжения на ЕТЬ  с неусекаемой основой (например, выздороветь – выздоровеет)  могут иметь разговорную форму  2-ого спряжения с усекаемой основой, то есть «выздоровит» с окончанием ИТ при отсутствии суффикса Е.
 Хотя эта форма является ненормативной, она может встречаться в разговорной или в поэтической речи: опротиветь – опротивеет (нейтр.) и опротивит (разг.)

ТЕМА 7. БУКВА «Л» ПЕРЕД ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ ГЛАГОЛОВ
«СыпЛет черемуха снегом» –  не пропустите букву Л!

1. Если УСЕКАЕМАЯ основа глаголов 1-го спряжения оканчивается на губно-губные звуки Б, П, М, то перед личными окончаниями глаголов к основе добавляется звук Л, что отражается и на письме:
сыпАть – сыплю – сыплет, колебАть – колеблет, объЯть – объемлю – объемлет.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Казалось, земля КОЛЕБЛЕТСЯ под ногами.
Больно ЩИПЛЕТ нос и щеки лунный мороз.
СЫПЛЕТ черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Там сумрак, там сладость, все осени ВНЕМЛЕт, и тихая радость мне душу ОБЪЕМЛЕТ.

2. Для глаголов 2-го спряжения в той же позиции буква Л добавляется только перед окончанием  Ю в 1-ом лице единственного числа: любить – люблю – любит,  терпеть – терплю – терпит.

ТЕМА 8. ГЛАГОЛЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ СПРЯЖЕНИЯ
– Почему икру мечут, а копье метают?
– На этот вопрос не так просто ответить – это вариантные формы спряжения одного глагола метать, различающиеся ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЙ.

1. КАКИЕ ГЛАГОЛЫ ИМЕЮТ ВАРИАНТЫ СПРЯЖЕНИЯ
К глаголам с вариантными формами спряжения относятся глаголы с суффиксом А (или реже с суффиксом И), которые могут иметь неусекаемую или  усекаемую основу при спряжении и различаются  по стилю или по смыслу.
 
2. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА ПО СТИЛЮ
 Ряд глаголов имеют две стилистические формы, при этом обычно вариант с усекаемой основой является нейтральным, а вариант с неусекаемой основой – разговорным:  мучить – МУЧИТ (нейтр.)  и МУЧАЕТ  (разг.).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Что МУЧИТ, то и учит. Зачем сердца волнует, МУЧИТ, как своенравный чародей?
За что вы меня так МУЧАЕТЕ?
Ходит ворон возле чашки, жажда МУЧАЕТ бедняжку.

3. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ ПО СМЫСЛУ
Глаголы с вариантными окончаниями могут различаться оттенками смысла,
обозначая (1) или  в н у т р е н н и й   (самодостаточный) характер направленного действия,  (2) или  необходимость применения  в н е ш н е г о    инструмента, а также разнонаправленный, рассеянный характер действия.
Обычно   у с е к а е м ы е   формы передают внутренний характер, а  н е у с е к а е м ы е – внешний.

(1) ДВИЖЕТ  – приводит в движение) и  ДВИГАЕТ – перемещает, шевелит:
Любовь, что движет солнце и светила. Но: скрытный человек не так активно двигает (чем?) пальцами.

(2) БРЫЗЖЕТ – разбрасывает брызги или  рассеивается брызгами и  БРЫЗГАЕТ  – кропит, опрыскивает:
Фонтан  брызжет, свищет ветер, брызжет снег. Но: вздрогнувшие ивы брызгают (чем?) росой.

(3) КАПЛЕТ и КАПАЕТ  – падает каплями: используются обе формы) и  КАПАЕТ – наливает или проливает каплями:
Дождь каплет и  капает, пена каплет с конских губ, капают слёзы  мне на ладони. Но: не капай (водой) на пол, накапайте 10-15 капель настойки.

(4) КОЛЫШЕТСЯ – перемещается из стороны в сторону и  КОЛЫХАЕТСЯ  –разнонаправленное (рассеянное)  движение

(5) МЕТАЕТ и МЕЧЕТ (устаревающая форма)  – бросает предмет  и  МЕЧЕТ икру – термин с узким значением.
   
Таким образом, в случае внутреннего характера  действия   иногда могут использоваться обе формы (дождь КАПЛЕТ и КАПАЕТ), а для внешнего действия – только одна форма (КАПАЮТ водой).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Человек, который с вами не откровенен, не так активно ДВИГАЕТ пальцами,.
Любовь, что ДВИЖЕТ солнце и светила.
Устами ДВИЖЕТ бог; я с ним начну вещать.
Речка движется и не движется.
По улицам города беспрерывно ДВИЖЕТСЯ транспорт.
Ракета ДВИГАЕТСЯ со скоростью близкой к скорости света.
   
Дробится, и плещет, и БРЫЗЖЕТ волна мне в очи соленою влагой.
БРЫЗЖЕТ дождь, просеян с неба, вот уже который день.
Пляшут кони, пляшут санки, свищет ветер, БРЫЗЖЕТ снег.
Иголки черные, и сосен чешуя, и БРЫЗЖЕТ из-под ног багровая брусника.
Пусть ромашки встречные от копыт сторонятся, вздрогнувшие ивы БРЫЗГАЮТ росой.
Этот день имеет языческие корни: дети и подростки ходят по улице и БРЫЗГАЮТСЯ друг в друга водой.
   
Мелко КАПАЕТ дождь, увлажняя дорогу.
Конь степной бежит устало, пена КАПЛЕТ с конских губ.
На бедного везде КАПЛЕТ.
Опять с намокшей шляпы КАПЛЕТ, в кармане звук пустой ключей; вот он идет, полночный Гамлет, ненужный, брошенный, ничей.
КАПАЮТ слёзы  мне на ладони, плакать не надо.

Вновь в саду черемуха КОЛЫШЕТСЯ.
КОЛЫШУТСЯ тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
Роза в золоте кудрей, роза нежно КОЛЫХАЕТСЯ.
Бедная баба из сил выбивается, столб насекомых над ней КОЛЫХАЕТСЯ.
Слышны клики... над водами машут лебеди крылами,  КОЛЫХАЕТСЯ река.

РАЗДЕЛ 9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ
Тема 1. Особые случаи при выборе безударного глагольного суффикса
Тема 2. Суффиксы на на ВА для глаголов с корнем ВЕД
Тема 3. Особенности орфограммы ТСЯ и ТЬСЯ для глаголов с корнем «ДА»
Тема 4. Глагол как часть речи (дополнительные сведения)

ТЕМА 1. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИ ВЫБОРЕ ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА
Кроме основного правила, следует рассмотреть  особые случаи решения орфограммы:

1. ПАРНЫЕ СУФФИКСЫ  Е/И И ЕНЕ/ЕНИ  (в отыменных переходных и непереходных глаголах)
При образовании глаголов от существительных и прилагательных для переходных глаголов используются  суффиксы И и ЕНИ, а для непереходных  глаголов –  суффиксы Е и ЕНЕ:
обессилеть, обезлюдеть, опротиветь, обезденежеть (самому) – Е в непереходных глаголах;   
обессилить, обезлюдить (кого-то) –  И в переходных глаголах;
лёд – леденеть (самому) – ЕНЕ в непереходных глаголах;
лёд – леденить (кого-то) – ЕНИ в переходных глаголах. 

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Все человеческое может опостылЕть, но природа – никогда.
Чем же могла тебе жизнь опротивЕть?
Эпидемия чумы смогла обезлюдИть Европу.
Я не сдаюсь, боюсь уснуть, заледЕНЕть на полпути.
Так собираются леденить нам кровь авторы ужастиков.

2. ОСОБЕННОСТИ  РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ  ДЛЯ ГЛАГОЛЬНЫХ СУФФИКСОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Исключительные правила при выборе суффикса после шипящих связаны с  особенным изменением гласного звука в безударном положении:  все гласные звуки после шипящих (как твёрдых, так и мягких) произносятся как звук, похожий на И/Ы, то есть редукция звука происходит по  м я г к о м у  варианту, поэтому ТРИ ГЛАСНЫХ  суффикса А, И, Е не различаются по произношению.

(1) Основной формой является суффикс И, который используется в большинстве случаев:  увеличить, нянчить, рыбачить,  тревожить, нежиться.
Умеешь ты сердца тревожить, толпу очей остановить, улыбкой гордой уничтожить, улыбкой нежной оживить.

(2) Суффикс Е  встречается в редких случаях, как в рассмотренном выше непереходном глаголе обезденежеть (самому).

(3) Суффикс А после шипящих пишется  в единичных случаях, которые лучше запомнить: ВОРОЧАТЬ, ВОРОЧАТЬСЯ, ВЕШАТЬ,  СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ, КУШАТЬ.
В такую ночь ворочаться в постели приятней, чем стоять на пьедесталах.
Теперь никто не станет слушать песен.

(4) Для образования глаголов от существительных и прилагательных используются суффиксы НИЧА/ИЧА: нежный – нежнИЧАть, нервы – нервНИЧАть, дело – бездельНИЧАть.
Быть справедливой власть клялась, не своевольничать в приказе.

3. ВЫБОР ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА ПРИ НАЛИЧИИ ПРИСТАВКИ ВЫ
Если вы имеете дело с глаголом, имеющим приставку ВЫ, будьте особенно внимательны. Особенным образом решается орфограмма для глаголов с приставкой ВЫ, которая в большинстве случаев является ударной (как бы перетягивает ударение на себя).

При решении орфограммы следует провести анализ словообразования:
(1) Приставка ВЫ чаще всего используется для образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида с различными значениями:   
выгрузить, вылить, вылететь – значение выделения, удаления;
вылечить, выстроить  – значение завершенности действия,
выспаться  – значение тщательности действия.

(2) Для глаголов с приставкой ВЫ выбор суффикса делается в  бесприставочных глаголах, при этом глагольные суффиксы в исходных глаголах могут быть как ударными, так  и безударными:
держать – выдержать, стоять – выстоять, смотреть – высмотреть,
ставить – выставить, слушать – выслушать.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Как сердцу высказАть себя?
ВылечИть душу героя смогла ее самоотверженная любовь.
Долго выдержАть такой натиск он был не в состоянии.
Что делать красоте в подобном споре, как выстоЯть на стебельке цветка?
Около леса, как в мягкой постели, выспАться можно – покой и простор!
Необходимо  выстроИть хотя бы  небольшой домишко.
Могу как выслушАть, так и рассказать.
Ты должен выставИть поутру перед моим дворцом целый полк солдат.

(3) Иногда приставка ВЫ совместно с суффиксом И используется для образования отыменных глаголов ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ: прямой – выпрямить, светлый – высветлить.
ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
И попросила царевна его за одну ночь выпрямить дорогу и замостить ее камнями.

(4) В некоторых случаях при выборе глагольного суффикса учитывается значение ВИДА: стрелять – выстрелить, ронять – уронить и выронить,  суффикс Я – несовершенный вид, суффикс И – совершенный вид.
ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Только б не выронИть лиру из рук.
И снова я стану мишенью из тира, и выстрелИть снова угодно судьбе.

Но в паре глаголов с корнем РОВН:  ровнЯть  (несовершенный  вид) и  выровнЯть (совершенный вид)  –  пишется суффикс Я в виде исключения.
Теперь наша задача – выровнЯть потолок.
Попробуем выровнЯть текст.

(5) Отметим также парные варианты с приставкой ВЫ и с различными  к о р н е в ы м и  гласными, которые следует проверить:   выжИть в трудных условиях – проверка: жить, выжАть бельё, выжать сок – проверка: жать.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Как выжИть в лесу в одиночку?
Нужно выжАть педаль сцепления.
Существуют два способа, чтобы выжАть сок из граната.
   
4. СОХРАНЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
(1) ГЛАГОЛЬНЫЙ СУФФИКС ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ:
закончить – закончИл –  глаголы на ИТЬ, основная форма,
ворочаться – ворочАлся – словарный вариант, суффикс А,
нервничать – нервНИЧАл –  суффикс НИЧА с буквой А.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
У меня закончИлись слёзы.
Он горько вздыхал и ворочАлся ночью бессонной.
Я ужасно нервНИЧАл перед публичными выступлениями.

(2) ОТЫМЕННЫЕ ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ:
Душа обессилела, рассудок замолк  – Е в непереходном  глаголе.
Волна гражданских войн обессилила  страну –  И в  переходном глаголе.

(3) ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКОЙ ВЫ:
выстоять – выстоял (стоять), выставить – выставил (от ставить – суффикс  И).
ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Нищий выстоЯл к вечеру пятиалтынный.
Я выставИл вперед руку, чтобы отбить удар стилета.


ТЕМА 2. СУФФИКСЫ ОВА И ЫВА В ГЛАГОЛАХ С КОРНЕМ «ВЕД»
Особого внимания требуют глаголы с корнем ВЕД, которые  имеют следующие значения: знать, чувствовать, управлять, рассказывать. Нам придется разделить слова с корнем ВЕД НА ТРИ ГРУППЫ и запомнить определенный объем информации.  Мы также приведем текстовые примеры для лучшего понимания этой непростой орфограммы.

ГРУППА 1. ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ С ВИДОВОЙ ПАРОЙ (ОСНОВНАЯ ГРУППА)
Приставочные глаголы с корнем ВЕД  обычно имеют видовые пары, для которых характерно образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного  вида с помощью суффикса ЫВА, при этом суффикс А в глаголе сов. вида соответствует суффиксу ЫВА в глаголе несов. вида:
выведать – выведывать, наведаться – наведываться, отведать – отведывать, проведать – проведывать, разведать – разведывать.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Ей хотелось выведАть подробности.  Атаман начал выведЫВАть у мельника, нет ли чужих поблизости.
Настало время наведАться к ростовщику.  Фата-Моргана частенько стала наведЫВАться в город.
Так глупой мышке не отведАть сыру. Ему еще не доводилось отведЫВАть такого вкусного рахат-лукума.
Ворон! Где б нам отобедАть? Как бы нам о том проведАть?  С тех пор я стал проведЫВАть их чаще.
Ну, – зашипел змей, – рассказывай всё, что сумел развЕдать!  Они стали разведЫВАть, чем богата страна.

ГРУППА 2. ОДНОВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ С СУФФИКСОМ А
Кроме основного варианта, существуют одновидовые глаголы с суффиксом  А:
ведАть (= чувствовать,  знать, несов. вид) и поведАть (= рассказать, сов. вид).
ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Не ведАть мне страданий и агоний.
Она не ведАет обмана и верит избранной мечте.
Мне казалось: нам есть, что поведАть друг другу.

ГРУППА 3. ОСОБЫЕ ГЛАГОЛЫ  (эти глаголы мы изучим особенно внимательно)
Следует запомнить написание трех глаголов:  ЗАВЕДОВАТЬ, ИСПОВЕДОВАТЬ, ПРОПОВЕДОВАТЬ.
Для этих глаголов возможно  н е п р а в и л ь н о е  произношение  личных форм (без чередования на У/Ю) и, следовательно, неправильный выбор суффикса ЫВА.
Эти глаголы имеют суффикс  ОВА с чередованием на У/Ю:
 заведОВАть – заведУю, проповедОВАть – проповедУю, исповедОВАть  –  исповедУю,
а также суффикс А: исповедать  – исповедал (суффис А).

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАНТА
Особое внимание нужно обратить на пару глаголов ПРОПОВЕДОВАТЬ и ИСПОВЕДОВАТЬ/ИСПОВЕДАТЬ, когда нужно учитывать значение и вид глаголов. Глагол ИСПОВЕДОВАТЬСЯ  с суффиксом ОВА  имеет парный вариант  ИСПОВЕДАТЬСЯ с суффиксом А, при этом надо учитывать значения глаголов.

(1) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ (несов. вид)
Используются глаголы  ПРОПОВЕДОВАТЬ и ИСПОВЕДОВАТЬ

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Материализм, который вы проповедУете, был не раз уже в ходу.
ПроповедОВАть мораль легко.
Вся современная русская публицистика единодушно исповедУет и проповедУет то же убеждение.
Ведь сам Офштейн исповедУет скепсис и цинизм.
Многие исповедУют Христа лицемерно.
Став толстовцем, он уже исповедОВАл другие идеалы, земледельческий труд стал его религией.

(2) ПРИНЯТЬ (ПРИНИМАТЬ) ИСПОВЕДЬ (несов. и сов. вид)
Используются глаголы  ИСПОВЕДАТЬ(СЯ) и ИСПОВЕДОВАТЬ(СЯ)   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Снова призову батюшку, он исповедУет и причастит Алексея Федоровича (сов. вид)
Отец Петр исповедАл тётю Полю и ушёл (сов. вид).
ИсповедАться необходимо и перед крещением (сов. вид)
Я теперь знаю, как исповедАть собственную душу
Священники обладают искусством исповедОВАть своих прихожан (несов. вид)
ИсповедОВАться можно в любое время (сов. вид)

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ «ТЬСЯ ИЛИ ТСЯ» ДЛЯ ГЛАГОЛОВ С КОРНЕМ «ДА» (дать, удаться, предаться)
Будьте особенно внимательны с этими глаголами.

1. ПРИЧИНА ОРФОГРАММЫ
(1) Особенностью спряжения глаголов с корнем ДА  являются нестандартныЕ  личные окончания в единственном числе: я отдАМ – он отдаСТ.

(2) Поэтому для глаголов с постфиксом СЯ возможны ошибки, связанные с наличием или отсутствием буквы  С в глагольных формах.

(3)В этом случае ошибки в написании связаны с ошибками в п р о и з н о ш е н и и, так как  в неопределенной форме  не пишется буква С и не произносится  звук С.

2. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАММЫ: ВЫБОР «ТЬСЯ» ИЛИ «СТСЯ»
Решение орфограммы делается по обычным правилам: нам необходимо отличить неопределенную форму глагола от его личной формы:

(1) Форма ТЬСЯ: план может не удаться (что сделать?) – неопределенная форма глагола, нет буквы С перед ТЬСЯ,
(2) Форма СТСЯ: может быть, удастся погулять  – глагол в 3-ем  лице ед. числа, буква С  перед ТСЯ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Разве может что-либо не удаТЬСЯ героям Купера. Все надежды афиняне теперь возлагали на свой флот: удастся ли ему прорваТЬСЯ из гавани.

Гарнизону было предложено сдаТЬСЯ. Тем, кто сдаСТСЯ добровольно, обещана неприкосновенность.

ТЕМА 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ

1. ВИДОВЫЕ ПАРЫ ГЛАГОЛОВ
Большинство глаголов образуют видовые пары. Как же образуются глаголы разных видов?
(1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью различных  с у ф ф и к с о в:
рассказать – рассказывать, распилить – распиливать – суффикс  ЫВА/ИВА,
дать – давать – суффикс ВА, спасти – спасать – суффикс А.
 
(2) Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида  р а з н ы м и   способами, например:
делать – сделать, писать – написать – с помощью приставок С, НА;
толкать – толкнуть – с помощью суффикса НУ.
Видовые пары могут различаться ударением: нарЕзать и нарезАть.
В некоторых случаях видовые пары составляют глаголы с разными корнями:
брать – взять, говорить – сказать, класть – положить.

Глаголы бывают одновидовые и двувидовые:
(1) Глаголы могут быть одновидовыми, то есть у них нет видовой пары: очутиться – глагол совершенного вида,  находиться – глагол несовершенного вида.

(2) Также существуют двувидовые глаголы, когда одна форма может выражать значения как совершенного, так и несовершенного вида, например: атаковать, ранить, обещать, велеть.  Значение того или другого вида выявляется в контексте, например:

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Войска Наполеона вновь атакуют Багратионовы флеши (несов. вид).
Платов уже ждал его и атаковал (сов. вид).

2. ПЕРЕХОДНОСТЬ ГЛАГОЛОВ
– А зачем нам знать о переходности глаголов?
– Переходность глаголов учитывается, например,  при образовании   п р и ч а с т и й, позволяя отличать их от  прилагательных, а это важно не только в грамматике, но и в орфографии.

Итак, глаголы бывают переходными и непереходными
(1) Переходными называются глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект, выраженный беспредложным винительным падежом  и являющийся  в предложении прямым дополнением, например: читать (что?) книгу.

(2) Непереходными называются глаголы, которые не могут иметь при себе прямое дополнение, например: идти, жить, стрелять, таять. Дополнение при непереходном глаголе выражается любым падежом, кроме беспредложного винительного,  и называется косвенным: узнать про книгу, идти по дороге, прыгнуть на ветку.

Как  и с к л ю ч е н и е,  дополнение при переходном глаголе может выражаться формой беспредложного Р. п. при наличии ОТРИЦАНИЯ  или при выражении ЧАСТИ ЦЕЛОГО, например: читать письмо (В.п.) – не читать письма (Р.п.), выпить воду (В.п.) – выпить воды (Р.п.).
Один и тот же глагол в разных значениях может быть переходным или непереходным: он пишет книгу (перех.) – он славно пишет, переводит (неперех.)

3. ВОЗВРАТНОСТЬ ГЛАГОЛА
Возвратность глагола выражается с помощью частицы (или постфикса) СЯ, например: строить  – невозвратный глагол, строиться – возвратный глагол.
Возвратные глаголы всегда являются непереходными.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
 – Почему в русском языке не изучается пассивный залог, известный в других языках? Его нет, или он для нас просто неважен?
– Оказывается, пассивный залог существует, но как-то «проходит мимо нас».
Итак, частица СЯ может являться: (1) показателем  п а с с и в н о г о  залога, который противопоставляется   а к т и в н о м у  залогу;  (2) показателем  в о з в р а т н о г о  залога.

(1) АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЗАЛОГ
Одна и та же ситуация, в которой участвуют субъект и прямой объект, описывается двумя способами, а именно:  активный оборот: рабочие строят дом; пассивный оборот: дом строится рабочими.
Активный и пассивный залоги имеют только личные п е р е х о д н ы е глаголы (безличные и непереходные глаголы стоят вне залога).

(2) ВОЗВРАТНЫЙ ЗАЛОГ
В этом случае субъект совершает активное действие, направленное на себя, прямой объект при этом отсутствует.

Ч а с т н ы е  значения возвратности имеют следующие действия:

СОБСТВЕННО ВОЗВРАТНОЕ (субъект действия одновременно является объектом действия): умывать – умываться, одевать – одеваться;

ВЗАИМНО-ВОЗВРАТНОЕ (действие совершается несколькими субъектами, они же и объекты действия): целоваться, обниматься, судиться, ссориться, бороться;

БЕЗОБЪЕКТНО-ВОЗВРАТНОЕ (действие или состояние  х а р а к т е р н о  для данного субъекта):  собака кусается, крапива жжётся;

ОБЩЕВОЗВРАТНОЕ (действие совершается в самом субъекте; глаголы обозначают психическое или физическое состояние субъекта): сердиться, радоваться, удивляться, торопиться, стараться, надеяться, останавливаться, кланяться,  пениться;

КОСВЕННО-ВОЗВРАТНОЕ (действие совершается субъектом  д л я   с е б я, в своих интересах): построиться (построить дом), прибраться, запастись;
В том числе   б е з л и ч н о е  значение: хочется, не лежится, работается, достаётся.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА (материал из грамматики-80)
http://rusgram.narod.ru/1455-1489.html

§ 1469. Возвратные глаголы, мотивированные ПЕРЕХОДНЫМИ глаголами, распределяются по нескольким лексико-грамматическим разрядам.

   1) В глаголах собственно-возвратного значения субъект и объект действия совпадают: субъект, выраженный подлежащим (обычно это сущ. одушевл.), направляет действие на самого себя. Это – глаголы со знач. физического действия: мыться, умываться, одеваться, раздеваться, обуваться, разуваться, причесываться, бриться, белиться, румяниться, кутаться, гримироваться; Не вышел, не выбежал, а выбросился вон (Фед.). Для ряда таких глаголов характерна семантическая близость с сочетаниями переходного глагола с вин. п. местоимения себя: мыть себя, одевать себя; Половина их в течение десяти лет гибла, кто вешая себя, кто сжигаясь (Л. Толст.). Сюда же относится ряд глаголов со значением состояния: сдерживаться, настраиваться, возбуждаться, унижаться (сравним: сдерживать себя, настраивать себя, возбуждать себя, унижать себя).

   2) Глаголы взаимно-возвратного значения выражают взаимное (совместное, направленное друг на друга) действие нескольких субъектов: целоваться, обниматься (целовать, обнимать друг друга), встречаться, видеться, знаться (разг.), мириться, ссориться, шептаться.

   3) Глаголы косвенно-возвратного значения называют действие, совершаемое субъектом в своих интересах; это значит, что субъект совершает действие для себя самого, но ни в самом глаголе, ни в его синтаксических связях это значение специально не выражается. Таковы глаголы прибираться, укладываться, строиться, построиться, запасаться, устраиваться; Это бы расстроило наши планы, а мы уложились (Л. Толст.); Мы все еще стоим на дороге и починяемся (Чех.); Хорь обстроился, накопил деньжонку (Тург.); Мы у него лошадьми раздобудемся (Тург.); Помаленьку да потихоньку – глядишь и обставился (С.-Щ.). Значение таких глаголов может быть истолковано конструкциями, содержащими местоимения себе, для себя: раздобыться (разг.) – раздобыть для себя; обставиться, прибраться – обставить, прибрать свой (для себя) дом; починиться (разг.) – починить что-н. свое (себе); уложиться (разг.) – уложить свои вещи.

   4) Глаголы активно-безобъектного значения при потенциально-качественном употреблении глаголов несов. вида (см. § 1447) называют (как правило, в формах наст. вр.) действие как постоянное и характерное свойство субъекта, его отличительную черту: крапива жжется, корова бодается, собака кусается, кошки царапаются.

   5) Глаголы характеризующе-качественного значения называют (при тех же условиях, что и в п. 4) действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки плохие, рвутся; машина хорошо заводится; фарфор легко бьется; кофе плохо растворяется. Подлежащим при таких глаголах выражается субъект – носитель свойства, характерного признака.

   6) Глаголы общевозвратного значения называют действие, замкнутое в сфере субъекта как его состояние: сердиться, тревожиться, удивляться, радоваться, томиться, пугаться, беспокоиться, веселиться, печалиться, конфузиться; Марья Кирилловна веселилась как дитя (Пушк.); В первое время печалилась Саша (Некр.); Не беспокойся, пожалуйста, ни о моей болезни, ни о своем проигрыше (Л. Толст.).

   7) Побочно-возвратные глаголы называют действие как соприкосновение с объектом, причем объект своим наличием как бы стимулирует, порождает само это действие, делает его возможным: держаться за перила, взяться за ручку двери, цепляться за руку, стукнуться, удариться, ушибиться об угол, тереться о забор.

   § 1470. Возвратные глаголы, мотивированные НЕПЕРЕХОДНЫМИ  глаголами, не организуются в более или менее четкие лексико-грамматические разряды. Сочетанием непереходного глагола с постфиксом -ся очень часто образуется глагол, который лексически близок к глаголу без постфикса -ся: грозить и грозиться, стучать и стучаться, звонить и звониться; в некоторых контекстах в подобных глаголах с постфиксом -ся выявляется оттенок интенсивности или настойчивости в осуществлении действия: Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин (Пушк.); Мы звонились долго, но напрасно (Верес.). В других случаях постфикс -ся, присоединяясь к непереходным глаголам со знач. (видеться в каком-либо цвете), может привносить в значение глагола оттенок неопределенности, слабости выявления признака; сравним: белеть и белеться, краснеть и краснеться, чернеть и чернеться; Он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что-то (Л. Толст.); Только свет луны белеется длинной чертой по полу (Тург.); В овраге краснелся догоравший огонь (Л. Толст.). Постфикс -ся может переводить непереходный глагол в класс безличных, называющих состояние, переживаемое субъектом помимо его воли: верится, плачется, думается (см. § 1524). В сочетании с различными префиксами постфикс -ся формирует разные словообразовательные типы глаголов; они описаны в § 936-959.

   § 1471. Некоторые возвратные глаголы не соотносительны с глаголами без постфикса -ся; например: бояться, улыбаться, удаться, смеяться, нравиться, надеяться, гордиться, лениться, стараться, сомневаться, понадобиться, безл.: смеркается, нездоровится, а также возвратные глаголы несов. вида со знач. изменения положения в пространстве: ложиться, садиться, становиться.


4. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА»
(1) Глаголы в повелительном и условном наклонении не имеют значение времени.

(2) Глаголы в условном наклонении изменяются ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ: написал бы, написала бы, написали бы. Для образования условного наклонения используется форма прошедшего времени с суффиксом Л.   

(3) Глаголы в повелительном наклонении изменяются ПО ЧИСЛАМ (возьми – возьмите) и ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ 2-ого лица.

Повелительное наклонение глагола образуется следующими способами:
пиши, иди – с помощью суффикса И;
читай, встань, отрежь –  с помощью нулевого суффикса;
давай напишем, пусть напишет, да здравствует –  с помощью частиц ДАВАЙ, ПУСТЬ, ДА.

6. КАК «ИЗМЕНЯЮТСЯ» ГЛАГОЛЫ
1. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
2. Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, например: я знаю, ты знаешь, я узнаю, ты узнаешь.
(3) В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и родам: я знал, она знала, они знали.

7. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
С безличными глаголами мы познакомимся поближе, изучая русскую пунктуацию и определяя структуру различных предложений. А пока только краткие сведения:

(1) Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы:
знобить, нездоровиться, светать, холодать, вечереть, смеркаться,
а также наличие или отсутствие чего-либо: хватать, недоставать.
Безличные глаголы не имеют значение лица, не соотносятся с производителем действия  и  употребляются в качестве сказуемого в безличных предложениях.

(2) В роли безличных глаголов могут выступать личные глаголы: темнеть, пахнуть, капать, например: уже темнеет (безличный глагол)  – впереди что-то темнеет (личный глагол).

(3)  Безличные глаголы употребляются в 3-х формах: 1) светать – неопределенная форма глагола; 2) светает – 3-е лицо ед. ч.; 3) светало – ср. род ед. ч.


Дополнительный материал по глаголам XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА
 http://www.evartist.narod.ru/text1/61.htm


РАЗДЕЛ 10. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Продолжение следует

 



 


Рецензии