Енот Листик, барсук Храпун и возвращение горностая

                ***

В лесу наконец-то установилась летняя жара. Может, это была и не изнуряющая жара, но стало ясно, что весна изгнана окончательно. Енот и барсук с самого утра бесцельно бродили по лесу. История с убийством и исчезновением горностая была слишком свежа, и потому оба приятеля были грустны. Блуждая таким образом в полном молчании, они вышли почти к самому болоту. И тут барсук обратил внимание на какие-то проблески белого среди мха. Внезапно это белое взлетело над мхом, и оба поняли, что это.. горностай.. «Ве.. Ве-те-рок» - неуверенно и со страхом сказал барсук. Горностай сам уже запрыгал к ним. «Привет» - как ни в чем не бывало поздоровался Ветерок. Енот и барсук поначалу не нашлись, что ответить. Они просто стояли и смотрели на горностая. Первым пришел в себя Листик. «И это все?! Все, что ты хочешь сказать?!» - возмутился он.
- Да, я понимаю, но..
- Нет, совершенно не понимаешь! И, наверно, не знаешь, что на днях мы нашли в траве мертвого горностая, и думали, что потеряли тебя навсегда. Потом ты исчез, а теперь появляешься, и – «привет»!
- А что еще я мог сказать..
- Объяснить, например. Что произошло. Ты умирал, или не умирал? И если умирал, то как ты здесь очутился и стоишь сейчас перед нами?
- Ох, сколько вопросов..
- А чего ты хотел? Мы ничего не поняли. Нашли мертвого горностая, а потом не нашли его. И все.
- И что вы думали? Вы же что-то предполагали?
- Мы много чего думали. Сначала, конечно, считали, что тебя кто-то убил. Но следов не было. Потом думали – может, это птица? Но и птичьих следов не нашли. Затем решили, что тебя кто-то мог утащить. Но снова наткнулись на отсутствие следов. Пришлось предположить совсем уже маловероятное: что ты воскрес. И, в конце концов, не оставалось ничего другого, как считать, что я сошел с ума.
- Тогда и я тоже, - вставил барсук.
- Ага, коллективное сумасшествие.. Видимо, это и была реальность.. А барсук еще предположил, что, может, ты покончил жизнь самоубийством.
- Нет, вы с барсуком не сошли с ума..
- Но если мы не сошли с ума, то придется считать, что сошла с ума сама реальность..
- А у реальности есть ум? Это уже интересно..
- Ты не вопросы нам задавай, а расскажи немедленно, что случилось, и почему ты живой?!
- Вы как будто не рады..
- Нет, мы рады, что ты жив.
- Не уверен, что вам понравится мое объяснение.. Иногда лучше, когда вопросы без ответов..
- Рассказывай, иначе мы уйдем.
- Хорошо. Вот представь, енот, ты заснул.
- И что?
- Т.е. как бы ушел из реальности в сон. А затем вернулся из сна в реальность, а реальности-то и нет! Вернее, реальность есть, но она не реальна.
- Какое отношение это имеет к мертвому горностаю?
- Подожди, не время еще. Многие так рассуждают о сне и реальности, но в этом и ошибка. Ошибка – считать сон чем-то нереальным. Сон – тоже реальность, но другая. Я бы даже сказал, что он – часть Большой Реальности. Стало быть, уходя в сон, мы не уходим из реальности, а просто перемещаемся из одного ее места в другое.
- Допустим, но как это объясняет..
- Не торопись, Листик. Тебе не приходило в голову, что не только мы, но и сама реальность может тоже уходить в сон?
- Но разве реальность – это живое существо?
- Не требуй от меня строгих определений, я их не знаю. Наша реальность – лес. Разве нельзя считать лес живым существом?
- Ну, предположим..
- Так.. Вы видели с барсуком мертвого меня, а потом не увидели. Вы решили, что сошли с ума. Или что реальность сошла с ума. А это просто ее сон, и больше ничего. Я тебе больше скажу, я ведь тоже видел этот сон, и не один раз даже, много раз..
- Остановись. Ты видел мертвого себя?
- Конечно.
- Ты видел, как тебя убивают?
- Этого я не видел, но себя с перегрызенным горлом – да. Такой ужас..
- Я тебе верю, но как ты-из-твоего-сна оказался в траве, и мы увидели тебя?
- Говорю же тебе, енот: это мой сон. Но мы живем в лесу. И лес видит все наши сны. И вот мой сон стал его сном, и вы увидели его.
- Но как это можно – видеть чужой сон как реальность?
- А, ты невнимательно меня слушал. Ты опять думаешь, как и многие, что сон – это не реальность, а реальность – это что-то за пределами сна, а я пытаюсь тут объяснить..
- Но ведь сон отличается от реальности – во сне возможно то, что невозможно в реальности.
- Отличается, отличается.. Но это не отличие реального от нереального, или действительного от недействительного. Вы с барсуком видели сон самого леса, и это был сон о мертвом горностае. Т.е. я и вправду был мертвый – но это был я-во-сне..
- Но мы же все видели и ощущали! Как в таком случае отличить подобный сон от реальности?
- А вот как. В реальности «мертвый я» не смог бы исчезнуть, не оставив следов. И убить меня, совсем не оставив следов, было бы нельзя. А здесь ты сам сказал, что следов не было.
- И поэтому то, что было – сон? Только не наш, а леса?
- Да. Вы, расследуя мое мнимое убийство, исходили из того, что в реальности возможна только одна реальность, и в ней есть строгие причинно-следственные связи, и последовательность событий во времени. Поэтому, если вы нашли мертвого горностая, то, значит, незадолго до этого его убили, и должны быть следы, свидетельствующие о «предшествующем событии». Но затем горностай исчез – значит, есть последующие события, которые произошли после убийства – допустим, меня кто-то утащил и т.д. Но и тут нет следов. А во сне, как ты понимаешь, не так. Мертвому горностаю может ничего не предшествовать – как если бы не было времени «до». А потом горностай исчез – но на самом деле он никуда не исчезал, а просто сон прекратился или во сне стало сниться совсем другое, никак не связанное с предыдущим, - как если бы не было времени «после». В «не-сонной» реальности этого не бывает. А здесь, когда в одном месте леса можно встретить сонную реальность, а в другом нет.. И даже в одном и том же месте в разное время можно встретить то сон, а то явь. Во сне же часто так: в одном месте и в одно мгновение – ты мертвый, а в другом месте и в другое мгновение – ты живой. И никакой связи между этими местами и мгновениями, чаще всего, не существует. Одно никак не вытекает из другого..
- Погоди. Значит ли это, что когда мы увидели мертвого тебя, то это был сон леса, а когда вернулись через 5 минут – это уже был не сон?
- Наверно. Наиболее вероятно, что так. Что сон леса прекратился – вот я и пропал. А может просто лес стал видеть меня во сне в каком-то совершенно другом месте, где вы и не были никогда.
- Ты хочешь сказать, что лес в одном месте спит, а в другом не спит?
- Да, скорее всего.
- Но как это может быть?
- Откуда же я знаю! Надо просто иметь это в виду. Может, это потому, что лес волшебный. А, может, - мы просто мало знаем о реальности.
- Я вот не могу представить, что я где-то сплю, а где-то нет.
- Я тоже.
- Все равно мне трудно в такое поверить. И потом, - почему я тогда раньше не замечал таких необъяснимых событий в нашем лесу?
- Просто не обращал внимания. Зато теперь ты будешь присматриваться. Только не сойди с ума!
- Еще чего! Мы и так чуть не сошли с ума, когда искали мертвого тебя. Но после того, что ты сказал.. Так, значит, я был не так уж не прав, когда решил, что реальность сошла с ума. А ты вместо ответа спросил: разве у реальности есть ум? Но вот этому лесу снятся сны, которые мы видим воочию, и принимаем за явь, - значит, у леса все-таки есть ум, и, стало быть, он может с него сойти?
- Ну и вопросы у тебя.. Я не знаю, как назвать то, что у леса есть. «Ум» или «не-ум». Может, он по ту сторону ума и безумия. И то, что ты называешь сумасшествием для него вовсе не сумасшествие. И вообще – это ведь только его сон, который мы почему-то видим. Может, это сон сошел с ума, и стал видимым?


Рецензии
А я рада, что этот юркий красавчик вернулся. Готов "щеки раздувать и хвост свой показывать". А! И гриб же - мухомор.
Ну вот сейчас скажи мне: подожди... И что я не так поняла)
Ну... Жизненные мысли. Мне нравятся) В конце концов грибы должны быть найдены) и пожарены)))

Алевтина Ремаркина   24.07.2021 12:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.