Опасное сопоставление

Глава 7 из повести "Инфицирован"


И вот идём мы по главной улице – естественно, Ленина – в городской сад – любимое место вечерних прогулок молодых и старых. Сад у нас хороший, ухоженный. Большие деревья, декоративные кусты, клумбы с цветами. Дорожки заасфальтированы. И улица замечательная, по центру аллеи. В одной из них бюст генералу герою войны. Немцы до нас не дошли. Во время войны в нашем городке размещался госпиталь. Длинная цепочка аллей с большими, ещё довоенной посадки деревьями, новым декоративным кустарником и клумбами тянется вдоль всего городка от здания администрации к памятнику воинов-победителей.

Идём, разговариваем. Впереди брандмауэр здания кондитерской фабрики с панно-мозаикой. Изображен Ленин в кепке и слова: «Коммунизм – светлое будущее человечества». Внизу к брандмауэру приткнулся пивной ларёк. Он уже закрыт – пиво кончилось быстрее, чем рабочий день у продавщицы.

- Идём-идём, а его что-то всё не видно, - Таня говорит, кивнув на панно.

- Коммунизм – это будущее, а не настоящее, - объяснил Генка. – Как ты его увидишь?

- Может, и увидим, куда спешить, - равнодушно отозвался я, поднимая взгляд. – Путь далёк.

- Поспешишь – людей насмешишь, – согласился Шурик.

Смотрю я на это панно, замедляя шаг, и вдруг неизвестно откуда взявшаяся мысль является из меня такими словами:
– Гитлер хотел осчастливить немцев за счёт других народов, а Ленин – всё человечество за счёт России. Вожди-романтики, бля! От обоих одни убытки.

Стало тихо.
Я спохватился и давай скорее думать, а что же я такого сказал. Нельзя так, наверно? Но вместо мыслей ускоренным хороводом промчались разные кинокадры выступлений то Ленина, то Гитлера. Сходство поражало. Они действительно умели овладевать сознанием и любовью масс. Как? Почему? Явная истеричная бесноватость и тут, и там. Неестественное состояние ораторов и толп. Массовый психоз. Особенно ярко у немцев. Правда, может потому, что съёмка более качественная.

И позже я не раз сопоставлял эти исторические хроники, кадры из художественных фильмов, и сходство между ними лишь усиливалось.

Может, все эти понятия: коммунизм, национал-социализм, фашизм, – лишь разновидности массового психоза, разные штаммы одного вируса?

Идеологическая пандемия коммунизма выкосила пол-России. Эпидемия нацизма разрушила Германию. Но, жестоко переболев, страны выжили и, обновлённые, начали возрождаться с удвоенной силой. Значит, этого было не избежать? Значит, это естественный ход событий?

А споры и рассуждения о том, кто виноват, да кто первый начал – лишь информационный шум, полезный и выгодный для тех, кто шумит, ну и благодатная почва для современных вояк и новых потрясений.

Выходит, каждая такая зараза – непременное условие развития.

Эволюция продолжается. А это процесс болезненный.

Ну не может человечество развиваться по-человечески!

Поэтому вот так.

Словно из круга света под фонарём школьных знаний я сделал шаг в необъятное сумрачное пространство и чем дальше, тем угрюмей оно и темней.

Что мне Ленин, что мне Гитлер! Мне свою судьбу строить надо! Но эти знаковые фантомы, действительно, живее всех живых и продолжают свою работу в массовом сознании, снова и снова, являя свои то омерзительные, то привлекательные свойства и намекая на возможность новых кровавых потрясений.

Продолжение следует


Рецензии