Читатель почитывает

 
Намедни тут попалось мне  на глаза в сети, конечно, российская литературная премия "Национальный бестселлер".
Ка-ка-ая в России великая литература нонче ))
Почетный председатель жюри литературной премии "Национальный бестселлер" Ивлиев, а по совместительству начальник Роспатента РФ (кучерявая должность, доложу я вам!) сказал на малом жюри, что при определении победителя сложилась уникальная ситуация, "никогда такого не было и вот опять": все ШЕСТЬ других членов жюри проголосовали КАЖДЫЙ за своего! ))
Там ШЕСТЬ писателей в "коротком списке".
Ржал-с! Не договорились ребята.
А председателю пришлось принимать сторону кого-то из них.
То есть, столь широкое поле для талантов, что глаза разбежались.
Впрочем, как человек вредный, подозреваю, что тут что-то иное, связанное с банальным количеством купюр.
А победителем стал 
Александр
(барабанная дробь)
Пелевин!
Именно он получит ШЕСТЬ млн рублей.
(Но что за дурацкие совпадения с цифрой "шесть"?! Ась?)
Причем, десятая часть этой суммы отойдет к тому, кто номинировал его на эту премию, уж не знаю, кто это.
Таперя на Расее два писателя Пелевина, имеющие статус национальных звезд.
Впрочем, это не ново. Сосуществовали ранее блистательный писатель Венедикт Ерофеев одновременно с писателем Виктором Ерофеевым.
Однажды (как рассказывал Виктор Ерофеев), произошел презабавный случай: не будучи знакомыми, литераторы оба случайно зашли в один лифт и некоторое время молчали,  на выходе же Венечка сказал:
-- Ты бы хоть фамилию поменял...
Интересно, повторится ли подобная  реплика в отношении новоиспеченного национального писателя? ))
Почитал роман А. Пелевина "Покров 17", за который он и получил "нац.бест".
Неплохо.
Не то чтобы "ух!", но вполне читабельно.
По крайней мере, первые пятнадцать страниц. Потом всё становится вчерне понятно, кто кому дядя и кто там Д Артаньян и...стало скучно.
Но язык автора вполне резв. И не раздражает.
Чего не могу сказать о другом романе, входившим в короткий лист, собравшим НАИБОЛЬШУЮ сумму прэле-естных предварительных рецензий.
Это писатель Михаил Гиголашвили, его роман с интригующим названием "КОКА". Но роман издает "Редакция Елены Шубиной", а уж она то знает как подогнать нужных рецензентов в нужных количествах! Хе-хе!

И хоть автор утверждает, что название романа -  уменьшительное от грузинского имени Николоз, по крайней мере, все аннотации говорили именно об этом значении,  многие из нас в прошлом советские люди умеют искать подтексты. Понимая, что в названии чего-либо есть несколько смыслов. А уж слово кока - тут даже и гадать не надо что оно означает. И это отнюдь не кока-кола!
Моментально стало интересно: а кто учредитель премии "Национальный бестселлер"?
То есть, кто оплачивает банкет?
И вот что мне выдал интернет:
Учредитель премии - фонд "Люди и книги", а президент фонда Ольга Константиновна Тублина.
Она же:
генеральный директор ООО "Издательство К. Тублина"
она же:
генеральный директор издательства "Лимбус пресс", что в Петербурге.
Тут сразу возникло некоторое недоумение, непонятка со словом бестселлер.
"Э! сказали мы с Петром Ивановичем!"
Этимологическое значение слова бестселлер - "лучшие продажи". Во всем мире именно так толкуют это понятие, непременно сопрягая его с цифрами: какое количество копий продано.
И я, как наивный нанайский мальчик тотчас же кинулся искать: сколько экземпляров книги издательница, госпожа Елена Шубина продать изволили.
Ну, бестселлер же, лучшие продажи!
Ежели количество покупателей будет внушающим доверие, я тоже, может быть, куплю энту книжку! Мы ить люди социальные, куды все - туды и мы.
Как вы наверняка догадались, меня ждало разочарование.
Ольга Константиновна думает, что она одна знает семантику слова бестселлер, а всех остальных можно купить на "фу-фу"
На яркое словечко.
На красивый фантик.
Ну ладно, подумал нанайский мальчик, наверное, количество продаж книжки КОКА - сурьезная коммерческая тайна и озвучивать ее строго запрещается.
Тогда, может быть, стоит прогуглить и узнать хотя бы количество упоминаний слова  кока в сети? А?
Ну, чтобы понять реальную картину.
Попробовал. Как вы понимаете, гугл мне сразу выдал только про кока-колу.
Но я ведь упорный.
Вбил: "гиголашвили кока". Десять тысяч упоминаний.
Для сравнения, друзья мои, токмо для сравнения вбил: 
"кинг позже", так называется последний роман Стивена Кинга.
И шо вы таки думаете? 
Пять миллионов упоминаний в русскоязычном сегменте гугла.
То есть, еще не вышедший на русском языке роман Кинга упоминают в сети в пятьсот раз чаще.
Нет, конечно, это не количество продаж, а только упоминания в гугле! Но даже из упоминаний этих двух книжек  становится как-то непонятно  кто из них  бестселлер, хотя и не русский.
Издательница, госпожа Е. Шубина пишет в аннотации:
"Филигранно выстроен сюжет, речевые характеристики героев не вызывают сомнений. <...> все живое, всему веришь.
это по-настоящему большая проза, объемная, полнотелая, всеохватная."
Ну, понятно, издатель должен окупить затраты, потому он вынужден хвалить свой продукт.
И, конечно же, на сайте премии роман обеплен прекрасными рецензиями литературных критиков, даже с их фотографиями.
Почитал эти рецензии, пока не читая романа.
И сама собой как то вспомнилась старая истина: заработать репутацию в какой-то сфере человеческой деятельности очень и очень трудно.
А вот потерять это реноме - в момент! Оступился и все. Ты уже в канаве.
Опять жеж понятно: критикам тоже семью кормить надо.
Забавно другое, что хор критиков поет осанну даже не разделяясь на регистры, одним, сладким тенором. ))
В какой то момент даже показалось, что это один и тот же человек писал за них за всех.
Закончив эти удивившие меня предварительные изыскания, приступил к чтению самого романа "КОКА".
Чего там греха таить, люблю язык Толстого. Чехова. Достоевского. Нахожу их авторские способы подачи мыслей, выраженные знаками, удивительно вкусными и поэтичными. Независимо от того – ЧТО описывает Гоголь или Булгаков, сама мелодика языка доставляет удовольствие.
Собственно, это и называется авторским стилем.
Язык автора – его внешность. Его одежда. Его мимика. Тембр голоса. Фиоритуры души. Музыкальные созвучия, которые по-разному строятся разными композиторами.
А что же мы видим у автора Гиголашвили из шорт-листа  национального бестселлера за 2021 год?
Прыгающие мысли. Не увязанные мелодические и смысловые созвучия.
Язык, сквозь который надо продираться как через кусты дикого терновника, дабы достичь хотя бы какого-то примитивного резона.
Впрочем, не это главное, - все же вопрос вкуса: кому арбуз, а кому свиной хрящик. Кто-то любит легкость, а кто-то эластичную как жевательная резина тягомотину.
Но... прочел первые двадцать страниц  произведения - ничего не происходит.
Совсем ничего!
Ау! XXI век! Люди живут другим временем, то есть время течет по другому.
Быстрее. Наполненней. Если включаю киношку и за десять минут ничего не происходит, выключаю к эпеням.
Причем, неважно: боевик ли это с экшном или психоделическая драма с крупным планом неподвижными глазами, наполненными горечью и тоской. Это может быть одинаково интересно.
В национальном бестселлере "Кока" двадцать первых страниц  нихуя не происходит.
Родненькие мои!
Ну, почему  я должен сидеть и полчаса продираться сквозь горячечный бред наркомана в надежде на то, что наконец что-то будет происходить?
Герой постоянно кому-то звонит, кого-то просит ширнуться, то покурить, то дунуть в нос, то закинуться таблетками.
Потом нечто совсем умопомрачительное:
один из персонажей в прямой речи произносит...
Оговорюсь, персонаж накануне был зело вдет.
У него вчера  была знатная игра за пиршественным столом, у него сейчас жутко болит голова. И вот человек с жесточайшего бодуна говорит, цитирую:
«Хотя смерть тёщи многими может быть воспринята как вселенский праздник, я не из их числа.»
Перечитал эту фразу!
Подумал,  чего-то не догнал. Но я ошибался.
Дальше, идет такое... Цитирую:
«Слушай, золотко, Кокоша, случайно коньяка или водки у тебя нет? Башка трещит, словно стая кузнечиков! Мыслительный орган мучим отрыжкой…»
Братья и сестры во чтении литературном! Вы когда-нибудь слышали, чтобы чувак с жестокого похмела говорил: "Мой мыслительный орган мучим отрыжкой?"
Даже персонаж Актер в горьковской пьесе "На дне", любящий выражаться напыщенно, слегка на котурнах, все же говорит  проще, яснее и глубже: "мой органон отравлен алкоголем"
И это как-то понятно.
В романе "КОКА" вся прямая речь в таком же клубнично-сопливом сиропе.
То есть, иногда читать эту прямую речь невозможно.
А потом еще возникает римский император Гелиогабал, хе-хе!
Всякий, кто читал роман Пелевина «Непобедимое солнце», изданный в 2018 году, помнит как Гелиогабал проходит одной из основных фигур, на нем, собственно, закручена интрига, зерно пелевинского текста.
И шо мы таки видим в 2021 году?!
А мы видим, как литератор Гиголашвили незатейливо вплетает  того же императора Гелилогабала и в свое повествование.
 Вероятно, ставя таким образом знак подобия между писателем Гиголашвили и писателем Виктором Пелевиным.
Типо, мы с тобой одной писательской крови, брат.
Ты и я.
Ага.
О, сколь тонок и неожиданен литератор Гиголашвили с императором Гелиогабалом!
А сейчас вишенка на торте.
У меня сложилось стойкое убеждение, что автор ничтоже сумняшеся заходит в какой-то интернетный чат или форум, в ленту Фейсбука или любой подобный ресурс, где собираются школьники или первокурсники, желая блеснуть своей эрудицией. Писатель все это копирует, чуточку перерабатывает...
А потом!
Херачит как СВОИ диалоги!
То есть, автор одного из национальных  бестселлеров за 2021 год, перелицовывает интернетный треп своими словами и заносит как аутентичный текст.
Акуительный авторский прием, дамы и господа!
Это же красота, золотое дно! Толстой и Чехов сидели в Ялте и часами разговаривали, жаловались друг другу как трудно найти сюжет, как сложно дать точные характеристики героям их прямой речью.
Да дураки они были! Не дожили великие до интернету то. Придумай первую попавшуюся завалящую идейку, суй в нее все что увидел в интернете и будет тебе счастье ))
Слушай клавой, а не ухом
Набивай словами как подушку пухом.
Ох, литературные вы мои!
Такой горячечный бред про вес языка кита и сравнение его с весом слона можно лепить километрами.
Тоннами.
Главное увязать это с потоком сознания наркомана, а сделать это легко, потому что герою-наркоше  позволено всё.
Ему можно нести любую херь: наркоман же, чо с него взять.
Ну, вот автор и лепит сетевой поток сознания интернета: понеже половина прочитанного - информация из википедии про животных, про растения, про природу. А вторая половина про героин, кокаин, анашу, различия между ними.
Да нет, я не ханжа, а даже и циничен, вероятно: мне совсем по барабану кто какие наркотики и в какие места их себе употребляет.
Это его личное дело, он свободный человек в свободной стране.
Если в тебе заложена программа самоуничтожения, да на здоровье!
Лишь бы ты был счастлив, даже и химически.
Но мне совсем не безразлична главная проблема современности - как наркота влияет на общество в целом, на тех, кто дурь употребляет и на тех, кто не употребляет, каким образом это изменяет сознание социума.
И в какую сторону сторону мы все с вами движемся.
Но автору это неинтересно.
Потом бесплатный кусок для прочтения закончился и ваш покорный слуга вскрикнул:
- Нет, нет! Далее не пойду!
А то ломка начнется, хоть дурь и не потребляю.
Впрочем... этот текст, возможно, и есть та самая ломка.

"Пойду, приму триста капель эфирной валерьянки и забудусь сном" (с)


Рецензии
Читатель давно почил. Остались почитатели.

Лев Раскин   17.06.2021 01:20     Заявить о нарушении