Применение сарматских жертвенников-алтарей

     Рассмотрим нерешенный до сих пор вопрос о функциональном назначении каменных жертвенников. В статье К.Г. Коноплевой "История изучения каменных жертвенников ранних кочевников Евразии", рассматривается как минимум 11 версий, каждая из которых не нашла своего утвердительного исхода. Осмелюсь предложить еще одну гипотезу.
     Прежде всего, открываем Геродота 4.75 Там описывается РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ ПОСЛЕ ПОХОРОН. Сначала идет описание как это проделывают мужчины (так называемая скифская баня). Далее, в этом же пункте идет про женщин: " Скифские женщины растирают на ШЕРОХОВАТОМ КАМНЕ куски кипариса, кедра, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день снимут мазь, оно становится даже чистым и блестит." ...
     Этот ритуал носит очень важный характер, учитывая то, что Геродот описывает так же всеобщую истерию по умершему с протыканием стрелой рук, обрезанием мочки уха, вырыванием волос, расцарапыванием лица. У Ю.Б. Полидовича есть статья "Скифский обряд очищения". Там он хорошо описывает необходимость этого обряда после похорон. Речь идет не только о внешнем очищении, но и о религиозном акте, участники которого доводили себя до экстаза. Так же он указывает, что в горно-алтайских курганах скифского времени (Руденко С.И., 1953,с.333-334) найдены шесты и шкуры или покрывала и бронзовые курительницы с котлами набитыми камнями со следами огня и частично обуглившиеся семена конопли, предназначенные для "скифской бани".
     Благодаря психосоматическому "включению", при употреблении различных конопляных препаратов, происходит сенсорное обогащение, наступает чувственное блаженство, радость восприятия. Происходит так называемое психологическое, религиозное очищение.
     А вот про атрибуты женского очищения он умалчивает. Точнее вообще про него ничего не пишет. Полагаю, что этим атрибутом и является каменный жертвенник или алтарь, на котором приготавливался раствор для натирания тела. Кроме того, он изготовлен из того же материала что и жернова. Встает вопрос, а есть ли следы на жертвеннике от растирания на его поверхности каких-либо веществ. В 1976 г. выходит статья А.М. Мандельштама, в которой приведен трассологический анализ каменного жертвенника, сделанный Г.Ф. Коробковой; этот анализ показал, что данное блюдо использовалось как краскотерка (Мандельштам А.М. К характеристике памятников ранних кочевников Закаспия /А.М. Мандельштам// КСИА - 1976 - № 147, стр. 24).
     Еще в 1887г. А.А. Бобринский в 3 томе своей книге о жертвенниках сообщает: "эти предметы предназначались для растирания краски, а может быть, и зерен" (Бобринский А.А. Курганы и случайные археологические находки близ местечка Смелы. Дневники пятилетних раскопок /А.А. Бобринский - СПб.: Типография Стасюлевича, 1887, стр.88-89).
     В 1998г. В.Н. Васильев предположил, что растирание красок на жертвеннике для нанесения татуировок. И здесь еще один немаловажный факт - рядом с алтариками находят растиральники, красящие вещества, песты и куски дерева (Васильев В.Н. К вопросу о сарматских каменных жертвенниках кочевников Южного Урала /В.Н. Васильев// Уфимский археологический вестник - Уфа, 1998, стр. 32).
       Ю. Липс в своей работе "Происхождение вещей" 1954г. указывает, что каменные жертвенники использовались для воскурения или растирания ароматических веществ: смолистых, душистых кусков сосны и можжевельника, благовонные травы, смолы. Об этом свидетельствуют куски сосны, обнаруженные на каменных столиках в курганах 2 и 3 могильника Тара-Бутак.
     Но наиболее точное определение использования жертвенников дает В.К. Федоров: ""савроматские жертвенники" служили, прежде всего, для растирания чего-то на их внутренней поверхности, данное их предназначение было приоритетным, все же остальные следы проявления антропогенного воздействия, фиксируемые на них, имеют вторичный, а порою случайный характер". Федоров В.К. "О функциональном назначении так называемых "савроматских жертвенников" Южного Приуралья" /В.К. Федоров // Уфимский археологический вестник. - 2000, Вып.1, стр. 49-75. 
     Среди целебных свойств можжевельника и сосны, есть антисептические свойства. Его с древности применяли при различных экземах, сыпях и так далее. Так же их древесина богата эфирными маслами, фитонцидами, которые оказывают благотворное влияние на психику. Значит происходит очищение как гигиеническое, так и психическое, ритуальное.
     Можно утверждать, что все, что касалось похоронного обряда, складывалось в курган. Это и повозка, на которой возили умершего, и ковры, и посуда для тризны, и шесты для бани. Отсутствие одного (женского или мужского) из атрибутов очищения в могиле может быть в следствии низкой сохранности предметов из органики (шесты и шкуры). Но возможно, что этот обряд мог быть различным, или точнее сказать разделенным, по половому признаку умершего царя или царицы.


Рецензии