Эйлушка

               

Эйлушка, так я зову свою старшую дочь-Эйлу.Ей сейчас за сорок, у нее большая семья: муж Семен и трое прекрасных сыновей.И живут они в городе Ванта, пригороде Хельсинки и часто приезжают к нам в гости или мы едем к ним.У них большая в семьдесят два метра городская четырехкомнатная квартира.  Все праздники -мы вместе.Она сейчас работает главным бухгалтером в Детском клубе “Музыканты”, она стала  незаменимым работником. Эйла  задержалась на этой работе из-за детей; пока они были маленькими, да и потом она приводила их в клуб, где они занимались музыкой; Саша учился на синтезаторе и барабанах, Даниил на гитаре,Онни на гавайской гитаре и посещал подготовительный класс.И эти увлечения у них сохраняются до сих пор. Они активно участвуют в праздничных концертах клуба.Я рада за мальчишек, они очень активные,  талантливые, нежные.

Два года назад семья Эйлы купила дачу в ста километрах от Хельсинки и мы часто там отдыхаем.Муж Семен работает строителем, водит машину и с большим удовольствием занимается благоустройством дачного участка и дома. Сейчас у них все хорошо.И это уже реальность.

А мне хочется вернуться к началу нашей семейной жизни в 1974 год, когда мы с Вейкко только поженились. Мы были студентами Карельского пединститута.Три года пролетели и я все чаще стала задумываться о детях. Все мои одноклассники уже были с детьми, а у нас все не было. Я в 1976 году в октябре ездила к Вейкко в армию и очень простыла; целый месяц я лечилась от воспаления придатков и операционная сестра при выписке сказала мне:

-Вы, дорогая, после воспаления не будете иметь детей. Если даже будет беременность, то обязательно внематочная и трубу завяжут. Затем другая и завяжут вторую.Будьте готовы к этому.

Ее слова убили меня буквально, но я ничего не сказала мужу, который служил в армии, не хотелось волновать до времени.Сама же впала в депрессию, спасала только работа да письма от Вейкко.В мае он вернулся, мы устроили праздник по случаю, а когда гости разошлись, я не могла больше носить в себе эту боль и поделилась ею с Вейкко.:

-Вейкко, дорогой, меня очень беспокоит диагноз, который мне поставили в больнице. Мне сказали, что у нас никогда не будет детей.Я тебя люблю,  и хочу от тебя ребенка. Ты ведь хочешь детей, а со мной у тебя не будет. Найди себе, пожалуйста,  ту женщину, которая сможет сделать тебя отцом.- слова эти я едва смогла произнести, как слезы полились у меня из глаз. Я плакала и не могла успокоиться; в этих слезах была вся боль, что полгода жила во мне.


-Успокойся, дорогая!Ты же знаешь, как сильно я люблю тебя и мне никто кроме тебя не нужен. О каком диагнозе идет речь?! Ведь мы с тобой по-настоящему еще не жили, все в разъездах. Теперь все будет по - другому, я дома, я рядом.Если тебе нужно лечение, давай, я готов поехать с тобой на юг, хотя ты знаешь, что я не люблю юг.Все будет хорошо! И у нас будут дети! Я обещаю!- говорил очень убедительно и уверенно Вейкко, обнимая и прижимая меня к себе.

Его слова меня успокоили и сняли с сердца боль. В словах Вейкко проявилась удивительная мудрость, это были слова не мальчика, а мужа, ответственного за свою семью..И мы уже стали обсуждать поездку в Хосту под Сочи, где очень хорошие минеральные воды. А первого июня мы выехали в Сочи на двадцать четыре дня, я заказала курсовку.

Первое же посещение врача-гинеколога подарило мне  надежду на положительный исход дела.Меня пригласила в кабинет крупная женщина-армянка и предложила раздеться для осмотра. Я протянула ей справку с диагнозом, что привезла с собой.
Врач пренебрежительно повела головой и сказала:


-Я верю лишь своим глазам и рукам,- и начала осмотр.

-Я не вижу никаких проблем в вашем здоровье. Вы -здоровая женщина и о бесплодии речь вообще не идет.И ждите, где-то к сентябрю у вас будет шесть недель беременности, я гарантирую. А процедуры вы делайте, раз уж приехали, хуже не будет.-говорила врач  мягко, но уверенно.


Счастью не было предела! Я сразу поверила врачу и отпустила свою боль.Через день я ходила на процедуры, в этот день море было запрещено и мы с Вейкко гуляли по Хосте, изучая ее окрестности.Съездили в Сочи, побывали на концерте, на стадионе. Время пролетело незаметно. На прощанье хозяйка, у которой  мы снимали комнату, подарила нам трехлитровую банку варенья из алычи в знак благодарности за нашу помощь в сборе урожая.Перед дорогой мы сходили в “Чебуречную”. где молодые парни их готовили с пылу, с жару, и посетители могли наблюдать за процессом  изготовления чебуреков.Они стали нашим любимым лакомством. В хорошем настроении мы вернулись домой в Сегежу,  а затем поехали в Матросы в гости к родителям Вейкко, захватив с собой мою маму.

Отпуск закончился и мы вернулись к работе. В сентябре мне надо было идти к врачу для проведения очень неприятной процедуры-продувание труб, сродни аборту. И вот, когда врач провел осмотр, то радостно улыбаясь, сообщил:

-Процедуру проводить не будем в связи с беременностью. У вас шесть недель, с чем я вас и поздравляю!Я Я рад, что наши усилия не пропали даром. Теперь пойдете в женскую консультацию и станете на учет.- говорил ведущий специалист Василий Когутич.

Как же права оказалась врач-армянка в своих прогнозах! Я была счастлива! Летела домой, как на крыльях, чтобы быстрее поделиться волшебной новостью  с мужем.

Беременность протекала очень тяжело; чуть ли не до конца срока был страшный токсикоз. Есть любую пищу я не могла: даже чашка кофе с сухариком-все прочь! Часто,  уже лежа в постели, я чувствовала приближение неприятных минут и не успевала встать, как вся кровать была залита кофе, который только что выпила. Вейкко едва успевал убирать за мною. Работать же голодной было невыносимо.Настроение безобразное! И однажды на уроке русского языка  ко мне  в класс перевели  нового ученика из детской колонии.Я дала ему тетрадь,  ручку и предложила работать на уроке, объяснив ему, как и что делать. Он отказался, демонстрируя всяческое неуважение к молодой учительнице.

-Иванов займитесь делом!-еще раз предложила я ученику.

-Отстань  от меня, а то умрешь при родах!-зло, сквозь зубы прошипел ученик.

Я оторопела, так растерялась, что  не могла вымолвить ни слова.Но тут неожиданно для меня, весь класс в одном порыве встал и так шикнул на новоявленного хулигана, что тот как-то сразу сник, как шарик сдулся, и втянул голову в плечи, ожидая удара.Он сразу понял, что такое поведение здесь не пройдет.Никто не позволит обижать учительницу, тем более беременную.И подобного больше не случалось.Хотя в детской колонии, откуда прибыл Иванов, год назад на уроке физики была убита молодая учительница ударом “заточки” прямо в мозжечок. В нее влюбился один ученик и доставал ее письмами  с признаниями в любви.А между педагогами и учителями подобные отношения запрещены. Она, как и положено, написала докладную начальнику отряда, и этого парня дважды уже сажали в карцер на пятнадцать суток на хлеб и воду.Выйдя оттуда, он был вне себя от злости.Пришел на ее урок в первую смену, вызвался к доске решать задачу, и когда Елена Владимировна наклонилась над журналом, отмечая присутствующих, Реутов быстро воткнул ей заточку в голову. Она так и осталась сидеть, только голова опустилась ниже. Ученики в классе даже не сразу поняли, что произошло.Так он отомстил своей обидчице.Ей было двадцать пять лет.

Той осенью все школы подобного типа были закрыты и почти два месяца все учителя жили в ожидании: закроют школы или нет.Но вскоре все заработали в прежнем режиме. Только больше стали контролировать работу учителей: двери стали стеклянными, и за дверью стоял дневальный. Ощущение-ты в витрине за стеклом.Когда мы в одиннадцатом  классе изучали “Поднятую целину” Михаила Шолохова, часто можно было видеть у дверей кабинета директора школы. После уроков он меня спрашивал:

-Галина Макаровна, извините, но что-то никак в толк не возьму, почему на ваших уроках все время смеются?

-Ну, это очень даже понятно. Мы сейчас изучаем “Поднятую целину” М. Шолохова.А там один дед Щукарь чего стоит! Смех-это хорошо! Значит, ученики понимают природу “комического” и “трагического”. Значит цели урок достиг!- уверенно и с неким вызовом говорила Галина.

-Странно, над чем там можно  смеяться?!-с недоумением восклицал директор. А Галине сразу стало ясно, что он эту книгу просто  не читал.

Вейкко надо отдать должное, ему было очень трудно, но он проявлял максимум внимания, любви и чуткости, и я могла  доходить до конца срока. Роды были тяжелыми, их пришлось стимулировать. Почти сутки я находилась в родах. К восемнадцати часам родилась наша долгожданная дочь-Эйла, ее назвали  в честь матери Вейкко. 3600 граммов и 56 сантиметров.Я была счастлива, но за это время сильно устала..Из-за низкого гемоглобина у меня открылось сильное кровотечение. И домой нас с дочерью выписали только через две недели.В первый же день после родов у меня начало резко прибывать молоко, грудь стала каменной. Боль дикая!

Мне повезло, что на ночное дежурство заступила заведующая родильным домом
Алла Михайловна Исупова.Она спасла меня от начинающегося мастита; сделала  два укола, чтобы сдержать поток молока, и начала массаж груди, пока она не стала мягкой.Я ужом извивалась и перекусала свои губы от боли, но дело сдвинулось и я могла вздохнуть с облегчением. А потом она научила меня правильно сцеживать грудь.Я с благодарностью вспоминаю Аллу Михайловну за ее помощь.

Как только нас выписали из больницы, приехали родители Вейкко. Я была еще очень слаба после родов и вследствие низкого гемоглобина,  и часто лежала: покормлю дочь и снова ложусь.А Вейкко меняет пеленки, потом стирает и старается все делать по дому.Это не понравилось матери Вейкко:

-Галина, что за дела? Ты долго  будешь лежать, а Вейкко один будет все делать?Так не пойдет!- строго сказала она.

-Да, не волнуйтесь вы так,  Эйла Викторовна! Будет  мне полегче, и я встану к нашему семейному станку.У меня малокровие и большая потеря крови и вам ли  не знать, каково это- с горечью в голосе произнесла я.


Мне стало обидно, что мать, медик, не поняла моего состояния и пожалела сына,  здорового молодого мужчину, а не меня. И эта боль надолго поселилась в моем сердце.Дочь росла быстро, опережая своих сверстников.Первый год был очень тяжелым: она хорошо  спала днем на улице, а ночами не давала спать родителям. Всю ночь мы  по очереди носили ее на руках, укачивая, чтобы заснула.Мы, как молодые родители , воспитывали ее, используя книгу семьи Никитиных.Она нам помогла в развитии ребенка. С рождения Эйлушка у нас плавала в ванне, в 8,5 месяцев она пошла, а в полтора года заговорила.Росла не по дням, а по часам.В четыре года она выглядела на все шесть., и ее взяли в ДЮСШ по плаванию. Занималась успешно, ей пророчили олимпийское будущее, но через два года ей пришлось уйти из школы из-за аллергии на хлор.К школе она бегло читала и хорошо рисовала.

Когда родилась Анна, Эйла сильно ревновала меня к дочери и пыталась все время стащить ее с моих рук. Пришлось на месяц папу с дочкой отправить к бабушке с дедушкой в Матросы.По возвращении Эйла стала главной  моей помощницей.Она с удовольствием смотрела за сестрой, помогала ее купать, играла с нею, читала ей сказки.Она всем сердцем полюбила сестричку, делилась с нею всем, что у нее было.Ее спокойно можно было оставить с ребенком и сходить в магазин.

С девяти месяцев Анечка пошла в ясли, но больше болела., и когда Эйлу стали переводить в детский сад №10, то мы постарались перевести туда и Анечку. Девочки вместе стали ходить в садик,  все шло хорошо.Когда мы утром шли в садик, мы с Эйлой учили английские слова и диалоги.Ей это очень нравилось и в дальнейшем  помогло сформировать интерес к английскому языку.У нее в школе проявились хорошие способности к языкам.

 Когда Анне исполнилось три года, в их группе делали прививку  “Манту”. Произошло ЧП. Из пятнадцати человек тринадцать детей пожелтели-у них был обнаружен Гепатит группы А, у  двух девочек: Анечки и Саган Леночки-нет. Оказалось, что во время прививки им внесли в организм” заразу”, так они приобрели Гепатит группы Б с австралийским антигеном. Анечку забрали в инфекционную  больницу сначала в Сегеже, а потом я перевезла ее в Петрозаводск.Почти год она провела в больнице, но лечение результатов не дало.Врачи разводили руками, ничего сделать не могли. И тогда я, взяв отпуск с первого июня, выехала в Петрозаводск спасать дочь.

Приехав в Петрозаводск, я предложила врачу план лечения Анечки и попросила выписать ее из больницы под личную ответственность.Врач согласилась при условии, что я раз в две недели буду привозить ребенка на анализ.крови. Эйла очень переживала за сестренку и всячески старалась помочь мне и ей.Окружив ребенка любовью и заботой всей семьи и используя народные травы и строгую диету, мы уже за  две недели стабилизировали ее показатели.Врач была в недоумении:

-Я не могу поверить, что вы это сделали за две недели ! При хронической форме гепатита-трансаминаза-(1 ).Я могу назвать это-мама терапия- с чувством сказала врач и обняла меня.

Анечка после болезни стала более взрослой и самостоятельной. Старшая сестра уступала ей во всем.Когда Анна захотела обучаться в музыкальной школе по классу фортепиано, Зйла самостоятельно пошла в Школу Искусств и записалась в художественную школу.Теперь девочки вместе стали ходить на занятия.Когда у одной заканчивались занятия, то она ждала сестру, чтобы домой идти  вместе.Путь был неблизким, через весь город.

В восьмидесятые годы красивых вещей для детей купить в городе было невозможно.Я им все шила и вязала, пока они были маленькими, а потом стала возить одежду из Прибалтики и Белоруссии, куда ездила на экскурсии со школьниками.Наши дочери всегда были одеты лучше всех. Свой отпуск мы проводили в Матросах.А с десяти лет девочки стали ездить с папой в спортивный лагерь в Кяргозеро, в семидесяти километрах от города или позже со мной в трудовой лагерь в Толвую., в двухстах километрах от города.Эйла заинтересовалась волейболом и пошла в спортивную школу. Она успешно занималась, осваивая лучшие приемы игры. Участвуя в соревнованиях, она стала лучшим игроком 1978 года рождения.Мы часто ходили болеть за их команду. Было интересно наблюдать за ее игрой: она брала мяч в любом положении, падая под сетку,  удерживала   мяч, спасая команду. Она была высокая, худощавая и очень комплексовала по поводу своего роста, поэтому кавалеров у нее не было.

По завершении экзаменов в  школе, мы с нею приехали в Петрозаводск для подачи документов на факультет иностранных языков. Мы еще находились в канцелярии пединститута, когда туда зашли двое молодых людей кавказской внешности и спросили:

-А деньги куда сдавать?- и открыли дипломат.

То, что мы увидели, привело нас в шок. Плотными рядами в нем лежали пачки денег. Секретарь занервничала и быстро показала на дверь:

-Пройдите в кассу, пожалуйста.

Мы вышли озадаченные, настроение сникло и даже думать в эту сторону не хотелось. Мы пошли в Профилакторий, куда я взяла путевку для Эйлы на момент подготовительных курсов и сдачи экзаменов.Придя в комнату, мы увидели девушку с мамой, которые приехали из Мурманска.Женщина без всяких предисловий начала разговор:

-Вы уже заплатили деньги за поступление? Нужно два миллиона, иначе нечего и пытаться, вас просто завалят. Мы уже оплатили!

-Вы  действительно так думаете?-спросила я несколько обескураженная этим разговором.

-Я вам говорю точно, мы уже второй год пытаемся, и в этот раз мы подготовились хорошо.

-Вы знаете, у меня таких денег нет, два миллиона- это все мои отпускные на три месяца жизни семьи.- сказала я грустно.

-Дело ваше, но я бы постаралась достать денег, чтобы девочка поступила.

-А я буду надеяться на светлый ум моей дочери, она отличница и думаю, сдаст экзамен хорошо.-уверенно заявила я.

Через два дня мне позвонил брат Алексей и сообщил страшную весть, что умерла наша мама. Я оставила Эйлу одну, а сама вместе со старшим братом, он жил с семьей в Петрозаводске, выехали в Сегежу на похороны.Стояла жара и медлить было нельзя.Я осталась до девятого дня, но каждый день звонила Эйле.А тут вечером она звонит и громко плачет:

-Мама, мне за экзамен поставили двойку! Я все сделала правильно! Что мне делать?


-Успокойся для начала, завтра сходи в канцелярию и попроси показать твою работу.Подать апелляцию надо было сегодня сразу после итогов.Забери документы и поезжай в Матросы. Я скоро приеду и мы решим, что делать дальше.- говорила я  уверенно, чтобы успокоить дочь.

Через день я уже сидела в квартире брата Ивана, обзванивая техникумы, где еще продолжались вступительные экзамены.Оказалось, что завтра надо подойти в строительный техникум, где проведут собеседование с Эйлой. У нее высокий балл аттестата, всего две четверки. И вот она становится студенткой строительного техникума. Ее поселили в общежитии рядом со школой №40. Она-домашняя девочка, ей очень сложно было привыкать к студенческой  жизни.Здесь она повстречала своего будущего мужа в 1997 году.. Семен жил недалеко от их общежития и встретив Эйлу, больше не искал других. Эйле было приятно его внимание, а он умел удивлять. Всегда приходил с цветами или мороженным. А то приглашал Эйлу на концерт в Санкт-Петербург на “Калинов мост”. Здесь их интересы совпали. Она продолжала заниматься волейболом и в техникуме, а затем в университете.

В этом же году я  переехала в Петрозаводск, и  остановилась на квартире брата  Ивана. Вскоре их соседка уезжала на ПМЖ в Финляндии и предложила пожить у нее в квартире.Эйла тут же переехала ко мне из общежития.В течение трех лет мы снимали квартиру, это были разные адреса и нам приходилось переезжать. И нам всегда  помогал Семен.Они решили  жить вместе, и  Эйла переехала к Семену. Он жил с мамой в однокомнатной квартире на ул. Советской.В 2000 году мы купили полдома и перед новым годом  поселились  на ул. Бородинская , д.12. Эйла с Семеном приехали  к нам; на втором этаже они сделали ремонт и стали жить, и вскоре у них родился сын Даниил-19 августа 2000 года.

Был один важный момент в ее жизни.
Когда она окончила строительный колледж в 1997 году, ее пригласили в финскую команду по волейболу, обещая обучение в университете.Она поехала в Финляндию  на смотрины.Но посмотрев на финских волейболистов-профессионалов, женщин, она категорически отказалась, уж больно страшненькими они были и ей не захотелось быть такой , как они.

И  она поступила в  Петрозаводский университет им. Куусинена на  факультет “Архитектура и гражданское строительство” и окончила его  с Красным дипломом. По окончании университета  Эйле предложили  работать в Институте  Экономики. Она была лучшей на факультете и поступила  в Аспирантуру. После трех лет обучения дочь  успешно защитила Кандидатскую  и начала преподавать в университете.Жизнь складывалась успешно!               

Мать Семена серьезно болела и поставила условие сыну, чтобы он женился на Эйле:

-Я хочу оставить тебя в хорошей семье и пока еще есть время погулять на вашей свадьбе.


И 13 августа они сыграли свадьбу. А до этого времени у нас с Эйлой произошел тяжелый разговор.


-Мама, мы с Семеном просим тебя прописать к нам маму Семена, а то ей одной жить трудно.- говорила Эйла, уверенная в моем согласии.

-Нет, дорогая. Нас здесь живет шесть человек взрослых, а теперь еще ваш сын и вот-вот родится сын у Анны с Александром. Места и так мало, куда еще. А у нее благоустроенная квартира! Если хотите жить с нею, продайте ее квартиру и купите, как мы, полдома. Это лучшее, что я могу тебе сказать. И не обижайся, потом ты поймешь меня.-говорила я уверенно.

Эйла, действительно, долго обижалась на меня. Вскоре они купили полдома на ул. Фрунзе и стали жить все вместе.И она простила меня,  поняв мою правду и то, что я подвинула их к этому решению.Десять лет они прожили в этом доме, преобразовав его полностью.
Но в ноябре 2011 года семья Эйлы переезжает в Финляндию.И здесь надо все начинать сначала! Эйлу не пугают сложности; она подтверждает свое образование и кандидатскую,ее приглашают работать в хорошую компанию специалистом, но у них в семье родился сын Онни. Эйла отказывается от очень ценного предложения и становится бухгалтером в детском клубе “Музыканты”, где и работает до сих пор. Два года назад она сдала экзамен на гражданство и теперь она и ее сыновья с двойным гражданством.Она все время учится. Увлекается валянием, -делает картины из шерсти, ювелирные изделия из глины и металла. Сейчас она уже два года занимается астропсихологией, ведет сайт в интернете и проводит консультации. И ей это здорово нравится! Она творческая личность и все делает с удовольствием и любовью. И чтобы она не делала, людям нравится это.Она-счастливый человек!

О, дочь моя родная! Эйла!
Как приятно поутру
Голос твой услышать в трубке-
Просто сказка наяву!

От слов твоих в груди теплеет-
Есть защита у меня.
И жилетка, и подмога,
Дочь любимая моя!


Рецензии