Они погибли в небе под Москвой

В ходе битвы под Москвой в ноябре-декабре 1941 года в районе деревень Клушино и Мышецкое было сбито 6 наших самолётов. Это подтверждает и немецкое донесение, в котором сообщается о сбитых русских самолётах батареей зенитчиков 2-й танковой дивизии.

По рассказам жителя деревни Клушино, Зуйкова Якова Яковлевича (1930 года рождения), 27 ноября 1941 года, в тот день, когда Клушино заняли немцы, они стали стрелять из двух крупнокалиберных пулеметов по низко летящему самолету и, по-видимому, попали в топливный бак. Самолет загорелся и упал в лесу рядом с Лесной Цесаркой (бывшей усадьбой Мартыновых - Иевлево-Знаменское).

Когда в 1958 году рядом с Лесной Цесаркой открылся пионерский лагерь «Юность», его сотрудники установили обелиск на месте предполагаемого падения самолета (на самом деле он упал неподалёку). После закрытия лагеря солдаты из воинской части, располагавшейся в то время на территории Лесной Цесарки, продолжали ухаживать за обелиском. В 1983 году ученики Лунёвской средней школы во главе с учителем физики Гайнутдиновым Александром Захаровичем провели раскопки, в результате чего обнаруженные фрагменты самолёта были помещены в школьный музей, а часть останков лётчика была захоронена в братскую могилу в деревне Владычино.

Спустя годы вновь провели раскопки. 22 июня 2014 года поисковые отряды «Рубеж Славы» (командир Сергей Станиславович Рыбаков) из г. Яхромы и «Витязь» (командир Вадим Витальевич Мартыненко) из г. Солнечногорска, а также другие организации обнаружили множество фрагментов истребителя И-153 «Чайка» и часть останков лётчика. По номеру двигателя определили, что самолётом управлял старший лейтенант, командир звена 12-го гвардейского истребительного полка Максим Максимович Кулак, 1912 года рождения, уроженец Донбасса, Ворошиловоградской (ныне Луганской) области, села Марапкино. 20 июня 2015 года его останки были торжественно перезахоронены в братскую могилу во Владычино.

По рассказам жителей Клушино, 7 декабря 1941 года над деревнями Поярково или Владычино немцы сбили ещё один самолет, это был У-2, который упал прямо на немецкие зенитки. Погибла лётчица Лидия Николаевна Егорова. После войны на её могилу, находящуюся на окраине леса в Клушино, приезжали сёстры и подруга Анна Чиженкова. В 2012 году было принято решение эксгумировать останки Лидии Егоровой и перенести в братскую могилу села Льялово. Была даже сделана надпись на мемориальной доске с её именем, но поисковики не нашли прах лётчицы, а осенью 2013 года памятник и ограду демонтировали. Как рассказывали местные жители, самолет предположительно упал там, где потом был поставлен памятник якобы на могиле летчицы, а на самом деле, её похоронили неподалёку на поле у дороги, сейчас это место уже не найти, кругом построены дачи.

Неравнодушные к истории своей деревни: Гаврюшин Николай Владимирович, Бутузов Василий Николаевич и Минок Михаил Александрович установили новый памятник, надпись на котором гласит:

                «Егорова Лидия Николаевна
                1917 (1918) г. рождения, г. Томск.
                Старшина 33 отдельной авиационной эскадрильи связи
                при штабе обороны Москвы.
                Погибла в бою 7 декабря 1941 г. в д. Клушино.
                (Место гибели)».

Летом 2019 года недалеко от Лесной Цесарки поисковики: КГОО ПО «Надежда» (г. Коломна), КРОО ПО «Подвиг» (г. Клин) и ВПК ПО «Витязь» (г. Солнечногорск) провели раскопки на месте падения самолёта ИЛ-2 № 1860324. На глубине около четырёх метров были найдены останки лётчика, старшего лейтенанта Калужского Александра Георгиевича - заместителя командира авиационной эскадрильи, командира звена 65 Штурмового авиационного полка, который не вернулся с задания 30 ноября 1941 года (его фотография помещена в начале статьи). С сайта «Память народа» известно, что Александр Георгиевич родился 30 сентября 1919 года в Киевской области, г. Киев, Предмостная Слободка. В 1942 году был награждён посмертно орденом Красного Знамени за боевые подвиги, совершённые в сентябре 1941 года на Ленинградском фронте.

В том же 2019 году, в октябре месяце, ещё один самолёт ИЛ-2 нашли в 600 м от первого ИЛ-2, в лесу недалеко от Лесной Цесарки. На этом месте людьми, проводившими раскопки, была установлена памятная стела. Останки лётчика обнаружены не были, на месте падения нашли только остатки парашютной системы и патроны от личного оружия.

По данным краеведа Дмитрия Гордеева, в небе над Мышецким в 1941 году были сбиты немцами два наших самолёта. Один упал на краю поля, возле леса, в районе, так называемого, углового болота. До конца 1980-х была видна воронка, и дети из пионерского лагеря «Звёздный» ходили на раскопки, выкапывая куски обшивки и боеприпасы. К сожалению, в 1990-е там развернулось частное строительство, воронку засыпали мусором и на этом месте построили баню. Пилот был захоронен рядом с местом падения местными жителями, но его могила не сохранилась.

Второй самолёт, как оказалось, это был МИГ-3 120 ИАП ВВС МЗО (Московской зоны обороны), упал в районе озера Долгого у деревни  Рыбаки. Его раскопками занимались поисковики из г. Дмитрова, в частности, Сергей Станиславович Рыбаков, но, как и в первом случае, имя погибшего лётчика установить не удалось, могила его не сохранилась. Весной 2010 года на месте гибели лётчика, за пансионатом МВД РФ, был воздвигнут новый воинский обелиск на месте старого памятного знака.


Рецензии
Так много лет прошло после войны, но далеко еще не все о ней рассказано. Как много проясняется только теперь. Разве можно забыть этих людей? Они достойны памяти.

Татьяна Сахань   17.06.2021 22:33     Заявить о нарушении