Эта замечательная жизнь

Включила фильм, начала плакать через 5 минут и не могла остановиться до самого конца. Иногда я рыдала, иногда вдруг спохватывалась, что смотрю, а слезы текут сами собой.
Не у всех будет такая реакция на фильм. Причина моих слез - фильм смотрю не первый раз и знаю, что ждет героя дальше.
Возможно потому, что вижу жизнь героя, его разбитые мечты, и думаю о своей жизни (разбитых мечтах). Но трогает не жалость к герою или к себе. И даже не жертвенность героя. Фильм дает возможность увидеть необыкновенное милосердие Божье.
Человек, наделенный добротой, чутким сердцем, каждый раз выбирает не свои желания и мечты, он выбирает других людей, жертвует собой. Господь же взамен каждой его великой жертвы дает ему дар намного превышающий его мечты. Взамен разбитой мечте о путешествиях - счастье брата, выполненный долг перед отцом, возможность вовремя сказать слова любви отцу и любовь. Взамен свадебному путешествию - супругу, готовую разделить любые тяготы с ним. Отказавшись от невероятного предложения Генри Поттера (лучший дом, лучшие наряды для жены, командировки=путешествия и все за головокружительно большое жалованье), он узнает, что у него будет ребенок. Отказавшись, в конце концов, от собственной жизни, он получает прозрение о себе и своем истинном пути.

***
Мне очень близки размышления о роли старшего ребенка в семье.
Ты взрослей, потому что родился первым, говорит отец Джорджу Бейли. Трагедия старших детей. Старшим назначено нести попечение о своих младших братьях и сестрах, на них метка несвободы. Младший брат без зазрения совести пользуется деньгами, предназначенными для учебы старшего, также спокойно женится, находит работу по душе, запросто отступая от обещания, данного брату. А старший так не может. Словно в нем заложена невозможность жить ради себя.
В моем окружении есть подобные примеры. Старшая сестра устраивается на работу вместо института, чтобы помочь учиться младшей сестре. Старший брат не женится, потому что учит брата и сестру.
Я не совершала подобного подвига, но с подросткового возраста чувствую ответственность за жизнь своих младших брата и сестры. Я знаю, что и во мне есть такая несвобода: желание пожертвовать собой ради них.
Здесь же мне хотелось бы провести параллель с библейским сюжетом о блудном сыне. Во мне всегда особенно болезненно отзывалась линия, связанная не с младшим сыном, пустившимся в путешествие, а линия старшего сына, который заключен в несвободу: он не может поступить, как его младший брат. Мне понадобилось время, чтобы увидеть его главную трагедию: он не видит даров, получаемых от отца взамен своим жертвам.
Трагедия героя фильма, что он не видит, сколь много он получил в жизни.
Чудо именно в том, что Господь с великим милосердием открывает это старшему сыну Джорджу. Показывает, как велико его дело, как ценен его путь, как велика и незаменима его жертва.
Это фильм о заботе Бога о человеке, даже когда кажется, что жизнь идет под откос.
***
Я помню это состояние: когда все мечты разбиты, ты в тупике, ничего не имеешь, живешь словно не свою жизнь.
Однажды мы с подругами генералили кафедру русской литературы. Я мыла стол и вдруг сказала: когда-нибудь я буду здесь работать. Я знала, чего хочу. Но я вышла замуж, нам пришлось уехать. Меня приглашали в аспирантуру, но я отказалась.
Жизнь моя шла совсем не так, как я хотела. Я очень скорбела из-за этого. И вот однажды на уроке словесности ( я уже писала, как глубоко и серьезно написан курс словесности РКШ) я осознала, что говорю и работаю так, как хотела работать в институте. (И вообще, я не помню, чтобы так серьезно мы работали с языком, когда я училась в институте).
Я оглянулась и увидела, что у меня есть все, чего я хотела. Это меня поразило. Я шла дорогой, которая уводила меня от меня самой, от моей мечты, от моего призвания, а пришла туда, где я получила гораздо больше, чем могла. ( имея 2 детей я все-таки пробовала учиться в аспирантуре, меня поразило, что большинство аспирантов учится для продвижения в карьере. мне это было не нужно) А сегодня я рядом с людьми, увлеченными своей работой, влюбленными в книги. Я именно этого и искала.

Мне кажется, это гениальное духовное прозрение автора рассказа, по которому снят фильм, и режиссера: Жертвуя собой, человек получает в награду самое ценное: себя самого, себя настоящего. Отрекшись от себя, человек себя спасает.

Фильм есть подтверждение Евангелия.

В конце фильма нам дается ответ: Мечты Джорджа были пустыми, он мечтал о богатстве, хотел стать миллионером. Божьей заботой он не пошел за своей мечтой и стал действительно самым богатым человеком рядом с женой, детьми, родней и друзьями. ( Брат говорит тост: Джордж самый богатый человек в городе)

***
Совершенно чудесен крик Джорджа: с Рождеством! Только что он увидел, как, однажды родившись, он повлиял на жизнь целого города. Его крик - С Рождеством! - звучит как аллилуйя, славословие родившемуся младенцу, изменившему жизнь всего человечества.
***
Необыкновенно актуален сегодня этот фильм. Теперь время, когда жертвенность обесценивается, признается недостатком и пороком, когда мы слышим всюду, что важны прежде всего собственные желания, что главное - успех, богатство, признание. Мы должны определиться, хотим ли мы жить в городке, подобном Бедфорд Фоллз (где между людьми доверие и взаимопомощь, в городе музеи и кинотеатры), или хотим жить в Поттервилле, где место под солнцем нужно выгрызать зубами, где каждая вывеска кричит: Пей, развлекайся, играй, веселись (гениальное прозрение современных городов).

***
Интересна судьба фильма.Он был снят в 1946 году (не пугайтесь, он снят реально круто) . Прокат фильма провалился, сборы не покрыли расходов. Критика на фильм была отрицательной ( сказочность сюжета, сентиментальность, оторванность от реальности и т.п)
Спустя значительное время, когда истекли права на фильм, картина оказалась в бесплатном доступе и стала настоящим хитом. В США фильм показывали в канун Рождества ( как у нас Иронию судьбы). Фильм был выдвинут в 5 номинациях на Оскар. Попал в топ-100 лучших картин мирового кинематографа, многочисленные списки лучших фильмов) Со временем картина была признана лучшей работой режиссера Фрэнка Капры.
Кстати, фильм режиссером не замышлялся как рождественский. Акцент на рождественском чуде специально не ставился, но получилось полное попадание в жанр (ирония судьбы)
***
(Согласитесь, народ, который смотрит и восхищается таким фильмом, очень близок нам по духу. Давно меня не оставляет мысль, что русские и американцы очень похожи.)
***
Такой фильм стоит смотреть каждый год.
Наградой за многочисленные просмотры станет ваше внимание к деталям: ирония, стеб (например, Мэри без одежды в розах и монолог Джорджа) и даже сарказм в фильме (чего стоит судьба Мэри без Джорджа: она становится старой девой (некрасивой и почти сумасшедшей). Самый трагичный путь женщины. Разве что сравнится с трагедией Вайолетт, которая стала проституткой.)
Можно обратить внимание на сюжетные особенности: фильм начинается звоном колокола - заканчивается звоном колокольчика; в начале фильма герой прыгает в воду и в конце повторяет этот же подвиг. Можно поговорить об отсылках к другим произведениям. Фильм с множеством уровней понимания.
Это настоящий шедевр киноискусства, который со временем становится только прекрасней.


Рецензии