Одиссея отважных

Много лет проработал электрослесарем в Слободзейском узле связи Никифор Федорович Калошин. Ветеран Великой Отечественной войны Н.Ф. Калошин не раз делился с коллегами по работе воспоминаниями о боевом прошлом. А оно было по-настоящему героическим. Полученных наград слободзейский электромеханик удостоен заслуженно. В этом убеждаешься, когда узнаешь удивительную одиссею шестерки отважных советских разведчиков, заброшенных в сорок четвертом году в глубокий тыл врага, среди которых был Н.Ф. Калошин. Во время этого рейда группа не раз попадала в рискованные ситуации. Как-то, заметив приближение большого отряда карателей, разведчики залегли на дне неглубокого оврага. Те минуты, пока фашисты проходили по кромке оврага, показались вечностью. Никакие воинские умения не спасли бы Никифора с товарищами, будь они обнаружены врагом, ведь его численность превосходила шестерку отважных в десятки раз.
Длинным был путь к Победе Н.Ф. Калошина. Четыре года сражался с фашистами наш отважный земляк. В конце августа 1943 года он был командирован в Москву, где прошел специальные курсы. За шесть месяцев изучил различные типы советского и германского оружия и их использование, организацию и тактику ведения партизанской борьбы, десантирование, работу на рации, различные взрыватели, зажигатели, мины и многое другое. Затем стал служить Н.Ф. Калошин в разведгруппе В.П. Яромова главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил СССР.
В одну из апрельских ночей 1944 года вместе с пятью разведчиками, получив ответственное задание, наш земляк вместе с рацией погрузился в самолет. «Дуглас», чтобы не быть обнаруженным противником, на большой высоте прорезал темноту ночи над линией фронта, затем пересек польскую границу. Пилот сообщил, что самолет находится в заданном квадрате. Раздалась команда: «Парашюты пристегнуть к тросу!» Дверь самолета открылась, и Никифор вывалился в темную бездну. Мягкий рывок за кольцо – и над ним раскрылся огромный купол парашюта. Показалось, что летел долго. Приземляясь, не удержался на ногах, встав, сразу проверил, цела ли рация. Члены группы один за другим десантировались в ночи. Земля встретила их обманчивой тишиной и обволакивающими весенними запахами. Найдя друг друга, воины направились к лесу. Здесь их встретили как самых дорогих друзей партизаны отряда Василенко. Фамилию командира партизанского отряда хорошо запомнил Никифор, ведь именно он передал по рации, что группа успешно приземлилась вблизи города Пшемысль. Расположен город у подножья Карпат, и партизанам в его округе удавалось успешно действовать, скрываясь в лесистой местности этих гор.
Из центра группа получила задание двигаться согласно плану. Маленький отряд преодолел по тылам врага десятки километров. Калошин регулярно передавал в центр информацию о дислокации фашистских частей, движении железнодорожных составов, действиях врага на оккупированной территории. Представьте себе работу радиста разведгруппы в тылу врага. Для сеанса радиосвязи антенна длиной 12 метров должна подвешиваться на высоту 10-15 метров. А противовес натянут над землей и сориентирован точно по компасу на радиоузел. Радиограмма – это не просто морзянка – важное разведывательное донесение, подготовленное для передачи кратким телеграфным языком, кроме того, оно должно быть зашифровано. Каждое слово перед работой надо превратить в алфавит из цифр. И когда товарищи отдыхали, Калошин готовился к эфиру. Часто по причине опасности группа не могла долго оставаться на одном месте, рацию могли запеленговать. Бывало так, что времени не хватало, чтобы развернуть радиостанцию. Иногда в ночь проходили по 2-3 десятка километров, а порой на юге Польши 5-6 километров не могли преодолеть. Двигаться по песчаной почве, покрытой голубоватым мхом, где можно ехать на велосипеде с деревянным ободом колес, было тяжело. По такой местности налегке идти непросто, а когда на тебе радиостанция, бумага, автомат с боеприпасами, компас, часы, личные вещи – тем более. Но пески давно остались позади. Предстояло уничтожить охраняемый мост, по которому проходила железная дорога. Хорошо обученные подрывному делу парашютисты успешно справились с заданием – мост взлетел на воздух вместе с вражескими расчетами зениток и охраной.
Однажды знакомый лесник сказал, что в небольшой деревеньке на левом берегу реки Пилица находится продовольственный склад. Охрана небольшая. Ночью группа проникла незамеченной в деревушку. Из приоткрытых окошек одного из домов доносилась музыка. Там за полным яствами столом пировал начальник склада. Четверо разведчиков ворвались в дом, двое остались снаружи. Офицер опешил. Взяв его с собой, воины направились к складу. Охрана, узнав начальника, никаких действий не предприняла, ликвидировали ее разведчики быстро. А затем, загрузив подводы хлебом, сахаром, консервами, другими продуктами, подожгли склад.
Движение группы продолжалось. Как-то на берегу небольшой речушки сделали привал. Место было изумительно красивым. Четверо разведчиков с разрешения командира решили искупаться. Когда были уже в воде, один из них увидел немцев, которые, видимо, тоже решили искупаться. Разведчики бросились к автоматам. Через несколько мгновений двое фашистов были убиты, двое других сдались в плен. Один из них руководил строительством оборонительных сооружений. У него были обнаружены схемы возведения сооружений на всей территории Польши. В период подготовки операции по освобождению Польши эти сведения использовались командованием.
А отряд отважных, получив приказ двигаться в район города Катовице, повернул снова на юг. На одной из лесных дорог, контролируемой партизанами, разведчики повстречали женщину с дочерью. Они сказали, что недалеко в селении находится фашистский оружейный склад. Проверив информацию и убедившись в ее достоверности, разведчики передали сведения в центр. Вскоре наша авиация разбомбила этот важный объект.
Следующее боевое задание было связано с оказанием помощи словакам в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. В конце июля разведчики достигли словацкой земли. К тому времени вокруг них уже образовался небольшой, в полсотни бойцов, отряд из бывших узников гитлеровских концлагерей, которым удалось бежать. Отряд дошел до села Зазриза, когда над Словакией вспыхнуло пламя народного восстания. В горном лесу под селом разведчики встретили крупное словацкое партизанское соединение, которое готовилось спешно переброситься в район г. Банска-Бистрица на помощь восставшим. Эсэсовцы, обнаружившие партизан, пытались помешать этому, но безуспешно. В бой вступил отряд, возглавляемый нашими разведчиками. Умело использовав преимущество своих позиций в горном лесу, горсточке храбрецов удалось не только прикрыть переход словацких братьев по оружию, но и в течение сорока пяти дней удерживать гитлеровцев в этом районе.
В городе Банска-Бистрица, центре восстания, хорошо знали о помощи советских разведчиков, так как командир отряда Владимир Яромов несколько раз бывал там для координации действий. Гитлеровцы неоднократно бросались в яростные атаки против образованного разведчиками отряда. В конце концов, взбешенные упорным сопротивлением, фашисты перетянули сюда из района восстания целую эсэсовскую дивизию, полагая, что в горном лесу засели тысячи русских. Но и эта мера не помогла. Отряд держался стойко, нанося эсэсовцам ощутимые потери. И только по приказу нашего командования, принятому радистом Калошиным, отряд ушел из горного леса в другие места.
Уже после войны, в 1965 году, Никифору Федоровичу прибыло свидетельство, подписанное президентом Чехословацкой Социалистической Республики Антонином Новотным. К свидетельству приложена медаль, отчеканенная в память о словацком народном восстании 1944 года против гитлеровцев.
Минуло уже более семи десятилетий с той поры, но именно подвиги таких, как Н.Ф. Калошин, сделали Чехию свободным государством. И слова благодарности им произносит даже бывший диссидент, ныне президент Чехии Милош Земан. Они созвучны с письмом-благодарностью, полученным Н.Ф. Калошиным от генерального консула Чехословакии в Киеве Мартина Ковача в 1989 году. В нем писалось: «Уважаемый Никифор Федорович!
Время неумолимо. Это было совсем недавно, когда тихой ночью Вы спускались на парашютах в незнакомую страну, где ждали помощь с Востока. С тех пор прошло сорок пять лет. Мирных лет, лет свободы и счастливой жизни. Спасибо Вам за оказанную помощь и желанную свободу. Спасибо Вам за те 45 лет, в течение которых Вы проявили любовь, хорошее отношение, симпатии к стране и народу, к которому Вы спешили на помощь, жертвовали самым дорогим, что есть у человека. Сегодня с глубокой благодарностью мы вспоминаем всех тех, кого нет среди нас в эти мирные дни. И вместе с Вами чтим их память. Словацкое национальное восстание и Ваше героическое участие в нем никогда не будут забыты».


Рецензии