Бисерская слободка

        Принято считать, что история завода Бисер началась с начала строительства чугунолитейного и железоделательного завода в 1786 году. Но это далеко не так. Люди Строгановых в еще более далекие времена уже собирали в этих местах ясак с местных племен и содержали небольшие опорные пункты (фактории), в которых проживало небольшое количество сборщиков, живших там только во время сбора «шерсти» (пушнины). Позднее эти поселения превратились в слободки, расположенные по рекам Койвы и Чусовой. Они могли появиться уже после завоевания Казанского ханства в 1552 году Иваном Грозным, а также после похода Ермака в Сибирь в 1581 году, когда освоение Урала и Сибири стало проходить более ускоренными темпами.  В эти места, где проживали манси (вогулы), стали проникать небольшие группы русского населения, взаимно обогащая друг друга. Так русские поселенцы обучались у вогулов способам ведения охоты, рыболовства, а местные племена способам содержания домашнего скота, включая лошадей, и огородничества. Вогулы знали производство железа из болотных и поверхностных месторождений железных руд, что впоследствии определило место выбора строительства завода. Когда их взаимоотношение проходило на уровне небольших групп населения, занятых только своим личным трудом, все протекало мирно. Но когда Строгановы, безжалостно обирая и спаивая местное население, заставили его платить ясак, царьки и князья стали выступать против русского населения, видя в нем поработителей. Возникающие городки и слободки имели отряды, вооруженные пищалями и пушками, и были всегда готовы отразить нападение местных племен. Но не всегда это им удавалось.


        А. А. Введенский в монографии «Дом Строгановых в XVI-XVII веках» отмечал о нападении вогульского войска на Пермь Великую: «Когда Ермак отплыл вверх по Чусовой 1 сентября 1581 года, в тот же день 1 сентября 1581 года произошло вторжение в Пермь Великую, г. Чердынь войска в 700 чел. Пелымского князя Кихека, прошедшего старой сибирской дорогой по реке Лозьве на Вишеру. … О размерах бедствия определенно говорит челобитная Семена и Максима Строгановых, сохранившаяся в изложении царской грамоты 1581 г. 20 декабря. Строгановы доносили правительству: «Ныне – Деи, девять десятого году о Семене дни приходил пелымский князь с ратью, а с ним людей 700 человек, и их-де слободки на Койве, и на Обве, и на Яйве, и на Чусовой, и на Сылве деревни все повыжгли и людей и крестьян побили, Жон и детей в полон поимали, и лошади и животину отогнали. А те -деи слободки их стоят на Украйне. А вогуличи живут блиско их слободок, а место там лешее, а людем их и крестьянам из острогов выходу не дадут, и пашни пахати, и дров сечи не дают же. И приходят –деи к ним невеликие люди украдом, лошади и коровы отганивают, и промысел –деи у них в слободках отняли и соль варити не дадут».


      Увеличение миграции населения в Сибирь проходило, в том числе, и от притеснения Строгановыми крепостных (вотчинников), особенно после окончания двадцатилетней отсрочки от налогов после переселения их в Пермские вотчины из Сольвычегодских земель. А. А. Введенский указывал в своей монографии: «…Так в 1655 году Данило Строганов показывал, что в этом году «Карпик Порошин, пришед из Сибири в вотчину мою на Чусовую шишем и подговоря свел с собою в Сибирь старинных же моих крестьянишек – девять семей, - Гришку Яковлева, сына Гогурина со товарищи».
Этот организатор массового побега Карп Порошин был крепостной человек Строгановых. Он бежал в Сибирь, а потом возвратился в чусовскую вотчину, чтобы поднять и повести с собой в Сибирь знакомых ему крестьян, что ему удалось сделать  не один раз.
 
        В 1595 году начала строиться Бабиновская дорога, идущая от Соли Камской до Верхотурья и далее в Сибирь, минуя Чердынь. В Верхотурье находилась таможня, которая взимала десятипроцентную пошлину для пополнения казны за провозимые товары. По указу царя Федора Иоанновича пользоваться другими дорогами в Сибирь запрещалось. Но Строгановы были другого мнения.  Они пользовались своей дорогой, которая называлась «тайная» или «новая», она начиналась от Чусовских городков и шла через Калинскую, Лысьвенскую, Кусьинскую и Бисерскую слободки, мимо подножья горы Большая Копна, на Серебрянку и далее в Сибирь. Строгановы, а потом Шаховские и Голицыны не разрешали пользоваться этой дорогой для посторонних перевозок. При строительстве «тайной» дороги были использованы старинные вогульские тропы, которые существовали еще до освоения этих земель русскими первопроходцами.  Об этом косвенно может служить название дорог, до сих пор сохранившиеся в поселке Старый Бисер. Это Вогульская дорога, которая проходит через урочище Вогульское, находящееся примерно в пяти километрах и идущая в сторону поселка Теплая Гора. Это Ермаковская дорога, как часть «новой» дороги и начинающаяся на левом берегу реки Койвы. «Новая» дорога существовала примерно с середины XVII века, как альтернатива Бабиновской дороге и использовалась для перевозки соли в освоенные сибирские земли и вывозки оттуда хлеба и пушнины. А в XIX веке по ней перевозили железную руду и чугун с Серебрянского железоделательного завода, принадлежащего графу Шувалову, а также руду с близлежащих рудников недалеко от завода Бисер.
        Почему дорога называется Ермакова дорога? Ведь Ермак для похода в Сибирь
использовал реку Серебрянку, более крупный приток Чусовой и к Койве не имеющей никакого отношения. Но эти реки находятся не так далеко друг от друга, а река Койва протекает ближе к дороге, идущей от Чусовских городков, она короче и не имеет болотистых мест, как пойма реки Серебрянка. И притом, что это сухопутная дорога, не имеющая к реке никакого отношения. А дело, видимо, в том, что после похода Ермака многое было связано с его именем и в течение десятилетий названия путей, ведущих на вновь освоенные земли, трансформировались с именем легендарного современника того далекого времени.  А ее название говорит, что она шла в Сибирские земли, покоренные воеводой Ермаком и его воинством. Существовала старая легенда, что несколько казаков из Ермаковой дружины после завершения похода поселились в Бисерской слободке. Это также подтверждает местный краевед В. А. Оборин.


        Исторические события, связанные с завоеванием Сибирского царства Ермаком, до сих пор овеяны ореолом былинности и домыслов, которые никогда не найдут подлинного разрешения. Таково было то далекое время, от которого осталось не так много документов.


        Выше указанная старинная «новая» дорога Строгановых до сих пор, как ее часть, существует под названием, как старая Кусьинская дорога. Этой дорогой до недавних пор пользовались жители Бисера, чтобы проехать в поселок Кусью, Горнозаводск и г. Чусовой.  А когда в середине девяностых годов прошлого столетия была построена асфальтированная дорога Пермь-Чусовая – Горнозаводск- Нижняя Тура, необходимость использования старой дороги отпала.  Сейчас эта дорога имеет местное значение и используется жителями Старого Бисера для вывозки сена с покосов, а также рыбаками и охотниками.


Рецензии