Христос Г. Р. Державина
К 200-летию появления в печати оды Державина «Христос» (1814)
«Державин был первым живым глаголом поэзии русской», - писал Белинский. Ради справедливости следует добавить: глаголом, «живым» не только своим слогом и яркой образностью, но и своей возвышенной духовностью, взыскующей «Бога живаго». Поэтому если творчество его стало, по словам критика, «символом могущества, славы и счастья Руси», то венцом этого блистательного символа без всякого сомнения стали оды Державина «Бог» и «Христос», вознёсшиеся над его творчеством подобно кресту над алмазной короной Российской империи. Творчеству Державина повезло меньше, чем Екатерининской короне, хранящейся в Алмазном фонде России. Если оду «Бог» ещё помнят, то оду «Христос» в 20-м веке предали забвенью.
Что же предстваляет собой это произведение, о котором в своё время так восторженно отзывался Мицкевич, и которое так заботливо старались навсегда похоронить апологеты атеизма? В оде «Христос» поэт «как бы на небо восхищенный» дерзновено обращается к самому Христу с вопросом: «Кто Ты?», превращая свою оду в молитвенную беседу с Ним. Такого, кажется не делал ещё никто. Разве что Иаков, видевший Бога лицом к лицу и дерзновенно просивший Его: «Скажи <мне> имя Твое» (Быт.32:29). Обращение это у Державина пронизано таким искренним молитвенным восторгом, что восклицательные предложения в нём сменяют друг друга. При этом ни на секунду не возникает сомнения в истинности этого неземного восторга, охватившего поэта, и заставившего изречь возвышеннейшие тайны, созерцателем и слушателем которых он стал.
Желая донести до современного читателя чудное веяние духа державинской оды «Христос», я печатаю её в сокращении, внеся некоторые изменения в текст, для того, чтобы подчеркнуть главную идею этого произведения, рождающуюся в духовном диалоге поэта и Бога. Да простит меня Державин за эту попытку реконструировать сокровенную суть его оды и те небольшие изменения, которые пришлось сделать ради этого.
Христос
«Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6)
<Поэт:>
О Сый, которого пером,
Ни бренным зрением, ни слухом,
Ниже витийства языком
Не можно описать, а духом
И верой пламенной молить!
Твоею благодатью пленный,
Как бы на небо восхищенный,
Тебя дерзаю я гласить. —
Тебя; — но кто же сущий Ты,
Что человеком чтим и Богом?
Лице, как солнца красоты!
Хитон, как снег во блеске многом!
Из ребр нетленных льется кровь!
Лучи — всю плоть просиявают!
Небесный взор, уста дыхают
Сладчайшим благовестьем слов!
Кто Ты, — что к нам сходил с небес
И паки в них вознесся в славе? —
Вовек живый и там и здесь
Несметных царств своих в державе,
В округе и средине сфер.
<...>
Кто Ты, — кого из древних лет
Сивиллы, маги и пророки
Приход предвозвестили в свет;
Полк горних сил сквозь блеск далекий
Дивился с трепетом кому,
Что Бога и Царя небесна,
Безсмертна суща, безтелесна,
Сходяща видят смерти в тьму?
<...>
Как! — Неба сын Ты? — ужас, мрак
Мои все пробегают кости!
Ты Бог? — но Твой поруган зрак
От человеческия злости!
Окровавленны красоты!
С злодеями на древе крестном
Висишь в томленьи скорбном, смертном,
Бледн, бездыханен, мертв! — Кто ж Ты?
Кто Ты? И как изобразить
Твое величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог, — но Ты страдал от мук!
Ты человек, — но чужд был мести!
Ты смертен, — но истнил скиптр смерти!
Ты вечен, — но Твой издше дух!
О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран!
И жил в селениях юдольных?
<...>
Открой себя, открой, молюсь!
И се — глас слышу сердца в дверях:
<Христос:>
«Доколь воплю, доколь толкусь
«Воскреснуть в хладных маловерах?
«О света сын! о раб днесь тмы!
«Свлеки с себя покров твой бренной
«И мыслью, верой воскрыленной
«Мой Промысл о себе вонми:
<...>
Ты, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И свет Ея в тебе погас*.
<...>
Ты сам бы падши не возстал,
Когда б во Мне не воскресился**,
Не воскресясь — не возсиял,
Не возсияв — не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к себе Любовь!
<...>
Я Божий Сын: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Моих согрету
Внутрь вскрыться могут очеса***.
<...>
Сходил Я к смертну естеству
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.
<...>
<Поэт:>
О Всесвятый! Превечный Сый!
Свет тихий Божеския славы!
Пролей свои, Христе! красы
На дух, на сердце и на нравы,
И жить во мне не преставай;
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь возсияй!
Чему учит нас эта таинственная молитвенная беседа поэта с Христом?
1. Прямому дерзновенному молитвенному диалогу с Богом. Своим вопросом «Кто Ты?» Державин стирает всякий стереотип, навязываемый ему извне. Он жаждет встречи с Богом живым. Он хочет слышать о Боге из уст Его, беседуя с Ним лицом к лицу и от сердца к сердцу. Это дерзновение духа, в котором он видит Господа как бы впервые, застыв в благоговенном изумлении. В этом тайна общения с Богом: без посредников и всегда как впервые.
2. Другая тайна заключается в размышлении о чудной Христовой природе, к которой мы призвыны свыше.
О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран!
И жил в селениях юдольных?
Сходил Я к смертну естеству
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к себе Любовь!
Этому смирению, терпению и смерти для всего преходящего и тленного во время молитвы мы должны научиться у Любви, чтобы, познав её божественную природу, соединиться с нею в одно.
3. Третья тайна в том, что Христос должен воскреснуть в наших сердцах, а мы должны воскреснуть в Нём не в фигуральном смысле слова, а в самом прямом.
«Доколь воплю, доколь толкусь
«Воскреснуть в хладных маловерах?
Ты сам бы падши не возстал,
Когда б во Мне не воскресился,
4. Это воскресение происходит благодаря тому, что с принятым в наше сердце Христом очи нашего духа, соединившегося с Христовым духом в одно, «вскрываются» внутрь нас, и через это видение мы возвращаемся в божественную Единицу, от которой мы отпали.
Ты, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И свет Ея в тебе погас.
Я Божий Сын: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Моих согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.
5. А если эти духовные очи вновь затмеваются земными мыслями и чувствами, то слёзы раскаяния, омыв их, возвращают им чистоту бессмертного божественного зрения.
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь возсияй!
Перед потрясающей красотой Христа, воссиявшего в слезах кающегося грешника меркнут все материальные и духовных сокровища мира.
Менее чем за два года перед своей смертью Г.Р. Державин благословил в своей оде «Христос» будушие поколения дерзать в познании Бога. Благословил не смущаясь задавать Ему напрямую вопрос «Кто Ты?». Достойны ли мы этого благословения? Это зависит от нашего внимания, к тем сокровищам духа, которые он открыл нам.
Примечания
Чтобы придать полноту той диалогичности, которая наметилась в начале державинской оды, текст произведения были внесены следующие изменения:
*Ты, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И свет Ея в тебе погас.
у Державина:
«Он, <Адам> в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас»
**Ты сам бы падши не возстал,
Когда б во Мне не воскресился,
у Державина:
«Адам бы падши не возстал,
Когда б в Христе не воскресился».
***Я Божий Сын: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Моих согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.
у Державина:
«Так Он един: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Его согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.»
****Сходил Я к смертну естеству
у Державина:
«Сходил Он к смертну естеству».
Свидетельство о публикации №221061501260
по просвещению таких, как я .Но что-то других рецензий нет.
Это вызвано тем, что и Державина и ЖУКОВСКОГО уже не читают, считают архаикой
Слава Богу что читают ещё Пушкина
Уже и Тютчева читают мало.
Кроме того, Россия вообще перестала быть самой читающей страной -
дух времени иной, к сожалению.
с уважением
Владимир Зуев 6 18.05.2023 14:48 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв.
Вы правы, этих поэтов незаслуженно забыли. Да и В. С. Соловьёва как поэта знают мало. Однако и в других странах интерес к поэзии не выше чем в России.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 18.05.2023 17:24 Заявить о нарушении