Записки пожарного добровольца. Глава 27

Весна 2021 года была дружной. Молниеносно растаял снег, а следом стали просыхать лужи. На работу я ходил уже в кроссовках, но работать надо было по ночам.
Уходя из дому в 19:00 и возвращаясь в 7 утра, я большую часть времени был небоеспособен.Только 17 апреля я принял участие в тушении травы, но на пожар я не бежал, а шёл - не помирать же мне на этой траве с непросыпа!
На Пасху сгорела дача козовода дяди Юры. Пожарные не смогли её спасти, так как огонь зашел на территорию близлежащего газохранилища... Весна оказалась слишком жаркой...
Закончился май, и зелень свежей травы уже вовсю радовала глаз и навеивала покой, но спокойствие было недолгим.
Как будто предчувствуя недоброе, утром 7 июля я залатал треснувшие по центру штаны БОП, тщательно уложил пожарный рюкзак. Оставалось немного времени до выхода на работу - мне вдруг приспичило начистить сапоги. Мельком я подумал " дурная примета", и как оказалось, я не ошибся...
После второго перекура я принялся усердно вырабатывать краску, излишне разведеную после обеда. Сам виноват - переборщил, самому и разгребать. Взобравшись на эстакаду, я усердно махал валиком, пока на раздался телефонный звонок. Соседка Вера тревожным голосом сообщила, что горят камыши. Пробравшись сквозь поперечины лесов к лестнице, я на ходу сказал бригадиру, что у меня пожар, и поскакал вниз. Влетев в прорабку, я крикнул руководителю "Антон, у меня на даче пожар, я убегаю!"
-Подожли две минуты, машину дадим",- ответил он. Слава Богу, эти слова я пропустил мимо ушей. Переодеваться не было смысла. Сменив кирзачи на кроссовки,я накинул рюкзак и выбежал из городка. На перекрестке я поймал какую-то "воровайку", на которой доехал до проходной, где едва не сломал турникет. Уже за переездом мне позвонил Антон
- Ты где есть, мы машину нашли,- сказал он.
- Я уже за переездом,- на ходу ответил я.
Столб густого серого дыма был виден еще с завода. Горело,видимо, уже серьезно. В конце дороги показался мой "Шевроле". На ближайшем пятаке Вика развернула его, я подбежал, и матерясь, сел в салон. Пока жена везла меня до дому или на пожар, что было в данный момент равнозначно, я обдумывал схему водоснабжения.Шести конторских рукавов было явно недостаточно для того, чтоб дотянуться до очага со стороны 5 аллеи, но я всё равно дал распоряжение привезти ПТВ из конторы на 5 аллею. Забежав во двор, я облачился в боевку и, матерясь, полез в кусты за баней, куда уже была протянута линия из поливочных шлангов.Огонь уже уничтожил соседскую теплицу и ихний забор, но героизм местных жителей, сбежавшихся на пожар кто в чем и кто с чем,  несколько замедлил его распространение.
Отбив свой и соседский участок, я дал указание местным вести проливку. Приехала АЦ 7 части и остановилась на аллее. Комоду, спросившему о том, как попасть на зады, мы сразу сказали, что туда проезжать не нужно, линию надо прокладывать по кратчайшему пути, то есть через мою дачу.
Взяв тяжёлый лом, я полез через кусты к деду Гене, домик которого, вопреки моим ожиданиям, уцелел. 80-летний болотный отшельник, в свое время отвоевавший свой участок от затоплявших его грунтовых вод, по мере сил боролся с огнем, сохраняя огромное самообладание. Евонный забор с южной стороны вовсю горел, и в условиях дефицита воды я стал ломом проделывать в ограде противопожарный разрыв.Приехал председатель Максим и повез меня на гидрант.На углу 5 и 10 аллей я остался ждать. Проехала пустая АЦ 7-й части. Водитель в ответ на просьбу дать 77-е рукава, сказал, что у него свое начальство. Ну да Бог с ним... Со стороны конторы показался КАМАЗ 1 части. Показав фонтаном, что у меня водоисточник, я остановил их и попросил вытряхнуть 77-е рукава, объяснив обстановку.Совместными усилиями мы нарастили линию в сторону очага пожара.Начкар оставил нам одного бойца со стволом КУРС-8И, и КАМАЗ с тремя с лишним тоннами воды ушёл вперед, что дало возможность сосредоточить силы и средства и активизировать боевые действия на решающем направлении
Огонь на 5 аллее мы остановили быстро, правда, немного коряво -  если бы линия была на рукав длиньше, было бы чуть удобнее тушить. Взяв у бойца 1 части ствол, я закинул его на плечо и принялся проливать зачерненный камыш. Горящие остатки какого-то сарайчика оказались за пределами эффективной дальности тушени, и мне не удалось затушить его - объемная дощатая конструкция требовала либо маневрирования стволом, либо разборки горящих конструкций ломом, что было за пределами моих тактических возможностей.Наконец, очаг был забит. К тому моменту я уже порядком вымотался. Шутка ли, после километрового кросса не жрамши бегать по болоту с 7 килограммовым ломом, таскать 40 килограммовый рукав, проделывая всё это в одежде и снаряжении, сухой вес которого около 12 килограммов.
Шатаясь от изнеможения в дважды потяжелевшей от воды боевке, я вышел на аллею. Конторские рукава, ни разу не перекатывавшиеся за много лет, фонтанировали по всей протяженности, и аллея была залита. "Скорая" стояла на углу 13 аллеи, и я подошел туда. К сожалению, ни милдроната, ни ацизола, ни антибиотиков от желудочно-кишечных происшествий(я утолял жажду со ствола) у них не было, но три ампулы глюкозы я выпил на месте. Хотя бы так подкрепился!.Приехали дознаватели, МЧСовец и девушка-полицейский, которая увидев потоп на всю аллею, растерялась. Хотелось сказать "вспомни выпускной", но я промолчал. Люди в погонах не все шутки понимают. Передохнув в тени брошенного домика на 14 аллее, я,повесив на пояс ствол и взяв рукав из разобранной линии, пошел на 16 аллею. От ребят из 1 части я узнал, что пожар уже локализован.
Теперь моя задача заключалась в проливке пепелища в радиусе действия поливочного шланга. Вместе с соседом Александром Викторовичем  мы занялись этим делом, попутно переворачивая где легким ломом, а где багром тлеющие там и тут головешки.Пару раз подходил то ли РТП, то ли НБУ, смотрел за ходом проливки. Мой багор ему понравился... Жена затопила баню, но прежде чем совершить омовение, я лично обошел пожарище, шатаясь от усталости и опираясь на спецграбли. Хоть и объявлена была ликвидация открытого горения, но я, как РТП-0, должен был лично убедиться в отсутствии возможности возобновления. Возле дома Лехи-электрика были видны следы работы трактора. Как оказалось, трактор ждали уже давно, но свободен он оказался только в этот день и в этот час. Оказавшись на месте, тракторист отгреб горящий камыш. Есть на небе Бог!!!
Приведя себя в порядок, я сел было за стол, но услышал на болоте гудение мотора.Прервав трапезу, я вышел к ребятам, опираясь на лопату. Как оказалось, машина с отдельного поста прибыла по заявке местных - на пепелище дымились многочисленные очаги тления. Ребята удивились, увидев меня в гражданской одежде. Молодой стажер Миша скатывал рукава. Показав ребятам дорогу, я по пути сказал ему напутственные слова о необходимости набираться опыта у отцов-командиров и о пользе изучения старых советских наставлений. Поужинав, я вытащил запасную боевку.Намечалось окарауливание пожарища, и оно оказалось не лишним: в час ночи пришлось вызывать старших братьев по оружию, дотушивать крупный очаг тления на краю камышей и мусорных завалов, представлявший угрозу возобновления с последующим распространением. Командир отделения, посмотрев очаг своеобразно пошутил: "и стоило нас по пустякам вызывать", потом скомандовал подать ствол СВД, коим мне тоже довелось поработать, за что я и "поплатился": кто тушит с СВД, тот его потом и мотает на катушку. Не возражая, я приложил руку к этому делу. Любишь кататься - люби и саночки возить!
На следующий день я был неработоспособен и на работе взял административный отпуск. Нужно было восстанавливать силы...
 По пепелищу весь следующий день ездил Камаз, дотушивая тлеющие головешки, пеньки и прочие кочерыжки. Один раз я подошел к ребятам, показал место, где можно было черпать воду... Непривычно было видеть на месте густых камышей выжженую пустошь... Потери от пожара оказались невелики. Соседу пришлось городить новый забор и перекрывать теплицу, у Геннадия Аксентиьча сгорел сарайчик и четверть забора,на 17 аллее огонь уничтожил дом, где раньше жили то цыгане, то бомжи, то хрен знает кто, а последний год не жил никто. Могло бы быть и хуже, если бы не массовый героизм местного населения, сбежавшегося на пожар в трусах и майках с ведрами, лейками тазами... Ранг пожара был не ниже 1 бис, возможно даже 2 номер - в тушении участвовали даже пожарные нефтезавода..


Рецензии