Брат

Моему брату Алеше было 2 года, а мне 4. Моим родителям подарили волкодава. Он был еще щенком, а ростом вымахал выше брата.

Однажды мама оставила нас играть в ограде, а сама ушла готовить обед. Вдруг она услышала крик, а когда выбежала из дома, увидела страшное: собака трепала меня за спину, а я лежала ничком на земле. Мама отбила меня у собаки и увидела, что я закрывала собой брата.

Волкодава увезли в деревню к бабушке. Мальчик вырос свирепым зверем. Я ни разу его не гладила, он не подпускал к себе никого.

***
Когда брат перешел в среднюю школу, его начала травить компания парней на несколько лет старше. Я не знала тогда, как можно ему помочь.
До этого все в жизни было понятно: семья, друг Серега, школа и деревня летом, где всегда ждут бабушка с дедушкой.

Потом стало хуже. Он поссорился со своим одноклассником. На одной из перемен этот мальчишка вышел в коридор и оттуда позвал моего брата поговорить. Алешка вышел, но в этот момент кто-то сзади схватил его и с разбега впечатал в противоположную стену коридора. Это был старший брат одноклассника - из той компании, травившей всех, кто слабее.

Не помню, как я узнала об этом, но когда прибежала к нему, брат был весь в крови. У него была низкая свертываемость крови, у медсестры не получалось остановить кровотечение.
Когда все закончилось, я поняла, что дальше допускать такое нельзя и настояла, чтобы мама написала заявление в милицию. Она сделала это.

Этим же вечером нам позвонила классная брата:
- Понимаете, вам будет лучше, если вы завтра же заберете заявление. На Алешу уже написано встречное.Вы же знаете, что их тетя работает в больнице. Младший брат Андрея лежит в больнице. Уже есть медицинское заключение, что у него тяжелые повреждения. Да и следователь их знакомый. Зачем вам это нужно, только ребенка травмировать допросами...

На носу была олимпиада, я оставалась в школе каждый день после уроков.
В тот день я сидела на задней парте и читала. В класс вошла женщина в форме, чтобы взять показания у Маргариты Петровны - она была классной Андрея, нашего обидчика.

- Я звонила вам вечером по поводу школьной драки. Мне нужны ваши показания.
- Да, конечно, садитесь, - она говорила очень тихо и очень быстро. - Андрей примерный мальчик, из хорошей семьи, учится неплохо. А Алексей мальчик проблемный, драчун, учится кое-как. Это он начал драку, Андрею пришлось защищать младшего брата.

Я сидела, опустив голову, мне было стыдно за учителя и больно от несправедливости.

Мама поняла, что дело безнадежно и забрала заявление.

Я забыла тысячи лиц, но взгляд Андрея помню: надменный, презрительный, смеющийся прищур.

Я ничего не сказала учителю, продолжала ходить на дополнительные занятия. Я не сказала ничего и потом, когда мы стали прихожанками одного храма. Мы обнимаемся при встрече, ей пришлось пережить много боли, и я восхищаюсь ее стойкости.

Но в те дни я стала взрослой. Я поняла, что учителя, врачи и милиционеры помогают только в детских сказках, а в жизни ты должен или сломаться, или начать борьбу.

***
Мне приснился странный сон. Мы поднимались по лестнице в квартиру, где, я знала, случится что-то страшное и непоправимое. Мы стояли в середине лестничного пролета, не в силах подняться хотя бы на одну ступеньку выше. Но и назад идти было нельзя: за нашей спиной стояли те, кто уничтожили бы нас тут же. Я не знала, что делать, казалось, выхода нет, но вдруг почувствовала внутри себя то, что подсказывало: выход должен быть.
И тогда я закричала. Закричала так сильно , что стало слышно всю боль, весь ужас и всю мою силу, о которой я сама до этого момента не знала. Я видела, как вокруг рушатся стены, как дрожит весь мир. Я видела, как в ужасе закрыли уши они. Я кричала, мне было так легко, так хорошо было выкричать все, что внутри.

А потом мы повернулись , спустились вниз по лестнице и просто ушли.

***
Я знала, что, бросив вызов открыто, я проиграю. Но сделать вид, что ничего не происходит, я не могла. И я приняла решение: смотреть. Каждый раз, когда я видела Андрея, идущего с друзьями по школьному коридору, я начинала смотреть на него. В это смотрение я вкладывала все свое возмущение, всю ненависть, все презрение. Сначала он проходил мимо с привычной ухмылкой, но я не сдавалась и смотрела. Мне кажется, я смотрела вечно.

Наступил конец учебного года, и моей маме снова позвонила классная моего брата.
- Поговорите со своей дочерью, Надежда Сергеевна. Конец учебного года, мы готовим праздник, а Андрей отказывается идти на него. Там будет ваша дочь, а он ее боится.

***
Наступила осень. Вокруг нашей школы росли тоненькие березки с дрожащими пожелтевшими листочками. В пришкольном парке желтели высокие тополя. Первые школьные сентябрьские дни прекрасны, они наполнены радостной прозрачной чистотой.
Закончились уроки, и мы с подругой Таней стояли возле школьного крыльца и беззаботно болтали. Вдруг кто-то крикнул:

- Ольга, там за школой твоего брата бьют, целая толпа.

Я бежала, сердце не билось, я ничего не слышала, не видела, и, кажется, даже не дышала.

Я видела вдалеке толпу зрителей, окружившую дерущихся. Я влетела в этот круг, расталкивала стоящих локтями, рычала, пробиралась вперед. И вдруг замерла.
Я увидела , как мой брат дерется один против нескольких взрослых парней. Я видела, что он ничуть не слабее их всех вместе . А потом я увидела, как он взял одного из них, поднял над головой и перекинул через палисадник - в желтую блестящую березовую листву.
Все закончилось, все разошлись.

Я несколько дней бредила, и в моем сне брат снова и снова перекидывал противника через палисадник.

***
Иногда я думаю, что меня мною сделал брат в тот солнечный осенний день. Тогда я поняла: сила в нас - наша внутренняя сила - именно она двигает горы, рушит здания, берет крепости...она поднимает врагов над головой.

Я потом часто видела , как слабые, неподготовленные, те, кто должны проигрывать и ломаться - побеждали. Сила духа всегда победит силу мышц. Не мышцы и не кости держат наше тело, нас живит дух.

Сила внутри нас, брат.

***
Парни из той компании теперь здоровались с братом за руку, а один из них стал его лучшим другом.
Мой брат с отличием закончил железнодорожный техникум и институт. Работал в депо. Когда его начальника перевели в Питер, он позвал Леху с собой, сказал, что таких принципиальных и несгибаемых работников не везде найдешь. Сейчас он возглавляет отдел на заводе.

Андрей стал полицейским, я учителем, моя лучшая школьная подруга - врачом. Каким будет мир?

***
Иногда мне не хватает того брата: большеглазого трогательного малыша, ранимого и верящего, что мир добр и справедлив.


Рецензии