Применение сарматских жертвенников-алтарей
Прежде всего, открываем Геродота 4.75 Там описывается РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ ПОСЛЕ ПОХОРОН. Сначала идет описание как это проделывают мужчины (так называемая скифская баня). Далее, в этом же пункте идет про женщин: " Скифские женщины растирают на ШЕРОХОВАТОМ КАМНЕ куски кипариса, кедра, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день снимут мазь, оно становится даже чистым и блестит." ...
Этот ритуал носит очень важный характер, учитывая то, что Геродот описывает так же всеобщую истерию по умершему с протыканием стрелой рук, обрезанием мочки уха, вырыванием волос, расцарапыванием лица. У Ю.Б. Полидовича есть статья "Скифский обряд очищения". Там он хорошо описывает необходимость этого обряда после похорон. Речь идет не только о внешнем очищении, но и о религиозном акте, участники которого доводили себя до экстаза. Так же он указывает, что в горно-алтайских курганах скифского времени (Руденко С.И., 1953,с.333-334) найдены шесты и шкуры или покрывала и бронзовые курительницы с котлами набитыми камнями со следами огня и частично обуглившиеся семена конопли, предназначенные для "скифской бани".
Благодаря психосоматическому "включению", при употреблении различных конопляных препаратов, происходит сенсорное обогащение, наступает чувственное блаженство, радость восприятия. Происходит так называемое психологическое, религиозное очищение.
А вот про атрибуты женского очищения он умалчивает. Точнее вообще про него ничего не пишет. Полагаю, что этим атрибутом и является каменный жертвенник или алтарь, на котором приготавливался раствор для натирания тела. Кроме того, он изготовлен из того же материала что и жернова. Встает вопрос, а есть ли следы на жертвеннике от растирания на его поверхности каких-либо веществ. В 1976 г. выходит статья А.М. Мандельштама, в которой приведен трассологический анализ каменного жертвенника, сделанный Г.Ф. Коробковой; этот анализ показал, что данное блюдо использовалось как краскотерка (Мандельштам А.М. К характеристике памятников ранних кочевников Закаспия /А.М. Мандельштам// КСИА - 1976 - № 147, стр. 24).
Еще в 1887г. А.А. Бобринский в 3 томе своей книге о жертвенниках сообщает: "эти предметы предназначались для растирания краски, а может быть, и зерен" (Бобринский А.А. Курганы и случайные археологические находки близ местечка Смелы. Дневники пятилетних раскопок /А.А. Бобринский - СПб.: Типография Стасюлевича, 1887, стр.88-89).
В 1998г. В.Н. Васильев предположил, что растирание красок на жертвеннике для нанесения татуировок. И здесь еще один немаловажный факт - рядом с алтариками находят растиральники, красящие вещества, песты и куски дерева (Васильев В.Н. К вопросу о сарматских каменных жертвенниках кочевников Южного Урала /В.Н. Васильев// Уфимский археологический вестник - Уфа, 1998, стр. 32).
Ю. Липс в своей работе "Происхождение вещей" 1954г. указывает, что каменные жертвенники использовались для воскурения или растирания ароматических веществ: смолистых, душистых кусков сосны и можжевельника, благовонные травы, смолы. Об этом свидетельствуют куски сосны, обнаруженные на каменных столиках в курганах 2 и 3 могильника Тара-Бутак.
Но наиболее точное определение использования жертвенников дает В.К. Федоров: ""савроматские жертвенники" служили, прежде всего, для растирания чего-то на их внутренней поверхности, данное их предназначение было приоритетным, все же остальные следы проявления антропогенного воздействия, фиксируемые на них, имеют вторичный, а порою случайный характер". Федоров В.К. "О функциональном назначении так называемых "савроматских жертвенников" Южного Приуралья" /В.К. Федоров // Уфимский археологический вестник. - 2000, Вып.1, стр. 49-75.
Среди целебных свойств можжевельника и сосны, есть антисептические свойства. Его с древности применяли при различных экземах, сыпях и так далее. Так же их древесина богата эфирными маслами, фитонцидами, которые оказывают благотворное влияние на психику. Значит происходит очищение как гигиеническое, так и психическое, ритуальное.
Можно утверждать, что все, что касалось похоронного обряда, складывалось в курган. Это и повозка, на которой возили умершего, и ковры, и посуда для тризны, и шесты для бани. Отсутствие одного (женского или мужского) из атрибутов очищения в могиле может быть в следствии низкой сохранности предметов из органики (шесты и шкуры). Но возможно, что этот обряд мог быть различным, или точнее сказать разделенным, по половому признаку умершего царя или царицы.
Свидетельство о публикации №221061500629