Сказки про бабу Олю. 18. Баба Оля и музыка

Предыдущая часть http://proza.ru/2021/05/21/1152

Баба Оля и музыка

И так, баба Оля вернулась в деревню. Она и раньше была в Савватеевке не последним человеком, а после возвращения её положение упрочилось. И то сказать, большинство односельчан дальше райцентра не бывали, и мало что знали о мировых делах. Когда баба Оля рассказывала о жизни в больших городах, её слушали затаив дыхание. А ещё она привезла почти пуд конфет, и угостила всех деревенских ребятишек, до того момента и слова такого не знавших.
Она хорошо училась, несмотря на то что отстала на полгода от одноклассников.
После возвращения в деревню она стала много играть на дудочке. И раньше у неё получалось неплохо, а теперь она играла виртуозно. Её часто приглашали на свадьбы, именины и похороны. Кормили хорошо, а порой и платили. Когда кусок сала дадут, когда ведро картошки, когда кило муки…  Иногда самогон в виде платы предлагали, но баба Оля всегда отказывалась, родители её были непьющими. А порой и наличными деньгами платили, по полтиннику, а то и по рублю. Стало уже не так голодно, как прежде. Да и кой-какие деньги скопились от циркового жалования, родители их не тратили, а на сберкнижку откладывали.
Но, случалось, баба Оля и не брала платы за выступления. Например, когда к старушке Марфе Федотовне вернулся сын из заключения. А также на его свадьбе, которая вскоре случилась. Баба Оля только покушала вместе с гостями, но от платы отказалась…
И сказал как-то баби-Олин папа:
- А не записаться ли тебе в музыкальную школу, дочка?
- Я бы и рада, но это же денег стоит, - ответила баба Оля.
- Ничего, мы сдюжим. Пока будем со сберкнижки брать, а дальше что-нибудь придумаем.
Так и поступили. На следующий учебный год поехали в райцентр, и записали бабу Олю в музыкальную школу. А тут ещё оказалось, что надо пианино купить, оно стоит дорого. Но повезло. В том году хороший урожай картошки был. Накопали аж сто кулей, и половину продали хорошо. Вот, на эти деньги инструмент и купили.
Что говоришь, как она туда добиралась из деревни? Об этом отдельный разговор. Да в музыкальную школу добраться, это не главная проблема. В музыкальную это только три дня в неделю. А тут ещё большая проблема возникла. В деревне была только начальная школа, четыре класса. Большинство ребятишек этим и ограничивались. А средняя школа только в райцентре, это десять километров от деревни. Но желание учиться оказалось сильнее трудностей. И баба Оля каждый день пешком ходила в райцентр, и обратно. Учёбу не бросила. Порой поздно возвращалась, затемно. Придёт домой, перекусит, уроки выучит на завтра, маме по дому и хозяйству поможет, и спать.
Вот и нам спать пора, завтра доскажу.


Продолжение http://proza.ru/2021/08/17/1217


Рецензии
Очень интересная сказка, Григорий, но некоторые моменты вызывают удивление. Когда баба Оля отвечает отцу на предложение записаться в музыкальную школу, что это денег стоит, то маленький читатель может подумать, что обучение в ней было платным. На мой взгляд, следует пояснить, что расходы будут на музыкальный инструмент и возможно на дорогу.
Ежедневные походы в школу за десять километров тоже выглядят неубедительно.
Мой отец после начальной школы учился в семилетке за 15 километров от своей деревни, а в старших классах - в райцентре за 30 км. И он был такой не один.
Родители учеников договаривались с родственниками, знакомыми или обычными людьми, сдающими комнату в наём за умеренную плату, чтобы их чада проживали у них. Таким образом, ученики, нагруженные продуктами питания на неделю, совершали походы в село, где была школа, в воскресенье а домой возвращались в субботу после занятий налегке.
Не могу сказать про шестидесятые годы, а в семидесятых в сельской местности при средних школах были уже интернаты, где и проживали ученики из окрестных деревень.
С уважением,

Юрий Глухих   24.03.2025 09:28     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв, Юрий!

В советское время за обучение детей в музыкальных и художественных школах родители вносили небольшую, вполне посильную, плату. Что, на мой взгляд, совершенно справедливо.

Для детей, обладающих музыкальными способностями из неполных, неблагополучных семей и детдомовцев в областных центрах существовали музыкальные школы-интернаты, где главными инструментами были духовые. Пацаны после окончания, если их призывали в армию, попадали в оркестры.

Григорий Рейнгольд   30.03.2025 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.