Сквозь эту ночь я не вижу ни одной звезды
Многие, я думаю, впервые слышат имя Божены Немцовой; но с ее творчеством сталкивался, не подозревая об этом, каждый.
Сказка Немцовой "12 месяцев" нам известна в переложении С.Маршака, по ней снят прекрасный мультфильм. Другая сказка Божены легла в основу чудесного фильма "Три орешка для Золушки" (любимая киносказка моих детей)
Еще в советское время в России были изданы "Серебряная книга сказок" и "Золотая книга сказок". Мне посчастливилось купить эти издания в букинистическом магазине, храню эти книги как сокровища своей библиотеки.
Когда я впервые - как мне казалось - стала читать ее сказки, то оказалось, что они мне знакомы. Не только потому, что сюжеты сказок разных народов похожи, а потому, что я читала их в детстве. Эти сказки всегда были в нашей жизни, просто мы не знали, что они принадлежат перу Божены Немцовой.
На мой взгляд, сказки Божены самобытны, сюжетно богаты, интересно рассказаны, не уступают сказкам, изложенным нашими фольклористами.
Портрет Немцовой изображен на самой ходовой чешской купюре, она считается первым прозаиком Чехии.
В мировую литературу Божена Немцова вошла не только как собиратель сказок, но, прежде всего, как автор повести ( по объему - романа) "Бабушка".
Произведение написано очень поэтично, темы, поднятые в книге, актуальны сегодня, и, честно говоря, трудно догадаться, что повесть написана почти 200 лет назад .
(В 2020 году праздновалось 200-летие со дня рождения писательницы)
***
Для меня само имя Божены Немцовой - памятник величию, могуществу духа и пример созидательного сопротивления.
В начале 19 века Чехия активно германизировалась, Словакия была под многовековым венгерским гнетом.( В России в это время законодательно еще существует крепостное право, чтобы вы понимали время происходящих событий)
Божена Немцова входила в патриотические кружки, была славянофилкой. Что можно было сделать в условиях, когда народ, общество было не способно отстаивать свою идентификацию? Каким должно быть сопротивление в такое время?
Немцова начинает писать сказки, собирает чешский фольклор. После знакомства со словацкой культурой - и словацкий. Для меня это трижды (четырежды!) удивительно.
В стране, где все исконное подавляется, насаждена культура другого народа - поднимаются драгоценнейшие, бесценные пласты фольклора.
В стране, где еще нет авторской литературы, появляется самобытный талантливый писатель.
Когда Божена начинала писать, ее желанием было стать лишь почвой, перегноем для будущей литературы Чехии. "Я просто начну писать, кто-то должен это делать" Но она стала не только почвой, она стала классиком мировой литературы.
В мире (даже не в стране!), где у женщины нет права голоса (первая половина 19 века); в стране, у которой нет права на собственную историю; в стране, где нет литературной истории - появляется писатель, и это - женщина!
Ее роль была значительной: она заставила народ увидеть, какие силы заключены в нем, какие забытые богатства хранятся в его сознании. Читая сказки, народ вспоминал, кто он. Ее бабушка, героиня автобиографического романа, стала символом красоты, мудрости и силы чешского народа.
Пример созидательного сопротивления жизненно необходим сегодня для нас: мы не только потеряли право голоса, мы теряем право на собственное лицо и имя. Сегодня мы живем в цирке, и нас дрессируют как зверушек, не обладающих сознанием. Мне кажется, процесс зашел так далеко, что нужен подвиг, подобный подвигу Божены, чтобы вернуть народу - прежде всего - самосознание и уважение к себе.
Кажется, что сейчас миром овладела темнота, сквозь эту ночь не видно ни одной звезды. Но выход можно найти, если найти свет в себе, в нем главное сопротивление силам тьмы.
***
"Сквозь эту ночь не видно ни одной звезды" .
Фильм показывает последние дни жизни писательницы. Он не рассказывает о ее борьбе за народ, в нем нет ничего о ее политических взглядах.
Фильм о личной трагедии, о ее борьбе за право быть женщиной, за право быть женщиной-писательницей.
Сюжет строится вокруг трех писем Божены Немцовой, в которых она пытается объяснить, почему у нее не получается закончить работу над собранием сочинений. Она тщетно рассказывает о невыносимых трудностях, но никак не может закончить письма, потому что невозможно достучаться, объяснить.
Каждый день она пишет новое письмо, потому что прежнее написано не так, она понимает, что не будет услышана.
Описывая всю ничтожность собственного положения, тяжелую болезнь, голод, унизительную радость от съеденной в гостях тарелки супа, нищету, объясняя, что у нее нет туфель, чтобы выйти на улицу, рассказывая о своих страданиях в браке с мужем-тираном, с человеком, который не признавал в ней таланта - она декларирует свое последнее желание - быть услышанной и понятой.
Мы сможем понять ее, только если осознаем, насколько она опережала свое время, насколько велик был ее талант, как трудно было найти того, кто будет равен ей, поймет ее. Титанам, подобным ей, всегда трудно жить, ей же было сложней кратно, потому что она была женщиной.
Фильм начинается с похорон, заканчивается похоронами. Страшная, жуткая метафора человеческой глухоты и безразличия заключена в сцене пышных похорон писательницы. Известно, что Немцова множество раз пыталась достучаться до людей разных кругов, рассказывая, в каких нечеловеческих условиях ей приходится писать, но не была услышана. Деньги нашлись только для организации похорон, которые прошли при большом стечении народа.
Она умерла в расцвете сил от выматывающей болезни, обострившейся в тяжелых условиях. Ей было 42 года.
В письмах ( в основу положены настоящие письма, впервые обнародованные в 1920 году) она вновь и вновь возвращается в прошлое, проживает унижения, через которые ей пришлось пройти в браке, взаимную нелюбовь, презрение, неуважение, которые делали невозможной совместную жизнь супругов ( Божена была выдана в 17 лет за мужчину вдвое старше, есть предание, что муж впервые ее увидел за игрой в куклы. Налоговый инспектор не мог вполне разделить искания писательницы.)
Сцена, в которой мы первый раз видим живую Божену, жутка: она стирает кровавые тряпки. Немцова страдала непрекращающимися кровотечениями.
Перед нами вывернутая наизнанку женская сущность, то, что постыдно, даже грязно, вызывает отвращение, то, что ставится в вину - но виной не является.
Бесконечные кровяные тряпки (на протяжении всего фильма) как символ женской скорби, которую нужно скрывать, женской немощи, женского бессилия перед миром, который создан для мужчин.
Она не была хранительницей собственного очага, потому что принадлежала не этому миру.
В последних письмах она вспоминает не только скорбные моменты жизни, но и ее радость: встречи с людьми, чтение книг, балы, съеденную из рук детей землянику, цветы, мужчин, которые любили ее.
Она признается, что единственное, чего она хотела - это быть любимой. Она не хранила мужу верности, и это было следствием силы духа, как бы парадоксально это не звучало.
Она жила соответственно своим убеждениям, на что способен не каждый. Отстаивала право женщины на личный выбор и право на любовь, пыталась отвоевать свое право жить так, как считает нужным, а не так, как требуют того условности.
Уйти от мужа она не могла - этого не позволяли законы.
В конце жизни она убегает от мужа, но эта попытка оказывается тщетной.. Безжизненную и бессильную, муж на руках уносит ее домой. Этот жест можно было бы рассмотреть как проявление любви, но муж оставляет в снятой женой квартире то, ради чего она жила последние дни - ее письма.
Она пишет письма перед смертью, она собирает дорогие ей письма перед побегом от мужа, она вспоминает письма, которые ей пришлось сжечь перед обыском. Письма важны для нее, с их помощью она пытается прорваться через условности, человеческое непонимание и разность, пытается объясниться.
Она проигрывает последний бой, возвращается туда, откуда всю жизнь пыталась вырваться, но, как это часто бывает, выигрывает (посмертно) войну:
В ночи, сквозь которую не видно ни одной звезды, она сама становится путеводной звездой.
Свидетельство о публикации №221061500931