Неповторимый рецепт кваса

Этот рецепт кваса мне поведал мой начальник. Так готовила квас его бабушка. И при этом он добавил, что этот рецепт пока еще никто не смог повторить. Я тоже пока не смогла. Рецепт такой:
Нужно взять ржаной солод, свеклу и морковку. Солод это пророщенные семена ржи. Рожь проращивают, пока росток не станет ростом с зернышко, затем сушат и перемалывают в муку. Свеклу нарезают кубиками 1Х1 см и сушат в русской печке, затем тоже перемалывают в муку. Морковку берут не простую, а специальную: с тупым кончиком (в ней больше всего есть сахара) и поступают с морковкой так же, как и со свеклой: сушат и перемалывают в муку. Затем смешивают в равных долях перемолотый солод, свеклу и морковку. замешивают из этого очень крутое тесто. Оно получается бурого цвета. Делают из этого теста лепешки и сушат в печке. Эти высушенные лепешки могут храниться лет по 20! Они - основа для приготовления кваса. Затем приступают к приготовлению квасного сусла. Для этого лепешка кладется в корчагу. Корчага - это такой кувшин с дырочкой внизу. Дырочку затыкают прутиком. На дно корчаги кладут ржаную солому. Заливают водой. Горлышко корчаги залепляют герметично тестом. И ставят в печку томиться на всю ночь. На утро внутри корчаги будет сусло.

Открывают дырочку и сливают жидкость в другую емкость. Открывают снизу, потому что этот продукт нельзя сливать сверху. Он разделен на две фракции. Я сейчас не могу сказать, что они пытаются поймать: то, что сверху или то, что снизу... Для этого нужен опыт. Вы сами поймете, где образовывается сусло.

Вообще, корчаги часто использовались крестьянами, например для отделения сливок от молока. Сливаешь молоко снизу, а сверху остаются сливки. Сливки нельзя слить сверху: они перемешаются с молоком. Только снизу. (Наверное, поэтому они и назваются "сливки"... А вовсе это никак не связано со сливами.)  Здесь принцип тот же.

Ну, а дальше все знают, как из сусла сделать квас: просто заливают сусло водой и настаивают в тепле до начала закисания. Затем охлаждают. Пьют охлажденным.
Мне не удалось повторить этот рецепт из-за нехватки некоторого оборудования. У меня была русская печка, корчаги, рожь... Но вот самое, что оказалось трудным достать, - это жернова! Чтобы все это перемолоть. Мне не удалось даже сделать их на заказ. Никто не понимал, зачем мне это нужно.

Хотя жернова можно сделать самим. Моя бабушка рассказывала, что она с братом (им было тогда около 12 лет) сами сделали жернова. Они распилили большое дерево на два круга. Потом в эти круги набили осколки чугунков, чтобы получились зубья жерновов. В общем, при желании, все можно сделать. Только проблема современного человека - это отсутствие времени на эксперименты.

Хотя... почему мне не пришло в голову использовать для этой цели блендер?...

Но все равно остается одна вещь, которая есть не у всех: печка. Если у Вас есть печка, то Вы это сможете повторить. Вместо печки можно использовать мультиварку.
А вместо корчаги простую банку, но провертеть дырочку внизу.

Но рецепт этот важен. Именно поэтому я его публикую: он не должен быть забыт!

****

Еще мой начальник добавил, что осадок, который оседает на дне кваса, можно использовать вместо дрожжей для замешивания хлеба. "И что, поднимается?", - спросила я. "Ой! Еще как! Не поймаешь!", - ответил он. Я попробовала сделать так.

Получилось! Действительно, тесто поднимается так, что не поймаешь! И хлеб получился сладкий с очень приятным хлебным ароматом! Я опасалась, что вкус будет кислый, как бывает иногда, когда замешиваешь на неправильной закваске... Но нет! Вкус очень приятный, хлебный. Даже моя привередливая дочь Уинона сразу съела несколько кусков! Теперь буду так всегда делать! Мне это понравилось даже больше, чем дрожжи. Квасной осадок, он как бы проникает вглубь теста лучше дрожжей...


Рецензии